АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
http://www.kemerovo.arbitr.ru
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05
город Кемерово Дело №А27-13604/2017
12 февраля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 февраля 2018 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола секретарем судебного заседания Ватутиной Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Некоммерческого партнерства «Ассоциация работников индивидуального автомобильного транспорта» (ОГРН <***>, ИНН <***>), с. Мазурово
Некоммерческого партнерства «Сибирская компания автомобильного транспорта» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Кемерово
общества с ограниченной ответственностью «ТК «Автоколонна 1962» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Кемерово
к Администрации города Кемерово Управление в сфере транспорта, связи и охраны окружающей среды, г. Кемерово
третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, г. Кемерово
о признании незаконным отказа,
при участии:
от НП «АРИАТ» – ФИО1 – президент, протокол от 17.12.2016 №8, паспорт;
от НП «СКАТ» – ФИО2 – президент, протокол от 13.06.2017 №6, паспорт;
от ООО «ТК «Автоколонна 1962» – ФИО2 – представитель по доверенности от 09.01.2018, паспорт;
от Администрации – ФИО3 – представитель по доверенности от 29.12.2017 №01-32/2366, паспорт; ФИО4 - представитель по доверенности от 09.01.2018 №01-32/1, паспорт;
от третьего лица – явка не обеспечена,
у с т а н о в и л:
Некоммерческое партнерство «Ассоциация работников индивидуального автомобильного транспорта», ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – «НП «АРИАТ»), Некоммерческое партнерство «Сибирская компания автомобильного транспорта», ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – «НП «СКАТ»), общество с ограниченной ответственностью «ТК «Автоколонна 1962», ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – «ООО «ТК «Автоколонна 1962») обратились в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Кемерово в лице Управления в сфере транспорта, связи и охраны окружающей среды (далее – «Администрация»), изложенного в письме от 05.04.2017 в отношении маршрутов регулярных перевозок: 15Т, 26Т, 44Т, 64Т, 66Т, 22Т, 4Т, 10Т, 11Т, 18Т, 27Т, 28Т, 30Т, 45Т, 61Т, 95Т, 127Т; обязании Администрации восстановить нарушенные права заявителей и выдать заявителям свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок на основании пунктов 3-4 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении регулярных перевозок: 15Т, 26Т, 44Т, 64Т, 66Т, 22Т, 4Т, 10Т, 11Т, 18Т, 27Т, 28Т, 30Т, 45Т, 61Т, 95Т, 127Т; признании незаконными действий по включению в Реестр маршрутов регулярных перевозок в графу 8 (вид перевозки) сведений о виде перевозок «По регулируемым тарифам», осуществляемому заявителями без бюджетного финансирования в отношении маршрутов регулярных перевозок: 15Т, 26Т, 44Т, 64Т, 66Т, 22Т, 4Т, 10Т, 11Т, 18Т, 27Т, 28Т, 30Т, 45Т, 61Т, 95Т, 127Т (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (далее – «РЭК КО», «Комиссия»).
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»): заявители и Администрация обеспечили явку в судебное заседание 31.01.2018 (до перерыва) – 05.02.2018 (после перерыва) заседание; третье лицо – РЭК КО представителя в судебное заседание не направила, представила письменный отзыв, письменно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Заявители, настаивая на удовлетворении заявленных требований, указывают на то, что осуществляют деятельность по перевозке пассажиров на территории города Кемерово по маршрутам регулярных сообщений. При этом, право на обслуживание маршрутов было приобретено ими до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ») на основании конкурсного отбора на основании Постановления Администрации г. Кемерово от 18.06.2008 №95 (в редакции от 29.11.2011) «Об утверждении Положения об организации и проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Кемерово».
По результатам конкурсного отбора Администрацией с перевозчиками были заключены договоры на заявленные маршруты, которые впоследствии были включены в Реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах г. Кемерово (далее – «Реестр»), который был утвержден Постановлением Администрации г. Кемерово №1301 от 09.06.2016.
