АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело №А27-13929/2015
«28» января 2016 года
Резолютивная часть решения оглашена 28 января 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 января 2016 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.Н. Гатауллиной,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Владимировой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, п. Шерегеш (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области по Таштагольскому району, г. Таштагол (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действий
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Магадан-Тест», г. Магадан (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии:
от заявителя: без участия (извещено);
от заинтересованного лица: ФИО2 – представителя по доверенности от 01.01.2016 №Д-1/5, служебное удостоверение;
от третьего лица: без участия (извещено)
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий РЭО ГИБДД Отдела МВД России по Таштагольскому району (далее – заинтересованное лицо, ГИБДД Отдела МВД России по Таштагольскому району) по аннулированию регистрационного учета принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1 транспортного средства - грузового тягача седельного SHAANXI SX4257NX324 г/н <***> VIN незаконными, как несоответствующими Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», «Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденным Приказом МВД РФ от 24.11.2008 №1001, Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним и обязании РЭО ГИБДД Отдела МВД России по Таштагольскому району восстановить регистрацию принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1 транспортного средства грузового тягача седельного SHAANXI SX4257NX324 г\н <***> VIN <***>.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Магадан-Тест» (далее – третье лицо, ООО «Магадан-Тест»).
Заявитель и третье лицо надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в порядке статьи 123 АПК РФ в судебное заседание явку представителей не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в порядке частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований ИП ФИО1 в заявлении ссылается на то, что аннулирование сертификата соответствия не является безусловным основанием для аннулирования регистрации автомобиля и не соответствует о том, что указанный в паспорте транспортного средства экологический класс «4» не соответствует действительности. Поскольку сертификат соответствия является не единственным источником установления экологического класса автомобиля, и таможенные органы могут самостоятельно определять экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных соответствия и ОТТС. Основания для аннулирования регистрационного учета автомобилей отсутствуют, как не предусмотренные «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 №1001. Таким образом, по мнению заявителя, грузовой тягач SHAANXI SX4257NX324 VIN <***>, принадлежащий ФИО1, соответствует техническим нормативам. Был допущен к участию в дорожном движении на законных основаниях, достоверность сведений, внесенных в паспорта транспортных средств, подтверждены таможенным органом. Полагает, что возложение на индивидуального предпринимателя ФИО1, как добросовестного приобретателя, рисков, связанных с компетентностью соответствующих субъектов, имеющих аккредитацию и осуществляющих исполнение обязанностей по определению экологического класса транспортного средства, является чрезмерным обременением. Кроме того, РЭО ГИБДД Отдела МВД России по Таштагольскому району при аннулировании регистрационного учета не представлены доказательства, подтверждающие несоответствие автомобиля SHAANXI SX4257NX324 VIN <***> экологическому классу 4, признание паспорта транспортного средства № 28 УВ 117600, выданного Благовещенским таможенным постом, недействительным. Более подробно доводы изложены в заявлении и в дополнительных пояснениях.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против требований заявителя возражал по основаниям, изложенным в письменном возражении на заявление. Считает, что признание недействительными и аннулирование регистрационных действий с автомобилем заявителя предусмотрено Правилами регистрации, решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти ГИБДД, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя. Более подробно доводы изложены в возражениях на заявление.
Позиция третьего лица (ООО Магадан-Тест») подробно изложена в письменном отзыве на заявление, приобщенном судом к материалам дела.
Изучив материалы дела, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 17.03.2015 №13/4-1652 Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России в адрес подразделений ГИБДД по субъектам Российской Федерации направлена информация, поступившая из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт), ФТС России и Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) о решении органов сертификации об отмене действия сертификатов соответствия и предложено по фактам установления транспортных средств, сертификаты соответствия которых признаны прекращенными в соответствии с действующем законодательством принимать решения о признании недействительным паспорта транспортного средства и прекращении (аннулировании) регистрационного учета.
Во исполнение указания ГУОБДД МВД России от 17.03.2015 №13/4-1652 сотрудниками УГИБДД Главного управления проведена сверка базы данных зарегистрированных транспортных средств, по результатам которой было установлено, что на территории Кемеровской области зарегистрированы транспортные средства, сертификаты соответствия которых признаны прекращенными.
03.04.2015 начальникам Отделов ГИБДД управлений, отделом МВД России по городам, районам и иным муниципальным образованиям Кемеровской области направлена соответствующая информация с приложением списка транспортных средств сертификаты соответствия которых отозваны.
10.04.2015 Отделом МВД России по Таштагольскому району проведена проверка по факту регистрации транспортных средств, сертификаты соответствия которых отменены.
В ходе проверки установлено, что сертификат соответствия №С- CN.AB23.A08587 от 01.04.2012, послуживший основанием для выдачи на автомобиль заявителя паспорта транспортного средства при таможенном оформлении автомобиля аннулирован, информации о выдачи нового сертификата соответствия не установлено.
