АРБИТРАЖНЫЙ СУД |
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
Дело №А27-13177/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е |
именем Российской Федерации |
11 декабря 2023 г. г. Кемерово
Резолютивная часть решения объявлена 4 декабря 2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2023 г
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сампаевой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителей:
от Прокуратуры: ФИО1, старший помощник прокурора, служебное удостоверение;
от Кемеровской таможни: ФИО2, по доверенности от 09.01.2023 № 04-45/00001, диплом, удостоверение
дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Разрез «Евтинский Новый», город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
Кемеровской транспортной прокуратуры
к Кемеровской таможне, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности;
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "Разрез "Евтинский Новый" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании постановлений Кемеровской таможни от 13.07.2023 по делам №1068000-747/2023, №1068000-748/2023, №1068000-749/2023.
Определением суда от 21.07.2023 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Разрез "Евтинский Новый" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями об оспаривании иных постановлений Кемеровской таможни, а также судом установлено, что Кемеровская транспортная прокуратура также обратилась в Арбитражный суд с заявлениями об оспаривании данных постановлений Кемеровской таможни.
По данным заявлениям были возбуждены производства с присвоением номеров дел №А27-13799/2023 (судья Власов В.В.), №А27-14160/2023 (судья Власов В.В.), №А27-14684/2023 (судья Власов В.В.), №А27-14688/2023 (судья Власов В.В.), №А27-13793/2023 (судья Ветошкин А.А.), №А27-13800/2023 (судья Ветошкин А.А.), №А27-14159/2023 (судья Ветошкин А.А.), №А27-13795/2023 (судья Гатауллина Н.Н.), №А27-14041/2023 (судья Гатауллина Н.Н.), №А27-14161/2023 (судья Сарафанникова М.А.), №А27-14682/2023 (судья Сарафанникова М.А.).
В делах №№ А27-13177/2023, А27-13799/2023, №А27-14160/2023, №А27-14684/2023, №А27-14688/2023, №А27-13799/2023, №А27-13800/2023, №А27-14159/2023, №А27-13795/2023, №А27-14041/2023, №А27-14161/2023, №А27-14682/2023 на стороне заявителя и административного органа участвуют одни и те же лица. Постановления вынесены по фактам одинаковых нарушений требований нормативных актов и оспариваются заявителем по идентичным основаниям.
Судом вынесено определение об объединии в одно производство дел: А27-13177/2023, А27-13799/2023, №А27-14160/2023, №А27-14684/2023, №А27-14688/2023, №А27-13793/2023, №А27-13800/2023, №А27-14159/2023, №А27-13795/2023, №А27-14041/2023, №А27-14161/2023, №А27-14682/2023, присвоив делу номер дела - №А27-13177/2023.
От Кемеровской транспортной Прокуратуры поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно представленного ходатайства последний просит:
1. Постановления Кемеровской таможни в отношении ООО «Разрез Евтинский Новый» по делам № 10608000-812/2023, № 10608000-747/2023, № 10608000-748/2023, №10608000-771/2023, № 10608000-776/2023, № 10608000-770/2023, № 10608000-811/2023, № 10608000-837/2023, № 10608000-749/2023 о признании указанного юридического лица виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ, признать незаконными и подлежащими отмене;
2. Постановление Кемеровской таможни в отношении ООО «Разрез Евтинский Новый» по делу № 10608000-681/2023 о признании указанного юридического лица виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ изменить, добавив в событие правонарушения все обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дел №10608000-812/2023, №10608000-747/2023, №10608000-748/2023, №10608000-771/2023, №10608000-776/2023, №10608000-770/2023, №10608000-811/2023, № 10608000-837/2023, № 10608000-749/2023.».
В данном уточнении Прокуратура отказалась от оспаривания постановления №10608000-681/2023 ООО «Разрез Евтинский Новый» в связи с тем, что обществом оплачена половина суммы назначенного штрафа в размере 25 000 рублей.
