ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-15042/19 от 22.10.2019 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                  Дело №А27-15042/2019

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2019 года

Полный текст решения изготовлен 25 октября 2019 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Беляевой Л.В.,

при ведении протокола с использованием аудиозаписи секретарем судебного заседания Киселевой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экологические технологии», город  Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Шорский национальный парк», город  Таштагол  (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 9534 руб. 35 коп.  долга,  511 руб. 74 коп. неустойки

при участии

представителя истца ФИО1, доверенность от 22.07.2019 № 102;

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Экологические технологии», город  Новокузнецк (далее - ООО «ЭкоТэк», истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Шорский национальный парк», город  Таштагол  (далее- ФГБУ «Шорский национальный парк», ответчик)  о взыскании  9534 руб. 35 коп.  долга  за март 2019 года,   511 руб. 74 коп. неустойки за период 11.04.2019 по 14.06.2019.

Требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 07.03.2018 № 454-2018/ТКО в редакции дополнительного соглашения к договору от 08.11.2018 № 1 за март 2019 года и основаны на положениях статей  226, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1, 4 статьи 24.7 Федерального закона  от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Определением от 01.07.2019 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства (пункт 1 части 1 статьи  227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Учитывая необходимость подробного исследования доводов сторон, определением от 26.08.2019  суд  перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, предварительное судебное заседание назначено на  24.09.2019, в котором подготовка дела к судебному разбирательству завершена, рассмотрение дела назначено в судебном заседании 22.10.2019.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (ст.123 АПК РФ), явку полномочного представителя не обеспечил.

На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика иск оспорил, указав, что услуги, оказанные в соответствии с условиями заключенного сторонами договора в редакции протокола согласования разногласий, оплатило в полном объеме. Земельные участки, на которых расположены кордоны «Карчит», «Медная», «Кабук» находятся в собственности Российской Федерации, в пользовании учреждения не находятся, в связи с чем, ответчик не является собственником ТКО. Дополнительное соглашение, на которое ссылается истец ответчиком не подписано, объемы ТКО и места накопления ТКО в заявленном истцом размере и указанных истцом местах не согласованы, более того указанное в дополнительном соглашении место сбора и накопления: ФИО2 ул., родник, Таштагол, не находится на территории ответчика, а на территории Таштагольского муниципального района, контейнеры расположенные по указанному адресу в собственности ответчика не находятся. Также указал, что по указанному истцом адресу по ул. ФИО2 контейнеры отсутствуют. Более подробно позиция изложена в отзыве на исковое заявление, дополнении к отзыву.

Заслушав представителя ответчика, рассмотрев представленные документы, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч.5 ст.24.7 Закона).

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».

27.10.2017 Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО «ЭкоТек» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Юг» Кемеровской области», согласно которому статус регионального оператора присвоен ООО «ЭкоТек».

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 соглашения, региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение), в соответствие с территориальной схемой, комплексной региональной программой «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области» на 2017-2026 годы», утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.

Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе, с твердыми коммунальными отходами Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 к территориальной зоне «Юг» Кемеровской области относится, в том числе город Таштагол.

Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 05.06.2018 № 100 и от 27.04.2017 № 58 утверждены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Кемеровской области.

Между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 07.03.2018 № 454-2018/ТКО в редакции протокола согласования разногласий от 15.05.2018.

Пунктом 16 договора стороны согласовали порядок учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.

В приложении № 1 к договору стороны согласовали объем принимаемых ТКО 1,500 м3/мес., место сбора и накопления ТКО, КГО: г. Таштагол, ул. Садовая, 8А, периодичность 2 раза в месяц.

Пунктом 17 договора установлено, что порядок учета объема и (или) массы ТКО по настоящему договору может быть изменен по соглашению сторон.

14.11.2018 ООО «ЭкоТек» направило ответчику проект дополнительного соглашения к договору от 08.11.2018 № 1, в котором содержится условие об изменении объемов ТКО до 21,561 м3/мес., с учетом дополнительных трех мест сбора и накопления ТКО: Кордон «Карчит», Кордон «Медная» и Кордон «Кабук» - ул. ФИО2, г. Таштагол, родник.

