Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петрозаводск
Дело №
А26-9453/2011
20 марта 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2012 года. Полный текст решения изготовлен 20 марта 2012 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Петровский А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колесовой Н.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о взыскании 1039 руб. 20 коп.
при участии:
заявителя, государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия, - не явился;
ответчика, индивидуального предпринимателя ФИО1, - не явился;
установил:
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия (далее – заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель) о взыскании штрафа в размере 1 039, 20 руб. за непредставление в установленный срок сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Ответчик в судебное заседание не явился, отзыва по существу заявления в суд не представил. Корреспонденция суда, содержащая сведения о времени и месте судебного заседания, направлялась ответчику по адресу, указанному в выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Копия определения суда возвращена отделением почтовой связи без вручения по истечении срока хранения. При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд признает ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.
В письменных пояснениях от 27.12.2012 (л.д.37) и 23.01.2012 (л.д.57) заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме, подтвердил, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год, ответчиком не представлены. С 01.01.2012 Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ признан утратившим силу пункт 5 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее - Закон № 27-ФЗ), которым была предусмотрена данная обязанность. Ответчик привлечен Пенсионным фондом к ответственности в 2011 году. Необходимые сведения должны были представляться по формам СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3, формы документов и инструкции по их заполнению утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре за основным государственным регистрационным номером 304101310500055 и поставлен на учет в Управлении как индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников.
Управление, выявив факт непредставления в срок до 01.03.2011 предпринимателем индивидуальных сведений персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год, а также расчета составило акт от 12.05.2011 № 94. Решением Управления от 17.06.2011 № 1094 предприниматель привлечен к ответственности, установленной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1 039, 20 руб. Требованием от 19.07.2011 № 1057 Управление предложило предпринимателю уплатить указанную сумму штрафа в срок до 08.08.2011. Предприниматель не исполнил требование в добровольном порядке, в связи с чем Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что задолженность ФИО1 по страховым взносам и санкциям взыскивалась в принудительном порядке (л.д.82,84,86,88,90).19.02.2010 расчетный счет предпринимателя был закрыт (л.д.100), в настоящее время местонахождение ФИО1 не известно (л.д.63).
В Арбитражный суд Республики Карелия поступило около двух тысяч дел о привлечении к ответственности индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников. В целях объективного и всестороннего рассмотрения настоящего дела судьей изучено несколько десятков дел данной категории по другим районам Республики Карелия, заверенные копии документов из других дел приобщены к данному делу. По делу №А26-9452/2011 (копия Решения Арбитражного суда Республики Карелия от 14.02.2012) представитель Управления пояснил, что в текущем году предприниматели уже не обязаны представлять в Пенсионный фонд какие-либо справки и документы.Полный пакет документов включает в себя СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3. Форма СЗВ-6-1 универсальная, содержит все необходимые данные, является достаточной для выполнения требований Пенсионного фонда. Более того, представление необходимых сведений было возможно и в произвольной форме. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) предпринимателям необходимо было представлять расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год по форме РСВ-2. Ответственность за непредставление данного расчета по форме РСВ-2 предусмотрена Законом № 212-ФЗ. Предприниматели, несвоевременно представившие расчет и не представившие сведения, привлекались к двум видам ответственности – по Закону №212-ФЗ за непредставление расчета и в судебном порядке по Закону № 27-ФЗ за непредставление сведений. Большинство предпринимателей с помощью работников Управления представило сведения, подписав формы. Исключение из закона введенных на 2011 год обязанностей индивидуальных предпринимателей, не использующих наемный труд, не сказалось отрицательно на деятельности органов Пенсионного фонда. Регистрация предпринимателей производится по данным налоговых органов, об изменении ФИО граждан в Пенсионный фонд поступает информация в установленном порядке, номер страхового свидетельства присваивается центральным органом Пенсионного фонда, сведениями о поступивших взносах органы Пенсионного фонда располагают.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления исходя из следующего.
