АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, г. Кемерово, 650000
http://www. kemerovo.arbitr.ru, e-mail:info@kemerovo.arbitr.ru.
тел. (384-2) 45-10-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело №А27-12635/2021
27 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 20 сентября 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи М. А. Сарафанниковой,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Сулеймановой Д.М. при участии представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 01.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Южный», город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственной жилищной инспекции Кузбасса, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления от 10.06.2021 № 2-262-ю,
третьи лица:
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>),
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области – Кузбассу (с учетом переименования), город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>),
у с т а н о в и л:
В Арбитражный суд Кемеровской области 24.06.2021 поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Южный», город Кемерово (заявитель, общество, ООО «Южный») к Государственной жилищной инспекции Кузбасса, город Кемерово (административный орган, ГЖИ Кузбасса) об оспаривании постановления от 10.06.2021 № 2-262-ю по делу об административном правонарушении, привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, назначении административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Определением суда от 25.06.2021 заявление принято к производству.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, оспариваемое постановление считает неправомерным и подлежащим отмене. Полагает, что предъявление обществом к оплате потребителям - собственникам помещений в многоквартирном доме дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. Считает, что срок привлечения ООО «Южный» к административной ответственности за совершение рассматриваемого правонарушения истек 02.06.2021. Подробнее доводы изложены в заявлении и дополнениях к заявлению.
Административный орган, извещенный о судебном процессе надлежащим образом по правилам статьи 121-123 АПК РФ (65097155924210), явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В материалы дела ранее представлен письменный отзыв на заявление, согласно которому, полагает, что дополнительное начисление управляющими организациями НДС к установленному постановлением РЭК от 20.12.2019 № 691 тарифу приводит к нарушению части 2 статьи 157 ЖК РФ.
Третьи лица, извещенные о судебном процессе надлежащим образом в порядке статей 121-123 АПК РФ (65097161124796, 65097161124802), явку представителей в суд не обеспечили. В материалы дела третьим лицами представлены мотивированные отзывы на заявление.
В силу положений статьи 156 АПК РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, по представленным доказательствам.
Заслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ООО «Южный» ИНН <***> осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии от 29.04.2015 №107, является ответственным за управлением многоквартирным домом по адресу Кемеровский о-г, <...>, на основании договора управления.
В адрес Инспекции поступило обращение гражданина, проживающего по адресу: <...> (вх. №7563/2021/20549-ОБ-Эпр/от 21.04.2021) по вопросу начисления НДС на коммунальную услугу по обращению с ТКО.
19.05.2021 в 09.30 час. в ходе рассмотрения обращения обнаружено достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, выраженное в действиях (бездействии) управляющей организации ООО «Южный», при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что должностным лицом ГЖИ Кузбасса выявлены следующие нарушения:
По адресу: Кемеровский о-г, <...>. Региональная энергетическая комиссия Кузбасса при установлении единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Чистый Город Кемерово» на 2020 год суммы НДС включила в расходы организации.
Таким образом, единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Чистый Город Кемерово», установленные постановлением РЭК Кемеровской области от 20.12.2019 №691 «Об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово», для населения с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 332, 43 руб./м3, с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 356,73 руб./м3 являются конечными (расходы включают сумму НДС), о чем свидетельствует пометка – НДС не облагается. Дополнительно начислять к размеру установленных тарифов НДС управляющие компании не имеют права.
Дополнительное начисление управляющими организациями НДС к установленному постановлением РЭК от 20.12.2019 №691 тарифу приводит к нарушению ч. 2 ст. 157 ЖК РФ.
Также общество отказалось от льготы, предусмотренной пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, в связи с чем, предъявляя стоимость соответствующих услуг собственникам жилых помещений многоквартирных домов, обязано начислять и уплачивать НДС.
Таким образом, начисление жителям и отображение в платежных документах для внесения платы за ЖКУ платы за твердые коммунальные отходы с НДС - неправомерно, что является нарушением части 2 статьи 157, части 1 статьи 157 ЖК РФ.
Усмотрев в действиях ООО «Южный» состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, а именно: осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, в отношении общества ГЖИ Кузбасса составлен протокол №2/2021/ЛК/1/ЖКУ-262 об административном правонарушении от 31.05.2021.