Также заявители отмечают, что какое-либо бюджетное финансирование в отношении перевозок по маршрутам, обслуживание которых проводилось ими ранее, отсутствовало. Это подтверждается конкурсной документацией по проведению открытого конкурса №ОК-02-14Т на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Кемерово, в рамках которого заявителями было получено право на заключение договоров по оказанию услуг по перевозке пассажиров.
Во исполнение части 1 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ заявители направили в адрес Администрации г. Кемерово и управления МБУ «УЕЗТУ» сведения о маршрутах регулярных перевозок, обслуживаемые ими по договорам на перевозку пассажиров, заключенным ранее принятия указанного закона.
Поскольку статья 39 Федерального закона №220-ФЗ определяет порядок действий, в том числе, уполномоченных органов местного самоуправления, в зависимости от того, какие регулярные перевозки осуществлялись на момент вступления закона в силу, оплачиваемые или не оплачиваемые за счет средств бюджетов, заявители полагают, что у Администрации имеется, обязанность по выдаче им свидетельств и карт муниципального маршрута регулярных перевозок на каждое транспортное средство, которое допускается использовать для перевозок по спорным маршрутам, не оплачиваемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры.
При этом, заявители полагают, что выводы Администрации об отсутствии оснований для выдачи им свидетельств об осуществлении регулярных перевозок в отношении спорных маршрутов, в том числе, по основанию отнесения спорных маршрутов к маршрутам, осуществляемым по регулируемым тарифам, не правомерны, а отказ заявителям, фактически осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа не финансируемые из бюджетов как на дату опубликования Федерального закона №220-ФЗ от 13.07.2015, так и в настоящий момент, нарушает право заявителей на осуществление ими экономической деятельности и получение ими дохода.
Помимо изложенного заявители отмечают, что само по себе нарушение ими порядка подачи сведений о маршрутах для включения их в реестр маршрутной сети, не является безусловным основанием для отказа в выдаче свидетельств на перевозку пассажиров, тем более, что сроки для подачи этих заявлений Администрацией г. Кемерово были установлены только 18.08.2015. При этом никакой информации, касающейся формы составления заявления, места доставки такого заявления, электронного адреса получателя или наименования лица, которому такая информация должна была бы быть отправлена, перевозчикам не предоставлено.
На момент рассмотрения настоящего спора существующие муниципальные маршруты регулярных перевозок, отвечающие признакам коммерческих и несубсидируемых перевозок, обслуживаемые заявителями, не были приведены уполномоченным органом субъекта в соответствие с видами регулярных перевозок, установленными Федеральным законом №220-ФЗ, а также не организовано осуществление этих перевозок в порядке, регламентированном статьей 14 данного Федерального закона.
В частности, с перевозчиками не заключены соответствующие контракты на перевозки по регулярным маршрутам, перевозчиками не осуществлялись и не осуществляются перевозки пассажиров с предоставлением льгот на проезд, утвержденных в субъекте. Более того, с учетом положений закона Кемеровской области №97-03 «О мерах социальной поддержки» отнесение исполнительным органом спорных маршрутовк регулярным маршрутам по регулируемым тарифам с включением их в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок не может рассматриваться в качестве надлежащего способа установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ в отношении перевозок, которые в настоящее время осуществляются без предоставления бюджетного финансирования, но с применением регулируемых тарифов, должны быть выданы свидетельства. Если такие перевозки осуществляются на основании договора, то данные свидетельства начнут действовать по окончании срока действия этого договора. При этом со дня начала действия свидетельства тарифное регулирование соответствующих перевозок должно быть отменено. При этом в силу части 9 статьи 39 Закона переход на контрактную систему предусмотрен только в отношении перевозок, которые осуществляются с предоставлением бюджетного финансирования. Этот переход должен быть осуществлен помаршрутно в течение 5 лет. До перехода на контрактную систему перевозки по соответствующим маршрутам должны осуществляться в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу.