Судом ходатайство об уточнении в порядке ст. 49 АПК РФ принято к рассмотрению.
Заявитель, извещенный о времени и месте судебного заседания в порядке, установленном статьями 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя заявителя.
В обоснование заявленного требования заявитель событие правонарушения не оспаривает, просит суд отменить оспариваемые постановления на основании части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Представители административного органа в судебном заседании и представленных в материалы дела отзывах с заявленными требованиями не согласились, поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Согласно представленному отзыву на заявление Кемеровская таможня считает заявленные требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению, а оспариваемые постановления законными, доводы заявителя безосновательными.
Полагает, что данное обстоятельство не является основанием для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ и отмены постановлений по делам об административных правонарушениях
Указывает, что действие нормы части 5 статьи 4.4. КоАП РФ не
распространяется на случаи выявления таможенными органами в соответствии с
Правилами нарушений при предоставлении статистических форм, так как
применение данной нормы поставлено в зависимость от условий, установленных
КоАП РФ (при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе
осуществления государственного контроля (надзора)).
Более подробно доводы изложены в отзывах на заявления.
Представитель Прокуратуры в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлениях.
Указывает, что таможенным органом проводилось одно контрольное мероприятие, в рамках которого Ведовским таможенным постом в адрес ООО «Разрез Евтинский Новый» направлена информация о необходимости предоставления статформ, все нарушения выявлены одномоментно таможенным органом, при этом отсутствие акта проверки не влияет на возможность квалификации проводимого контрольного мероприятия как единого.
В связи с вышеизложенным, с учетом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ Кемеровской таможне следовало назначать юридическому лицу ООО «Разрез Евтинский Новый» одно наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей по всем выявленным фактам как за совершение одного административного правонарушения.
Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
В феврале 2023 г. ООО «Разрез «Евтинский Новый» осуществлен ввоз в РФ из Республики Армения товаров по договору поставки от 31 марта 2022 г. № DR-1. Продавцом являлось ООО «ДЗИЛЛИ ТРАНС» (<...>). Отгрузка произведена согласно счёту-фактуре от 25 января 2023 г. № 0125-23-1. Товары Обществом получены 9 февраля 2023 г. (приходный ордер от 9 февраля 2023 г. № 78).
ООО «Разрез «Евтинский Новый» обязано было представить статформу по факту ввоза товара по договору поставки от 31 марта 2022 г. № DR-1 согласно счёту-фактуре от 25 января 2023 г. № 0125-23-1, приходному ордеру от 9 февраля 2023 г. № 78 за отчётный период «февраль» 2023 года до 15 марта 2023 г. (включительно).
Согласно материалам дела статформа с системным номером ED20230523073953302 по факту ввоза в РФ из Республики Армения товара по договору поставки от 31 марта 2022 г. № DR-1 согласно счёту-фактуре от 25 января 2023 г. № 0125-23-1 была заполнена 23 мая 2023 г. с использованием программного обеспечения, размещённого на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети «Интернет», и усиленной квалифицированной электронной подписи. В этот же день статформа зарегистрирована таможенным органом за регистрационным номером 10608000/230523/С840466.
В дальнейшем Общество самостоятельно выявило указание недостающих сведений в графе 15 «Страна происхождения», в связи с чем 26 июня 2023 г. Общество через личный кабинет аннулировало статистическую форму с системным номером ED20230523073953302 (регистрационный номер 10608000/230523/С840466), представив взамен новую статформу с системным номером ED20230626110935718 (регистрационный номер 10608000/260623/С045939).
В марте 2023 г. ООО «Разрез «Евтинский Новый» осуществлен ввоз в РФ из Республики Армения товаров по контракту от 25 января 2023 г. № 25-01-2023. Продавцом являлось ООО «ЛИЛ-ТРЕЙД» (<...>). Отгрузка произведена согласно счёту-фактуре от 28 февраля 2023 г. № 02/2023.
