ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-11919/2010 от 08.11.2010 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-11919/2010

«11» ноября 2010 года

Резолютивная часть объявлена 08 ноября 2010 года

Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2010 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кудровой Н.О.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск

к открытому акционерному обществу «Спиртовый комбинат», г. Мариинск

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: н/я;

от правонарушителя: ФИО1 – не допущена к участию в деле в качестве представителя, присутствовала без полномочий

у с т а н о в и л:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Спиртовый комбинат», г. Мариинск к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, а именно, за оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Надлежаще извещенный в порядке ст. 123 АПК РФ заявитель в судебное заседание не явился, до начала рассмотрения дела по существу направил в суд письменное пояснения на отзыв, приобщенное судом к материалам дела.

Требования, изложенные в заявлении, мотивирует тем, что Общество в нарушение статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» осуществляло оборот этилового спирта денатурированного, информация о котором не зафиксирована в ЕГАИС, а также допустило оборот этилового спирта без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями указанного Федерального закона. В связи с чем действия Общества образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Более подробно обоснования требований изложены в заявлении о привлечении к административной ответственности.

Правонарушитель в письменном отзыве на заявление против требований заявителя возражал, мотивируя тем, что наименование реализованного Обществом «Спиртовый комбинат» спирта «Дизол-1» отсутствовало в справочнике продукции, которая отражается в ЕГАИС. В этой связи ОАО «Спиртовый комбинат» не имело технической возможности зафиксировать в ЕГАИС реализацию указанного спирта в адрес ФКП «Алексинский химический комбинат». Также указывает, что законодатель не обязывает организации представлять уведомление на каждую партию товара одного вида. Представив одно уведомление, организация может осуществить на его основании несколько поставок одного вида продукции, в случае если объем данной продукции не превышает объем указанный в уведомле­нии. Более подробно возражения изложены в письменном отзыве на заявление.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 156, ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя заявителя и полномочного представителя правонарушителя, по имеющимся в деле материалам.

Рассмотрев материалы дела, судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, ОАО «Спиртовый комбинат» (местонахождение: 652152, <...>) имеет лицензию Б 068287 на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), в том числе денатурированного и спирта-сырца, выданную ФНС России 03.09.2007, сроком действия до 28.08.2011 года.

В соответствии с Положением о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 858 (далее - Положение) ОАО «Спиртовый комбинат» представлены в МРУ Росалкольрегулирования по Сибирскому федеральному округу декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта за 2 квартал 2010 года согласно формам приложений № 1, 2, 6, 7 к Положению.

При сопоставлении данных декларации об объемах поставки этилового спирта (Приложение № 6 к Положению) за 2 квартал 2010 с аналогичными данными, зафиксированными ОАО «Спиртовый комбинат» в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), установлено несоответствие, а именно: согласно данным декларации объем поставки произведенного этилового спирта составляет 937,106 тыс. дал, а согласно данным ЕГАИС - 929,0728 тыс. дал.

По данному факту 19.07.2010 возбуждено дело об административном правонарушении и начато административное расследование № 03-53/212 в соответствии с главами 28 и 26 КоАП РФ в целях истребования и исследования документов, имеющих существенное значение для установления события административного правонарушения.

В результате анализа истребованных сопроводительных документов по отгрузке этилового спирта за 2 квартал 2010 года, а именно: товарно-транспортных накладных (форма № 1-ТПД, утв. Минфином СССР и ЦСУ СССР от 12.07.1984г.), и данных ЕГАИС об обороте этилового спирта, установлена поставка спирта этилового денатурированного в адрес ФКП «Алексинский химический комбинат» согласно товарно-транспортной накладной от 12.05.10 № 07 в количестве 7,809 тыс. дал, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС.

В связи с вышеизложенным главным специалистом-экспертом отдела контрольно-технологических проверок МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу ФИО2 был составлен протокол от 05.08.2010 № 03-53/212 об административном правонарушении, по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к указанной ответственности.

Оценив представленные доказательства по делу, суд установил, что ОАО «Спиртовый комбинат» не может быть привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ за вменяемые ему правонарушения, по следующим основаниям.

Статья 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Объективная сторона части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в действиях по промышленному производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Одним из оснований привлечения Общества к указанной административной ответственности, по мнению Управления, явилось то, что ОАО «Спиртовый комбинат» не зафиксировало в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции поставку спирта этилового денатурированного в объеме 7,809 тыс. дал в адрес ФКП «Алексинский химический комбинат» (товарно-транспортная накладная от 12.05.2010г. №7).

Суд не принимает указанный довод Управления в связи со следующим.

Основным нормативно-правовым актом в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является Закон № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Учет объема производства, оборота и использования для собственных нужд этилового спирта осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Федерального закона.

Учет объема производства и оборота осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта в ЕГАИС, включающих в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, которыми оснащается основное технологическое оборудование.