Принимая во внимание, что заявители по спорным маршрутам в рамках заключенных ими договоров до вступления в силу Федерального закона 220-ФЗ, осуществляли перевозки, не финансируемые из бюджета,в силу части 3 статьи 39 корреспондирующих с положениями части 4 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ, а также в отсутствие организации осуществления этих перевозок в порядке, регламентированном статьей 14 данного Федерального закона, заявители считают, что имеют право на получение свидетельств для работы в нерегулируемом тарифе.
Подробнее доводы заявителей изложены в заявлении и возражениях на отзыв.
Администрация в отзыве и ее представители в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявленных требований, ссылаются на следующие обстоятельства.
Федеральный закон №220-ФЗ предусматривает два вида регулярных перевозок: по регулируемым тарифам и нерегулируемым тарифам. Регулярные перевозки по регулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
С учетом Постановления РЭК КО от 20.10.2015 №357 на территории г. Кемерово существуют только регулярные перевозки по регулируемым тарифам. В настоящее время заявители осуществляют регулярные перевозки по соответствующим маршрутам и взымают плату по установленному тарифу в размере 18 рублей за одну поездку. Доказательств установления или взимания платы по иному тарифу заявителями не представлено.
Маршруты НП «СКАТ» № 15т, 26т, 44т, 64т, 66т; ООО «ТК «Автоколонна 1962» №22т; НП «АРИАТ» № 4т, Ют, 11т, 18т, 27т, 28т, 30т, 45т, 61т, 95т, 127т были включены в Реестр маршрутов регулярных перевозок г. Кемерово с учетом положений Федерального закона №220-ФЗ. Заявители до и после официального опубликования указанного федерального закона фактически осуществляют регулярные перевозки пассажиров на вышеуказанных маршрутах.
Переходными положениями статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ предполагается сохранение имеющейся маршрутной сети, включая обслуживающих ее перевозчиков.
Основанием для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в г. Кемерово до вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ являлся договор на выполнение пассажирских перевозок по соответствующим маршрутам перевозок.
Федеральным законом №220-ФЗ право на подачу сведений для включения маршрутов в реестр муниципальных маршрутов на территории г. Кемерово, формируемый согласно данному законодательству, предоставлялось именно перевозчикам, которые осуществляли перевозки на основании таких договоров, заключенных до вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ соответствующие сведения должны были быть направлены в уполномоченные органы субъектами, осуществляющими после дня официального опубликования указанного закона регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок, в течение 30 дней со дня официального опубликования Федерального закона №220-ФЗ.
Указанные сведения (направленные в 30-тидневный срок) использовались для формирования предварительного реестра, на основании которого после соответствующей проверки формировался окончательный реестр муниципальных маршрутов.
В случае не совершения перевозчиком действий, определенных в части 1 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ, у уполномоченного органа отсутствовала обязанность по выдачи свидетельств об осуществлении перевозок муниципальным маршрутам и карт соответствующих маршрутов.
Данные выводы подтверждаются письмом Заместителя министра транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 №НА-23/9398 ФИО5 и Инструкцией по представлению сведений в реестр межрегиональных маршрутов, опубликованными на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации.
Также данная позиция отражена в решении Арбитражного суда Московской области от 21.06.2016 по делу № А41-28237/16, решении Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2016 по делу № А40-172436/2016, решении Арбитражного суда Московской области от 28.10.2016 по делу № А41-35212/16, решении Арбитражного суда Московской области от 27.10.2016 по делу № А41-13155/16, постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2016 № А41- 23304/16, постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу № A33-23464/2015, постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 по делу № А73-17831/2015, постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 по делу №А13-18109/2015.
Вместе с тем, письма заявителей, содержащие необходимые сведения, в Администрацию г. Кемерово поступили от НП «СКАТ» 14.08.2015, от «ТК Автоколонна №1962» 28.08.2015 и от НП «АРИАТ» 07.12.2015, то есть позже предусмотренного законодательством Российской Федерации (12.08.2015) срока.