Закон № 27-ФЗ входит в систему законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует вопросы организации индивидуального (персонифицированного) учета, устанавливает порядок и сроки представления индивидуальных сведений, определяет права, обязанности и ответственность страхователей, застрахованных лиц и органов Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд) в сфере учета.
Статья 1 Закона № 27-ФЗ определяет, что физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусматривалась обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определенном исходя из стоимости страхового года, представлять следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Согласно пункту 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 5, должны представляться вместе с копией платежного документа.
За непредставление в установленные сроки указанных сведений, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений на основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, предусматривались финансовые санкции в виде взыскания 10% от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Частью 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ установлено, что стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 данного закона, увеличенное в 12 раз.
Размер платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2010 год в соответствии с Законом № 212-ФЗ составляет 10392 руб., соответственно штрафная санкция за непредставление в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год равна 1039,20 руб.
Однако срок для исполнения данной обязанности был установлен законом только для страхователей. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.09.2009 № 7802/09 указал, что у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения в органы Пенсионного фонда отсутствовала. ФИО1 решением Управления № 44 от 04.05.2009 привлекался к ответственности в виде штрафа за непредставление сведений, необходимых для индивидуального персонифицированного учета (л.д. 121).
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" были внесены изменения в 35 федеральных законов. В частности, данным законом из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) была устранена административная ответственность за непредставление сведений в органы государственного внебюджетного фонда, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ-штраф на граждан в размере от 100 до 300 руб., на должностных лиц от 300 руб. до 500 руб. В настоящее время действует согласно этой статье КоАП РФ административная ответственность за непредставление сведений или представление неверных сведений лишь в налоговые и таможенные органы). Но этим же законом абзац 1 пункта 5 статьи 11 был изложен в следующей редакции: «Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы до 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения». В части 3 статьи 17 слова «за отчетный год» заменены словами «соответственно за отчетный период и за истекший календарный год».
Таким образом, срок исполнения обязанности индивидуальных предпринимателей был установлен, административная ответственность за непредставление сведений, содержащаяся в КоАП РФ, была устранена, неисполнение обязанности, исходя из сложившейся практики, стало влечь штраф уже не по КоАП РФ, а по статье 17 Закона №-27-ФЗ, не претерпевшей существенных изменений, кроме добавления (для исчисления размера штрафа) к словам «отчетный период», т.к. индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, освобождены от отчетности, слов «истекший календарный год». Фактически размер штрафов увеличился для предпринимателей в несколько раз.
Одновременно с Законом № 213 –ФЗ от 24.07.2009 был принят Закон № 212 от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Данный закон, также вступивший в силу 01.01.2010, в статье 16 «Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам» установил в пункте 5 обязанность таких плательщиков представлять в территориальный орган Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти. Частью 2 статьи 46 данного закона было установлено, что непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.
Таким образом, к 1 марта 2011 года индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, должны были представить как расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по установленной форме в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона № 212-ФЗ, так и сведения о персонифицированном учете, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
При этом в случае несвоевременного представления расчета по страховым взносам и сведений об индивидуальном учете предприниматели привлекались к ответственности как по статье 46 Закона № 212-ФЗ, так и по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Федеральным законом от 03.12.2011 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (далее – Закон № 379-ФЗ) пункты 5 и 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ признаны утратившими силу с 01.01.2012. Законом № 379-ФЗ также изменена статья 6 Закона № 212-ФЗ, с 01.01.2012 обязанность представления расчетов распространяется только на глав крестьянских (фермерских) хозяйств и не распространяется на индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты физическим лицам.
