ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-13195/12 от 15.01.2013 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

www.kemerovo.arbitr.ru

тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  город Кемерово Дело № А27-13195/2012

22 января 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме 22 января 2013 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.К. Фуртуна,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Н. Фирсовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Ровер» (г. Горно-Алтайск) о признании недействительным распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области от 09.06.2012 № 509-р,

заинтересованные лица:

администрация Кемеровской области, г. Кемерово,

Коллегия администрации Кемеровской области, г. Кемерово,

при участии представителей:

заявителя Шумейко М.Л., доверенность от 30.07.2012, паспорт; Кудрявцева Б.Б., доверенность от 23.11.2012, паспорт,

администрации Кемеровской области, Коллегии администрации Кемеровской области, заместителя начальника управления – начальника юридического отдела правового управления администрации Кемеровской области Сергиенко О.Н., доверенности от 04.10.2012, удостоверение,

Коллегии администрации Кемеровской области Затейщиковой М.М., доверенность от 06.08.2012, паспорт; Лазовской Н.С., доверенность от 15.08.2012, паспорт,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Ровер» (далее – ООО «Ровер», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Кемеровской области (далее – администрация) о признании недействительным распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области от 09.06.2012 № 509-р «О внесении изменения в распоряжение Администрации Кемеровской области от 07.08.2001 № 618-р «О предоставлении, согласовании земельных участков и переводе лесных земель в нелесные».

Определением суда от 09.08.2012 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Коллегия администрации Кемеровской области (далее – Коллегия).

Требования мотивированы тем, что распоряжением администрации Кемеровской области № 618-р от 07.08.2001 «О предоставлении, согласовании земельных участков и переводе лесных земель в нелесные» обществу в постоянное пользование предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, Лесхоз Барзасский, СЗФ «Латыши». Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет. Право постоянного (бессрочного) пользования ООО «Ровер» на земельный участок зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 09.06.2012 № 509-р, в распоряжение администрации Кемеровской области № 618-р от 07.08.2001 «О предоставлении, согласовании земельных участков и переводе лесных земель в нелесные» внесены изменения: слова: «в постоянное пользование» заменены словами «во временное пользование сроком на три года», установлено, что действие распоряжения от 09.06.2012 № 509-р распространяется на правоотношения, возникшие с момента подписания распоряжения администрации Кемеровской области № 618-р от 07.08.2001. Заявитель считает, что оспариваемое распоряжение противоречит законодательству Российской Федерации и нарушает права общества на пользование недрами, поскольку исходя из смысла изменений, внесенных распоряжением № 509-р, с августа 2004 года у ООО «Ровер» отсутствует право пользования земельным участком, то есть ООО «Ровер» на протяжении 7 лет 10 месяцев осуществляет использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю; распоряжение № 509-р от 09.06.2012 распространяет действие на отношения, возникшие в 2001 году, и с августа 2004 года прекращает эти отношения, лишает ООО «Ровер» права пользования земельным участком с августа 2004 года, то есть фактически отменяет действие распоряжения № 618-р от 07.08.2001 в отношении ООО «Ровер» с 2004 года, распространяя действие на права и обязанности, возникшие до введения его в действие; возможность владения, пользования земельным участком на таком праве как «временное пользование» действующим земельным законодательством не предусмотрена; Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» статья 14 Земельного кодекса РСФСР была признана недействующей; Земельным кодексом РСФСР, в редакции, действовавшей на момент подписания распоряжения администрации Кемеровской области № 618-р от 07.08.2001 «О предоставлении, согласовании земельных участков и переводе лесных земель в нелесные», предоставление земельных участков во временное пользование также не предусматривалось; приложение № 1 «Список предприятий и организаций, которым предоставляются земельные участки» к распоряжению администрации Кемеровской области № 618-р полностью соответствует распоряжению № 618-р; согласно пункту 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) (в редакции от 15.05.2001 года) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование, следовательно земельный участок предоставлен ООО «Ровер», на основании распоряжения № 618-р, в соответствии с действовавшим на момент подписания данного распоряжения законодательством; предоставление земельного участка на праве постоянного пользования, на котором обществу на основании распоряжения администрации Кемеровской области № 618-р от 07.08.2001 предоставлен земельный участок, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации (далее также – ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-Ф, так как пунктом 3 статьи 20 ЗК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется, а Законом о введении в действие ЗК РФ предусмотрен порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали.

