ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-6658/14 от 20.10.2014 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-6658/2014

20 октября 2014 года

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Пасаманик Н.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон материалы дела по заявлению прокурора г. Петрозаводска о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил: прокурор г. Петрозаводска (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1, предприниматель) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(далее – КоАП РФ).

В обоснование требований заявитель ссылается на постановление от 15.08.2014 о возбуждении производства об административном правонарушении, вынесенное по результатам прокурорской проверки, проведенной на предмет соблюдения законодательства об обеспечении безопасности игр и игрушек для детей при осуществлении торговой деятельности, которым установлен факт реализации ИП ФИО1 игрушек с нарушением требований технического регламента в части их маркировки.

Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Письменный отзыв на заявление ответчик в суд не направил.

Материалы дела размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Сроки, установленные судом для представления доказательств и иных документов, истекли. Обстоятельств, препятствующих рассмотрению спора в порядке упрощенного производства, судом не установлено.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ИП ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.

Прокуратурой г. Петрозаводска проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасности игр и игрушек для детей на территории Петрозаводского городского округа и установлено, что в принадлежащем ИП ФИО1 отделе «Игрушки» по адресу: <...>, находятся на реализации игрушки, маркировка которых не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», что зафиксировано в акте проверки от 12.08.2014.

15 августа 2014 года исполняющим обязанности прокурора г. Петрозаводска в присутствии предпринимателя вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

В постановлении указано на нарушение предпринимателем пункта 3 статьи 3, пунктов 5.1, 5.3 и 6 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798, выразившееся в выставлении на реализацию товаров, не имеющих маркировки или имеющих недостоверную маркировку, а именно:

- игрушка со встроенным двигателем радиоуправляемая арт. G5588-17А/18А код. 79245 изготовитель Драгон Шайн Лимитед имеет маркировку со знаком «ЕАС», дата изготовления товара указана «сентябрь 2014», что фактически не соответствует действительности;

- игрушка пластмассовая «Military», изготовитель Драгон Шайн Лимитед, арт. 0055-84, код. 79421 имеет маркировку со знаком «ЕАС», дата изготовления «сентябрь 2014», что фактически не соответствует действительности;

- игрушка «3-car gift set» made in China не содержит маркировки товара на русском языке с указанием наименования изготовителя и импортера, даты изготовления, наименования товара, сведений о соответствии техническим регламентам;

- игрушки: набор машинок «4-car gift set» made in China, игрушка «Kitchen Ware» made in China для детей от трех лет, игрушка - Кукла made in China, игрушка «Earth Tutelary no 2011-14» made in China - не имеют маркировки с указанием наименования товара, производителя и импортера и данных о них, сведений о соответствии товара техническим регламентам, даты изготовления товара и сроке службы - на русском языке.

Указанные товары для детей (игры и игрушки) на момент проведения проверки находились на выкладке на торговых стеллажах и прилавке отдела «Игрушки» ИП ФИО2, имели ценники с указанием стоимости, допущены индивидуальным предпринимателем к розничной продаже.

В объяснениях от 15.08.2014 предприниматель пояснил, что маркировка на товар выдана поставщиком ООО «Игроторг», находилась в отделе, продавцы не успели ее наклеить (это их обязанность по трудовому договору). Маркировка с неверной датой была наклеена фирмой «Игроторг». В дальнейшем эти нарушения были устранены.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

Проверив в соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру проведения проверки и возбуждения дела об административном правонарушении, суд не усматривает процессуальных нарушений, а равно нарушений гарантированных законом прав привлекаемого к ответственности лица, являющихся самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Все необходимые сведения, подлежащие обязательному отражению в силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в постановлении прокурора имеются; права привлекаемого лица, установленные статьей 51 Конституции Российской Федерации и КоАП РФ, предпринимателю разъяснялись, копия постановления вручена ему в день вынесения.

Оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 этого Кодекса.

Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №798 принят и с 1 июля 2012 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011).

Пунктом 3 статьи 3 «Правила обращения на рынке» ТР ТС 008/2011 предусмотрено, что игрушки, не маркированные единым знаком обращения на рынке государств-членов Таможенного союза, не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

Согласно пунктам 5.1, 5.3 статьи 4 «Требования безопасности» ТР ТС 008/2011 маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации; маркировка должна содержать следующую информацию: наименование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости).

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ТР ТС 008/2011 маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, выполняются на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства-члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза.