Суд полагает, что заявление Управления не подлежит удовлетворению, так как Закон № 27-ФЗ установил обязанность представления индивидуальным предпринимателем сведений, заведомо имеющихся у Пенсионного фонда; данные сведения по закону должен сообщить предпринимателю Пенсионный фонд, а лишь в 2011 году они должны были представлять сведения друг другу; закон фактически сроком на 1 год установил возможность привлечения к двойной ответственности за непредставление одних и тех же сведений по Закону № 27 –ФЗ и Закону № 212-ФЗ, т.к. указанные сведения в пункте 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ содержались в форме расчета, утвержденной в соответствии со статей 15 Закона № 212-ФЗ; Пенсионный фонд не установил какую-либо дополнительную специальную форму представления сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 Закона № 27-ФЗ, поэтому обязанность представлять эти сведения в дополнение к расчету не была конкретизирована и исполнима - в отличие от обязанности представления этих сведений в форме расчета в соответствии с Законом № 212-ФЗ; органы Пенсионного фонда произвольно на местах определяли обязанность предпринимателей представлять сведения по формам, утвержденным для страхователей, организаций; решение Управления ни по содержанию, ни по форме не соответствует закону; суд не усматривает правовой возможности применять недействующий закон при привлечении к ответственности, носящей публично-правовой характер; новый закон, отменивший и обязанность и ответственность предпринимателей, имеет обратную силу. Суд также отмечает, что само установление возможности административных органов налагать штрафы за непредставление не указанных в законе документов, а «других сведений» по усмотрению самих административных органов - противоречило принципам законности и правовой определенности.
В настоящее время сведения, связанные с индивидуальным (персонифицированным) учетом в системе обязательного пенсионного страхования, в Пенсионном фонде компьютеризированы, их внесение и последующее изменение невозможно по письмам застрахованных, составленных в произвольной форме, а осуществляется исключительно по утвержденным формам, платежным документам или их копиям.
Пунктом 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ установлено, что сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 данного закона (в том числе суммы уплаченных страховых взносов - подпункт 14 пункта 2 статьи 6) представляются в Пенсионный фонд РФ в соответствии с утвержденными им в установленном порядке формами документов и инструкций.
Однако в этом же законе имеются конкурирующие нормы о том, что формы документов и инструкций по существу утверждаются федеральным органом исполнительной власти. Согласно статье 8.1 Закона № 27-ФЗ Пенсионный фонд осуществляет прием и учет сведений в порядке и сроки, определяемые уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет сведения о включенных в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке. Статьей 19 Закона № 27-ФЗ установлено, что инструкция о порядке ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987-н (в редакции Приказа от 27.07.2010 № 550Н, зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.02.2010) определяет, в частности, порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации персонифицированного учета сведений о каждом застрахованном лице, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах, в том числе сведений о страховом стаже, о заработной плате (доходе), о начисленных и уплаченных страховых взносах (индивидуальные сведения); порядок и сроки приема и учета Пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах, а также внесения указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Пунктом 42 Инструкции установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, до 1 марта, следующего за истекшим календарным годом, представляет в территориальный орган фонда сведения об уплаченных страховых взносах за отчетный период вместе с копией платежного документа и расчетом по начисленным и уплаченным взносам. Уполномоченный орган исполнительной власти таким образом конкретизировал установленную законом обязанность, определил, что представление застрахованным лицом указанного пакета документов является одним действием. Очевидно, что привлечение органами Пенсионного фонда за неисполнение одной обязанности к двойной ответственности и санкциям (по 27-ФЗ и 212-ФЗ) противоречит и Инструкции. Не уплатив взносы и не представив копии платежного документа и расчета по уплаченным взносам, гражданин не мог исполнить данную обязанность. Пункт 39 Инструкции подчеркивает, что сведения, содержащиеся в представленных документах, подготовленные с нарушением настоящей инструкции и требований к формам данных документов и правил их заполнения, в лицевые счета не вносятся. Эти документы или их копии возвращаются с указанием обнаруженных нарушений в срок не позднее 7 дней со дня обнаружения нарушений. Согласно пункту 47 Инструкции копии сведений, представляемых физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, должны храниться у них в соответствии с правилами, установленными для хранения документов бухгалтерского учета.
