ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-15309/14 от 24.12.2014 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово Дело №А27-15309/2014

30 декабря 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 30 декабря 2014 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола секретарем судебного заседания Вотиновой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления по транспорту и связи Администрации г. Новокузнецка, г. Новокузнецк

  Муниципального казенного предприятия «По организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа, г. Новокузнецк

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, г. Кемерово

третьи лица:

Администрация города Новокузнецка, г. Новокузнецк

общество с ограниченной ответственностью «АвтоЛайн», г. Новокузнецк индивидуальный предприниматель ФИО1, г. Новокузнецк

об оспаривании решения от 25.07.2014 г. и предписаний №1 и №2 от 25.07.2014 г. по делу №54/А-16-2014,

при участии:

  от Управления по транспорту и связи Администрации г. Новокузнецка – ФИО2 – представитель по доверенности от 31.03.2014 г. №2, удостоверение;

от МКП «По организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа: ФИО3 – представитель по доверенности от 01.07.2014 г., паспорт;

от УФАС – ФИО4 – представитель по доверенности №358 от 23.01.2014 г., удостоверение

от Администрации: ФИО5 – представитель по доверенности от 30.12.2013 г. №12/4511, удостоверение;

от ООО «АвтоЛайн» - не явились,

от ФИО1: не явились;

у с т а н о в и л:

Управление по транспорту и связи Администрации г. Новокузнецка (далее – «Управление по транспорту и связи») и Муниципальное казенное предприятие «По организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа (далее – «Муниципальное предприятие», «МКП ОПП») обратились в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – «Управление», «УФАС по КО») от 25.07.2014 и недействительными предписаний №1 и №2 от 25.07.2014 по делу №54/А-16-2014.

Определением от 02.10.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация города Новокузнецк (далее – «Администрация»), общество с ограниченной ответственностью «АвтоЛайн» (далее – «ООО «АвтоЛайн»), индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – «ИП ФИО1»).

Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»); заявители, УФАС по КО и Администрация направили своих представителей в судебное заседание 24.12.2014; ООО «АвтоЛайн» и ИП ФИО1 явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассматривает заявление Управления по транспорту и МКУ «По организации пассажирских перевозок» по имеющимся в деле материалам.

Управление по транспорту и связи в заявлении и его представитель в судебном заседании указывают на то, что оспариваемые решение и предписания УФАС по КО обусловлены заключением между Управлением по транспорту и связи и МКП ОПП соглашений от 09.01.2013, 27.12.2013 о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически обоснованных затрат (убытков), связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа, без проведения торгов. Указанные обстоятельства были расценены антимонопольным органом в качестве нарушений требований установленных частью 2 статьи 10 Федерального закона №94- ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – «Федеральный закон №294-ФЗ»).

Управление по транспорту и связи считает указанные акты незаконными, поскольку заключение соглашений на предоставление субсидий из местного бюджета на возмещение экономически обоснованных затрат (убытков), связанных с выполнением работ (оказанием услуг) для нужд Новокузнецкого городского округа, а именно: затрат связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта, - по мнению Управления по транспорту и связи, не противоречит действующему антимонопольному законодательству, и не является основанием для привлечения к административной ответственности.

Заключение данных соглашений основано на нормах бюджетного законодательства, федеральных законов Российской Федерации, Устава г. Новокузнецка, нормативно-правовых актов Новокузнецкого городского Совета народных депутатов и Администрации, решениях отраслевых органов Администрации, таких как Управление по транспорту и связи, Комитета по управлению муниципальным имуществом, Устава МКП ОПП, созданного с целью обеспечения безопасности дорожного движения. Данные нормативно правовые акты не отменены и не признаны незаконными.

Муниципальное предприятие в дополнение к указанным выше доводам Управления по транспорту и связи поясняет, что отношения собственника имущества и МКП ОПП основаны на административном, то есть властном подчинении одной стороны другой, не являются гражданско-правовыми. Муниципальное предприятие по своему усмотрению не вправе отказаться от выполнения решений собственника, принятых в рамках его полномочий.