При этом, информация о маршрутах регулярных перевозок, в частности, виде регулярных перевозок, из представленных трех писем содержалась только в письме НП «Ариат» от 07.12.2015 №182, а именно: регулярные пассажирские перевозки в г. Кемерово по тарифам, утвержденным Постановлением РЭК КО от 20.10.2015 №357.
Аналогичная информацию о виде регулярных перевозок – регулярные пассажирские перевозки в г. Кемерово по тарифам, утвержденным Постановлением РЭК КО от 20.10.2015 №357, - была предоставлена в дополнительном письме НП «СКАТ» от 27.10.2015 №102.
Все маршруты, перечисленные в указанных письмах, были внесены Администрацией г. Кемерово в соответствующий реестрмаршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Таким образом, заявители, по мнению Администрации, совершили действия, предусмотренные Федеральным законом №220-ФЗ по включению обслуживаемых маршрутовв реестр маршрутов регулярных перевозок по соответствующему виду – по регулируемым тарифам.
Довод заявителей о том, что регулярные перевозки по регулируемому тарифу в обязательном порядке должны получать бюджетное финансирование, по мнению представителей Администрации, не соответствует Федеральному закону №220-ФЗ. Статьей 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, может предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона №220-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Таким образом, предоставление льгот на проезд по муниципальным маршрутам регулярных перевозок является правом органов государственной власти, а не обязанностью.
Субсидии, начисляемые в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным распоряжением администрации города Кемерово от 31.03.2008 № 1216 (далее – «Порядок предоставления субсидий») по своей сути, не являются субсидиями, связанными с регулированием тарифов на пассажирские перевозки.
РЭК КО, как орган регулирования Кемеровской области, установил тариф на одну поездку. Обеспечение жителей города пассажирскими перевозками является полномочием органа местного самоуправления в силу Федерального закона №131-ФЗ. В городе Кемерово, с целью более комфортного передвижения жителей по дорогам города, установлены рейсы более короткой частотой движения пассажирского транспорта, в связи с этим – наполняемость салонов транспортных средств ниже плановой наполняемости и, как следствие, появляющиеся некомпенсируемые тарифом затраты перевозчиков.
Размер субсидий в соответствии с Порядком рассчитывается, исходяиз количества отработанных машино-часовна маршрутах города, а не из количества перевезенных пассажиров, а единицей измерения субсидии являются рубли за один машино-час.
На основании изложенного Администрация считает, что при таких обстоятельствах, отсутствуют основания для признания отказа в выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам недействительным.
Подробнее возражения Администрации изложены в письменном отзыве и дополнительных пояснениях.
РЭК КО в письменном отзыве указывает на то, что в соответствии с пунктом 1.2. Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее – «Положение»), утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 №371, является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.
Согласно пункта 1.5. Положения решения РЭК КО в пределах ее полномочий обязательны для исполнения на всей территории Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 3.73 Положения РЭК КО устанавливает регулируемые тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом: по муниципальным маршрутам регулярных перевозок; по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Постановлением РЭК КО от 20.10.2015 №357 установлены предельные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным, наземным электрическим транспортом на территории Кемеровской области». Указанное постановление вступило в силу с 01.11.2015. В настоящее время указанное Постановление РЭК КО действует в части, не противоречащей действующему федеральному законодательству.
При этом, исходя из того, что тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным, наземным электрическим транспортом по регулярным маршрутам на территории Кемеровской области были установлены РЭК КО до момента вступления в силу положений, регламентирующие деление тарифов регулярных перевозок на регулируемые и нерегулируемые, то Комиссия полагает, что в настоящее время на территории Кемеровской области регулярные перевозки могут осуществляться не только по регулируемым тарифам.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, суд установил.