ООО «Разрез «Евтинский Новый» обязано было представить статформу по факту ввоза товара по контракту от 25 января 2023 г. № 25-01-2023 согласно счёту-фактуре от 28 февраля 2023 г. № 02/2023 за отчётный период «март» 2023 года до 14 апреля 2023 г. (включительно).
Согласно материалам дела статформа с системным номером ED20230523112025749 по факту ввоза в РФ из Республики Армения товара по контракту от 25 января 2023 г. № 25-01-2023 согласно счёту-фактуре от 28 февраля 2023 г. № 02/2023, была заполнена 23 мая 2023 г. с использованием программного обеспечения, размещённого на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети «Интернет», и усиленной квалифицированной электронной подписи. В этот же день статформа зарегистрирована таможенным органом за регистрационным номером 10608000/230523/С841270.
В апреле 2023 г. ООО «Разрез «Евтинский Новый» осуществлен ввоз в РФ из Республики Армения товаров по договору поставки от 31 марта 2022 г. № DR-1. Продавцом являлось ООО «ДЗИЛЛИ ТРАНС» (<...>). Отгрузка произведена согласно счёту-фактуре от 29 марта 2023 г. № 2903-23-1. Товары Обществом получены 5 апреля 2023 г. (приходный ордер от 5 апреля 2023 г. № 263).
ООО «Разрез «Евтинский Новый» обязано было представить статформу по факту ввоза товара по договору поставки от 31 марта 2022 г. № DR-1 согласно счету-фактуре от 29 марта 2023 г. № 2903-23-1, приходному ордеру от 5 апреля 2023 г. № 263 за отчетный период «апрель» 2023 г. до 16 мая 2023 г. (включительно).
Согласно материалам дела статформа с системным номером ED20230523064020611 по факту ввоза в РФ из Республики Армения товара по договору поставки от 31 марта 2022 г. № DR-1 согласно счету-фактуре от 29 марта 2023 г. № 2903-23-1, была заполнена 23 мая 2023 г. с использованием программного обеспечения, размещённого на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети «Интернет», и усиленной квалифицированной электронной подписи. В этот же день статформа зарегистрирована таможенным органом за регистрационным номером 10608000/230523/С840403.
В дальнейшем ООО «Разрез «Евтинский Новый» самостоятельно выявило указание недостоверных сведений в графе 15 «Страна происхождения» статформы, в связи с чем 26 июня 2023 г. Общество через личный кабинет аннулировало статистическую форму с системным номером ED20230523064020611 (регистрационный номер 10608000/230523/С840403), представив взамен новую с системным номером ED20230626111122559 (регистрационный номер 10608000/260623/С045944).
Таким образом, в установленный срок статформы ООО «Разрез «Евтинский Новый» в таможенный орган представлены не были.
Постановлениями Кемеровской таможни от 27.07.2023 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях общество с ограниченной ответственностью «Разрез «Евтинский Новый» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере минимальной санкции статьи 50 000 рублей по каждому постановлению.
Общество, не согласившись с вынесенными Постановлениями по делам об административном правонарушении, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, заслушав представителей сторон, суд признал требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административное ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. В этой связи доказывание события правонарушения и правомерности возбуждения административного дела и привлечения общества к административной ответственности возложено на административный орган.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров содержаться в приложении N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийскою экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" (далее - Правила N 891).
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункты 5, 8 Правил N 891).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12 Правил N 891).
На основании пункта 16 Правил N 891 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из требований Правил N 891, статистическую форму учета перемещения товаров при отгрузке товаров Общество должно было представить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором товар был отгружен.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно материалам дел об АП, ввоз товара на территорию РФ осуществлен Обществом в феврале 2023 г., марте 2023 г. и апреле 2023 г.
