ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-14645/15 от 16.10.2015 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                  Дело № А27-14645/2015

16 октября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 16 октября 2015 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола секретарем судебного заседания Вотиновой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Кемерово, г. Кемерово

к индивидуальному предпринимателю Аллахверанову Мамеду Бахрам оглы, г. Кемерово

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Светофарм», г. Кемерово,

Управление лицензирования медико – фармацевтических видов деятельности Кемеровской области, г. Кемерово

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя – Бежанов Е.В. – представитель по доверенности от 23.09.2015 г. №23-Д, сл. удостоверение;

от предпринимателя – Голубков И.В. – представитель по доверенности от 27.08.2015 г. №42АА1736677;

от Управления лицензирования – Смирнова С.И. – представитель по доверенности от 07.07.2015 №7, сл. удостоверение; Дмитриева О.В. – представитель по доверенности от 08.11.2013, сл. удостоверение,

у с т а н о в и л:

Управление МВД России по г. Кемерово (далее – «Управление МВД») обратилось с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Аллахверанова Мамеда Бахрам оглы (далее – «Предприниматель», «ИП Аллахверанов М.Б.О.») по части 2 статьи 14.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ»).

Определением от 25.09.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Светофарм» (далее – «ООО «Светофарм»), Управление лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области (далее – «Управление лицензирования»).

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»); представители Управления МВД, предпринимателя и Управления лицензирования присутствуют в судебном заседании 16.10.2015; ООО «Светофарм» явку представителя в судебное заседание 16.10.2015 не обеспечило.

Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассматривает заявление Управления МВД в отсутствие представителя ООО «Светофарм» по имеющимся в деле материалам.

Управление в заявлении и его представитель в судебном заседании, настаивая на привлечении предпринимателя к административной ответственности, указывают на то, что 23.05.2015 в Управление МВД поступило сообщение о факте осуществления незаконной предпринимательской деятельности связанной с незаконным оборотом этилового спирта но адресу: г. Кемерово, ул. Зейская, д. 42.

В этот же день в ходе проверки данного сообщения было установлено, что по адресу: г. Кемерово, ул. Зейская, 42, - ИП Аллахверанов М.Б.О. осуществляет предпринимательскую деятельность, выразившуюся в хранении спиртосодержащей жидкости, расфасованной в пластиковые бутылки, емкостью 5 л, оклеенных этикетками с надписью «Этиловый спирт 95%, производство Россия, М.О. Железнодорожный район», в количестве 2948 штук, общей емкостью 14740 л, без специального разрешения (лицензии), что отражено в протоколах осмотра помещения от 23.05.2015, протоколах изъятия вещей и документов от 23.05.2015, составленных в присутствии предпринимателя и двух понятых.    

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении предпринимателя 21.07.2015 протокола №600882/1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, возбужденные в отношении юридических лиц и предпринимателей, рассматриваются судьями арбитражных судов, Управление МВД просит суд привлечь ИП Аллахверанова М.Б.О. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.   

Рассмотрев материалы административного производства, и, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности  без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Оборот и производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентирован Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – «Федеральный закон №171-ФЗ»).

Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона №ФЗ-171 оборот алкогольной продукции заключается в - закупке (в том числе импорт), поставке (в том числе экспорт), хранении, перевозке и розничной продаже, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 статьи 10.2 Федерального закона №ФЗ-171 этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона №ФЗ-171 производство и оборот алкогольной исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 указанного федерального закона лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

- производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

- хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции.

В отношении осуществления указанной деятельности предпринимателями Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления от 11.07.2014 №47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» разъяснил, что в силу положений указанного федерального закона, в том числе, пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.

В том случае, если индивидуальный предприниматель в нарушение указанных норм осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.

При этом, в отношении хранения спиртосодержащей продукции указанный Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также разъяснил, что пунктом 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ предусмотрено лицензирование такого вида деятельности, как хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В то же время данной нормой предусмотрена также выдача лицензий на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; розничную продажу алкогольной продукции. При этом неотъемлемой частью деятельности но розничной продаже какого-либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах.

В связи с этим при решении вопроса о том, выполнила ли организация требования закона в части лицензирования своей деятельности, судам надлежит исходить из того, что имеющаяся у нее лицензия на производство (закупку), хранение и поставку либо па розничную продажу соответствующей продукции не охватывает оказание услуг третьим лицам по хранению принадлежащей им одноименной продукции.