НП «СКАТ» 14.08.2015 с учетом дополнительного письма от 27.10.2015 и НП «АРИАТ» 07.12.2015 во исполнение части 1 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ направили в адрес Администрации г. Кемерово сведения, необходимые для включения в соответствующий реестр, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона №220-ФЗ, в которых был указан вид регулярных перевозок – регулярные пассажирские перевозки в г. Кемерово по тарифам, утвержденным Постановлением РЭК КО от 20.10.2015 №357.
В информации, представленной ООО «ТК «Автоколонна 1962» 28.08.2015 имелась только информация, касающаяся номера маршрута, а информация о виде регулярных перевозок отсутствовала.
Все маршруты, перечисленные в указанных письмах, были внесены Администрацией г. Кемерово в соответствующий реестрмаршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
16.03.2017 НП «СКАТ» и НП «АРИАТ», а 27.03.2017 ООО «ТК «Автоколонна 1962» подали в Управление транспорта, связи и охраны окружающей среды Администрации г. Кемерово заявления о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок.
05.04.2017 Администрация г. Кемерово письмом №03-01/312 указала на то, что при осуществлении проверки предоставленных заявителями сведений для включения их в реестр маршрутов определен вид регулярных перевозок, не получающих бюджетного финансирования – «регулярные перевозки по регулируемым тарифам», о чем сделана запись в реестре маршрутов. Также из указанного письма Администрации следует, что поскольку в соответствии с Федеральным законом №220-ФЗ выдача свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок предусмотрена только в отношении перевозок по нерегулируемым тарифам, правовых оснований для выдачи заявителям свидетельств не имеется.
В отношении карт маршрута Администрация указала, что выдача карт маршрута осуществляется независимо от вида перевозок (по регулируемым или нерегулируемым тарифам), при этом заявителям как перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки по регулируемым тарифам, карты маршрутов были выданы ранее.
Посчитав отказ Администрации г. Кемерово в выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок не соответствующим Федеральному закону №220-ФЗ и нарушающим их права и охраняемые законом интересы, НП «СКАТ», НП «АРИАТ» и ООО «ТК «Автоколонна 1962», обратились с заявлением об оспаривании указанного отказа сначала в суд общей юрисдикции, а после получения 05.06.2017 определения об Центрального районного суда г. Кемерово об отказе в принятии административного искового заявления об оспаривании указанного отказа Администрации г. Кемерово, обратились с настоящим заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области.
Оценив имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения заявителей, третьего лица и административного органа, суд приходит к следующим выводам.
Ходатайство Администрации г. Кемерово о прекращении производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью настоящего спора суду подлежит отклонению в связи с тем, что определением Центрального районного суда г. Кемерово от 05.06.2017 заявителям было отказано в принятии административного искового заявления аналогичного содержания и указанное определение вступило в силу.
В отношении существа рассматриваемого спора суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон №220-ФЗ предусматривает два вида регулярных перевозок: по регулируемым тарифам и нерегулируемым тарифам. Исходя из содержащихся в части 1 статьи 3 указанного федерального закона дефинитивных норм, регулярные перевозки по регулируемым тарифам представляют собой регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Федерального закона №220-ФЗ регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации, регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
На территории Кемеровской области таким органом является РЭК КО.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения о РЭК КО (далее – «Положение»), утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 №371, Комиссия является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области. Согласно пункту 1.5. Положения решения Комиссии в пределах ее полномочий обязательны для исполнения на всей территории Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 3.73 Положения Комиссия устанавливает регулируемые тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом: по муниципальным маршрутам регулярных перевозок; по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Постановлением РЭК КО от 20.10.2015 № 357 установлены предельные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным, наземным электрическим транспортом на территории Кемеровской области». Указанное постановление вступило в силу с 01.11.2015, то есть до вступления в силу предусмотренных Федеральным законом №220-ФЗ норм, регулирующих порядок установления регулируемых тарифов и регламентирующих разделение тарифов на регулируемые и нерегулируемые, которые согласно статье 42 указанного федерального закона вступили в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования, то есть 11.01.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ в течение 30 (тридцати) дней со дня его официального опубликования перевозчиками, которые после дня официального опубликования Федерального закона №220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона №220-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ и до истечения ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 статьи 39 Федерального закона №220- ФЗ сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» указанные в части 1 статьи 26 Федерального закона №220-ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования Федерального закона №220-ФЗ, и включены в соответствующие реестры.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной данным федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Таким образом, из приведенных положений Федерального закона №220-ФЗ следует, что соответствующие сведения должны были быть направлены в уполномоченные органы перевозчиками, осуществляющими после дня официального опубликования указанного закона регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок, в течение 30 дней со дня официального опубликования Федерального закона №220-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 42 Федерального закона №220-ФЗ предусмотрено, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Получение информации о содержании Федерального закона №220-ФЗ (обнародование данного нормативного акта для всеобщего сведения) стало возможным на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14.07.2015.