В соответствии с Законом № 212-ФЗ форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-2 ПФР) и порядок ее заполнения утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.11.2009 № 895н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам», вступившим в силу с 01.01.2010 года (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.12.2009). Форма предусматривает необходимость указания сумм взносов, подсчета задолженности по четырем графам и строкам 100 и 150 на начало и конец расчетного периода (т.е. на 01.01.2010 г. и 31.12.2010), периоды предпринимательской деятельности, различные коды, ОКАТО, номер лицевого счета, номер в ТФОМС, номер корректировки. При наличии задолженности по состоянию на 31.12.2009 должен был заполняться и специальный раздел 3 формы РСВ-2 ПФР. Именно в этой форме, а не в требуемых органами Пенсионного фонда Российской Федерации по своему усмотрению иных формах, должны были быть указаны и сумма взносов, и ФИО, и страховой номер счета, и другие сведения, перечень которых определил орган исполнительной власти. Согласно форме, именно к расчету должны прилагаться подтверждающие документы или их копии с указанием количества листов.
То есть, в расчете (форме РСВ-2 ПФР) содержатся все указанные в пункте 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения, а также другие, предусмотрено (в соответствии с пунктом 6 статьи 11 закона № 27-ФЗ) предоставление этих сведений вместе с копией платежного документа. Таким образом, представление сведений, предусмотренных пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, должно было осуществляться путем предоставления расчета, с приложением копии платежного документа, и ответственность за непредставление этих документов могла наступать лишь по специальной норме – статье 46 Закона № 212-ФЗ, а не по статье 17 Закона № 27-ФЗ.
В деле имеется расчет ФИО1, составленный работником Пенсионного фонда 12.05.2011 и не подписанный предпринимателем. В других делах Арбитражного суда Республики Карелия имеются расчеты формы РСВ-2 ПФР, составленные работниками Пенсионного фонда, в единичных случаях они подписаны предпринимателями, требуемых же работниками управлений форм в подавляющем большинстве дел нет. По делу №А26-10037/2011 комиссией управления во главе с начальником управления 27.07.2011 составлен акт № 01, согласно которому в течение этого дня работниками управления составлены и введены в базу данных сведения учета по формам СЗВ-6-1, АДВ-6-3 и АДВ-6-2 на 39 индивидуальных предпринимателей, не представивших расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, приложен список. 29.08.2011 составлен протокол о том, что комиссия постановила привлечь 39 человек к ответственности в виде штрафа 1039,20 руб. После этого были составлены решения о привлечении к ответственности этих лиц. В решении о привлечении к ответственности ФИО2 в графе «обстоятельства совершенного нарушения» указано, что «индивидуальные сведения за 2010 год сформированы на основании акта УПФР в Суоярвском районе Республики Карелия № 01 от 27.07.2011». Таким образом, требуемые от части предпринимателей формы СЗВ-6-1, АДВ-6-3 и АДВ-6-2 органам Пенсионного фонда были не нужны, в ряде случаев составлялись и заносились в базу данных ими в течение одного дня в отношении десятков предпринимателей с использованием компьютерных технологий. Фактически же к ответственности предприниматели были привлечены за непредставление расчета. Привлечение граждан к ответственности не предусмотренными законом комиссиями, списками из десятков человек противоречит предусмотренной законом процедуре, требованиям индивидуализации наказания. Из материалов дел также следует, что при подписании различных документов предпринимателями и работниками Пенсионного фонда даже в марте 2011 года это не учитывалось как смягчающее обстоятельство, штраф назначался в максимальном размере. Суды учитывали смягчающие обстоятельства и устанавливали меньший по размеру штраф. В делах нет сведений, что предпринимателей предупреждали о том, что в случае подписания предлагаемых им расчетов по форме РСВ-2 ПФР они могут быть привлечены к двум штрафам по основаниям статьи 17 Закона № 27-ФЗ и статьи 46 Закона № 212-ФЗ, поскольку сумма штрафа по последней статье, за непредставление расчета, исходя из буквального толкования диспозиции, рассчитывалась исходя из «этого» расчета, то есть подписанного гражданином позднее. Таким образом, поскольку составление расчета и его подписание только работником органа Пенсионного фонда законом не предусмотрено, и требуется подпись плательщика взносов, несвоевременное представление (подписание) расчета влекло наказание в течение трехлетнего срока давности (статья 45 Закона №212-ФЗ), а непредставление расчета освобождало от ответственности.
В распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 05.05.2010 № 120-р указывается, что состав данного правонарушения подтверждается расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам с отметкой о приеме; документом, подтверждающим доставку расчета. Если в 2011 году Пенсионный фонд Российской Федерации из-за некорректных формулировок закона не мог привлечь к ответственности лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей), вообще не представивших расчет, так как штраф исчислялся на основе представленного расчета, то Законом № 379-ФЗ от 03.12.2011 редакция статьи 46 ФЗ-212 была изменена, штраф в настоящее время исчисляется исходя из суммы подлежащих уплате взносов, исключена дифференциация штрафа в зависимости периода просрочки (180 дней).
Формы документов индивидуального учета и инструкция по их заполнению утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» (в ред. постановлений Правления ПФ РФ от 28.07.2008 N 224п, от 23.07.2009 N 161п, от 23.06.2010 N 152п, от 07.07.2010 N 166п, от 24.03.2011 N 59п; зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.10.2006). Пунктом 3 этого постановления утверждена Инструкция по заполнению форм документов персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Какой-либо дополнительной формы для повторного (двукратного) представления индивидуальными предпринимателями, не использующими наемный труд, сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, не установлено. Требуемые Управлением от индивидуальных предпринимателей формы СЗВ-6-1, АДВ-6-2 (т. 1, л.д.61- указание предпринимателям представить эти формы) представляют собой различные реквизиты и правила их заполнения страхователями-организациями.
Так, форма СВЗ-6-1, подписываемая руководителем организации, предусматривает ежеквартальную отчетность, реквизиты страхователя, его регистрационный номер в Пенсионном фонде, код категории застрахованного лица, периоды работы застрахованных лиц за последние три месяца ( в 2010 году - за шесть месяцев) отчетного периода, коды территориальных условий и особых условий труда, наименование входящих документов, их количество в пачках, номера пачек, номера регистрации пачек в территориальном органе Пенсионного фонда. Установлены правила указания отчетных периодов для формы СЗВ-6-1, применения символов. Регистрационный номер сообщается работодателю по специальной классификации. Графы территориальных и особых условий труда заполняются в соответствии с одноименными классификаторами параметров, списками производств, дающих право на льготное обеспечение. В пункте 71 Инструкции, утвержденной данным постановлением, указывается, что форма СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица» представляется в случае, если в отчетном периоде необходимо указать отпуск без сохранения содержания и (или) получение пособия по временной нетрудоспособности и (или) работу застрахованного лица с необходимостью заполнения реквизитов «территориальные условия труда (код)», «особые условия труда (код)», «исчисление страхового стажа», «условия для досрочного назначения трудовой пенсии».
Форма АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователями в ПФР» подписывается руководителем организации и исполнителем, содержит реквизиты страхователя (ИНН, КПП, код по ОКУД, код по ОКПО, краткое наименование организации), графы об указании количества исходных пачек документов и количество корректирующих пачек, количества застрахованных лиц, номера реестра (файла), изменениях в ИЛС по отчетным периодам, сведений о приросте коэффициента уплаты страховых взносов, их уплате на части пенсии, а также по дополнительному тарифу.
