ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-12584/19 от 29.07.2019 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

город  Кемерово                                                                                 Дело № А27-12584/2019

«02» августа 2019  года

Резолютивная часть решения оглашена «29» июля 2019 года

Полный текст решения изготовлен «02» августа 2019 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В., при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Калугиной М.А.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Тяжинского городского поселения, пгт. Тяжинский, Тяжинский район (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №8), г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Кемеровской области, город Мариинск
о признании недействительным решения № 2осс-доходы от 25.02.2019
при участии:
от заявителя: не явился;
от третьего лица: ФИО1 -представитель, доверенность от 19.12.2018 № 09747 (копия доверенности приобщена к материалам дела), паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО2 -представитель, доверенность от 01.01.2019 № 66 (копия доверенности приобщена к материалам дела), служебное удостоверение;

у с т а н о в и л:

Администрация Тяжинского городского поселения, пгт. Тяжинский (далее – заявитель, Администрация)  обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению – Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №8 (далее – заинтересованное лицо, Фонд, ГУ-КРОФСС) о признании недействительным решения № 2осс-доходы от 25.02.2019.

В настоящее судебное заседание надлежащим образом уведомленный заявитель о месте и времени проведения судебного заседания в соответствии со статьей 123 АПК РФ, явку полномочных представителей не обеспечил, заявлений, ходатайств не направил.

Суд рассматривает дело в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя.

Заявленные требования мотивированы тем, что произведенные работникам выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются стимулирующей или компенсирующей выплатой, элементами оплаты труда, в связи с чем не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов. При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.

Более подробно доводы изложены в заявлении.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление. Согласно отзыва КРОФСС,  последний просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Считает, что сумма премии, выплаченная Администрацией Тяжинского пгт сотрудникам в виде единовременного денежного вознаграждения в рамках празднования 122-й годовщины со дня образования пгт. Тяжинский, подлежит обложению страховыми взносами по обязательному социальному страхованию.

Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление.

22.07.2019 от МРИ ФНС №1 по КО поступил отзыв на заявление, согласно представленного отзыва Инспекция оставляет вопрос по разрешению спора на усмотрение суда.

Поясняет, что согласно полученных заявления и отзыва на данное заявление следует, что в отношении Администрации Тяжинского пгт. Проведена выездная проверка за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, то есть за период до передачи администрирования страховых взносов налоговым органом.

Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил.

18.01.2019 года главным специалистом - ревизором Филиала №8 Клочковой
М.Н. была проведена выездная проверка страхователя Администрации
Тяжинского городского поселения за период с 01.01.2016 по 31.12.2016г., о чем
составлен акт №2осс-доходы от 28.01.2019г.

В ходе проверки установлено, что в базу для начисления страховых взносов не
включены суммы поощрений, выплаченных страхователем своим работникам в
связи с празднованием 122-й годовщины со дня образования пгт. Тяжинский.

Решением №2осс-доходы от 25.02.2019г о привлечении плательщика
страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства
Российской Федерации ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-
ФЗ "О страховых взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования" (занижена база для исчисления
страховых взносов на сумму 67 000 рублей) администрация Тяжинского
городского поселения привлечена к ответственности в виде штрафа в размере
388,60 руб., а также предложено оплатить недоимку 1943,00 руб., и пени 2,83 руб.

Посчитав указанное решение незаконным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, Администрация в пределах установленных статьей 198 АПК РФ сроков, оспорило данное решение в судебном порядке.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере социального страхования, суд считает заявленные Администрацией требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, 18.01.2019 года главным специалистом-ревизором Филиала №8 ФИО3 была проведена выездная проверка страхователя Администрации Тяжинского городского поселения за период с 01.01.2016 по 31.12.2016г., о чем составлен акт №2осс-доходы от 28.01.2019г.

В ходе проверки установлено, что в базу для начисления страховых взносов не
включены суммы поощрений, выплаченных страхователем своим работникам в
связи с празднованием 122-й годовщины со дня образования пгт. Тяжинский.

Решением №2 осс-доходы от 25.02.2019г о привлечении плательщика
страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства
Российской Федерации ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-
ФЗ "О страховых взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования" (занижена база для исчисления
страховых взносов на сумму 67 000 рублей)администрация Тяжинского
городского поселения привлечена к ответственности в виде штрафа в размере
388,60 руб., а также предложено оплатить недоимку 1943,00 руб. и пени 2,83 руб.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О
внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по
администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и
медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные
(расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется
соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда
социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня
вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 212 - ФЗ «О
страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), действовавшего
до 01.01.2017, органы контроля проводят камеральные и выездные проверки, целью
которых является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов
законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в
части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления)
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Основанием для привлечения к ответственности явился акт выездной проверки, проведенной главным специалистом-ревизором ФИО3, согласно которому были выявлены следующие нарушения:

- занижение базы для исчисления страховых взносов на сумму 67 000 рублей, в связи с не включением в базу сумм поощрений, выплаченных страхователем своим работникам по договорам дарения денег.

