ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-12364/2023 от 14.02.2024 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Дело №А27-12364/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 февраля 2024 г. г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2024 г.

Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2024 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Минаковой В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителей:

от налогового органа: Гибельгаус Екатерины Михайловны, по доверенности от 26.12.2023 № 84, диплом, служебное удостоверение

дело по заявлению производственного кооператива «ТОМЬ», г. Кемерово

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области - Кузбассу

о признании недействительными постановлений о назначении административного наказания №42052315200102300004,№ 42052315200097800004, № 42052315200112100004, № 42052315200142800004, № 42052315200128900004 от 29.06.2023,

у с т а н о в и л:

производственный кооператив «ТОМЬ» обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области - Кузбассу о признании недействительными постановлений о назначении административного наказания от 29.06.2023 №42052315200139700004, №42052315200128900004, №42052315200112100004, №42052315200102300004, №42052315200142800004, №42052315200097800004, по административным правонарушениям, возбужденным налоговым органом, на основании протоколов об административных правонарушениях №42052315200128900002, №42052315200112100002, №42052315200102300002, №42052315200097800002, №420523152000139700002, №42052315200142800002 от 15.06.2023 назначить наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Определением арбитражного суда от 17.08.2023 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

09.02.2024 в арбитражный суд поступило ходатайство об уточнении предмета заявления в котором заявитель просит признать незаконным и отменить постановления №42052315200102300004, №42052315200097800004, №42052315200112100004, №42052315200142800004, № 42052315200128900004 от 29.06.2023 о назначении административного наказания о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Принять отказ заявителя от исковых требований в части, от требований: «при назначении наказания заменить штраф на предупреждение или ограничиться устным замечанием».

Судом ходатайство об уточнении в порядке ст. 49 АПК РФ принято к рассмотрению.

В обоснование требований заявитель ссылается на нарушение налоговым органом положений КоАП РФ при рассмотрении материалов административного дела, а именно выявленные правонарушения обнаружены в рамках одной проверки валютного контроля следовательно рассматривать их необходимо как одно административное правонарушение, и назначать наказание как за одно административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ).

Налоговый орган в отзыве полагает оспариваемые постановления законными и обоснованными, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.

17.10.2023 судом вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Представитель налогового органа в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного заседания в порядке, установленном статьями 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя заявителя.

Рассмотрев ходатайство заявителя об отказе от части заявленных требований суд принимает отказ заявителя от заявленных требований в части, на основании следующего.

В силу части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

В соответствии с частью 5 статьи 49 АПК РФ отказ от иска принимается, если он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ был принят арбитражным судом.

Отказ ПК «ТОМЬ» от требования не противоречит законодательству, не нарушает прав других лиц, заявлен уполномоченным лицом, в связи с чем, суд принимает отказ от заявленных требований в части «при назначении наказания заменить штраф на предупреждение или ограничиться устным замечанием» и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по указанному вопросу.

При этом суд считает необходимым разъяснить, что в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (часть 3 статьи 151 АПК РФ).

Заслушав представителя налогового органа, исследовав представленные по делу доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, налоговым органом на основании поручения заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Кемеровской области – Кузбассу проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства в отношении ПК «ТОМЬ».

В ходе проведения проверки налоговым органом выявлен факт нарушения кооперативом требований части 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон №173-ФЗ), выразившееся в несвоевременном представлении отчета о движении денежных средств юридического лица - резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, что зафиксировано в акте проверки соблюдения валютного законодательства №420520230039004 от 29.05.2023.

По факту выявленного нарушения, налоговым органом 15.06.2023 составлены протоколы об административном правонарушении №42052315200128900002, №42052315200112100002, №42052315200102300002, №42052315200097800002, №420523152000139700002, №42052315200142800002, ответственность за которое предусмотрена частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.

По итогам раздельного рассмотрения названных протоколов об административных правонарушениях 29.06.2023 ПК «ТОМЬ» привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях путем вынесения самостоятельных постановлений о назначении административных наказаний: №42052315200139700004, №42052315200128900004, №42052315200112100004, №42052315200102300004, №42052315200142800004, №42052315200097800004 с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб. по каждому постановлению.

ПК «ТОМЬ» не согласился с вышеуказанными постановлениями и обратился в арбитражный суд.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов не более чем на десять дней влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173- ФЗ от 10.12.2003) резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 4 Правил Постановления Правительства Российской Федерации № 819 от 28.12.2005 "Об утверждении правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг" Юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании отчетного квартала, представляют в налоговый орган отчет и документы (выписки или иные документы, выданные банком или иной организацией финансового рынка, иностранным поставщиком платежных услуг в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк, иная организация финансового рынка, иностранный поставщик платежных услуг), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

В соответствии с п. 7 ст. 12 Закон №173-ФЗ от 10.12.2003 резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

В ходе проверки соблюдения валютного законодательства налоговым органом установлено следующее:

не своевременно представлен отчет о движении денежных средств юридического лица — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации за период 01.10.2022 по 31.12.2022 по счету 79102040270000110216987345 (постановление №42052315200139700004 от 29.06.2023);

не своевременно представлен отчет о движении денежных средств юридического лица — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации за период 01.04.2022 по 30.06.2022 по счету 30102040270000120216987402 (постановление №42052315200102300004 от 29.06.2023);

не своевременно представлен отчет о движении денежных средств юридического лица — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации за период 01.04.2022 по 30.06.2022 по счету 79102040270000110216987345 (постановление №42052315200097800004 от 29.06.2023);

не своевременно представлен отчет о движении денежных средств юридического лица — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации за период 01.04.2022 по 30.06.2022 по счету 46102040270000130216987356 (постановление №42052315200112100004 от 29.06.2023);

не своевременно представлен отчет о движении денежных средств юридического лица — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации за период 01.10.2022 по 31.12.2022 по счету 13102040270000150216987367 (постановление №42052315200142800004 от 29.06.2023);

не своевременно представлен отчет о движении денежных средств юридического лица — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации за период 01.04.2022 по 30.06.2022 по счету 13102040270000150216987367 (постановление №42052315200128900004 от 29.06.2023).