Постановлением по делу об административном правонарушении №2-262-ю от 10.06.2021, принятым должностным лицом административного органа, по результатам рассмотрения материалов дела, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО «Южный» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, исследовав в представленных сторонами документах объяснения, возражения и доводы, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее-МКД) с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения по части 2 данной статьи выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
В настоящее время положение «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110.
К лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» отнесены:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются:
1)регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
2)наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3)отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4)отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5)отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6)соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;
7)соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса;
8)иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ определено, что при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирных домах за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом установлены Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее Правила №416).
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 указанных Правил, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в частности, организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Как указывалось ранее и следует из материалов дела, функции по управлению МКД, расположенным по адресу: <...>, на основании договора управления и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом от 29.04.2015 №107, исполняет ООО «Южный».
В подтверждение факта правонарушения административным органом в материалы дела представлены: протокол об административном правонарушении №2/2021/ЛК/1/ЖКУ-262 от 31.05.2021, акт проверки от 19.05.2021, справка о задолженности от 18.05.2021 (период январь 2016-апрель 2021), расшифровка платы за ЖКУ за март, июль, декабрь 2020, январь –апрель 2021, на основании которых 10.06.2021 Инспекцией вынесено постановление №2-262-ю о привлечении ООО «Южный» к административной ответственности, назначении наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей, ввиду установления в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд усматривает основания для отмены постановления ГЖИ Кузбасса № 2-262-ю от 10.06.2021, поскольку на момент привлечения ООО «Южный» к административной ответственности и принятия оспариваемого постановления, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности истек.
Стоит отметить, что ввиду отсутствия в постановлении и протоколе по делу об административном правонарушении даты совершения правонарушения, установить дату, с которой исчисляет административный орган срок давности привлечения к ответственности, не представляется возможным.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 названного Кодекса, составляет два месяца.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом, применяя данную норму необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушения (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Следует при этом учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствуют о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом, необходимо также иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В данном случае судом отклоняются доводы ГЖИ Кузбасса о длящемся характере вменяемого обществу правонарушения.Как следует из материалов дела, поводом для проведения в отношении ООО «Южный» проверки послужило обращение жильца МКД с жалобой и приложением платежных документов, на что также ссылается Инспекция в обоснование своих доводов. При этом, материалы административного дела содержат и были предметом проверки платежные документы за период с января 2020 года по март 2021 года в отношении адреса ул. Базовая, 18а-35, на основании которых административный орган пришел к выводу о наличии события административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, в рассматриваемом случае выявлены по итогам проверки 19.05.2021.
На момент проверки в распоряжении Инспекции имелась жалоба собственника жилого помещения МКД (потребителя), а также платежные документы для внесения платы за ЖКУ по адресу ул. Базовая, 18а-35 за период январь 2020- март 2021 (помесячно), что отражено в акте проверки от 19.05.2021.
Согласно указанному акту проверки, а также протоколу по делу об административном правонарушении, нарушение лицензионных требований выразилось в начислении обществом НДС на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при выставлении платы за ЖКУ собственнику кв. № 18 за период с января 2020 года по март 2021.
В части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Принимая во внимание вышеизложенные положения, суд приходит к выводу о том, что днем совершения обществом указанного административным органом правонарушения является дата выставления каждого платежного документа, содержащего необоснованной начисленный НДС за услугу по обращению с ТКО, ввиду чего вмененное правонарушение не является длящимся.
Платежные документы, содержащие информацию о размере платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с января 2020 по март 2021 предъявлялись потребителю, проживающему по адресу <...> 18а-35, ежемесячно, не позднее 01 числа следующего месяца за расчетным. При этом, даже если принимать во внимание сведения, содержащиеся в платежных документах за период с января 2020 по март 2021, позволяющие выявить событие правонарушения в виде необоснованного начисления жителям НДС на ТКО, то по последнему счету за март 2021 года, выставляемому не позднее 01.04.2021, 2-месячный срок давности привлечения к ответственности на дату вынесения оспариваемого постановления (от 10.06.2021) истек.
Таким образом, в данном случае, на момент вынесения постановления от 10.06.2021 основания для привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не имелось, ввиду истечения двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечению сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенные выше, суд приходит к выводу о том, что постановление Государственной жилищной инспекции Кузбасса №2-262-ю, по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Южный», является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 10.06.2021 № 2-262-ю, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Кузбасса в отношении общества с ограниченной ответственностью «Южный», город Кемерово о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья М. А. Сарафанникова