ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-14797/2012 от 14.09.2012 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д.8, Кемерово, 650000;

информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05;

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово

«14» сентября 2012 года Дело №А27-14797/2012

Резолютивная часть решения оглашена «14» сентября 2012

Решение в полном объеме изготовлено «14» сентября 2012

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Семенычевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Михеевой С.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Горнопроходческое управление», Кемеровская область, г. Прокопьевск, ОГРН 1084223001345

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ОГРН 1024201885190

о признании недействительным решения № 2 от 04.05.2012 года и обязании возвратить денежные средства в размере 22 305, 57 рублей

при участии в судебном заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью «Горнопроходческое управление» Маркус О.Н. – представитель по доверенности от 12.07.20112 года, паспорт,

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области главный специалист-эксперт Першаева М.П. – представитель по доверенности от 02.07.2012 года № 29, паспорт,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Горнопроходческое управление», ОГРН 1084223001345 обратилось в арбитражный суд с заявление о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области  от 04.05.2012 года № 2 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» и обязании Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области возвратить денежные средства, списанные с банковского счета в счет уплаты страховых взносов в сумме 17403,21 рублей, пени в сумме 1421,16 рублей, штрафа в сумме 3481,20 рублей.

В обоснование заявленных требований заявитель в заявлении и его представитель в заседании, ссылаются на подпункт «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, статью 186 Трудового кодекса Российской Федерации, Закон «О донорской крови и её компонентов» и полагают, что средний заработок работников доноров за дни сдачи крови и дополнительные дни отдыха в качестве выплат, не подлежат обложению страховыми взносами.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области  требования заявителя считает необоснованными. Со ссылкой на разъяснение Минздравсоцразвития России от 05.05.2011 года № 1608-19, представитель Управления полагает, что с 2011 года суммы среднего заработка, выплаченные организацией своим работникам-донорам за дни сдачи крови, а также оплаченный в связи с этим дополнительный отпуск подлежит обложению страховыми взносами. Подробнее возражения изложены в отзыве.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим:

Как следует из материалов дела Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области была проведена выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью «Горнопроходческое управление» по вопросам правомерности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, достоверности индивидуальных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц плательщиком страховых взносов.

По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области принято решение № 2, которым Общество с ограниченной ответственностью «Горнопроходческое управление» привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 3481, 20 рублей за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения для исчисления страховых взносов. Указанным решением Обществу с ограниченной ответственностью «Горнопроходческое управление» предложено уплатить страховые взносы в размере 17404 рублей и пени в размере 1421,16 рублей.

Как следует из решения, основанием доначисления страховых взносов послужил вывод Управления о занижении базы для исчисления страховых взносов в результате не включения в нее сумм выплат среднего заработка работникам – донорам за дни сдачи кроки (её компонентов), а также оплаченный в связи с этим дополнительный отпуск.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определенные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

При этом статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Так подпунктом "и" пункта 2 части 1указанной статьи предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами всех видов установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Согласно статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу статьи 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Статьей 20 Кодекса определено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Исходя из вышеизложенных норм трудовые отношения характеризуются следующим:

1) работник выполняет трудовую функцию (работу по должности, профессии и т.д.) и подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка;

2) работодатель платит за выполняемую работником трудовую функцию и обеспечивает условия труда.

Таким образом, понятие трудовых отношений ограничено определенными рамками и не может применяться к любым отношениям, возникающим между обществом и лицом, с которым у общества заключен трудовой договор.

Донорство крови и ее компонентов - свободно выраженный добровольный акт (статья 1 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 года № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»).

В соответствии со статьей 6 Закона № 5142-1 руководители организаций обязаны беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в организацию здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов; предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.

Трудовым кодексом Российской Федерации установлены гарантии и компенсации работникам, которые на время прерывают работу для исполнения государственных или общественных обязанностей, а также для совершения общественно значимых действий.

В силу статей 164, 165 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Компенсации могут предоставляться в случаях, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации, и иных случаях, предусмотренных иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.

При этом при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Донорские дни являются периодами отвлечения работника от основной работы, что происходит по добровольному волеизъявлению работника, выразившего желание сдать кровь; за это работнику предусмотрены трудовым законодательством гарантии и компенсации в виде сохранения среднего заработка и предоставления дней отдыха.