Представитель администрации Кемеровской области требования не признала, пояснила, что оспариваемый ненормативный правовой акт издан Коллегией администрации Кемеровской области – высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Уставом Кемеровской области, Законом Кемеровской области от 09.03.2005 № 43-03 «О Коллегии администрации Кемеровской области» и другими нормативными правовыми актами. Администрация Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области от 09.03.2005 № 47-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» входит в систему исполнительных органов государственной власти Кемеровской области и является самостоятельным исполнительным органом государственной власти Кемеровской области общей компетенции и не может подменять собой высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области, принимающий нормативные правовые акты. Администрация Кемеровской области не совершала действий, указанных в заявлении, и не принимала ненормативный правовой акт, на который ссылается заявитель.

Представители Коллегии администрации Кемеровской области требования не признали, пояснили, что в 1997 году ООО «Ровер» приобрело лицензию на добычу угля открытым способом на Глушинском месторождении. Как владельцу лицензий на участки недр Глушинский Глушинского каменноугольного месторождения и Латышевский Кедровско-Крохалевского каменноугольного месторождения с видом разрешенного использования «для ведения горных работ», обществу в 2001 году предоставлен земельный участок. С 01 июня 2011 г. право пользования недрами ООО «Ровер» досрочно прекращено. В связи с прекращением права пользования недрами ООО «Ровер» утратило право на использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием – ведение горных работ, следовательно оспариваемое распоряжение не нарушает права и законные интересы ООО «Ровер» как недропользователя. Пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Согласно пункту 1 распоряжения администрации Кемеровской области от 07.08.2001 № 618-р «О предоставлении, согласовании земельных участков и переводе лесных земель в нелесные» предусмотрено изъятие участков из земель сельскохозяйственных предприятий и других землепользователей и предоставление их предприятиям и организациям для производственных нужд, перечень которых установлен в приложении 1 к названному распоряжению. Так, согласно приложению 1 обществу предоставлен земельный участок общей площадью 1065 га на праве постоянного пользования. Статья 12 Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 25.04.91 № 1103-1) определяла круг лиц, которым земельные участки могли предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование.Земля рассматривается Конституцией Российской Федерации как объект прав частной собственности (статьи 35 и 36) и как товар (часть 1 статьи 8; часть 1 статьи 74), владение, пользование и распоряжение землей осуществляются ее собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2 статьи 36). С 24.12.1993 – даты вступления в силу Указа Президента Российской Федерации № 2287, до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (30.10.2001) Земельный кодекс РСФСР предусматривал возможность предоставления на праве бессрочного (постоянного) пользования земельных участков при строительстве жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов, гаражно-строительными кооперативами многоярусных гаражей (статья 80). Коллегия считает, что по совокупности норм статьи 268 ГК РФ (редакция от 15.05.2001 № 54-ФЗ), статьи 80 Земельного кодекса РСФСР (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2287) 07.08.2001 земельный участок мог быть предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования только жилищно-строительным или гаражно-строительным кооперативам. Временное пользование земельными участками в августе 2001 года было предусмотрено статьями 47, 58, 84, 94 Земельного кодекса РСФСР. Такой вид права, как временное пользование используется в настоящее время (приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2009 № 565, постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878). Обжалуемое распоряжение не должно соответствовать действующему ЗК РФ, поскольку не устанавливает никаких новых правоотношений, возникших после вступления в силу ЗК РФ, а лишь вносит изменение в текст распоряжения № 618-р, устраняя ошибку, допущенную в нем в момент его издания. Так, ни одним пунктом распоряжения от 07.08.2001 № 618-р не предусматривалось предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования кому-либо. Вместе с тем в тексте приложения №1 к распоряжению, подписанному другим должностным лицом, ошибочно указано, что земельный участок ООО «Ровер» предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования, тогда как всем иным организациям земельные участки предоставлены во временное пользование или в аренду.Государственный акт на предоставление спорного земельного участка ООО «Ровер» на праве постоянного (бессрочного) пользования не выдавался. Действовавшим в период издания распоряжения от 07.08.2001 № 618-р Земельным кодексом РСФСР не предусматривалось предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, поскольку в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2287 данные статьи были признаны недействующими. Обязательственные права на землю (например, право временного пользования) законодателем ограничены не были. Администрация Кемеровской области в соответствии с распоряжением от 07.08.2001 № 618-р не имела намерения и не предоставляла никому земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается содержанием самого распоряжения. В приложении №1 к данному распоряжению в ходе прокурорской проверки было обнаружено несоответствие текста распоряжения тексту приложения № 1 к распоряжению от 07.08.2001 № 618-р в части, касающейся права, на котором земельный участок был предоставлен ООО «Ровер». Обнаружив указанное несоответствие, в адрес Губернатора Кемеровской области поступил протест прокурора Кемеровской области на распоряжение от 07.08.2001 № 618-р, в котором было предложено рассмотреть протест в 10-дневный срок и отменить указанное распоряжение в части предоставления земельного участка ООО «Ровер» на праве постоянного (бессрочного) пользования. Право постоянного (бессрочного) пользования у ООО «Ровер» не возникло и не могло возникнуть, поскольку в основе государственной регистрации данного права имеется ошибка. Обжалуемое распоряжение от 09.06.2012 № 509-р направлено на устранение технической ошибки в приложении к распоряжению №1, которая была обнаружена прокурорской проверкой.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 6 постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», о том, что для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств – несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица.