Согласно Уставу МКП ОПП оно находится в ведомственном подчинении Управления по транспорту и связи, на которое возложены функции координирования и регулирования деятельности МКП ОПП. Муниципальное предприятие в соответствии с пунктом 5.5 Устава отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед Комитетом муниципального имущества (учредителем) и Управлением по транспорту и связи. Деятельность МКП ОПП осуществляется на основе муниципального задания Управления по транспорту и связи по организации, диспетчерскому регулированию и контролю пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом. Деятельность МКП ОПП осуществляется согласно смете доходов и расходов, утверждаемой в соответствии с действующим законодательством. Согласно указанной смете Муниципальному предприятию в соответствии со сводной бюджетной росписью в целях возмещения затрат, возникающих при осуществлении МКП ОПП уставных видов деятельности (пункт 5.6 Устава) предоставляются бюджетные субсидии – безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджета.

Кроме того, МКП ОПП исходит из того, что осуществление Муниципальным предприятием тех видов деятельности, для выполнения которых оно было создано и которые определил для него учредитель, не может осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку будет противоречить Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Поскольку МКП ОПП было создано в целях осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, преобладающая часть которых предназначена для нужд города Новокузнецка, Управление по транспорту и связи доводит до него обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Также Муниципальное предприятие полагает, что согласно статье 59 Устава Новокузнецкого городского округа взаимоотношения Администрации на договорной, гражданско-правовой основе строятся только с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. При этом, взаимоотношения Администрации с предприятиями муниципальной собственности регламентированы статьей 58 Устава Новокузнецкого городского округа, которая соответствует требованиям Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятиях». Данные взаимоотношения договорными не являются.

Администрация поддерживает указанные выше доводы созаявителей, в свою очередь отмечая, что заключение 27.12.2013 между Управлением по транспорту и связи и МКП ОПП соглашения №2 о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа явилось следствием исполнения Управлением по транспорту и связи и Муниципальным предприятием постановления Администрации от 15.11.2011г. №126, обязательность требований которого для органа администрации города Новокузнецка и муниципального казенного предприятия безусловна и основана на нормах Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанное постановление Администрации основано на статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является законным, вопрос о признании его недействующим, противоречащим действующем законодательству, никем никогда не ставился. Соответственно, исполняя законное и подлежащее обязательному исполнению постановление Администрации, Управление по транспорту и связи и Муниципальное предприятие не нарушали действующего законодательства.

УФАС по КО в отзыве и его представитель в судебном заседании, возражая против указанных выше доводов Управления по транспорту и связи, МКП ОПП и Администрации, ссылается на то, что применение норм законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.

Материалами дела №54/А-16-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что субсидии МКП ОПП предоставляются в связи с оказанием последним работ по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта на основании соглашений о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа от 09.01.2013, 27.12.2013.

Во исполнение условий указанных соглашений Управление по транспорту и связи перечисляло МКП ОПП денежные средства из местного бюджета, то есть фактически со стороны Управления по транспорту и связи размещался заказ на определенные виды работ, а МКП ОПП обеспечивало оказание данных услуг (выполнение работ). При этом перечисленные работы и услуги относятся к муниципальным нуждам, следовательно, исполнитель данных работ должен был определяться путем проведения торгов (потенциальные исполнители работ связанных с оказанием работ по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта должны быть публичным образом информированы о потребностях муниципального образования и его намерениях заключения такого соглашения).

Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не предусмотрено право органов местного самоуправления Российской Федерации устанавливать ограничения прав хозяйствующих субъектов на осуществление предпринимательской деятельности в сфере организации и диспетчерского регулирования движения городского пассажирского транспорта.

Реализация соглашений от 09.01.2013, 27.12.2013 г. привела к недопущению возникновения конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в указанных сферах, предоставлению преимущественных условий для МКП ОПП в сфере выполнения указанных работ, созданию возможности для МКП ОПП в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг) на соответствующих товарных рынках.

Действия Управления по транспорту и связи Администрации, равно как и Муниципального предприятия по заключению 09.01.2013, 27.12.2013 ограничивающих конкуренцию соглашений о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с выполнением работ (оказанием услуг) для нужд Новокузнецкого городского округа, привели (могли привести) к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующие товарные рынки, нарушению их прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности, вступают в противоречие с требованиями пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ссылка представителей Управления по транспорту и связи, МКП ОПП на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приведенную в качестве обоснования правомерности заключения спорных соглашений, по мнению УФАС по КО, не может быть принята во внимание, поскольку указанная норма права не устанавливает исключения, и не содержит положений о том, что предоставление субсидий является одной из форм размещения заказов для муниципальных нужд, и, что при предоставлении субсидий не требуется проведение торгов. Из указанной нормы не следует, что субсидии выделяются в целях покрытия расходов на оказание услуг и выполнение работ для муниципальных нужд.