Указанные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам с целью компенсации или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, которые совершают общественно значимые действия. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Указание на средний заработок это лишь размер социальной гарантии.

Поскольку оплата дней сдачи крови, а также предоставление и оплата дней отдыха в связи с этим относятся в соответствии со статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации к гарантиям и компенсациям работника, предусмотренным законодательством Российской Федерации, то такая оплата, по нашему мнению, не облагается страховыми взносами по пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что у Управления отсутствуют правовые основания для доначисления обществу спорных сумм страховых взносов, исчисления пени и привлечения к ответственности.

Ссылка управления на Письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 года N 784-19 судом отклоняется. Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.11.2011 года N ВАС-10887/11 в указанном Письме содержится мнение Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России, представляющее собой толкование правовой нормы, содержащейся в статье 7 Закона о страховых взносах, и это Письмо не создает новой правовой нормы.

Арбитражные суды и суды общей юрисдикции, рассматривающие споры соответствующей категории, не связаны положениями оспариваемого Письма, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

Что касается ссылки представителя управления о том, что доначисление обществу спорных сумм страховых взносов произведено правомерно, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о страховых взносах, в редакции Федерального закона от 08.12.2010 года № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, в то время как положения данной статьи до внесения изменений предусматривали, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, суд считает необходимым отметить следующее:

Действительно Федеральным законом от 08.12.2010 года № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, а именно, слова «по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам» заменены на слова «в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров».

Между тем, проанализировав норму статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации представляется правильным, что указанные изменения носят технико-юридический характер, и связаны с тем, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Довод заявителя о том, что работники - доноры оказываются в неравном положении в отношении пенсии, судом отклонен в связи с его несостоятельностью. Как было указано выше донорство - свободно выраженный добровольный акт. А основные права и обязанности работника в области социально-трудовых отношений определены в статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации. Обязанность безвозмездной сдачи крови ни в указанной норме, ни в Конституции Российской Федерации не закреплена, в связи, с чем донорство не связано с трудовой функцией работника, в результате которых назначается пенсия. Осуществление своего права на безвозмездную сдачу крови обеспечивается материальной гарантией - сохранением среднего заработка, а также нематериальной гарантией - он освобождается от работы.

Довод представителя Управления о том, что Общество согласилось с позицией Управления, что подтверждается представлением уточненных сведения в отношении работников-доноров, судом отклонен, поскольку представитель Общества представление уточненных расчетов прокомментировал отказом Управления принимать расчеты.

Как следует из материалов дела в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Горнопроходческое управление» Управлением выставлено требование об уплате доначисленных решением сумм страховых взносов, пени и штрафа.

В ходе судебного разбирательства Обществом с ограниченной ответственностью «Горнопроходческое управление» представлены инкассовые поручения от 19.06.2012 года №№ 05202070287430 – 05202070287441 на общую сумму 22305,57 рублей.

Поскольку суд пришел к выводу о несоответствии решения № 2 нормам Федерального закона № 212-ФЗ следовательно сумму 22305,57 рублей следует признать излишне взысканной.

Порядок возврата излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов регулируется статьей 27 Федеральным законом от 24.07.2008 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Так указанной нормой предусмотрено, что сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц об отказе в совершении действий должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Поскольку в ходу судебного разбирательства суд пришел к выводу о том, что сумма 22305,57 рублей является излишне взысканной, следовательно, она подлежит возврату Управлением в порядке предусмотренной статьи 27 Федерального закона № 212-ФЗ.

Удовлетворяя требования заявителя, судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд, государственной пошлины суд, руководствуясь статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области.

Руководствуясь статьями 101, 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование Общества с ограниченной ответственностью «Горнопроходческое управление» удовлетворить.

Признать недействительным в связи с несоответствием нормам Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области  от 04.05.2012 года № 2   «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата Обществу с ограниченной ответственностью «Горнопроходческое управление» списанных с банковского счета денежные средства в счет уплаты страховых взносов в сумме 17403,21 рублей, пени в сумме 1421,16 рублей, штрафа в сумме 3481,20 рублей в порядке, предусмотренном статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Взыскать с Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Горнопроходческое управление» 2 000 рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.И. Семёнычева