Распоряжением от 07.08.2001 № 618-р «О предоставлении, согласовании земельных участков и переводе лесных земель в нелесные» изъяты земельные участки из земель сельскохозяйственных предприятий и других землепользователей и предоставлены предприятиям и организациям для производственных нужд согласно приложению 1, в том числе, рекомендовано предприятиям и организациям, которым предоставляются участки, заключить договоры аренды и временного пользования земельными участками, а также главам администраций районов, главам районам области заключить с предприятиями и организациями, которым предоставляются земельные участки, договоры аренды и временного пользования участками. До внесения изменений оспариваемым распоряжением в приложении 1 к распоряжению от 07.08.2001 № 618-р указывалось на предоставление в Кемеровском районе ООО «Ровер» для ведения горных работ, под отвалы пород, использования существующих автодорог и промплощадки участка площадью 1065 га, условия предоставления – в постоянное пользование, землепользователи, из земель которых изымаются участки, – ЗАО «Разрез «Барзасский».

Прокуратурой Кемеровской области проведена проверка соблюдения земельного законодательства, в адрес Губернатора Кемеровской области 08.06.2012 за номером 7-14-2012 направлен протест на распоряжение администрации Кемеровской области от 07.08.2001 № 618-р «О предоставлении, согласовании земельных участков и переводе лесных земель в нелесные», предложено распоряжение от 07.08.2001 № 618-р отменить в части предоставления земельного участка ООО «Ровер» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 09.06.2012 № 509-р в связи с обнаруженным несоответствием приложения №1 «Список предприятий и организаций, которым предоставляются земельные участки» к распоряжению администрации Кемеровской области от 07.08.2001 № 618-р «О предоставлении, согласовании земельных участков и переводе лесных земель в нелесные» подпункту 2.3 и пункту 4 указанного распоряжения, руководствуясь Законом Кемеровской области от 09.03.2005 № 43-03 «О Коллегии администрации Кемеровской области» внесены изменения в приложение № 1 «Список предприятий и организаций, которым предоставляются земельные участки» к распоряжению: в строке третьей столбца четвертого слова «в постоянное пользование» заменены словами «во временное пользование сроком на три года»; установлено, что действие настоящего распоряжения распространяется на правоотношения, возникшие с момента подписания распоряжения администрации Кемеровской области от 07.08.2001 № 618-р «О предоставлении, согласовании земельных участков и переводе лесных земель в нелесные».

28.12.2000 ООО «Ровер» обратилось с заявлением к главе Кемеровского района о предоставлении земли, в котором указало, что в связи с банкротством угледобывающего предприятия ЗАО «Разрез Барзасский» и его закрытием обществом получена лицензия на право пользования недрами и горноотводный акт на добычу каменного угля открытым способом в пределах Глушинского и Кедровско-Крохалевского месторождений (на бывшем горном и земельном отводах ЗАО «Разрез Барзасский»), учитывая получение ООО «Ровер» разрешающих документов на право ведения добычи каменного угля открытым способом на участке недр ранее выданному ЗАО «Разрез Барзасский» и аннулированному в 2000 г., просило переоформить и предоставить обществу 1065 га земель, предоставленные государственным актом за номером 574 ОА разреза «Барзасский».