Установленные статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства (субсидии) нельзя расценивать как оплату за реализованные товары, работы, услуги. Субсидии являются бюджетными средствами, предоставляемыми юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на безвозмездной основе и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (часть 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации).

Между тем, МКП ОПП получало субсидии за оказание конкретных услуг и выполнение работ, указанных в соглашениях от 09.01.2013, 27.12.2013.

Поскольку выполняемые работы и оказываемые услуги носили возмездный характер, их финансирование за счет местного бюджета не соответствует понятию субсидий, приведенному в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Указанное выше, по мнению антимонопольного органа, также подтверждает, что фактически Управление по транспорту и связи выбрало исполнителя работ для муниципальных нужд, а именно: работ, связанных с организацией и диспетчерским регулированием движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа, путем выделения субсидий данному хозяйствующему субъекту (МКП ОПП).

Кроме того, УФАС по КО не может согласиться с доводами заявителей о том, что к рассматриваемым отношениям применима статья 20 Федерального закона от 14.12.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в соответствии с которой собственник имущества казенного предприятия вправе, в том числе, доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, поскольку из статьи 2 Федерального закона №94-ФЗ следует, что нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать указанному Федеральному закону.

Вместе с тем, Федеральный закон №94-ФЗ (действовавший в период заключения соглашений) в пункте 2 статьи 10 устанавливал единый порядок размещения муниципальных заказов, в соответствии с которым во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (то есть определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. Основания размещения муниципального заказа без проведения торгов, запроса котировок установлены статьей 55 названного выше федерального закона.

В соответствии с пунктами 5, 14 части 2 указанной статьи размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), являющегося унитарным предприятием, осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации либо осуществляются выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным Банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

УФАС по КО при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что МКП ОПП не обладает указанным выше исключительным правом на выполнение отдельных видов работ (оказание услуг), что свидетельствует о нарушении требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «АвтоЛайн» и ИП ФИО1, поддерживая доводы УФАС по КО, со своей стороны, обращают внимание на то, что, начиная с 2012 года Управление по транспорту и связи понуждает предпринимателей к заключению договора с МКП ОПП.

МКП ОПП действительно осуществляет функции по организации пассажирских перевозок на территории Новокузнецкого округа с предоставлением двух видов платных услуг:

- организация и диспетчерское регулирование движения городского пассажирского транспорта;

- обеспечение перевозчиков рулонной билетной продукцией.

Решением Новокузнецкого СНД №15/62 от 27.11.2013 оплата производится независимо от отработанных машино-часов и не подразделяется на виды услуг. При этом МКП ОПП за ту же самую работу финансируется за счет средств местного бюджета, а именно: в 2012 году в размере 14,2 млн. руб., в 2013 – 26,842 млн. руб.

В результате одна и та же услуга оплачивается дважды. На запрос совета бригадиров маршрутов о стоимости каждой услуги оказываемой МКП ОПП, предприниматели получили ответ, из которого следует, что ежемесячно предприниматели осуществляют оплату составления паспорта маршрута, который фактически составляется при открытии маршрута один раз. В оплату входит, в том числе, проведение вводных инструктажей предпринимателей, которые фактически не проводятся и на проведение которых у МКП ОПП нет лицензии. Плата берется также и за проведение собраний, которые необходимы не предпринимателям, а МКП ОПП. В оплату вошло и передача телефонограмм о погодных условиях и криминогенных и чрезвычайных ситуациях. Так же в оплату вошло и обязательное для администрации города обследование дорожных условий для муниципальной сети.

Руководитель МКП ОПП позиционирует все вышеуказанные услуги как непрерывный технологический процесс, наделяя себя незаконными функциями. При этом, МКП ОПП не имеет лицензии на перевозку пассажиров, претендуя на исключительное право оказывать услуги по диспетчерскому регулированию пассажирских перевозок.

Подробнее доводы ООО «АвтоЛайн» и ИП ФИО1 изложены в совместном отзыве.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав доводы и возражения участвующих в деле лиц, суд установил.