Во исполнение указанных норм разработаны правила функционирования ЕГАИС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 № 522 «О функционировании ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Приказом Минфина России от 13.08.2009 № 92н «Об утверждении сроков представления заявок о фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции» установлены сроки фиксации информации в ЕГАИС, а именно: срок представления заявки о фиксации в ЕГАИС сведений, содержащихся в товарно-транспортной накладной, - до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации.

Согласно пункту 1 статьи 26 вышеуказанного Федерального закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.

Как следует из материалов дела, на основании договора от 19.01.2010 г. № 37 ОАО «Спиртовый комбинат» реализовало в адрес ФКП «Алексинский химический комбинат» спирт этиловый денатурированный «Дизол-1».

В силу подпунктов «г» и «д» пункта 3 Правил функционирования ЕГАИС, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 г. № 522 организации представляют в единую информационную систему, следующую информацию: вид и наименование продукции.

Наименование реализованного Обществом «Спиртовый комбинат» спирта «Дизол-1» отсутствовало в справочнике продукции, которая отражается в ЕГАИС.

В этой связи ОАО «Спиртовый комбинат» не имело технической возможности зафиксировать в ЕГАИС реализацию указанного спирта в адрес ФКП «Алексинский химический комбинат».

Кроме того, из материалов дела следует, что ОАО «Спиртовый комбинат» неоднократно (начиная с мая 2009 г.) направляло письма налоговым органам, а также управлению Росалкогольрегулирования с просьбой добавить в справочник «Сорта спирта» системы ЕГАИС спирт этиловый денатури­рованный «Дизол-1». Однако данный спирт был добавлен в справочник лишь 30.08.2010 г.

Во втором квартале 2010 г. (период спорной реализации) в справочнике данный спирт отсутствовал.

Кроме того, ОАО «Спиртовый комбинат» направило управлению письмо от 14.05.2010 г. № 1557/14з об отгрузке спирта «Дизол-1» в адрес ФКП «Алексинский химический комбинат», в котором также указало на отсутствие данного спирта в справочнике ЕГАИС.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, суд считает, что в данной ситуации отсутствует состав административного правонарушения в виду отсутствия вины ОАО «Спиртовый комбинат».

Следующим основанием привлечения Общества к административной ответственности, по мнению Управления, является то, что ОАО «Спиртовый комбинат» осуществляло поставки этилового спирта без представления уведомлений о его поставке.

Так в адрес ООО «Пеноплэкс» было произведено пять поставок спирта, уведомлений представлено четыре; в адрес ОАО «Корпорация - Новосибирский завод Электро­сигнал» произведено две поставки, представлено одно уведомление; в адрес ОАО «Мос­ковский завод «Кристалл» произведено пятьдесят сем поставок, представлено пять уведомлений.

Суд считает, что указанное обстоятельство не свидетель­ствует о совершении Обществом административного правонарушения, в связи со следующим.

В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 9 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» поставки этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции осуществляются при условии представления уведомления.

Порядок представления организациями уведомлений и их форма утверждаются уполно­моченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 857 утверждено Положение о предоставлении организациями уведомлений, подтверждающих закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасован­ной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции.

Согласно пункту 2 указанного Положения уведомления представляются до осуществления поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции по каждому виду поставляемой продукции раздельно (с указанием объема).

Таким образом, законодатель не обязывает организации представлять уведомление на каждую партию товара одного вида. Представив одно уведомление, организация может осуществить на его основании несколько поставок одного вида продукции, в случае если объем данной продукции не превышает объем указанный в уведомле­нии.

Из материалов дела следует, что ОАО «Спиртовый комбинат» осуществило поставки спирта и направило до этого следующие уведомления:

- о поставке спирта этилового ректификованного из пищевого сырья Обществу «Пеноплэкс» - четыре уведомления на общий объем 3,500 тыс. дал. Поставило пять партий указанного спирта в общем объеме 3,3 78 тыс. дал.

- о поставке спирта этилового ректификованного из пищевого сырья Обществу «Корпорация - Новосибирский завод Электросигнал» - одно уведомление на 0,200 тыс. дал. Поставило две партии указанного спирта в общем объеме 0,194 тыс. дал.

- о поставке спирта-сырца Обществу «Московский завод «Кристалл» - пять уведомлений на 419 тыс. дал. Поставило пятьдесят семь партий указанного спирта в общем объеме 399,425 тыс. дал.

Расчет данных сумм с указанием реквизитов уведомлений и товарно-транспортных накладных имеются в материалах дела.

Таким образом, объем поставленного спирта одного вида не превышает объем заявленный обществом в уведомлениях о поставке, следовательно, в данном случае также отсутствует какое-либо нарушение.

При таких обстоятельствах, суд оставляет требования административного органа без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206,  180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу о привлечении открытого акционерного общества «Спиртовый комбинат», г. Мариинск к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья В.В. Власов