Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петрозаводск
Дело №
А26-8763/2011
28 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2011 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Петровский А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колесовой Н.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Комилесзаготпром» к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о признании незаконным и отмене постановления № 729/11Л от 12.10.2011 о назначении административного наказания,
при участии представителей:
заявителя, закрытого акционерного общества «Комилесзаготпром» – не явился,
ответчика, Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия – ведущего специалиста Кондопожского территориального отдела государственного лесного контроля и надзора ФИО1 по доверенности от 08.07.2011 №5.1-294-Д,
установил: закрытое акционерное общество «Комилесзаготпром» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее – ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №729/11Л от 12.10.2011 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 11000 руб. штрафа.
В обоснование заявления общество, не оспаривая событие правонарушения, указало, что постановление вынесено за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, исходя из того, что Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов № 184 от 16.07.2007 (далее - Правила), нарушение которых вменено в вину общества, не относятся к законодательству об охране окружающей среды, применение годичного срока давности в данном случае необоснованно. В обоснование своей позиции общество ссылается на судебную практику, а именно: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2011 года по делу А26-1403/2011.
Ответчик направил отзыв на заявление, в котором просит в его удовлетворении отказать по тем основаниям, что Правила разработаны в соответствии с Лесным кодексом РФ, который помимо прочего регулирует вопросы охраны окружающей среды, являясь частью природоохранного законодательства, использование лесных насаждений с целью их заготовки порождает отношения в области охраны окружающей среды, направленные на рациональное использование природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, в связи с чем по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ, как и по всем нарушениям, ответственность за которые предусмотрена в главе 8 КоАП РФ, следует применять годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
В судебное заседание заявитель явку своего представителя не обеспечил, корреспонденция суда, содержащая информацию и времени и месте предварительного судебного заседания и судебного разбирательства, направленная по почтовому адресу, указанному заявителем при обращении в суд, получена заместителем генерального директора ФИО2 Как следует из материалов административного дела, по данному адресу общество получало и корреспонденцию административного органа, что подтвердил представитель ответчика в судебном заседании. В соответствии с положениями пункта 4 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель считается извещенным о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав представителя ответчика и изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Общество на основании договора аренды от 18.12.2007 осуществляло заготовку древесины на лесном участке, расположенном на территории Пряжинского центрального лесничества. Обществом были поданы лесные декларации об использовании лесов №12 от 16.08.2010 (с 25.08.2010 по 24.08.2011) и № 13 от 20.09.2010 (с 30.09.2010 по 29.09.2011), в том числе в квартале 48 (выдел 44, делянка 3) и квартале 62 (выделы 22, 37, делянки 1, 2 соответственно) Крошнозерского участкового лесничества.
09.06.2011 должностным лицом Государственного учреждения Республики Карелия «Пряжинское центральное лесничество» с участием представителя общества проведены освидетельствования мест рубок, в ходе которых выявлены нарушения обществом пункта 7 Правил, выразившиеся в оставлении не вывезенной в установленный срок древесины в объеме 25,1 куб. м.
По данному факту 26.07.2011 государственным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия ФИО3 в отношении общества составлен протокол № 10/02 об административном правонарушении.
Постановлением главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия ФИО4 от 12.10.2011 №729/11Л общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 11000 руб.
Факт правонарушения заявителем не оспаривается и подтверждается материалами дела, административным органом дана правильная квалификация противоправных действий (бездействия) общества.
Правонарушение выявлено административным органом 09.06.2011 (акты приемки лесосек), постановление о назначении административного наказания вынесено 12.10.2011, то есть за пределами двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень нарушений в ряде сфер законодательства, по которым срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год, в том числе за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. Применение приемов аналогии, расширительное толкование норм об административной и уголовной ответственности недопустимы, противоречат принципу правовой определенности.
Глава 8 КоАП РФ предусматривает ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Законодатель разграничил эти два вида нарушений, установив годичный срок давности лишь за нарушение законодательства об охране окружающей среды. Для определения срока давности привлечения к административной ответственности следует установить, нарушение какого именно законодательства по настоящему делу - в области охраны окружающей среды или в области природопользования вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» различает понятия окружающей среды (совокупности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных факторов) и ее охраны как деятельности юридических и физических лиц, направленной на сохранение и восстановление природной среды; использования природных ресурсов как их эксплуатации, вовлечения в хозяйственный оборот (статья 1). Разграничивая понятия окружающей среды и природных ресурсов, статья 2 данного закона выделяет соответственно и два вида регулируемых законодательством отношений: возникающих в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду (пункт 4) и возникающих в области охраны и рационального использования природных ресурсов (пункт 5). Процесс заготовки древесины является не деятельностью, направленной на обеспечение благоприятной окружающей среды, а природопользованием, эксплуатацией природных ресурсов.
Лесной кодекс РФ среди лесных отношений выделяет отношения, связанные с использованием лесов (глава 2), охраной и защитой лесов (глава 3), воспроизводством лесов и лесоразведением (глава 4), лесоустройством (глава 5). В соответствии со статьями 25 и 29 заготовка древесины как вид использования лесов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Согласно пункту 1 Правил заготовки древесины они разработаны в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса РФ. Сплошные рубки осуществляются в эксплуатационных лесах, в защитных лесах - лишь при строительстве, реконструкции и эксплуатации предусмотренных частью 1 статьи 21 Кодекса объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Сплошные рубки в современных российских условиях - фактически полное уничтожение леса, недорубы (сохранение) даже здоровых и растущих деревьев Правила относят к нарушениям.
Сама статья 8.25 КоАП РФ имеет заголовок - нарушение правил использования лесов. Таким образом, допущенное обществом нарушение пункта 7 Правил заготовки древесины, выразившееся в оставлении не вывезенной в установленный срок древесины, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере природопользования и не относится к нарушениям законодательства об охране окружающей среды.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой. Определением коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2010 № ВАС-7712/10 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора по заявлению Управления лесами Алтайского края постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.04.2010, пришедшего к выводу о нарушении административным органом двухмесячного срока привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 8.25 и 8.32 КоАП РФ.
Наличие признаков состава рассматриваемого правонарушения фактически устанавливается к моменту подписания представителями лесничества и лесопользователя акта приемки лесосек с приложениями. Типовой акт утвержден приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 10.06.2009 № 528. Сам бланк акта предусматривает констатацию нарушений процесса рубки, вывоза заготовленной древесины, а не мероприятий в области охраны окружающей среды. У Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия имеются все возможности составления протокола и принятия постановления об административном правонарушении в двухмесячный срок после подписания акта, своевременного привлечения к ответственности лиц за нарушение правил использования лесов.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия,
Р Е Ш И Л :
1. Заявленное требование удовлетворить. Признать незаконным и отменить полностью постановление Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 12.10.2011 №729/11Л о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ закрытому акционерному обществу «Комилесзаготпром», место нахождения: Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны, д. 110, лит. Б., основной государственный регистрационный номер 1051100565790.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>).
Судья
Петровский А.В.