Следовательно, заявители с целью реализации прав, предоставленных им статьей 39 указанного федерального закона, должны были предоставить в уполномоченный орган – Администрацию г. Кемерово, сведения об осуществляемых ими перевозках по регулярным маршрутам не позднее 13.08.2015.
Данный подход соответствует статье 1 Федерального закона от 14.06.1994 №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов, палат Федерального Собрания» и подтверждается имеющейся судебной практикой по аналогичным делам (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2016 по делу №А41-23304/16, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу №А33-23464/2015).
При этом суд исходит из того, что указанный федеральный закон не содержит положений, позволяющих восстановить указанный срок либо признать причины его пропуска уважительными.
Между тем, из представленных заявителями материалов усматривается, что в законодательно установленный срок требуемая Федеральным законом №220-ФЗ информация ни одним из заявителей представлена не была. Заявление НП «СКАТ» от 14.08.2015, хотя формально и было подано на следующий день после истечения указанного срока, всей необходимой информации не содержало, что повлекло за собой необходимость в предоставлении дополнительной информации, которая была представлена Администрации г. Кемерово только 27.10.2017.
При этом, несмотря на пропуск заявителями срока на подачу соответствующих заявлений, Администрация г. Кемерово указанные заявления рассмотрела с учетом содержащейся в них информации о виде регулярных перевозок – регулярные перевозки в г. Кемерово по тарифам, утвержденным Постановлением Региональной энергетической комиссии от 20.10.2015 №357.
Таким образом, исходя из содержащейся в заявлениях информации, а также с учетом ранее осуществляемой заявителями деятельности по регулярным перевозкам пассажиров в г. Кемерово по регулируемым тарифам с учетом заключенных с указанными перевозчиками муниципальных контрактов, Администрация правомерно включила НП «СКАТ», НП «АРИАТ» и ООО «ТК «Автоколонна 1962» в Реестр маршрутов с указанием вида регулярных перевозок – регулярные перевозки по регулируемым тарифам, и выдала указанным перевозчикам карты маршрутов в соответствии с представленной ими информацией.
При этом, суд принимает во внимание то обстоятельство, что согласно представленной Администрацией г. Кемерово информации (письмо Комитета по работе со СМИ от 26.01.2018 №19-02/227, осуществляющего информационное и техническое сопровождение официального сайта Администрации г. Кемерово) страница Официального сайта Администрации г. Кемерово «Реестр маршрутов регулярных перевозок» создана и размещена 30.01.2016. С этого же времени страница «Реестр маршрутов регулярных перевозок» доступен пользователям в виде скачивания файла. Распечатка указанного реестра с указанием маршрутов, по которым осуществляются перевозки заявителями, представлена суду и приобщена к материалам дела.