07.08.2000 ООО «Ровер» выдана лицензия на право пользования недрами и горноотводный акт к лицензии, на момент рассмотрения спора в суде лицензия досрочно прекращена.

Статья 12 Земельного кодекса РСФСР (до признания ее недействующей Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» – далее также Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2287) предусматривала, что в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставляются колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.

В силу статьи 14 Земельного кодекса РСФСР (до признания ее недействующей Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287) во временное пользование земельные участки передавались гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям землевладельцами, землепользователями и арендаторами из их земель по договору на право временного пользования земельным участком, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов. Предельный срок временного пользования землей устанавливается не более трех лет, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи и статьями 86 и 87 настоящего Кодекса. По решению местного Совета народных депутатов земельные участки собственников земли, землевладельцев и землепользователей по согласованию с ними могут предоставляться во временное пользование для государственных и общественных нужд в порядке, установленном статьей 29 настоящего Кодекса. На основании указанного решения заключается договор между заинтересованными сторонами, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов.

Статья 18 Земельного кодекса РСФСР (до признания ее недействующей Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287) к ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений относила предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса; согласование вопросов изъятия и предоставления земель вышестоящими Советами народных депутатов.

В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса РСФСР (до признания ее недействующей Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287) к ведению районных (городских, в административном подчинении которых находится район) Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежало предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьями 23, 58 и 59 настоящего Кодекса.

Статья 21 Земельного кодекса РСФСР (до признания ее недействующей Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287) к ведению краевых, областных, автономных областей, автономных округов Советов народных депутатов в сфере регулирования земельных отношений относила установление на основании соответствующих проектных разработок границ территорий с особым правовым режимом использования земель по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов; разработку и выполнение (осуществление) краевых, областных, окружных (автономных округов) программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; организацию ведения земельного кадастра и мониторинга земель; планирование использования земель; предоставление земельных участков под объекты, имеющие союзное, республиканское и межрегиональное значение, для строительства и расширения промышленных предприятий краевого, областного и окружного (автономного округа) подчинения и земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества и животноводства жителям городов республиканского, краевого, областного, окружного (автономного округа) подчинения по согласованию с районными, городскими, поселковыми и сельскими Советами народных депутатов; установление предельных размеров земельных участков, передаваемых гражданам в собственность, пожизненное наследуемое владение; государственный контроль за использованием и охраной земель; защита прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов; разрешение земельных споров.

На основании статьи 23 Земельного кодекса РСФСР (до признания ее недействующей Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287) изъятие (включая выкуп, в том числе и принудительный) земельных участков в целях предоставления их гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям производится по решению соответствующего Совета народных депутатов: сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса; районные (городские, в административном подчинении которых находится район) Советы народных депутатов изымают на основании статьи 39 настоящего Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.

В силу статьи 28 Земельного кодекса РСФСР (в последней редакции, действующей на момент издания распоряжения от 07.08.2001 № 618-р) предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.

Статья 31 Земельного кодекса РСФСР (до признания ее недействующей Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287) предусматривала, что право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР. Право аренды и временного пользования земельными участками удостоверяется договорами, формы которых утверждаются Советом Министров РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик. К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду.

В силу статьи 42 Земельного кодекса РСФСР (до признания ее недействующей Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287) прекращение права пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды у местных Советов народных депутатов при добровольном отказе происходит по заявлению землевладельца, землепользователя, арендатора, а при прекращении соответствующей деятельности - по решению Совета народных депутатов, предоставившего земельный участок. Право на земельный участок в указанных случаях прекращается с момента принятия решения местным Советом народных депутатов. В этих случаях из бюджета Совета выплачивается стоимость произведенных затрат на улучшение земель, а при необходимости взыскивается ущерб, связанный с ухудшением качественного состояния и порчей земель.

Статьей 9 Конституции Российской Федерации, принятой 12.12.1993, предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами; разграничение государственной собственности.