Заявляя требование о взыскании долга за март 2018 года истцом произведен расчет стоимости услуг в месяц исходя из объема ТКО 4,913 м3/год – норматив для гостиниц и прочих мест для временного проживания (493,64 руб./м3 х 4,913 м3/год х 49 мест х 1 мес.).   

В соответствии со статьей 307 Гражданского Кодекса Российской Федерации, обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации)

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

 В силу пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Согласно статье 1 указанного закона, к твердым коммунальным отходам (ТКО) относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами, в соответствие с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Сторонами подписан договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласованы объем ТКО, порядок сбора и оплаты (пункты 5, 6, 16, 17 договора, Приложение к договору).

Обязательства по оплате по договору, в согласованном объеме и размере оплаты  ответчиком исполнены в полном объеме, что сторонами не оспаривается.

В силу статей 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Пунктом 36 договора стороны установили, что все изменения, которые вносятся в договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).

Дополнительное соглашение № 1 об увеличении объемов ТКО не подписано ответчиком.

Таким образом, сторонами не согласованы изменения к договору в установленном законом и договором порядке, поскольку дополнительное соглашение не подписано ответчиком.

Согласно пункту 23 п.9 Положения о Шорском национальном парке, утвержденного Приказом Минприроды России от 27.06.2017 № 323 «Об утверждении Положения о Шорском национальном парке», на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, за исключением накопления отходов производства и потребления в соответствии с настоящим Положением.

Абзацем 18 пункта 10.3 Положения предусмотрено, что в рекреационной зоне допускается временное складирование бытовых отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), специально определенных Учреждением и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Таким образом, на территории рекреационной зоны могут быть оборудованы места сбора и накопления в местах, определенных учреждением, обустроенные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Места сбора и накопления ТКО на территории Шорского национального парка не оборудованы.      

Заявляя требования о взыскании платы за оказанные услуги, истец должен доказать обстоятельства фактического оказания услуг, в том числе их объём (ст.65 АПК РФ).

Истцом доказательств оказания услуг по обращению с ТКО в заявленном к взысканию объеме не представлено, счета-фактуры являются односторонними документами истца, отчет по геозонам не является бесспорным доказательством оказания услуг именно ответчику, при условии, что ответчик отрицает факт нахождения указанного истцом места сбора на его территории, а также утверждает о невозможности проезда спецтранспорта на особо охраняемые территории парка.

Более того, суд неоднократно предлагал истцу документальное подтверждение оказания услуг в заявленных объемах, документально подтвердить адреса размещения контейнеров, их привязку к заявленным в иске объектам, документальное подтверждение факта оказания услуг, обосновать начисление исходя из количества мест.

Между тем, документальное подтверждение оказания услуг в заявленных объемах, адреса размещения контейнеров, их привязка к заявленным в иске объектам в материалы дела не представлено.

При этом, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте (http://www.kemobl.ru/press/mess/text/storage.asp) контейнеры по адресу ул. ФИО2 в г.Таштаголе отсутствуют (http://185.104.104.68/optimizations/).

Следует отметить, что кордоны «Карчит», «Медная» и «Кабук» расположены на территории Таштагольского муниципального района, в то время, как истец заявляет о вывозе ТКО с ул. ФИО2, которая находится на территории города Таштагола. При этом, документальное обоснование привязки контейнера на ул. ФИО2 в г. Таштаголе к спорным участкам Таштагольского муниципального района (или наоборот) в материалах дела отсутствует.

Надлежащих доказательств согласования сторонами условий дополнительного соглашения, внесения изменений в заключенный сторонами договор в установленном порядке, оказания ответчику услуг по отраженному в иске адресу и в заявленных объемах истцом не представлено.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи и в совокупности, суд пришел к выводу о недоказанности оказания услуг в спорный период в заявленном объеме.

При указанных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении иска.         

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 168-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд. 

Судья                                                                                                 Л.В. Беляева