Таким образом, требования административного органа к индивидуальному предпринимателю представить не предусмотренные нормативными правовыми актами конкретные формы отчетности не правомерны, поэтому его привлечение к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ незаконно. Предприниматель ФИО1 мог быть привлечен к ответственности по статье 46 Закона № 212-ФЗ за несвоевременное представление расчета, если бы его представил, так как расчет с приложением копии платежного документа содержал все сведения, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. Пенсионный фонд не мог установить иные формы и порядок представления индивидуальных сведений в противовес нормативному правовому акту уполномоченного органа исполнительной власти, зарегистрированному в соответствии с действующим законодательством Министерством юстиции России. Управление не представило по определению суда от 07.02.2012 сведения о том, утверждены ли Пенсионным фондом (помимо опубликованных) специальные формы для представления предпринимателями необходимых сведений, имеются ли разъяснения о заполнении данных форм.
Суд считает, что невыполнение не основанных на законе разъяснений (указаний) местных органов Пенсионного фонда о представлении дополнительных форм отчетности СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3 (при том, что в деле нет даже данных о получении предпринимателем ФИО1 этих разъяснений), которые относятся лишь к страхователям, имеющим наемных работников, не может являться основанием для привлечения к ответственности.
Более того, в настоящее время сам Пенсионный фонд Российской Федерации разъяснил, что даже необоснованно рекомендованная на местах форма СЗВ-6-1 могла представляться лишь как приложение к расчету (по форме РСВ-2) и лишь для учета работы в особых или вредных условиях труда в связи с досрочным назначением пенсии, то есть привлечение к ответственности за непредставление (незаполнение) формы СЗВ-6-1 до 1 марта 2011 года было неправомерным. В информационном сообщении Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года, опубликованном в Интернете (система Консультант Плюс: Версия Проф.) указано, что «физические лица (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), самостоятельно уплачивающие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, индивидуальные сведения, ранее представлявшие один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, с 1 января 2012 года не представляют (Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»). Если физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, осуществляет предпринимательскую деятельность в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, или на работах в особых или вредных условиях труда, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, то с целью учета своих пенсионных прав до 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, оно может представить в территориальный орган ПФР по месту регистрации сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (по форме СЗВ-6-1) за соответствующий отчетный период вместе с копией платежного документа и с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам (по форме РСВ-2)».
В Законе № 27-ФЗ не определен какой-либо порядок привлечения к ответственности страхователей и застрахованных лиц, в статье 17 Закона указывается, что страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уклоняющиеся от представления достоверных и в полном объеме сведений (тем самым еще раз подчеркивается возможность привлечения к ответственности за непредставление неполных по установленной форме отчетности сведений) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к процедуре привлечения к ответственности установлены Законом № 212-ФЗ (статьи 39,40,42,43,44), в том числе обязанность устанавливать состав правонарушения, вину в форме умысла или неосторожности, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения обстоятельства, которые выясняются судом или административным органом, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к ответственности. В решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения с указанием статей федерального закона, предусматривающих данное правонарушение. Частью 3 статьи 40 Закона № 212-ФЗ установлено, что привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах осуществляется в соответствии с КоАП РФ.
В методических рекомендациях, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 05.05.2010 N 120р «Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах» подчеркивается, что при проведении работы по привлечению к ответственности за нарушение плательщиками страховых взносов законодательства Российской Федерации территориальные органы Пенсионного фонда руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При привлечении плательщиков страховых взносов к ответственности органам Пенсионного фонда следует исходить из того, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства о страховых взносах и виновности плательщика в его совершении, возлагается на органы Пенсионного фонда; никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
Решение Управления от 17.06.2011 № 1094 не соответствует требованиям закона, в нем не указано, какое именно правонарушение совершил ФИО1, какие конкретные сведения он не представил в орган Пенсионного фонда. Графа бланка решения (обстоятельства совершенного нарушения) даже не заполнена. В решении содержится лишь ссылка на пункт 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, не указывается, какие сведения должны быть представлены. В случае, если бы органы Пенсионного фонда указывали в решении, какие конкретно сведения не представлены, такие решения могли быть оспорены предпринимателями, представившими данные сведения к 01.03.2011 в расчете, форма которого была утверждена органом исполнительной власти.
