ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-1023/13 от 07.05.2013 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000 Тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

http://www.kemerovo.arbitr.ru, E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово

Дело № А27-1023/2013

16 мая 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 16 мая 2013 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе председательствующего Смычковой Ж.Г., судей Власова В.В., Обуховой Г.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.С. Таскаевой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Тепловые сети», г. Мыски (ОГРН <***> ИНН <***>)

к Мысковскому городскому совету народных депутатов, г. Мыски (ОГРН <***> ИНН <***>)

при участии прокуратуры Кемеровской области, г. Кемерово

о признании недействующими решений № 89-п от 23.12.2010, № 26-н от 24.05.2012 г.

при участии:

от ЗАО «Тепловые сети» - представителя ФИО1 (доверенность №3 от 18.01.2013 г.)

заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе ФИО2 (удостоверение)

от Мысковского городского совета народных депутатов – представителей ФИО3 (доверенность от 04.03.2013 г.), ФИО4 (доверенность от 14.01.2013 г.)

у с т а н о в и л:

Закрытое акционерное общество «Тепловые сети» (далее - ЗАО «Тепловые сети») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Мысковского городского совета народных депутатов от 23.12.2010 г. № 89-н «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом».

ЗАО «Тепловые сети» также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Мысковского городского совета народных депутатов от 24.05.2012 г. № 26-н «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом».

Определением от 19 марта 2013 г. дела А27-1023/2013 и А27-1024/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на несоответствие оспариваемых нормативных актов статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 6.1 части 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. №184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», пункту 1.2 постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 28.10.2010 г. №35 «Об утверждении Порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами». Полагает, что полномочия на пересмотр, приведение и установление размера платы, подлежащей внесению гражданами за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение городским Советом народных депутатов, Уставом Мысковского городского округа не предусмотрены. Размер платы определен без учета нормативов потребления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, с нарушением расчета размера платы за коммунальные услуги, установленного приложением №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. №307. Утверждает, что поскольку решением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 23.12.2011 г. №401 на тепловую энергию, реализуемую ЗАО «Тепловые сети», утвержден тариф в размере 965,43 руб./Гкал без учета НДС на период с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г., с 01.07.2012 г. - в размере 975,22 руб./Гкал без НДС, возникла межтарифная разница в виде выпадающих доходов истца, которая по действующим договорам теплоснабжения за период с 01.01.2012 г. по 30.09.2012 г. составила 6 327 844 руб. 02 коп. Подробнее доводы изложены в заявлении и дополнении к заявлению, возражениях на отзыв.

Мысковский городской Совет народных депутатов с требованием не согласился. Полагает, что оспариваемые решения приняты в соответствии с действующим законодательством, а также постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 28.10.2010 г. №35 «Об утверждении Порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 04.05.2012 № 36 «Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год по муниципальным образованиям Кемеровской области», статьей 32 Устава Мысковского городского округа. Размер платы, подлежащей внесению гражданам за коммунальные услуги, приведен в соответствие с установленным предельным индексом: «1.3. За централизованное отопление в микрорайоне жилой застройки ТУ ГРЭС: 523,65 руб. за Гкал отпущенной тепловой энергии. 1.6. За горячее водоснабжение в микрорайоне жилой застройки ТУ ГРЭС: 33,79 руб. за куб. метр отпущенной воды». Подробнее доводы изложены в отзыве.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. Представители Мысковского городского совета народных депутатов возразили.

Прокурор, участвующий в деле в порядке пункта 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает, что оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий Мысковского городского совета народных депутатов. Заявителем избран неправильный способ защиты.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд признал заявленное требование не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно статье 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Как следует из материалов дела, для оказания услуг теплоснабжения жителям индивидуального жилого фонда и гражданам, проживающим в многоквартирных домах, в которых избран способ управления - непосредственное управление, ЗАО «Тепловые сети» заключило с собственниками жилых домов и собственниками помещений в многоквартирных домах договоры по оказанию коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению. При этом расчеты за поставленный коммунальный ресурс между ЗАО «Тепловые сети» и абонентами осуществлялись на основании размера платы за коммунальные ресурсы, установленного для граждан решениями Мысковского городского Совета народных депутатов от 23.12.2010 г. №89-н и от 24.05.2012 г. №26-н «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» и составляющего для микрорайона жилой застройки ТУ ТРЭС в период с 01.01.2012 г. по 01.07.2012 г. 467,55 руб./Гкал, с 01.07.2012г. - 523,65 руб./Гкал за тепловую энергию, 230,17 руб./м3 и 33,79 руб./м3 соответственно - за горячее водоснабжение.

Не согласившись с решениями № 89-п от 23.12.2010, № 26-н от 24.05.2012 г. ЗАО «Тепловые сети» обратилось в арбитражный суд.

Статьями 7, 8 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цеп (тарифов).

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (действовала до 01.01.2012 г.) установлено, что размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.

В настоящее время порядок приведения размера платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений в соответствие с предельными индексами изменения размера плат за коммунальные услуги установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 г. №467 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги».

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе:

1) запрашивать и получать у органа местного самоуправления информацию и иные необходимые сведения по вопросам применения предельных индексов для соответствующего муниципального образования;

2) осуществлять сбор информации о соответствии размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексам, установленным для соответствующего муниципального образования;

3) выдавать предписание органу местного самоуправления о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными для соответствующего муниципального образования. В случае неисполнения указанного предписания до истечения 45 дней со дня выдачи этого предписания орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обращается в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления об установлении тарифов и (или) надбавок, не соответствующих установленным предельным индексам (часть 7.6 статьи 6 Закона № 184-ФЗ).