В настоящем заявлении НП «СКАТ», НП «АРИАТ» и ООО «ТК «Автоколонна 1962» оспаривают отказ Администрации г. Кемерово, датированный 05.04.2017, в выдаче свидетельств на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Однако, письмо Администрации от 05.04.2017, по сути, не является отказом в выдачи свидетельств на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, так как в указанном письме содержится лишь констатация существующего статуса заявителей как перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по регулируемым маршрутам, что отражено в Реестре маршрутов регулярных перевозок с января 2016 года.
Вместе с тем, указанные действия Администрации г. Кемерово, отраженные в Реестре маршрутов регулярных перевозок с 30.01.2016, заявителями в установленном законом порядке и в установленные для оспаривания актов органом местного самоуправления частью 4 статьи 198 АПК РФ сроки оспорены не были, ходатайства о восстановлении таких сроков заявлены не были, доказательства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска такого срока не приведены.
Фактически заявители оспаривают отказ Администрации г. Кемерово изменить вид осуществляемых ими регулярных перевозок с регулярных перевозок по регулируемому тарифу на регулярные перевозки по нерегулируемому тарифу на дату подачи соответствующих заявлений.
Однако, указанные правоотношения, по мнению суда, регулируются не 39 статьей Федерального закона №220-ФЗ, а иными статьями данного федерального закона и иными подзаконными актами, принимаемыми, в том числе, субъектом Российской Федерации.
Так, в частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона №220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона №220-ФЗ изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона №220-ФЗ право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок осуществляется посредством открытого конкурса, проводимого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.
Таким образом, необходимым условием выдачи перевозчику, ранее осуществлявшему регулярные перевозки пассажиров по регулируемому тарифу, свидетельства на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на основании проведенного уполномоченным органом субъекта Российской Федерации открытого конкурса, является наличие нормативно установленной возможности изменения вида регулярных перевозок.
Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Кемерово, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации г. Кемерово от 09.06.2016 №1300 (в редакции на дату издания Администрацией оспариваемого отказа), предусматривал возможность принятие решений об изменении вида регулярных перевозок или установлении, изменении и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок, внесение изменений в реестр муниципальных маршрутов.
Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела заявления НП «СКАТ» и НП «АРИАТ» от 16.03.2017, заявление ООО «ТК «Автоколонна 1962» от 27.03.2017, поданные в Управление транспорта, связи и охраны окружающей среды Администрации г. Кемерово, не содержат требования об изменении вида осуществляемых заявителями регулярных перевозок. В указанных заявлениях речь идет только о выдаче заявителям свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок.
Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что у Администрации г. Кемерово на дату подачи указанных заявлений ПН «СКАТ», НП «АРИАТ» и ООО «ТК «Автоколонна 1962» отсутствовали основания для рассмотрения вопроса об изменении вида регулярных пассажирских перевозок, осуществляемых заявителями, а, следовательно и для выдачи указанным субъектам свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Помимо изложенного, суд отклоняет доводы заявителей о том, что в соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ в отношении регулярных перевозок, осуществляемых без предоставления бюджетного финансирования, но с применением регулируемых тарифов, должны быть выданы свидетельства (которые начнут действовать по окончании срока действия ранее заключенного договора, одновременно с отменой тарифного регулирования соответствующих перевозок), а также о том, что в силу пункта 9 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ переход на контрактную систему предусмотрен только в отношении перевозок, которые осуществляются с предоставлением бюджетного финансирования, как основанные на неверном толковании статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ, исходя из следующего.
Устанавливая два вида регулярных перевозок: по регулируемому и по нерегулируемому тарифу, - законодатель не обусловил возможность осуществления того или иного вида регулярных перевозок необходимостью бюджетного финансирования или субсидирования перевозчиков.
Так, часть 5 статьи 14 Федерального закона №220-ФЗ устанавливает, что документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться:
1) обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;
2) назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ;
3) порядок оплаты государственного или муниципального контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.
В свою очередь, часть 7 указанной статьи Федерального закона №220-ФЗ говорит о том, что если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика), предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий.