Таким образом, ПК «ТОМЬ» представлены: отчеты за периоды 01.04.2022 по 30.06.2022 номера счетов 79102040270000110216987345, 46102040270000130216987356, 13102040270000150216987367, 30102040270000120216987402 со сроком представления 01.08.2022 представлены по электронным каналам связи 10.08.2022; отчеты за периоды 01.10.2022 по 31.12.2022 номера счетов 79102040270000110216987345, 13102040270000150216987367 со сроком представления 31.01.2022 представлены по электронным каналам связи 03.02.2023, что подтверждается отметкой о приеме Отчетов, тем самым ПК «ТОМЬ» нарушен срок представления вышеуказанных отчетов не более чем на десять дней.

Таким образом, факт совершения ПК «ТОМЬ» вменяемого правонарушения предусмотренного ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ подтверждается материалами дела.

Совершенные ПК «ТОМЬ» правонарушения не были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, что свидетельствует о его виновности в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ПК «ТОМЬ» предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалах дела не имеется.

Не оспаривая по существу факт наличия в его действиях состава административного правонарушения, установленного ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ, ПК «ТОМЬ», полагает, что при назначении административного наказания таможенным органом не учтены требования части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.

С учетом изложенного в действиях ПК «ТОМЬ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного в ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения материалов дела заявитель заявил ходатайство об уточнил заявленных требований (от 09.02.2024), в котором пояснил, что одно постановление о привлечении ПК «ТОМЬ» к административной ответственности ч. 6.1. ст. 15.25 КоАП РФ за не своевременное представление отчета о движении денежных средств юридического лица — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, является обоснованным, и постановление о назначении административного наказания от 29.06.2023 №42052315200139700004 вынесенное МРИ ФНС №15 по Кемеровской области - Кузбассу, и привлечении юридического лица ПК «Томь» к административной ответственности по ч. 6.1. ст. 12.25 КоАП РФ не оспаривается заявителем.

Однако учитывая, что административные правонарушения, выявлены в рамках одной проверки валютного контроля №420520230039 от 25.04.2023 (акт проверки соблюдения валютного законодательства №420520230039004 от 29.05.2023) в отношении ПК «ТОМЬ», следовало назначить одно наказание. В силу чего ПК «ТОМЬ» необоснованно привлечено к административной ответственности за 5 (пять) административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ, что является нарушением ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что налоговым органом проводилось одно контрольное мероприятие, все нарушения выявлены одномоментно налоговым органом (акт проверки соблюдения валютного законодательства №420520230039004 от 29.05.2023).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что с учетом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ налоговому органу следовало назначать юридическому лицу ПК «ТОМЬ» одно наказание в виде штрафа по всем выявленным фактам как за совершение одного административного правонарушения.

Таким образом, налоговым органом не обоснованно вынесены отдельные постановления о назначении административных наказаний, предусмотренных ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ, так как имеются основания для применения правил ч.5 ст. 4.4. КоАП РФ и возможность вынесения одного постановления по выявленным правонарушениям с назначением одного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. за все выявленные нарушения.

Данная позиция также нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 14.08.2023 №304-3023-10147 по делу № А45-17932/2022.

Кроме того, данная позиция в том числе, отражена и в Письме ФНС России от 14.07.2023 №Д-5-17/39@ «О применении территориальными налоговыми органами положений норм Федеральных законов от 26.03.2022 №70-ФЗ и от 14.07.2022 №290-ФЗ» (пункт 1 части 4).

В этой связи довод налогового органа о применении в отношении ПК «ТОМЬ» ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ отклоняется судом.

Таким образом на основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ПК «ТОМЬ» подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем, законным является одно постановление о привлечении к административной ответственности от 29.06.2023 №42052315200139700004.

При рассмотрении постановлений об административных правонарушениях налоговому органу следовало принять одно постановление о назначении административного наказания, следовательно, оспариваемые постановления приняты с нарушением закона и подлежат отмене.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления №42052315200102300004, №42052315200097800004, №42052315200112100004, №42052315200142800004, № 42052315200128900004 от 29.06.2023 являются незаконными.

Таким образом, требования ПК «ТОМЬ» (с учетом уточнений от 09.02.2024) подлежат удовлетворению.

В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о судебных расходах судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 9, 49, 150, 167-170, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области - Кузбассу от 29.06.2023 №42052315200102300004,№ 42052315200097800004, № 42052315200112100004, № 42052315200142800004, № 42052315200128900004 о привлечении к административной ответственности производственного кооператива «ТОМЬ», г. Кемерово, предусмотренной частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В остальной части производство по делу прекратить в связи отказом от требований.

Решение вступает в законную силу в течение десяти дней, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу с даты вынесения постановления апелляционным судом.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья В.В. Власов