Таким образом, ООО «Разрез «Евтинский Новый» обязано было представить в таможенные органы статистические формы учета перемещения товаров:
- не позднее 15 марта 2023 г. по факту ввоза товара в феврале 2023 г. (счёт- фактура от 25 января 2023 г. № 0125-23-1);
- не позднее 14 апреля 2023 г. по факту ввоза товара в марте 2023 г. (счёт- фактура от 28 февраля 2023 г. № 02/2023);
- не позднее 16 мая 2023 г. по факту ввоза товара в апреле 2023 г. (счёт- фактура от 29 марта 2023 г. № 2903-23-1);
Статформы представлены ООО «Разрез «Евтинский Новый» на сайте ФТС России в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, 23 мая 2023 г., т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил.
Правонарушения являются оконченными.
Срок предоставления статистической формы на товар, ввезенный в феврале 2023 года, истёк 15 марта 2023 г., дата совершения правонарушения - 16 марта 2023 г.
Срок предоставления статистической формы на товар, ввезенный в марте 2023 года, истек 14 апреля 2023 г., дата совершения правонарушения - 15 апреля 2023 г.
Срок предоставления статистической формы на товар, ввезенный в апреле 2023 года, истёк 16 мая 2023 г., дата совершения правонарушения – 17 мая 2023 г.
Как установлено административным органом согласно информации, полученной из федеральной базы данных КПС «Правоохрана - Административные правонарушения», ООО «Разрез «Евтинский Новый» ранее привлекалось к административной ответственности Центральной энергетической таможней за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ по делу об АП № 10006000- 114/2022.
Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановление о назначении административного наказания по делу об АП № 10006000-114/2022 вступило в законную силу 20 июня 2022 г., т.е. ООО «Разрез «Евтинский Новый» совершило правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторно.
Повторное совершение однородного административного правонарушения в период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ, является квалифицирующим признаком части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Таким образом, Обществом совершены административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Совершенные Обществом правонарушения не были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, что свидетельствует о его виновности в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалах дела не имеется.
Не оспаривая по существу факт наличия в его действиях состава административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, Общество, а также Кемеровская транспортная прокуратура полагают, что при назначении административного наказания таможенным органом не учтены требования части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем Федеральным законом от 23.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 70-ФЗ) статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Приведенная норма вступила в силу с 06.04.2022.
Как следует из материалов дела постановлением №10608000-681/2023, вступившим в законную силу, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Более того ООО «Разрез Евтинский Новый» оплачен назначенный административный штраф в размере 25 000 руб. Обществом и Прокуратурой (с учетом уточнения) данное постановление в суде не оспаривается.
Судом установлено, что вышеназванное постановление и оспоренное в настоящем деле постановление вынесены по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия.
Рассматривая доводы административного органа в части того, что действие нормы части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не распространяется на случаи, выявленные таможенным органом в соответствии с правилами нарушений при представлении статистических форм так как применение данной нормы поставлено в зависимость от условий, установленных КоАП РФ (при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора)).
Вместе с тем таможенные органы выявляют административные правонарушения не только в ходе государственного контроля, но и при выполнении иных видов контроля. Например, как в нашем случае, административные правонарушения, предусмотренные статьей 19.7.13 КоАП РФ, выявляются при выполнении полномочия по ведению таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации, которая включает в себя статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.
Указанное полномочие является самостоятельной функцией, возложенной законодательством Российской Федерации на таможенные органы в целях обеспечения контроля за полнотой и достоверностью сведений в статистических формах учета перемещения товаров.
Пункт 1 статьи 214 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает: Проведение таможенного контроля осуществляется таможенными органами в соответствии с Кодексом Союза.
Статьей 224 Закона № 289-ФЗ установлено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют формы таможенного контроля, установленные статьей 322 Кодекса Союза.
