АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
http://www.kemerovo.arbitr.ru
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05
РЕШЕНИЕ
21 августа 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2019 года
Полный текст решения изготовлен 21 августа 2019 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Беляевой Л.В.,
при ведении протокола с использованием аудиозаписи секретарем судебного заседания Киселевой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании делопо исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Магия Вкуса», город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ФИО1, город Кемерово, к ФИО2, город Кемерово
об обязании передать документацию, относящуюся к финансово-хозяйственной деятельности общества
третье лицо: временный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Магия вкуса» ФИО3, город Кемерово
при участии
представителя истца ФИО4, доверенность от 30.04.2019;
представителя ответчика ФИО2 -ФИО5, доверенность 16.07.2019;
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Магия Вкуса», город Кемерово (далее – ООО «Магия Вкуса», истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к бывшим руководителям Общества об обязании в течение пяти рабочих дней с момента вступления судебного акта в законную силу передать документацию ФИО1 за период с 23.10.2015 по 24.07.2016:
1) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета;
2) кассовую книгу;
3) учетную политику организации;
4) книгу покупок и книгу продаж;
5) счета-фактуры;
6) налоговые декларации по НДС за 1 и 2 кварталы 2016 года;
7) налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал и полугодие 2016 года;
8) гражданско-правовые договоры;
9) документы по кадровому делопроизводству;
10) организационно-распорядительные документы организации.
ФИО2 за период с 25.07.2016 по 22.09.2016:
1) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета;
2) кассовую книгу;
3) книгу покупок и книгу продаж;
4) счета-фактуры;
5) гражданско-правовые договоры;
6) документы по кадровому делопроизводству;
7) организационно-распорядительные документы организации.
Требования основаны на положениях статей 53, 161, 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 32, 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», статей 1, 3, 8, 10, 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», статей 23, 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением от 14.06.2019 исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 16.07.2019, в котором подготовка дела к судебному разбирательству завершена, рассмотрение дела назначено в судебном заседании 14.08.2019.
Ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (ст.123 АПК РФ), явку полномочного представителя не обеспечил.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие его представителя.
Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО2 иск оспорил, указав, что истцом не доказано, что истребуемые документы за период с 25.0.2016 по 22.09.2016 существуют как таковые. Ответчик ФИО2 числился в руководителях общества в течение крайне короткого периода – менее двух месяцев, фактически к исполнению обязанностей руководителя не приступал. В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, касающиеся предпринимательской деятельности общества в указанный период, а также, что ФИО2 заключал договоры, сдавал отчетность в контролирующие органы, вел переговоры с контрагентами. Прежним директором общества документация ФИО2 не передавалась. Фактически ФИО2 являлся временным «номинальным» руководителем Общества. За весь период подписал только заявление в налоговый орган о внесении изменений в сведения об обществе при вступлении в должность руководителя и в состав участников общества, а также заявление о выходе из состава участников.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 16 декабря 2015 года учредителями ФИО6 и ФИО1 принято решение об учреждении общества с ограниченной ответственностью «Магия вкуса» с уставным капиталом 10 000 рублей путем внесения денежных средств. Размер доли ФИО6 в уставном капитале составляет 75 %, номинальной стоимостью 7500 руб. Размер доли ФИО1 составляет 25 % уставного капитала, номинальной стоимостью 2 500 руб. Утвержден Устав ООО «Магия вкуса». Директором избран ФИО1
ООО «Магия вкуса» зарегистрировано ИФНС по г. Кемерово 23 декабря 2015 года за основным государственным регистрационным номером <***>, присвоен ИНН <***>.
25 июля 2016 года решением единственного участника ООО «Магия вкуса» ФИО1 прекращены полномочия директора Общества ФИО1 с 25.07.2016, директором Общества с 25.07.2016 на срок полномочий в соответствии с уставом Общества назначен ФИО2.
23 сентября 2016 года единственным участником ООО «Магия вкуса» - ООО «Транс Дизель» принято решение о прекращении полномочий ФИО2, директором Общества с 23.09.2016 на срок полномочий в соответствии с уставом Общества назначен ФИО7.
В связи с тем, что в разумный срок новому руководителю ФИО7 не была передана первичная бухгалтерская документация, после предварительного обращения к бывшим руководителям с претензиями, ООО «Магия вкуса» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.