В самом решении Управления содержится ссылка на статью 39 Закона № 27-ФЗ. В соответствии с частью 8 данной статьи решение выносится по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере социального страхования. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 957н от 07.12.2009 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» утверждена форма решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (форма 19-ПФР). Имеющаяся в материалах дела форма внешне напоминает утвержденную Министерством. Однако последняя требует указать в части «установил:» документально подтвержденные факты нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Этим элементарным требованием при привлечении к любому виду правовой ответственности (административной, дисциплинарной, финансовой) решение № 1094 от 17.06.2011 о привлечении к ответственности ФИО1 не соответствует. В резолютивной части данного решения в графе «состав нарушения» (в установленной Министерством форме употребляется термин «правонарушение») указано - «непредставление в указанные сроки».
Согласно статье 4 Закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет строится на принципах доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда, осуществляющие индивидуальный учет, использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда, для целей пенсионного обеспечения, в том числе для реализации пенсионных прав.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ страховщик обязан не только осуществлять учет средств, поступивших по обязательному пенсионному страхованию, но и бесплатно информировать застрахованных лиц и страхователей о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании. В соответствии со статьей 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений.
В соответствии со статьей 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда обязаны бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их лицевых счетах, а также не позднее 1 сентября каждого года - информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов.
В общей части информации указывается, в частности, ФИО лица, номер страхового счета, суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов, в специальной части – сумма, поступившая на накопительную часть трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 29 Закона № 212-ФЗ органы Пенсионного фонда должны в течение пяти дней выдавать плательщику страховых взносов по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам. Как вытекает из пункта 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ органы Пенсионного фонда должны бесплатно предоставлять формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и бесплатно разъяснять порядок их заполнения.
Согласно подпункту «г» п. 63 Инструкции, утвержденной Приказом №587-н Пенсионного фонда Российской Федерации, ежегодно до 1 сентября направляется застрахованных лицам (в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта получения) информация о состоянии специальной части лицевого счета, результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о правах, которые имеют застрахованные лица при формировании и инвестировании средств накопительной части, а до 31 декабря – застрахованным лицам, за которые уплачиваются страховые взносы только на страховую часть трудовой пенсии, сведения о состоянии лицевого счета. В поступившей в суд копии личного дела ФИО1 сведений о выполнении органом Пенсионного фонда данных обязанностей, в том числе по взносам за 2010 год, не имеется, Управление не представило во исполнение определения Арбитражного суда Республики Карелия от 07.02.2012 (л.д. 48-49) доказательств о направлении этих сведений.
Таким образом, если в 2010 году одни и те же сведения (ФИО, номер счета, сумма взносов) индивидуальные предприниматели и управления Пенсионного фонда должны были сообщать друг другу, то сейчас эта обязанность осталась лишь у фонда.
Устранение с 01.01.2012 обязанности совершать определенные действия ( в данном случае представлять письменные сведения, имеющиеся в Пенсионном фонде) означает, что с этого же времени невозможно и применение ответственности за несуществующую обязанность. Взыскание судом штрафа по сути означает завершающую часть административной процедуры привлечения лица к ответственности, при этом суды в соответствии с законом снижали сумму взыскиваемого штрафа. То есть решение органа Пенсионного фонда о взыскании штрафа становится общеобязательным и подлежащим исполнению лишь после решения суда о взыскании конкретной суммы штрафа.
Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации установлено, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В данном случае законодатель признал установление ежегодной обязанности представления индивидуальными предпринимателями сведений о ФИО, номере счета и сумме уплаченных взносов, расчетов и каких-либо других справок излишней. Установление пунктом 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ требования представлять копии платежных документов также было излишним, так как Пенсионный фонд располагал сведениями об уплаченных взносах, перечисляемых на строго определенные счета в федеральном казначействе. Согласно пункту 42 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.09.2008) в соответствии с письменным запросом администратора поступлений в бюджет разделы I и III справки о перечислении поступлений в бюджеты направляются ежедневно в электронном виде. В случае отсутствия электронного документооборота между органом Федерального казначейства и администратором поступлений в бюджет разделы I и III справки о перечислении поступлений в бюджеты направляются администратору поступлений в бюджет один раз в месяц по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным. Согласно пункту 3.19 Приказа Казначейства Российской Федерации от 07.10.2008 № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным Казначейством и его территориальными органами» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.11.2008) выписки из лицевых счетов формируются по всем видам лицевых счетов, открытым в Федеральном казначействе или органе Федерального казначейства, в разрезе первичных документов по операциям за данный операционный день. Выписки из лицевых счетов предоставляются не позднее следующего операционного дня после совершения операции (подтверждения банком проведения банковской операции) с приложением документов, служащих основанием для отражения операций на лицевых счетах.
Законы в сфере пенсионного дела не содержат нормы об их действии во времени. Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, ограничение прав и свобод федеральным законом допустимо лишь в целях, указанных в части 3 статьи 55 Конституции. Поскольку страховые взносы по смыслу Конституции Российской Федерации относятся к налогами и сборам (несмотря на исключение из Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2010 главы 24 «Единый социальный налог» и ряда других норм), установление излишних обязанностей предпринимателей всего на один год и привлечение их к ответственности суд считает ухудшением их положения, ущемлением их прав, тем более что в соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Установление на 2011 год обязанности представлять отчетность, подсчитывать задолженность не только за 2010 год, но и предыдущие годы, хранить эти сведения согласно правил бухгалтерского учета (предприниматели имели и имеют право уплачивать взносы как единовременно, так и частями) - противоречили другим нормам законодательства и его направленности на резкое уменьшение бумагооборота.
Анализ изменений в законодательстве свидетельствует о целенаправленной реализации в законах поддерживаемой всеми органами власти политики принципа «одного окна» с целью устранения необходимости хождения граждан по многим организациям и представления ими различного рода справок и сведений, исключения соответствующих обязанностей граждан и ответственности, и, наоборот, установление ответственности должностных лиц органов власти, организаций, работодателей за обеспечение социальных ( в том числе пенсионных) прав граждан. Закон № 379-ФЗ от 03.12.2011 освободил предпринимателей от обязанности представления сведений, из статьи 8 Закона № 27-ФЗ об общих правилах представления сведений о застрахованных лицах исключены слова «физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы».
Пунктом 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения законодательства, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав плательщиков сборов, имеют обратную силу.
Часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ (статья 40 Закона № 212-ФЗ содержит ссылку на применение КоАП РФ при привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах) устанавливает, что закон, отменяющий административную ответственность, имеет обратную силу. В законодательстве нет понятия особой «пенсионной» или «страховой» ответственности, исключений из общих правовых принципов при применении ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах. Суд полагает, что ответственность за непредставление определенных документов государственному органу является административной независимо от того, предусматривается она в кодифицированном акте (КоАП РФ) или другом законе, или, как отмечалось выше, исключается из КоАП РФ и включается в отраслевой закон, либо вводится в КоАП РФ, но лишь для определенной категории плательщиков взносов, или содержится одновременно, предусматривая различные санкции, и в КоАП РФ и в отраслевом законе. Так, статья 15.33 КоАП РФ предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов в виде штрафа в размере от 300 руб. до 500 руб. (введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Иной подход означал бы, что вопрос о применении недействующего закона об ответственности за неисполнение исключенной из закона обязанности зависит лишь от того, предусмотрена ли норма об ответственности за непредставление документов в КоАП РФ или в некодифицированном законодательстве.
Управление освобождено от уплаты госпошлины по настоящему делу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленного требования отказать.
2. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья
Петровский А.В.