В соответствии с требованиями пунктов 3, 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденным приказом МВД России от 24.11.2008 №1001 (далее по тексту - Правила регистрации) и пункта 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005 (далее по тексту - Положение о паспортах транспортных средств) регистрационные действия с транспортным средством - грузовым тягачом SHAANXI SX4257NX324 VIN <***>, 2012 г.в., г/н <***>, проведенные в Отделе ГИБДД Отдела МВД России по Таштагольскому району признаны недействительными и аннулированы. Специальная продукция ГИБДД: государственный регистрационный знак г/н <***>, свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт транспортного средства 28УВ117600 выставлены в федеральную базу розыска.
Письмом начальника РЭО ГИБДД Отдела МВД России по Таштагольскому району от 16.04.2015 №5/915 ФИО1 поставлен в известность, что регистрационные действия с вышеуказанным транспортным средством аннулированы, свидетельство о регистрации транспортных средств, паспорт транспортного средства, государственные регистрационные знаки выставлены в розыск. Также указано, что в соответствии с пунктом 13 Правил регистрации, восстановление регистрации транспортных средств производится в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации.
16.04.2015 данное уведомление получено заявителем (подпись в получении от 16.04.2015).
Не согласившись с указанными действиями РЭО ГИБДД Отдела МВД России по Таштагольскому району по аннулированию регистрационного учета указанного транспортного средства, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, изучив и заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, суд признает требование заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности, в абзаце втором пункта 1 указано: «если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным».
Следовательно, для признания незаконным ненормативного акта того или иного органа необходимо наличие одновременно двух условий:
а) несоответствие ненормативного акта закону;
б) нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Согласно пункту 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности движения" от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение о ГИБДД), государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
ГИБДД УМВД России обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (пункт 2 Положения о ГИБДД).
Решения, требования и указания должностных лиц ГИБДД по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан (пункт 2 Положения о ГИБДД).
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 12.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов; регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 12 Положения о ГИБДД, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев - при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.
Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила регистрации) не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации; отсутствуют в паспорте транспортного средства отметки об уплате утилизационного сбора, за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года; если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года.
В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства; при прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия; регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке; регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Согласно пункту 51 Правил прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности).
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 утвержден Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Специальный регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой.
Согласно пунктам 3, 10 Спецтехрегламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.
В соответствии с пунктом 14 Спецтехрегламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, введены в действие с 01.01.2008, таким образом, автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации с 01.01.2008, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Специальным регламентом.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2015 N 109, в связи с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, которым утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", вступивший в силу 01.01.2015, которым утвержден перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", в том числе Правила ЕЭК ООН N 49.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом Министерства внутренних дел России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
В силу пункта 3 постановления Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "Об утверждении Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" в редакции изменений N 1, утвержденных приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 N 3453, датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).
Таким образом, поскольку в паспорт транспортного средства вносятся данные об экологическом классе транспортного средства на основании аннулированного сертификата соответствия, то есть - отсутствует подтверждение соответствия автомобиля техническим нормативам, установленным требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", в том числе Правила ЕЭК ООН N 49, и автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении, поэтому регистрационный орган снимает автомобиль с регистрационного учета (отказывает в производстве регистрационных действий в отношении транспортного средства).
Из материалов дела следует, что в соответствии с указанием ГУОБДД МВД России от 17.03.2015 №13/4-1652 в РЭО ГИБДД отдела МВД России по Таштагольскому району проведена проверка с целью установления фактов регистрации транспортных средств, выданных на основании сертификатов соответствия, действия которых отменено.
Основанием для проведения проверки послужила информация, поступившая их Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), ФТС России и Федеральной службы по аккредитации (Россакредитация) о решении органов сертификации об отмене действия сертификатов соответствия.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 N 845, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Согласно данным, полученным Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация), сертификаты соответствия, по которому выданы ПТС на автомобили, были прекращены органом по сертификации продукции ООО «Магадан-Тест» 17.12.2012 по решению заявителя на основании приказа от 17.12.2012 N 30; сведения об отмене сертификатов соответствия органом по сертификации продукции «Магадан-Тест» переданы в электронном виде по каналам связи в Единый реестр сертификатов соответствия, ведение которых осуществляет Росаккредитация, то есть, получив информацию из Федеральной службы по аккредитации прекращении действия сертификатов соответствия, выданных на спорный автомобиль, регистрирующий орган обоснованно, в соответствии с действующим законодательством, произвел аннулирование регистрационных действий с автомобилем, в связи с признанием их недействительными, соответственно уполномоченный орган не нарушил права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Полномочия регистрирующего органа по контролю и проверке документов, представленных для получения паспорта транспортного средства и его регистрации, предусмотрены пунктом 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
Довод заявителя о том, что сотрудники ГИБДД обязаны были установить причину аннулирования сертификатов, является несостоятельным, так как в полномочия органа, действия которого оспариваются, не входит обязанность проверять по каким именно основаниям прекращено действие сертификата.
Ссылки заявителя на то, что органами ГИБДД не была проведена проверка по факту аннулирования сертификата соответствия не основаны на нормах действующего законодательства. Действующим законодательством установлено, что выдача паспортов транспортного средства таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси (п. 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств Приказ МВД России N 496).
Таким образом, именно лицо, перемещающее транспортные средства, и декларант при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства представляют сведения о ввозимом транспортном средстве и несут ответственность о ее достоверности.