На указанный акт администрацией Тяжинского городского поселения были принесены возражения, из которых следует, что выплаты денежных средств, произведенные работникам, не подлежат обложению взносами, поскольку приурочены к знаменательной дате - 122-й годовщине со дня образования пгт Тяжинский, не предусмотрены нормативными актами о порядке оплаты труда, не связаны с выполнением трудовых обязанностей, не являются стимулирующей или компенсирующей выплатой, элементами оплаты труда. Однако, при вынесении решения доводам страхователя, изложенным в возражениях, не была дана надлежащая
опенка.

Согласно обжалуемого решения, выплаты денежных средств осуществлены страхователем не в рамках гражданско-правовых отношений, а связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, носят стимулирующий характер и являются частью системы оплаты труда, вследствие чего подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов. Данный вывод сделан главным специалистом Филиала № 8 только на основании того, что поощрения начислены не в равных суммах, и по мнению ФИО2, их размер зависит от должности работников. Однако, размер единовременного денежного вознаграждения определялся в зависимости от заслуг поощряемого лица и его вклада в развитие поселка и не зависело от должности и размера оклада работников.

Кроме того, единовременное денежное вознаграждение было выплачено работникам не на основании п. 1.2 Положения о порядке применения поощрений лиц, замещающих муниципальные должности Тяжинского городского поселения, муниципальных служащих, лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности, работников комендатуры администрации Тяжинского городского поселения, утвержденным администрацией Тяжинского городского поселения от 14.06.2013 8-п (далее - Положение о поощрении), предусматривающего поощрения за образцовое выполнение должностных обязанностей, продолжительную и безупречную муниципальную службу и выполнение заданий особой важности и сложности, а на основании п. 1.3 Положения о поощрении и приурочено к знаменательной дате - 122-й годовщине со дня образования пгт. Тяжинский.

Указанные выплаты произведены на основании распоряжения администрации Тяжинского городского поселения вне рамок трудовых отношений между работниками и администрацией Тяжинского городского поселения, не предусмотрены нормативными актами о порядке оплаты труда (решениями Совета народных депутатов Тяжинского городского поселения от 28.08.2014 № 129 «Об утверждении Положения о денежном вознаграждении главы Тяжинского городского поселения», от 28.12.2010 г. № 22 «Об утверждении Положения «О размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих», распоряжениями администрации Тяжинского городского поселения от 07.02.2011 № 18-р «Об утверждении Положения о денежном содержании лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности администрации Тяжинского городского поселения», от 29.12.2012 № 360-р «Об утверждении Положения об оплате труда работников комендатуры администрации Тяжинского городского поселения»), не являются стимулирующими, не зависят от квалификации сотрудников, сложности, качества, количества, и условий выполнения самой работы.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в редакции, действовавшего в проверяемом периоде, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Из буквального толкования упомянутой нормы следует, что если выплаты производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не подлежат обложению страховыми взносами.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для указанных плательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

В статье 9 Закона № 212-ФЗ указаны суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.

Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность включения сторонами в трудовой договор дополнительных положений, в частности об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно Конвенции № 95 Международной организации труда "Относительно защиты заработной платы" (принята в г. Женева 01.07.1949, ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 31.01.1961) термин "заработная плата" означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.

Из анализа указанной правовой нормы следует, что если выплаты производятся плательщиками страховых взносов не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.

Таким образом, произведенные работникам выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются стимулирующей или компенсирующей выплатой, элементами оплаты труда, в связи с чем не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов. При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.

Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов на обязательные пенсионное и медицинское страхование, когда с учётом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).

При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.

Фондом не представлены доказательства, свидетельствующие, что указанные выплаты являлись оплатой труда работников, то есть зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок.

Названные выплаты не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными Администрацией с работниками.

Следовательно, указанные выплаты, произведенные Администрацией в 2016 году своим работникам, не могут быть признаны объектом обложения страховыми взносами в понимании части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ в редакции, действовавшей в проверяемом периоде.

Из пункта 2 статьи 201 АПК РФ, следует, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Установив совокупность вышеуказанных обстоятельств, суд удовлетворяет  требование заявителя о признании недействительным решения Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №8 от 25.02.2019 № 2осс-доходы  .

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку требования заявителя удовлетворены, расходы по уплате государственной пошлины, в общей сумме 3 000 рублей, суд относит на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации   (филиал №8) от 25.02.2019 № 2 осс-доходы  «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

Обязать    Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>), в лице филиала №8 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Тяжинского городского поселения, пгт. Тяжинский, Тяжинский район (ОГРН <***>, ИНН <***>) в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу.

После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                               В.В. Власов