ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-9575/09 от 22.01.2010 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-9575/2009

29 января 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 29 января 2010 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе: председательствующей судьи Александрович Е.О., судей Дедковой Л.А., Лайтинен В.Э.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Прометей»

к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»

о признании недействующим распоряжения главы администрации от 21.09.2009 № 385-ро признании недействующим распоряжения главы администрации от 21.09.2009 № 385-р,

при участии представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Прометей», - юрисконсульта ФИО1 (доверенность от 01.09.2009),

установил: общество с ограниченной ответственностью «Прометей» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» (далее – ответчик, Администрация) о признании недействующим распоряжения главы администрации от 21.09.2009 № 385-р в части установления начала периодического протапливания в часы понижения температуры с 22 сентября 2009 года.

В судебном заседании, состоявшемся 16 декабря 2009 года, Общество представило письменное ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которому заявитель просит признать оспариваемый акт недействующим полностью. Определением от 16.12.2009 ходатайство об уточнении заявленных требований удовлетворено, к рассмотрению принят уточнённый предмет требований, рассмотрение дела отложено для извещения ответчика об изменении заявленных требований.

Требования заявителя мотивированы тем, что данный нормативный акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно пункту 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 №307 (далее по тексту – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам). При установлении в распоряжении начала регулярного теплоснабжения с 01.10.2009 не соблюдено требование Правил предоставления коммунальных услуг гражданам об установлении начала отопительного периода при среднесуточной температуре воздуха ниже +8 град. C в течение пяти суток подряд, кроме того, Администрацией не определено, что такое периодическое протапливание.

В судебном заседании 15.01.2010 к материалам дела приобщена копия ходатайства об изменении требований с отметкой о его вручении ответчику.

Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил, возражения по заявленным требованиям не направил, направил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Администрации.

Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала полностью, по основаниям, изложенным в заявлении.

Судом в порядке части 3 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынесено протокольное определение о перерыве в судебном заседании до 22.01.2010, явка сторон признана необязательной. Судебное заседание после перерыва продолжено 22.01.2010 в том же составе суда без участия представителей сторон.

Заслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Распоряжением Главы администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» (далее - Глава) от 21.09.2009 №385-р «О начале отопительного сезона 2009/2010 годов и подаче горячей воды» руководителям муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, руководителям предприятий и организаций независимо от форм собственности, имеющим на балансе котельные, предписано начать периодическое протапливание в часы понижения температуры с 22 сентября 2009 года, а с 1 октября 2009 года обеспечить регулярное теплоснабжение и горячее водоснабжение объектов социальной сферы, жилфонда.

Посчитав, что принятое Главой распоряжение джГлава) жение объектов социальной сферы, жилфонда. года, а с 1 октября 2009 года обеспечить регулярное теплоснабжение и гне соответствует пункту 12 Правил и нарушает права и законные интересы предприятия в области экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании названного нормативного правового акта недействующим.

Статьей 29, частью третьей статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

В статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.

Пунктом 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, определено, что сроки начала отопительного сезона устанавливаются органами местного самоуправления.

Оспариваемый акт - распоряжение от 29.09.2009 №385-р «О начале отопительного сезона 2009/2010 годов и подаче горячей воды» принят органом местного самоуправления муниципального образования – Главой Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», то есть уполномоченным органом в пределах компетенции.

В силу пункта 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.

Согласно имеющимся в материалах дела сведениям, предоставленным официальным органом - государственным учреждением «Карельский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (л.д. 10), по материалам наблюдений метеорологической станции Медвежьегорск за период с 15 по 30 сентября 2009 года, среднесуточная температура воздуха ниже +8 град. C отмечена 29 и 30 сентября. Следовательно, по состоянию на дату 01 октября 2009 года, указанную в распоряжении как начало регулярного теплоснабжения, предусмотренное пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам условие о начале отопительного периода по истечении пяти суток с температурой наружного воздуха ниже +8 град. C, следующих подряд, не соблюдено.

При таких обстоятельствах оспариваемое распоряжение об установлении даты начала отопительного периода с 01 октября 2009 года, до истечения пятисуточного температурного режима наружного воздуха, противоречит пункту 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем, подлежит признанию в данной части недействующим.

В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, на несоответствие которому проверяется оспариваемый нормативный акт, определяется порядок установления начала и конца отопительного периода (регулярного теплоснабжения), указанные нормы к распоряжению в части регулирования иных вопросов, не относятся. Поскольку указанной нормой порядок предоставления горячего водоснабжения не установлен, как не установлен такой режим как периодическое протапливание, оснований для признания недействующим, как не соответствующим пункту 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, распоряжения в оставшейся части суд не усматривает.

Довод заявителя о неправомерности распоряжения о периодическом протапливании в часы понижения температуры объектов социальной сферы, жилфонда судом не принимается.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).

Пунктом 1.1 названных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что они определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Согласно пунктам 5.2.1, 5.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, должна обеспечивать комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Коммунальные услуги должны быть надлежащего качества, то есть отвечать требованиям данных Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам определено, что отопление – это поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к данным Правилам.

Согласно данному пункту приложения №1 к Правилам, соответствующему требованиям пункта 4.16.4 Государственного стандарта «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» (ГОСТ Р 51617-2000), качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 град. C (в угловых комнатах - +20 град. C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - -31 град. C и ниже - +20 (+22) град. C в других помещениях. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 град. C. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 град. C. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.

Учитывая приведённые нормы действующего законодательства, указание Главы в распоряжении на необходимость с 22 сентября 2009 года осуществлять периодическое протапливание в часы понижения температуры, призвано гарантировать оказание коммунальных услуг надлежащего качества с целью сохранности муниципального имущества, обеспечения соответствия жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Суд также считает, что распоряжение о периодическом протапливании в часы понижения температуры не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку сформулировано таким образом, что решение вопроса о порядке осуществления требуемых действий фактически оставлено на усмотрение лиц, предоставляющих услуги по теплоснабжению. Само распоряжение указаний по порядку периодического протапливания не содержит и не дает разъяснений о том, что понимается под часами понижения температуры. При таких обстоятельствах заявитель вправе самостоятельно определять режим и порядок периодического протапливания с учётом необходимости соблюдения санитарных и технических норм и правил.

Исходя из изложенного, заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Прометей» требования подлежат частичному удовлетворению, судебные расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Заявление общества с ограниченной ответственностью «Прометей» удовлетворить частично. Признать распоряжение Главы администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 21.09.2009 № 385-р «О начале отопительного сезона 2009/2010 годов и подаче горячей воды» не соответствующим пункту 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, и недействующим в части установления начала обеспечения регулярного теплоснабжения с 01 октября 2009 года.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Взыскать с Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Прометей» судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.

3. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Председательствующий судья Е.О. Александрович

Судьи Л.А. Дедкова

В.Э. Лайтинен