Красная ул., д.8, Кемерово, 650000
http://www. kemerovo. arbitr. ru/
e-mail: info@kemerovo. arbitr. ru.
тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
город Кемерово Дело № А27-14064/2015
21 сентября 2015 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Драпезо В.Я., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Магазин Малого Кредитования» (ОГРН1087325005899, ИНН 7325081622), г. Москва
к Административной комиссии города Кемерово, г. Кемерово
о призвании незаконным и отмене постановления № 109-ЮЛ от 24.06.2015 г.
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Магазин Малого Кредитования» (далее ООО «Магазин Малого Кредитования», общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии города Кемерово № 109-ЮЛ от 24.06.2015 г. о привлечении заявителя к административной ответственности.
Заявитель и административный орган о начале процесса извещены надлежащим образом, в порядке, установленном статьей 123 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель заключил договор аренды №528/73 от 13.02.2014 г. нежилого помещения общей площадью 14 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Ленина, около дома №73, с индивидуальным предпринимателем Джгаркава Т.С. для использования помещения под офис финансовой помощи в целях оказания финансовой помощи физическим лицам и использовал данное помещение и земельный участок под ним с нарушением требований градостроительного регламента, без проведения публичных слушаний и без разрешения на осуществление условно – разрешенного вида использования, что является нарушением Правил землепользования и застройки города Кемерово, утвержденным постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов №75 от 24.11.2006 г.
Полагая, что в действиях ООО «Магазин Малого Кредитования» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 26-1 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 г. №89-ОЗ «Об административных нарушениях в Кемеровской области» начальником отдела муниципального земельного контроля управления архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово был составлен протокол об административном правонарушении №101 от 11.06.2015 г., на основании которого вынесено постановление от 24.06.2015 г. №109-ЮЛ о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 26-1 закона №89-ОЗ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд.
В обоснование заявленного требования, заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку оспариваемое постановление вынесено в отношении ненадлежащего лица, считают, что общество, не являясь правообладателем земельного участка и объекта капитального строительства, а являясь лишь арендатором павильона, не имело возможности предпринимать меры для соблюдения установленных правил и норм. Также считают, что указание в протоколе и обжалуемом постановлении на тот факт, что павильон используется для размещения отдельно стоящего кредитного учреждения не соответствует действительности, поскольку статус общества определяется Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» №151-ФЗ и целью общества является оказание финансовых услуг населению. При этом деятельность общества не подпадает ни под один из указанных в пункте 17 Правил землепользования и застройки в г. Кемерово видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Также ссылаются на то, что административный орган рассмотрел дело в отсутствие надлежащего извещения общества. Более подробно доводы изложены в заявлении и в возражениях на отзыв.
Административная комиссия в отзыве с требованием не согласилась, считает, ссылаясь на статью 42 Земельного кодекса и статью 36 Градостроительного кодекса, что градостроительные регламенты применяются в целом ко всем земельным участкам, в то числе не занятым объектами недвижимости и ко всем объектам строительства. Также полагают, что для наличия состава правонарушения необходим факт использования земельного участка, несмотря на то, что арендатором земельного участка является Джгаркава Т.С., свое право на использование земельного участка он фактически передал ООО «Магазин Малого Кредитования», передав последнему в аренду расположенный на участке павильон, полагают, что в данном случае может быть применена аналогия закона, а именно статьи 652 ГК РФ, согласно которой по договору аренды здания или сооружения, арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования, передаются права на земельный участок. Также ссылаются на статью 39 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой, заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования направляет заинтересованное лицо, которым является именно ООО «Магазин Малого Кредитования». Кроме того, пояснили, что если признать позицию заявителя, что его деятельность не подпадает ни под один вид разрешенного использования, то это также подтверждает наличие состава административного правонарушения. Также считает, что заявитель был извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела заблаговременно, что подтверждается почтовым идентификатором и уведомлением. Кроме того, административный орган считает, что заявителем нарушен 10-дневный срок на обжалование постановления. Более подробно возражения изложены в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Статьей 26-1 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 г. №89-ОЗ «Об административных нарушениях в Кемеровской области» установлена административная ответственность за использование земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, с нарушением требований градостроительных регламентов, утверждаемых органами местного самоуправления, установленных применительно к территориальной зоне, в которой находятся земельные участки и объекты капитального строительства.
Из содержания указанной статьи следует, что объективная сторона данного правонарушения выражается в использовании земельных участков и объектов капитального строительства с нарушением требований градостроительных регламентов.
Таким образом, указанное правонарушение может быть совершено только в форме действий.