Доводы заявителя о том, что он является добросовестным приобретателем спорного транспортного средства, подлежат отклонению как не влияющие на правильность данных выводов и не основанные на положениях пункта 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
Тот факт, что в рассматриваемой ситуации в конструкцию транспортных средств изменения не вносились, не свидетельствует о незаконности оспариваемых действий регистрирующего органа, поскольку как было указано выше, согласно пункту 51 Правил регистрации при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Одним из таких обстоятельств, предусмотренных в пункте 3 Правил регистрации, является представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию.
Вопреки доводам заявителя, приобретение права на транспортное средство, а также отсутствие изменений в конструкции транспортного средства, но при отсутствии сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении.
Не могут служить основанием для признании незаконными действий и доводы заявителя о том, что при ввозе транспортного средства на территорию Российской Федерации таможенным органам определен и присвоен 4 экологический класс, паспорт транспортного средства, выданный Благовещенским таможенным постом свидетельствует о соответствии транспортного средства техническим нормативам и экологическому классу 4, поскольку в данном случае, отсутствует спор о том, что на момент регистрации транспортного средства имелись действующие документы, являющиеся необходимыми и достаточными для регистрации автотранспортного средства и его постановки на учет в соответствии с действующим законодательством.
То факт, что паспорт транспортного средства не признан недействительным, правового значения по делу не имеет. В данном случае регистрация транспортного средства прекращена в соответствии с требованиями законодательства.
Принимая во внимание, что признание недействительными и аннулирование регистрационных действий с автомобилем заявителя предусмотрено Правилами регистрации, решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти ГИБДД, в целях с охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства и не нарушает прав ИП ФИО1, так как действующим законодательством не установлены ограничения на повторное прохождение процедуры подтверждения соответствия транспортного средства установленным требованиям, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Вместе с тем, суд отмечает, что нарушения связанные с регистрацией транспортного средства, не могут являться безусловным основанием для лишения собственника (или иного законного владельца) правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением. Иное означало бы несоразмерное ограничение прав, не обусловленное конституционно значимыми целями. Следовательно, сам по себе факт аннулирования регистрации транспортного средства в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства, но при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
Соответствующий конституционно-правовой смысл указанных законоположений определен в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.04.2011 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в связи с жалобой гражданки ФИО3".
В свою очередь, в соответствии с указанным конституционно-правовым смыслом действующих законоположений возможность и способы восстановления регистрации транспортного средства прямо предусмотрены Правилами регистрации, в соответствии с которыми отмена регистрации транспортного средства не влечет за собой абсолютное лишение прав его собственника (законного владельца) на осуществление принадлежащих ему правомочий в отношении транспортного средства.
На основании п. 13 Правил регистрации восстановление регистрации транспортных средств, которая прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, производится в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации.
В пункте 51 Правил регистрации установлены способы восстановления регистрации:
- в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства;
- в иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Таким образом, собственник (законный владелец) вправе обратиться к органу, осуществлявшему регистрацию и снятие с регистрации автотранспортного средства, с заявлением о восстановлении регистрационного учета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства, представив доказательства устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации.
В случае невозможности устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации, заявителем должны быть представлены доказательства соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.
С 01.01.2015 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, которым установлена процедура оценки соответствия, проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации.
Согласно п.п. 5 п. 16 ТР ТС 018/2011 реализация требований безопасности обеспечивается выполнением Правил ЕЭК ООН, Глобальных технических правил, непосредственно положений настоящего Технического регламента в соответствии с пунктами 11-14 и приложением N 8 к данному Техническому регламенту - в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств.
Приложением N 8 к Техническому регламенту ТР ТС 018/2011 установлен перечень требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в том числе требования к двигателю и его системам.
Согласно п. 9.2 указанного Приложения дымность отработавших газов транспортных средств с дизелями в режиме свободного ускорения не должна превышать значений коэффициента поглощения света, указанного в документах, удостоверяющих соответствие транспортного средства Правилам ЕЭК ООН N 24-03, либо значений, указанных на знаке официального утверждения, нанесенном на двигатель или транспортное средство, либо установленных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации. При отсутствии вышеуказанных сведений дымность отработавших газов не должна превышать следующих значений: для двигателей экологического класса 4 и выше - 1,5 м-1.
Указанным Техническим регламентом ТР ТС 018/2011 предусмотрены Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, а также формы и схемы подтверждения соответствия требованиям Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" и рекомендации по их выбору.
Таким образом, в случае подтверждения соответствия грузового ТС требованиям Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" заявитель вправе обратиться в органы ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области с заявлением о восстановлении регистрационного учета транспортного средства с выдачей новых подтверждающих документов.
На основании вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что необходимая совокупность условий, предусмотренная ст. 198, 200, 201 АПК РФ для признания незаконными оспариваемых действий отсутствует.
В силу изложенного заявленные требования ИП ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 рублей в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2700 рублей (согласно платежному поручению №197 от 13.03.2015) в силу положений статьи 104 АПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 333.21, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
После вступления решения в законную силу выдать заявителю справку на возврат из федерального бюджета 2700 (две тысячи семьсот) рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Н. Гатауллина