Пунктом 21 Решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.12.2011 №2/3 «О бюджете Новокузнецкого городского округа на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» были установлены случаи предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям Новокузнецкого городского округа), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, в том числе, случаи возмещения экономически-обоснованных затрат, связанных с возмещением выпадающих доходов транспортным организациям, связанным с регулированием тарифов на пассажирские перевозки, а также возмещением экономически обоснованных затрат, связанных с обслуживанием и ремонтом сетей электроснабжения, содержанием, ремонтом и реконструкцией трамвайных путей, организацией и диспетчерским регулированием движения городского пассажирского транспорта. Данным решением также было установлено, что субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются в порядке, установленном администрацией города Новокузнецка.

Аналогичная норма была закреплена и в пункте 21 Решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28.12.2012 №12/182 «О бюджете Новокузнецкого городского округа на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Во исполнение указанных решений Администрацией приняты правовые акты, устанавливающие порядок предоставления субсидий получателям, соответствующим категориям (критериям) и осуществляющим виды работ и услуг, которые были определены в решениях Новокузнецкого городского Совете народных депутатов о бюджете Новокузнецкого городского округа на очередной финансовый год.

МКП ОПП было создано муниципальным образованием «город Новокузнецк» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (учредитель), по согласованию с Управлением по транспорту и связи на основании распоряжения Главы города Новокузнецка от 28.06.2011 №1593 «О создании Муниципального казенного предприятия «По организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа».

Согласно пункта 4.1 Устава МКП ОПП указанное муниципальное предприятие создано органом местного самоуправления для выполнения возложенных на него исключительных полномочий в сфере реализации мероприятий по организации и координированию городских и пригородных пассажирских перевозок с целью удовлетворения общественных потребностей в сфере реализации мероприятий по улучшению транспортной работы, повышению эффективности и качества пассажирских перевозок.

Для достижения указанных целей МКП ОПП осуществляет следующие виды деятельности:

- разработка маршрутов, составление паспортом маршрутов и расписания движения пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта;

- осуществление управления транспортным процессом на всей маршрутной сети, диспетчерского регулирования, и контроля пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом;

- другие виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству РФ.

  В соответствии с Постановлением Администрации от 15.08.2011 №126 «Об утверждении Правил предоставления из местного бюджета субсидий муниципальным казенным предприятиям, подведомственным Управлению по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка» (далее по тексту – «Постановление Администрации №126») субсидии предоставляются предприятиям на безвозмездной и безвозвратной основе при условии недостаточности доходов Предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, ежемесячно, в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) для нужд Новокузнецкого городского округа.

Пунктом 1 Постановления определены критерии отбора юридических лиц, которым предоставляются субсидии, а именно субсидии из бюджета Новокузнецкого городского округа предоставляются муниципальным казенным предприятиям, подведомственным Управлению по транспорту и связи администрации города Новокузнецка.

В соответствии с указанными муниципальными актами 09.01.2013 между Управлением по транспорту и связи МКП ОПП было заключено соглашение о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа.

Согласно пункту 1.2 указанного выше соглашения субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта.

В соответствии с пунктом 1.5 соглашения сумма субсидий на 2013 год составила 28 722 000 руб.

Также в указанном соглашении МКП ОПП был определен состав работ, а именно: организация и координирование движения городского и пригородного пассажирского транспорта, диспетчерское регулирование движения городского и пригородного пассажирского транспорта, обеспечение рулонной билетной продукцией лиц, осуществляющих перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом, изготовление (с привлечением подрядчика) и распространение среди граждан города, предприятий, учреждений, прочих юридических лиц единых месячных проездных билетов для проезда в г. Новокузнецке на всех видах городского пассажирского транспорта, выполняющего муниципальный заказ на право осуществления пассажирских перевозок.

Аналогичное соглашение также было заключено 27.12.2013, сумма субсидий на 2014 год составила в соответствии с пунктом 1.6 указанного соглашения составила 29112000 руб.

29.01.2014 Управлением по транспорту и связи был издан приказ №1 «Об установлении муниципального задания муниципальному казенному предприятию «По организации пассажирских перевозок Новокузнецкого городского округа», согласно которому директору МКП ОПП поручено довести муниципальное задание до работников предприятия и организовать его надлежащее и качественное исполнение.

Между МКП ОПП и рядом хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров транспортом общего пользования на маршрутной сети г. Новокузнецка, были заключены договоры на организацию и диспетчерское регулирование движения пассажирского транспорта.