В связи с принятием Конституции Российской Федерации, в целях обеспечения прав граждан на землю и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» признаны недействующими ряд статей Земельного кодекса РСФСР (далее также – ЗК РСФСР), в том числе, статья 12 ЗК РСФСР, предусматривающая субъектный состав, которому земельные участки предоставлялись в бессрочное (постоянное) пользование.

В ГК РФ, принятый 30 ноября 1994 года, включена глава 17, в которой прописаны вещные права на землю, однако эта глава не действовала до дня введения в действие ЗК РФ, позднее Федеральным законом от 16.04.2001 № 45-ФЗ внесены изменения в ГК РФ и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми нормы главы 17 части первой ГК РФ в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вводились в действие со дня введения в действие ЗК РФ и закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 ГК РФ (действующим в момент издания распоряжения от 07.08.2001 № 618-р) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставлялось гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Со дня введения в действие ЗК РФ (29.10.2001) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ (Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ).

Порядок предоставления земельных участков в момент издания распоряжения от 07.08.2001 № 618-р предусматривался ЗК РСФСР, а также Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287.

После признания Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 недействующей статьи 12 ЗК РСФСР на основании статьи 80 ЗК РСФСР (в редакции, действующей в момент издания распоряжения от 07.08.2001) земельные участки могли быть предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование кооперативам при строительстве жилищно - строительными кооперативами многоквартирных домов, а гаражно - строительными кооперативами многоярусных гаражей. Иные нормы, предусматривающие предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, ЗК РСФСР в указанный период не содержал.

Пунктом 2 Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные, в том числе, статьями 14,28 и 29 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.

Заявитель считает, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок у него возникло на основании распоряжения от 07.08.2001 № 618-р, данное распоряжение также указано в качестве основания возникновения названного права в свидетельстве о государственной регистрации права.

Распоряжение от 07.08.2001 № 618-р вынесено администрацией Кемеровской области. Суд соглашается с доводами заинтересованных лиц о том, что данное распоряжение не является правоустанавливающим актом и издавалось в порядке согласования, поскольку по вышеизложенным основаниям администрация не являлась уполномоченным органом на предоставление земельного участка ни в соответствии с нормами Земельного кодекса РСФСР, действующими до принятия Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2287, ни в соответствии с нормами Земельного кодекса РСФСР, действующими в период издания распоряжения от 07.08.2001. Правом на распоряжение земельными участками в период вынесения распоряжения от 07.08.2001 № 618-р наделялась местная администрация.

В связи с чем, обществу земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования администрацией Кемеровской области не мог быть предоставлен, и данное право по вышеизложенным обстоятельствам на основании распоряжения от 07.08.2001 № 618-р у общества не возникло.

Коллегия администрации Кемеровской области в силу статьи 1 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 № 47-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» входит в систему исполнительных органов государственной власти Кемеровской области.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 9 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области» акты Коллегии администрации Кемеровской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Указам Президента Российской Федерации, Постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Кемеровской области и законам Кемеровской области. Акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Коллегии администрации Кемеровской области.

На основании статьи 13 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области» до приведения законов Кемеровской области в соответствие с настоящим Законом Администрация Кемеровской области осуществляет все установленные до вступления в силу настоящего Закона полномочия, за исключением полномочий, требующих издания правовых актов Кемеровской области.

При таких обстоятельствах Коллегия администрации Кемеровской области приняла оспариваемое распоряжение в соответствии с полномочиями, предоставленными вышеуказанными положениями с учетом информации, изложенной в протесте Прокуратуры Кемеровской области от 08.06.2012 № 7-14-2012.

Суд считает, что при этом факт длительного использования земельного участка заявителем правового значения не имеет, так как внесенные в порядке самоконтроля изменения не ставят право Коллегии на устранение нарушений действующему во время издания распоряжения от 07.08.2001 № 618-р законодательству в зависимость от давности их издания или от прав лиц, получивших по незаконным актам какие-либо преимущества или блага, в том числе, и имущественные.

Кроме того, общество не лишено возможности воспользоваться иным способом защиты своего права, в частности, в судебном порядке в исковом производстве.

Оспариваемым распоряжением от 09.06.2012 № 509-р внесены изменения в распоряжение от 07.08.2001 № 618-р в связи с обнаруженным несоответствием приложения № 1 к распоряжению подпункту 2.3 и пункту 4 текста распоряжения, действительно по тексту распоряжения от 07.08.2001 № 618-р имеется указание на предоставление земельных участков организациям на правах аренды и временного пользования.