На осуществление деятельности по оказанию такого рода услуг организации необходимо иметь отдельную лицензию, предусмотренную абзацем пятым пункта 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ. При этом по смыслу пункта 1 статьи 26 указанного федерального закона хранение продукции, являющейся собственностью другого лица, возможно только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, при проведении проверки сообщения о факте осуществления незаконной предпринимательской деятельности связанной с незаконным оборотом этилового спирта но адресу: г. Кемерово, ул. Зейская, д. 42, - было установлено, что в гаражном боксе, расположенном по указанному адресу, находящимся в пользовании предпринимателя, было установлено наличие пластиковых бутылок, емкостью 5 л, в которых содержится прозрачная жидкость, оклеенных этикетками с надписью «Этиловый спирт 95%, производство Россия, М.О. Железнодорожный район», в количестве 2950 штук, общей емкостью 14740 л.

Указанные пластиковые бутылки были изъяты в этот же день на основе протокола изъятия вещей и документов от 23.05.2015 и в количестве 2948 штук переданы на ответственное хранение кладовщика общества с ограниченной ответственностью «Винтаж» Гридюшко Надежды Евграфовны.

2 пластиковые бутылки, также изъятые у предпринимателя на основе протокола изъятия от 23.05.2015, переданы в Экспертно-криминалистический цент ГУ МВД России по Кемеровской области для проведения исследования.

Согласно Справке об исследовании №2-2034 от 19.06.2015 представленная на исследование жидкость является спиртосодержащей жидкостью с объемной долей (крепостью) этилового спирта в размере 85,0%, денатурирующих добавок не обнаружено.

Доводы предпринимателя о том, что указанная жидкость является лекарственным средством, зарегистрированным уполномоченным федеральным органом власти под торговым наименованием «Раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%» регистрационное удостоверение ЛС-002102 от 20.10.2006, сертификат соответствия №0729572, декларация о соответствии №РОСС Яи.ФМ08.Д26583, отклоняются судом по следующим основаниям.

Как следует из пояснений представителей Управления лицензирования, привлеченных к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии с пунктом 8 Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2010 №1222н, на лекарственные средства оформляется сопроводительный документ, содержащий информацию:

- о дате оформления сопроводительного документа; о наименовании лекарственного средства (международное непатентованное наименование лекарственного средства и торговое наименование лекарственного средства), сроке годности и номере серии;

- о производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя; о количестве упаковок;

- о поставщике (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование поставщика, его местонахождение);

- о покупателе (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование покупателя, его местонахождение);

- о должностном лице, составившем сопроводительный документ (должность, Ф.И.О.).

Между тем, в товарно-сопроводительных документах, представленных ООО «Светофарм»: счет-фактура №321 от 04.05.2015, товарная накладная №321 от 04.05.2015, отсутствуют сведения о наименовании лекарственного средства (международное непатентованное наименование лекарственного средства и торговое наименование лекарственного средства), сроке годности и номере серии, о производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя, о количестве упаковок.

В силу пункта 5 Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, оптовой торговле подлежат лекарственные средства, зарегистрированные в Российской Федерации в установленном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 13   Федерального закона от 24.03.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона, государственная регистрация лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется по результатам экспертизы лекарственных средств и этической экспертизы возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения.

Порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 746н.

Согласно пункту 2 Порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию.

Сведения о государственной регистрации лекарственного препарата – Спирт этиловый 95% (Этанол 95%) раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм, 5 л,производитель ПХФК ОАО «Медхимпром», - в Государственном реестре лекарственных средств отсутствуют.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 24.03.2010 №61-ФЗ «Маркировка лекарственных средств» лекарственные препараты должны поступать в обращение, если:

- на их первичной упаковке (за исключением первичной упаковки лекарственных растительных препаратов) хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), срок годности, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз;

- на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.

На транспортную тару, которая не предназначена для потребителей и в которую помещено лекарственное средство, должна наноситься информация о наименовании, серии лекарственного средства, дате выпуска, количестве вторичных (потребительских) упаковок лекарственного средства, производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения     производителя лекарственного средства (адрес, в том числе страна и (или) место производства лекарственного средства), а также о сроке годности лекарственного средства и об условиях его хранения и перевозки, необходимые предупредительные надписи и манипуляторные знаки.