Согласно статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с частями 1-5 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В соответствии с частями 1-3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Статьей 37 ГрК РФ установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1-3 статьи 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
Документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами Кемеровского городского Совета народных депутатов и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений являются Правила землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденные Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 г. №75 (далее Правила) (статья 2 Правил).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Правил, они регулируют отношения, возникающие, в том числе в связи с: изменением видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; проведением публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; проведением градостроительного зонирования территории города и установлением градостроительных регламентов в отношении земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила действуют на всей территории города и обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами (часть 3 статьи 3 Правил).
Согласно частям 1, 1.1, 3 статьи 17 Правил применительно к территориальным зонам, отображенным на карте градостроительного зонирования, в составе градостроительных регламентов устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (часть 1.1 статьи 17 Правил).
Устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования;3) вспомогательные виды разрешенного использования.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящих Правил (часть 5 статьи 17 Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Правил изменение основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства без проведения реконструкции объектов капитального строительства осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и в порядке, определенном частью 2 настоящей статьи.
Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в изменении основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в целях подтверждения соблюдения требований технических регламентов направляет соответствующее уведомление в администрацию города с приложением документов, подтверждающих соблюдение требований технических регламентов (часть 2 статьи 20 Правил).
Изменение основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства без проведения реконструкции объектов капитального строительства осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и в порядке, определенном частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 20 Правил).
Как следует из материалов дела, арендованное ООО «Магазин Малого кредитования» помещение, расположено возле дома №73 по пр. Ленина в г. Кемерово, который находится в зоне многоэтажной жилой застройки – Ж1.
В соответствии со статьей 33 Правил (в редакции, действовавшей на момент составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела) Ж 1 - жилая зона с многоэтажными жилыми домами, зона многоэтажной жилой застройки (5 - 25 этажей) с размещением многоквартирных домов (секционных, точечных), общежитий, зданий многофункционального использования с жилыми помещениями и встроенными объектами обслуживания населения, а также отдельно стоящих, пристроенных объектов социального, культурного, коммерческого, делового и коммунально-бытового обслуживания населения микрорайона и жилого района.
Размещение отдельно стоящих, пристроенных объектов, указанных в перечне основных видов разрешенного использования и условно разрешенных видов использования, возможно при наличии резервных территорий в границах территориальной зоны.
Как следует из материалов дела ООО «Магазин Малого кредитования» является микрофинансовой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций, подтверждается копией свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций от 08.07.2011 г.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ) микрофинансовой организацией является юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Статьей 3 Федерального закона N 151-ФЗ установлено, что правовые основы микрофинансовой деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами. Микрофинансовые организации осуществляют микрофинансовую деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».
Как установлено судом, микрофинансовая деятельность не входит в перечень как основных видов разрешенного использования, так и условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства жилой зоны – Ж1, предусмотренных статьей 33 Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, устанавливающих градостроительные регламенты территориальных зон.
Суд также считает возможным применить к указанным правоотношениям положения статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.
В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок.
Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением.
Аренда здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем арендодателю на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором с собственником земельного участка.
Следовательно, после заключения договора аренды 13.02.2014 г. заявитель осуществляет использование земельного участка, расположенного под арендуемым им нежилым помещением с нарушением требований градостроительного регламента, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 26-1 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 г. №89-ОЗ «Об административных нарушениях в Кемеровской области».
Суд отклоняет доводы заявителя о том, что заявитель не извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, поскольку административным органом суду представлены материалы административного дела, согласно которым уведомление о месте и времени составления протокола направлено заявителю по двум адресам: г. Ульяновск, ул. К. Маркса, кор. 1 (уведомление о вручении от 09.06.2015 г. и г. Москва, ул. Гиляровского,, д. 65, к. 1 (согласно почтовому идентификатору, вручено адресату 08.06.2015 г.). Кроме того, обществу по юридическому адресу был направлен протокол об административном правонарушении, с указанием времени и места рассмотрения дела, который, согласно имеющемуся в деле уведомлению получен обществом 19.06.2015 г. Ходатайств об отложении рассмотрения дела обществом не заявлено.
Кроме того, судом отклонены доводы административного органа о пропуске обществом срока на обжалование постановления об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФзаявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения.
Как установлено судом, оспариваемое постановление было получено заявителем 02.07.2015 г., о чем свидетельствует уведомление о вручении.
Согласно части 3 статьи 113 АПК РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Таким образом, срок для подачи заявления истекает 16.07.2015 г. Согласно почтовому штемпелю на имеющемся в материалах дела конверте заявление было направлено в Арбитражный суд 14.07.2015 г., т.е. в пределах срока, установленного для обжалования постановления.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмены постановления об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Магазин Малого Кредитования» в удовлетворении требования.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Драпезо В.Я.