В силу пункта 1 статьи 50 Закона N 14-ФЗ общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (пункт 1 статьи 7). Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (пункту 1 статьи 9). Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 10). Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (пункт 1 статьи 29). При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации (пункт 4 статьи 29).
Согласно статье 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 3 вышеуказанного закона бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 14 вышеуказанного закона годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что к документам бухгалтерского учета организации, передача которых должна обеспечиваться при смене руководителя организации относятся: первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ учетную политику составляет совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Аналогичное определение учетной политики дано в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденном приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н, согласно пункту 2 которого для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
В соответствии с нормами указанного Положения учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; способы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета (пункт 4 Положения). Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации (пункт 8 Положения). Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица (пункт 9 Положения).
Пунктами 5,6 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться только при определенных условиях.
Таким образом, учетная политика – документ, который должен обязательно быть у организации и храниться.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено составление и выставление налогоплательщиками налога на добавленную стоимость счетов-фактур, ведение книги покупок и продаж.
Кроме того, налоговым законодательством предусмотрено представление налогоплательщиком налоговых деклараций в налоговые органы, по тем налогам, налогоплательщиками по которым они являются.
Из приведенных выше положений законодательства следует, что в случае смены единоличного исполнительного органа общества бухгалтерская отчетность и иная документация, необходимые для осуществления руководства текущей деятельностью общества, подлежат передаче вновь избранному (назначенному) исполнительному органу общества.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, в обязанности ФИО1, исполнявшего функции единоличного исполнительного органа с момента создания ООО «Магия вкуса», входило обеспечение сохранности документов общества, после назначения своим решением директором ФИО2, он был обязан передать вновь избранному директору общества печать, учредительные документы, бухгалтерскую отчетность и иную документацию, связанную с осуществляемой обществом деятельностью.
Доказательства того, что бывший директор ООО «Магия вкуса» ФИО1 передал вновь избранному директору ФИО2 документацию общества (оригиналы), ответчиком в соответствии со статьей 65 АПК РФ в материалы дела не представлены.
Вместе с тем, и истцом не представлены доказательства, что в период с 25.07.2016 по 22.09.2016 ФИО2 заключались какие-либо гражданско-правовые договоры, оформлялись первичные бухгалтерские документы, сдавалась налоговая отчетность.
Из истребованных из Сбербанка документов следует, что после заключения договора открытия и обслуживания расчетного счета карточка с образцами подписей и оттиска печати ООО «Магия вкуса» была оформлена 25 декабря 2015 года на директора ФИО1
В последующем, при прекращении его полномочий и назначении на должность директора ФИО2 25 июля 2016 года карточка с подтверждением полномочий нового директора не оформлялась. При этом, согласно выписке по операциям на счете в период с 25.07.2016 по 21.09.2016 совершались расходные операции по счету ООО «Магия вкуса».
Указанное обстоятельство косвенно свидетельствует о том, что ФИО2, назначенный директором ООО «Магия вкуса» к исполнению своих обязанностей фактически не приступил, документация, необходимая для ведения финансово-хозяйственной деятельности, ему не передавалась.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи и в совокупности, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца, предъявленных к ФИО1, являвшегося руководителем ООО «Магия вкуса» с момента учреждения Общества, при том, что указанное лицо не представило доказательств передачи документации ФИО2
В иске к ФИО2 следует отказать.
Согласно части 1 статье 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает и существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд считает разумным для исполнения решения срок пять рабочих дней с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика ФИО1
В силу пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 600 руб., излишне уплаченная при предъявлении иска, подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 180-181 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ФИО1 в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения в законную силу передать обществу с ограниченной ответственностью «Магия вкуса» документы Общества за период с 23.10.2015 по 24.07.2016, а именно:
1) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета;
2) кассовую книгу;
3) учетную политику организации;
4) книгу покупок и продаж;
5) счета-фактуры;
6) налоговые декларации по НДС за 1 и 2 кварталы 2016 года;
7) налоговые декларации по налогу на прибыль организации за 1 квартал и полугодие 2016 года;
8) гражданско-правовые договоры;
9) документы по кадровому делопроизводству;
10) организационно-распорядительные документы организации.
Отказать в удовлетворении исковых требований к ФИО2.
Взыскать с ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Магия Вкуса» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Магия Вкуса» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 600 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 05.06.2019 № 104.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Судья Л.В. Беляева