Таким образом, системное толкование указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что бюджетное финансирование не является необходимым условием осуществления регулярных перевозок по регулируемому тарифу. Представляется, что определяющим в указанном процессе будет являться экономическая обоснованность тарифа и возможность субсидирования перевозчиков со стороны соответствующего бюджета в случае осуществления перевозок льготных категорий пассажиров, стоимость проезда которых будет ниже установленного тарифа.
Подобный подход соответствует подходам законодателя к установлению тарифного регулирования в иных сферах деятельности, например, в энергетике, где наличие регулируемых тарифов на энергоносители и их передачу не предполагает бюджетного финансирования соответствующих предприятий, осуществляющих выработку и передачу электроэнергии.
О наличии в Кемеровской области экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров автомобильным транспортом свидетельствуют следующие обстоятельства.
Так, согласно постановлению РЭК КО от 20.10.2015 №357 на территории Кемеровской области установлены экономически обоснованные тарифына регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным, наземным электрическим транспортом по регулярным маршрутам на территории Кемеровской области для всех перевозчиков,независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, при этом транспортные средства перевозчиков разделены по категориям:
- автобусы с обычным режимом движения;
- наземный электрический транспорт;
- автобусы экспрессного режима движения;
- маршрутное такси.
Для города Кемерово установлены экономически-обоснованные тарифы:
- в автобусах с обычным режимом движения – 16 руб.;
- в наземном электрическом транспорте – 16 руб.;
- в автобусах экспрессного режима движения – 17 руб.;
- в маршрутных такси – 18 руб.
Орган регулирования при установлении тарифов для потребителей на услуги пассажирских перевозок, вправе установить льготный тариф, который может быть установлен для отдельной категории потребителей, при этом может быть указан вид транспортного средства, к которому относится установленная льгота или способ оплаты.
Так, льгота установлена для пенсионеровс условием пользования ей только в автобусах с обычным движением, наземном электрическом транспорте, а также в автобусах экспрессного режима движения.
Льгота для школьников, учащихся средних специальных, начальных профессиональных учебных заведений дневной формы обучения- при проезде в тех же видах транспортных средств, как и для пенсионеров, но дополнительно установлено условие «при оплате стоимости проезда транспортной картой».
Орган, установивший льготный тариф для отдельных категорий, в размере ниже установленного экономически-обоснованного тарифа, обязан компенсировать затраты от установления льготного тарифа, субъектом федерации осуществляется возмещение затрат, расчет объема возмещения которого определяется исходя из разницы тарифов.
Поскольку заявителями не представлено доказательств осуществления регулярных перевозок льготных категорий пассажиров, основания для предоставления субсидий указанным субъектам, а, следовательно, основания для их бюджетного финансирования отсутствуют вне зависимости от вида осуществляемых ими регулярных перевозок.
На основании изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку в удовлетворении требований отказано, государственная пошлина в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителей в размере, установленном для оспаривания ненормативных актов органов местного самоуправления, действий (бездействия) органов местного самоуправления. Излишне уплаченная государственная пошлина в соответствии со статьей 104 АПК РФ подлежит возврату заявителям.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Вернуть Некоммерческому партнерству «Ассоциация работников индивидуального автомобильного транспорта» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) руб.
Выдать Некоммерческому партнерству «Ассоциация работников индивидуального автомобильного транспорта» (ОГРН <***>, ИНН <***>) справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 4 000 (четыре тысячи) руб.
Вернуть Некоммерческому партнерству «Сибирская компания автомобильного транспорта» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) руб.
Выдать Некоммерческому партнерству «Сибирская компания автомобильного транспорта» (ОГРН <***>, ИНН <***>) справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 4 000 (четыре тысячи) руб.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью «ТК «Автоколонна 1962» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) руб.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью «ТК «Автоколонна 1962» (ОГРН <***>, ИНН <***>) справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 4 000 (четыре тысячи) руб.
Решение в месячный срок со дня его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Я. Драпезо