На момент издания оспариваемого распоряжения действующим законодательством, равно как и законодательством, действующим на момент издания распоряжения от 07.08.2001 № 618-р, не предусматривалось предоставление земельных участков во временное пользование, однако при изложенных выше обстоятельствах, а также с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2001 № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства», внесенными изменениями, а также распространением их действия на правоотношения, возникшие с момента подписания распоряжения от 07.08.2001 № 618-р, права пользования обществом спорным земельным участком не нарушены, поскольку возвращение земельного участка собственнику не произведено.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком изначально у общества возникло незаконно, и ссылка представителей на регистрацию данного права в едином государственном реестре прав, как на подтверждение его возникновения не может быть принята во внимание, поскольку распоряжение от 07.08.2001 № 618-р издано в нарушение действующему в период его вынесения законодательству и в отсутствие полномочий на распоряжение спорным земельным участком у администрации Кемеровской области.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть прекращено при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего ему права на земельный участок. Право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено посредством отказа от него. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Из обращения конкурсного управляющего ЗАО «Разрез Барзасский» к главе Кемеровского района следует, что при разделении юридического лица лицензия на право добычи каменного угля открытым способом и право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок сохранено за ЗАО «Разрез Барзасский».

Согласно заявлению, поступившему 10.01.2001 в адрес главы Кемеровского района, в связи с прекращением деятельности ЗАО «Разрез Барзасский» по добыче каменного угля открытым способом в пределах Глушинского и Кедровско-Крохалевского месторождения, конкурсный управляющий ЗАО «Разрез Барзасский» просил изъять земли 1065 га, предоставленные государственным актом № 574. Суд считает, что данным отказом конкурсного управляющего права ЗАО «Разрез Барзасский» не нарушались, поскольку действующим на период обращения с названным заявлением законодательством возможность переоформления права не предусматривалась.

Из сведений Управления Росреестра по Кемеровской области от 12.12.2012 следует, что государственный акт № КЕО-04-00223 на право пользования земельным участком площадью 1065 га, расположенным свх. «Барановский», лесхоз Барзасский, выданный организации арендаторов разреза «Барзасский», является погашенным. Следовательно, права на земельный участок к ООО «Ровер» на основании названного акта не перешли. Права на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, разрешались в судебном порядке по делу № А27-8339/2012.

Представителями заявителя в материалы дела представлены копия распоряжения администрации Кемеровского района от 16.01.2001 № 40-р «О предоставлении земельного участка» и заключения о предоставлении земель ООО «Ровер». Из текста распоряжения следует, что администрация Кемеровского района просила администрацию Кемеровской области изъять земельный участок площадью 1065 га у ЗАО «Разрез Барзасский» и предоставить его ООО «Ровер», согласно полученной лицензии на право пользования недрами КЕМ 00776 ТЭ от 07.08.2000 для добычи каменного угля открытым способом в пределах Глушинского и Кедровско-Крохалевского месторождений в бессрочное пользование. Указано ООО «Ровер» разработать санитарно-защитную зону и оформить документы на земельный участок в установленном законом порядке в течение месяца. Судом данное доказательство не принимается, поскольку представлено в виде ненадлежащим образом заверенной копии. Копия названного распоряжения заверена главным бухгалтером ООО «Ровер». Судом по ходатайствам представителей заявителя истребовалась информация относительного названного распоряжения, однако надлежащим образом заверенная копия распоряжения от 16.01.2001 № 40-р суду не представлена, содержащаяся в нем информация в администрации Кемеровского муниципального района и Комитете по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района отсутствует, что подтверждается соответствующими сообщениями, имеющимися в материалах дела.

Статья 1.1. Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в редакции от 14.05.2001) предусматривала, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации, а также заключаемыми в соответствии с ней Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

В соответствии со статьей 1.2. Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в редакции от 14.05.2001) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

С учетом указанных выше оснований, суд считает, что права общества оспариваемым распоряжением не нарушены.

Исследовав доказательства и иные доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, в порядке статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, что они не имеют правового значения при вышеизложенных основаниях и их оценке применительно к заявленным требованиям.

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Ровер» в удовлетворении требований.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.К. Фуртуна