На вторичную (потребительскую) упаковку лекарственного препарата наносится штриховой код.

На упаковке и транспортной таре Спирта этилового 95% (Этанол 95%) раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм, 5 л, производитель Г1ХФК ОАО «Медхимпром», отсутствует маркировка соответствующая требованиям Федерального закона от 24.03.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Кроме того, согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации лекарственных средств, в том числе внутриаптечного изготовления, включая лекарства – субстанции, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов, а в товарно­сопроводительных документах, представленных ООО «Светофарм» указана налоговая ставка 18%.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что изъятая продукция с маркировкой Спирт этиловый 95% раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм, 5 л, производитель ПХФК ОАО «Медхимпром», - не может быть отнесена к лекарственным средствам.

Довод предпринимателя о том, что указанная продукция является собственностью ООО «Светофарм», в связи с чем, хранение указанной продукции предпринимателем не может свидетельствовать о совершении предпринимателем правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, отклоняется судом с учетом приведенного выше разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, согласно которому на осуществление деятельности по оказанию услуг по хранению спиртосодержащей и алкогольной продукции необходимо иметь отдельную лицензию, предусмотренную абзацем пятым пункта 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ. При этом по смыслу пункта 1 статьи 26 указанного федерального закона хранение продукции, являющейся собственностью другого лица, возможно только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.   

Таким образом, в действиях предпринимателя усматривается объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.  

Вина предпринимателя в соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ заключается в том, что, осуществляя предпринимательскую деятельность на свою ответственность, ИП Аллахверанов М.Б.О. не обеспечил выполнение требований законодательства Российской Федерации, предполагая возможность наступления вредных последствий в результате несоблюдения данных требований, самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий.   

Подобные обстоятельства свидетельствуют о том, что состав и событие административного правонарушения подтверждаются материалами административного дела.

Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, направлении материалов административного производства в суд административным органом не допущено: предприниматель присутствовал при осмотре помещения магазина и при изъятии алкогольной продукции; указанные процессуальные действия были осуществлены работниками Управления в присутствии двух понятых, отражены в протоколе осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, протоколе изъятия вещей и документов от указанной даты: при составлении протокола об административном правонарушении ИП Аллахверанову М.Б.О. были разъяснены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности; предоставлено право дать пояснения по существу выявленного правонарушения; вручена копия протокола об административном правонарушении.   

Обстоятельств, исключающих ответственность предпринимателя, в том числе малозначительности совершенного правонарушения, судом не установлено.

Вместе с тем, предприниматель не может быть привлечен к административной ответственности за совершение вмененного ему правонарушения, поскольку к моменту вынесения решения суда истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, который применительно к привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ составляет три месяца с момента выявления правонарушения.

В то же время, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что изъятый у предпринимателя на основании протокола изъятия вещей и документов от 23.05.2015 товар, а именно: пластиковые бутылки, емкостью 5 л, в которых содержится прозрачная жидкость, оклеенных этикетками с надписью «Этиловый спирт 95%, производство Россия, М.О. Железнодорожный район», в количестве 2948 штук, общей емкостью 14740 л, - находится в незаконном обороте, так как был перемещен на территории Российской Федерации без необходимых товаросопроводительных документов, наличие которых необходимо как в отношении спиртосодержащей и алкогольной продукции, так и в отношении лекарственных средств, данный товар в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ подлежит изъятию из незаконного оборота для уничтожения в порядке, определенном Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Положением о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2013 №430.   

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 206 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Кемерово о привлечении предпринимателя Аллахверанова Мамеду Бахрам оглы к административной ответственности отказать.

Изъятый у предпринимателя на основании протокола изъятия вещей и документов от 23.05.2015 товар, а именно: пластиковые бутылки, емкостью 5 л, в которых содержится прозрачная жидкость, оклеенных этикетками с надписью «Этиловый спирт 95%, производство Россия, М.О. Железнодорожный район», в количестве 2948 штук, общей емкостью 14740 л., - находящийся на ответственном хранении у кладовщика общества с ограниченной ответственностью «Винтаж» Гридюшко Надежды Евграфовны, изъять из незаконного оборота для уничтожения в порядке, определенном Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Положением о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2013 №430.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.    

Судья                                                                                                    В.Я. Драпезо