Подпунктом 41 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что «таможенный контроль» - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Пунктом 17 Решения Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 «Об Основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств» установлено, что «таможенный контроль» - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения национального, в том числе таможенного, законодательства и международных договоров государства, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 28.08.2018 № 1016 «Об утверждении Правил осуществления процедур пограничного, таможенного контроля и иных видов государственного контроля (надзора) в отношении пассажиров, животных, грузов, товаров и транспортных средств в свободных портах Республики Крым и г. Севастополя и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 872» установлено:
«Утвердить прилагаемые Правила осуществления процедур пограничного, таможенного контроля и иных видов государственного контроля (надзора) в отношении пассажиров, животных, грузов, товаров и транспортных средств в свободных портах Республики Крым и г. Севастополя» т.е. нормативно правовым актом Правительства РФ понятия Таможенного контроля приравнено к одному из видов государственного контроля.
Статьей 322 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля: получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка.
Пунктами 1 и 2 статьи 324 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке: 1) таможенной декларации; 2) иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами; 3) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; 4) иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с настоящим Кодексом; 5) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах; 6) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов. Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Таким образом, вышеуказанная самостоятельная функция таможенного органа относиться к разновидности государственного контроля (надзора).
С учетом изложенного, таможенным органом проводилось одно контрольное мероприятие, в рамках которого Беловским таможенным постом в адрес ООО «Разрез Евтинский Новый» направлена информация о необходимости предоставления статформ, все нарушения выявлены одномоментно таможенным органом, при этом отсутствие акта проверки не влияет на возможность квалификации проводимого контрольного мероприятия как единого.
Суд приходит к выводу, что с учетом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ Кемеровской таможне следовало назначать юридическому лицу ООО «Разрез Евтинский Новый» одно наказание в виде штрафа по всем выявленным фактам как за совершение одного административного правонарушения.
Таможенный контроль с учетом функций возложенных на таможенные органы Таможенным кодексом ЕАЭС, Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является особой формой контроля, который не подпадает под действие закона № 248-ФЗ.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" дает понятие государственного контроля для целей применения именно закона № 248-ФЗ, но не ограничивает формы и функции контроля, возложенные на государственные органы иными федеральными нормативными актами и осуществляемые от имени Российской Федерации как государственный контроль.
Буквальное толкование части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не ограничивает контрольные (надзорные) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля только мероприятиями, проводимыми в порядке Закона № 248-ФЗ.
Иное понимание приводило бы к неравенству субъектов ответственности, и возможности назначения одного наказания за несколько нарушений, выявленных при проведении проверок в порядке Закона №248-ФЗ (возможно более значительных по своим рискам) по отношению к нарушениям, выявленным в рамках контрольных мероприятий государственными органами в сферах правоотношений, не подпадающих под действе Закона №248-ФЗ).
Таким образом, Кемеровской таможней не обоснованно возбуждено несколько отдельных административных дел, имеются основания для применения правил ч.5 ст. 4.4. КоАП РФ и возможности возбуждения одного дела и назначения одного наказания в виде санкции в размере 50 000 руб. за все выявленные нарушения.
Данная позиция также нашла свое отражение в Определении
Верховного Суда РФ от 14.08.2023 № 304-3023-10147 по делу № А45-
17932/2022.
В этой связи довод Таможни о том, что она не проводила контрольно-надзорное мероприятие в рамках государственного контроля, а осуществляла функции таможенной статистики в целях обеспечения сбора и анализа сведений, в связи с чем на Общество не распространяются положения части 1 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, правомерно отклонен судом первой инстанции.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, учитывая положения Федерального закона №70-ФЗ, Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем, законным является первое постановление о привлечении к административной ответственности от №10608000-681/2023.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях Таможне следовало принять одно постановление о назначении административного наказания, следовательно, оспоренное постановление принято с нарушением закона и подлежало отмене.
С учетом изложенного, заявление Общества подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 9, 49, 65, 130, 167-170, 176, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные Кемеровской таможней в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Разрез «Евтинский Новый» от 13.07.2023 №№10608000-747/2023,10608000-748/2023,10608000-749/2023, от 27.07.2023
№№10608000-770/2023,10608000-771/2023,10608000-776/2023,от 03.08.2023№№10608000-811/2023,10608000-812/2023, от 08.08.2023№10608000-837/2023.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья В.В. Власов