Судом по материалам дела установлено, что допущенные предпринимателем к реализации товары: игрушка со встроенным двигателем радиоуправляемая арт. G5588-17А/18А код. 79245 изготовитель Драгон Шайн Лимитед, и игрушка пластмассовая «Military», изготовитель Драгон Шайн Лимитед, арт. 0055-84, код. 79421, маркированные знаком «ЕАС» в соответствии с ТР ТС 008/2011, содержат недостоверную информацию в части даты изготовления: на товарах указана дата изготовления «сентябрь 2014», в то время как их реализация осуществлялась на момент проведения проверки - 12.08.2014. Из материалов дела усматривается, что эти игрушки поступили ИП ФИО1 от ООО «Игроторг» по расходным накладным №Р7-17532 от 07.08.2014 (л.д. 48-49) и №Р7-17630 от 08.08.2014 (л.д. 51-52). При приеме и выпуске в реализацию указанных игрушек ИП ФИО1 имел возможность и должен был проверить их маркировку и усомниться в ее достоверности, такая продукция не могла быть допущена к реализации. Проверка указанных обстоятельств находится в зоне ответственности продавца.

Кроме того, судом по материалам дела установлено, что игрушка «3-car gift set» made in China - не содержит маркировки товара на русском языке с указанием наименования изготовителя и импортера, даты изготовления, наименования товара, сведений о соответствии техническим регламентам, а игрушки: набор машинок «4-car gift set» made in China, игрушка «Kitchen Ware» made in China для детей от трех лет, игрушка - Кукла made in China, игрушка «Earth Tutelary no 2011-14» made in China - не имеют маркировки с указанием наименования товара, производителя и импортера и данных о них, сведений о соответствии товара техническим регламентам, даты изготовления товара и сроке службы - на русском языке.

Поскольку в отношении этих игрушек отсутствует информация о дате их изготовления, а также какая-либо информация на русском языке, суду не представляется возможным установить, распространяется ли на них действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), а также соотнести их с какими-либо представленными в материалы дела сертификатами и товарными накладными.

Вместе с тем, законодательство Российской Федерации, действующее до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), также устанавливало обязательность сертификации игрушек и установления срока их службы.

Так, постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 был утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в разделе 9630 которого (в редакции, действующей до 01 июля 2012 года) была предусмотрена обязательная сертификация игрушек.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 720 утвержден перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, а, следовательно, указывать и дату изготовления. К таким товарам отнесены товары для детей, в том числе игрушки.

В силу прямого указания норм статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в числе прочих, следующие сведения: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, если таковое необходимо в соответствии с установленными законом требованиями.

Вышеуказанная информация подлежит доведению до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Таким образом, требования о маркировке игрушек знаком соответствия (знаком обращения на рынке) с указанием даты изготовления и изготовителя на русском языке были предусмотрены законодательством Российской Федерации и до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011).

Обязанность по проведению сертификации и маркировке игрушек лежит на изготовителе продукции, но продавец, осуществляющий ее выпуск в реализацию, обязан удостовериться в соблюдении установленных требований.

Материалами дела подтверждается, что в нарушение вышеизложенных требований ИП ФИО1 допустил к реализации в принадлежащем ему отделе «Игрушки», расположенном по адресу: <...>, игрушки, маркировка которых не соответствует установленным требованиям.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе актом проверки от 12.08.2014, приложенной к нему фототаблицей, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 15.08.2014, и свидетельствуют о наличии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Поскольку предпринимателем как продавцом товара допущены нарушения требований технического регламента, его действия подлежат квалификации по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной нормой по отношению к части 1 статьи 14.5, статье 14.7, части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

КоАП РФ не конкретизирует форму вины, при которой индивидуальный предприниматель может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Указанное административное правонарушение может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности.

Вина предпринимателя ФИО1 в совершении правонарушения заключается в отсутствии надлежащего контроля за соблюдением установленных требований при приеме и выпуске продукции на реализацию.

Обстоятельств, исключающих вину ответчика в совершении вменяемого правонарушения, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, суд считает доказанным наличие в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Предусмотренных частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд не усматривает. Смягчающих ответственность обстоятельств судом также не установлено.

Учитывая особую значимость соблюдения требований, предъявляемых к безопасности предназначенных для детей игрушек, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения предпринимателя от административной ответственности в силу малозначительности правонарушения суд не усматривает. Каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд назначает предпринимателю наказание в виде взыскания административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, - 20000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Заявление удовлетворить. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, место жительства: Республика Карелия, <...>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Довести до сведения индивидуального предпринимателя ФИО1 реквизиты для перечисления суммы административного штрафа:

расчетный счет № <***> в Отделении – НБ Республика Карелия;

получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Прокуратура Республики Карелия);

ИНН: <***> КПП: 100101001 БИК: 048602001 ОКТМО: 86 701 000

Код дохода: 415 1 16 90010 01 6000 140.

В графе «назначение платежа» указать: «административный штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-6658/2014».

2. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 представить в суд сведения об оплате наложенного штрафа в срок не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу. По истечении указанного срока в отсутствие сведений о добровольной уплате административного штрафа решение будет направлено для принудительного исполнения и составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия и вступает в законную силу по истечении указанного срока, если не подана апелляционная жалоба.

Судья

Пасаманик Н.М.