Порядок приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Кемеровской области утвержден постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 28.10.2010 г. №35 (далее - Порядок).

Исходя из пункта 1.2 Порядка, установлен механизм приведения уполномоченными органами местного самоуправления размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленным для соответствующего муниципального образования Кемеровской области Департаментом цен и тарифов Кемеровской области в случае если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышает соответствующий предельный индекс.

В случае если изменение размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный для муниципального образования предельный индекс, орган местного самоуправления в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу нормативно правового акта Департамента цен и тарифов Кемеровской области об установлении предельных индексов, принимает решение в виде нормативно правового акта о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом, (пункт 2.2 Порядка).

Предельные индексы роста размера платы граждан на 2012 г. за коммунальные услуги установлены постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 04.05.2012 № 36 «Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год по муниципальным образованиям Кемеровской области».

Департаментом цен и тарифов Администрации Кемеровской области была проведена проверка правильности применения предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальному образованию Мысковский городской округ. В ходе проведения контрольных мероприятий нарушений не установлено.

Таким образом, решение Мысковского городского Совета народных депутатов № 26-н от 24.05.2012 г. принято на основании статьи 6 Закона №184-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007г. № 467 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги».

Полномочия установлены постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 28.10.2010 г. №35 «Об утверждении Порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», статьей 32 Устава Мысковского городского округа.

Судом отклонены доводы ЗАО «Тепловые сети» что оспариваемым решением изменены тарифы, утвержденные РЭК Кемеровской области на тепловую энергию, реализуемую ЗАО «Тепловые сети», как необоснованные и не соответствующие действующему законодательству и представленным в дело доказательствам.

Как уже указывалось судом, в соответствии статьей 6 Закона №184-ФЗ предельный индекс изменений размера платы за коммунальные услуги на следующий год устанавливается и применяется к уровню размера платы, действующего на конец текущего финансового года.

Признаны несостоятельными доводы ЗАО «Тепловые сети» о нарушении статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Законом №210-ФЗ и статьей 6 Закона № 184-ФЗ не устанавливается порядок расчета платы граждан за коммунальные услуги. Данная норма указывает на то, что размер платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, установленным органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Мысковским городским Советом народных депутатов также не производился расчет размера платы потребителей за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление в смысле, придаваемом понятию «размер платы» постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. №307.

Действующим законодательством устанавливаются как тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, так и размер платы непосредственно для граждан за коммунальные услуги. Данные понятия не равнозначны.

Применение при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги установленных тарифов на товары и услуги различных организаций коммунального комплекса, в любом случае не должно влечь за собой превышение предельного индекса изменения, установленного для муниципального образования.

Основным принципом установления предельного индекса является, прежде всего, доступность для граждан оказываемых организациями коммунального комплекса услуг, и совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги. Кроме того, предельный индекс является сдерживающим фактором, не позволяющим муниципальным образованиям произвольно менять размер платы граждан за коммунальные услуги.

Судом не приняты и иные доводы ЗАО «Тепловые сети», изложенные в заявлении и дополнении к заявлению, возражениях на отзыв, поскольку они не опровергают законность принятого акта в части установления размера платы граждан за коммунальные услуги с превышением предельного индекса изменения платы.

Данное решение принято уполномоченным органом и обнародовано в установленном порядке.

При таких обстоятельствах заявленное требование о признании недействующим решения № 26-н от 24.05.2012 г. не подлежит удовлетворению.

В связи с отказом в удовлетворении требования государственная пошлина остается за заявителем.

В части требования о признании недействующим решения Мысковского городского совета народных депутатов № 89-п от 23.12.2010, судом установлено и заявителем не оспаривается, что оспариваемый акт фактически утратил силу и применению не подлежит.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 г. № 182-О по смыслу приведенных конституционных положений, федеральный законодатель, располагая достаточной свободой усмотрения при регулировании способов и процедур судебной защиты, обязан обеспечить участникам судопроизводства такой уровень гарантий права на судебную защиту, который обеспечивал бы ее полноту и своевременность, эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, недопустимость подмены судопроизводственной формы защиты права другой и произвольного прекращения начатого судопроизводства.

На дату обращения ЗАО «Тепловые сети» в арбитражный суд с настоящим заявлением заявитель не обосновал требование ссылкой на нарушение своих прав и охраняемых законом интересов.

В пункте 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» содержится указание на то, что если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта, этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать.

С учетом изложенного, производство по делу в части требования о признании недействующим решения Мысковского городского совета народных депутатов № 89-п от 23.12.2010 подлежит прекращению. Государственная пошлина за рассмотрение требования – возращению.

Руководствуясь статьей 65, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение Мысковского городского совета народных депутатов № 26-н от 24.05.2012 г. «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» соответствующим статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 26.12.2005 г. №184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 г. №210 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», постановлению Правительства Российской Федерации от 23.07.2007г. № 467 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги», постановлению Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 28.10.2010 г. №35 «Об утверждении Порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами».

В остальной части производство по делу прекратить.

Возвратить закрытому акционерному обществу «Тепловые сети» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (Две тысячи) руб.

Выдать справку после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

На решение может быть подана жалоба в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий Ж.Г. Смычкова

Судьи В.В.Власов

Г.П. Обухова