Согласно пункту 2.1.1 указанного договора МКП ОПП обязано осуществлять организацию и диспетчерское регулирование подвижного состава Перевозчика посредством автоматизированной системы диспетчерского управления на основе технологий навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и передвижных диспетчерских пунктов.

В соответствии с пунктом 2.3.11 договора Перевозчик обязан оплачивать услуги, оказываемые МКП ОПП, на условиях, указанных в пункте 3 (стоимость услуг и порядок расчетов) настоящего договора.

Пунктом 3 договора установлено, что стоимость услуг на момент заключения настоящего договора составляет 2572,02 руб., в том числе НДС (18%) 392,34 руб., в месяц за одно транспортное средство.

Установив в ходе рассмотрения обращения ООО «АвтоЛайн» и ИП ФИО1, что действия Управления по транспорту и связи, МКП ОПП по заключению 09.01.2013, 27.12.2013 ограничивающих конкуренцию соглашений о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с выполнением работ (оказанием услуг) для нужд Новокузнецкого городского округа, привели (могли привести) к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующие товарные рынки, нарушению их прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности, вступают в противоречие с требованиями пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», УФАС по КО определением от 23.06.2014 возбудило дело №54/А-16-2014 о нарушении Управлением по транспорту и связи и МКП ОПП антимонопольного законодательства.

18.07.2014 УФАС по КО была оглашена резолютивная часть решения по указанному делу, согласно которой Управление по транспорту и связи и УКП ОПП были признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и указанным лицам должны быть выданы предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

25.07.2014 указанное решение УФАС по КО было изготовлено в полном объеме и Управлению по транспорту и связи и МКП ОПП были выданы соответствующие предписания.

Посчитав решение и предписания УФАС по КО от 25.07.2014 по делу №54/А-16-2014 не соответствующими законодательству Российской Федерации и нарушающими права и охраняемые законом интересы указанных лиц, Управление по транспорту и связи МКП ОПП оспорили данные акты в судебном порядке.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, время доказывания законности оспариваемого решения, его соответствие закону и иным нормативным правовым актам, а также наличия обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на административный орган, в данном случае на УФАС по КО.

УФАС по КО в подтверждение правомерности принятого им решения ссылается на следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Федеральный закон №135-ФЗ») запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – «Федеральный закон №131-ФЗ») создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с подпунктом 32 пункта 2 статьи 45 Устава города Новокузнецка, принятого Постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка от 07.12.2009 №11/117, к полномочиям администрации города Новокузнецка относится: создание условий для предоставления транспортных услуг населению, утверждение маршрутов и графиков движения городского транспорта, привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятий и организаций, действующих на территории городского округа.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона №131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов

Решение вопросов местного значения является расходным обязательством муниципального образования, обусловленным законом, и должно предусматриваться в бюджете города в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год и не должны компенсироваться посредством предоставления субсидий.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Формирование и размещение муниципального заказа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшего в момент заключения соглашений о предоставлении субсидий (далее – «Федеральный закон №94-ФЗ»).

В части 2 статьи 3 Федерального закона № 94-ФЗ определено, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона №94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Работы по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта, на выполнение которых выделяются субсидии, являются потребностью Новокузнецкого городского округа, необходимы для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления, так как направлены, в том числе и на создание необходимых условий для транспортного обслуживания населения г. Новокузнецка, следовательно, выполнение данных работ и оказание данных услуг относится к муниципальным нуждам и должно осуществляться с учетом требований Федерального закона №94-ФЗ, то есть не иначе, как посредством проведения торгов.

Таким образом, ссылка заявителей на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не только не исключает размещение заказа для муниципальных нужд на конкурсной основе, но и, наоборот, предполагает соблюдение указанных выше требований законодательства Российской Федерации.

Что касается довода заявителей о том, что рассматриваемые отношения регулируются не Федеральным законом №94-ФЗ, а статьей 20 Федерального закона от 14.12.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», согласно пункта 2 которой собственник имущества казенного предприятия вправе, в том числе, доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, то данный довод отклоняется судом ввиду следующего.

Так, из статьи 2 Федерального закона №94-ФЗ следует, что нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать указанному Федеральному закону. Основания размещения муниципального заказа без проведения торгов, запроса котировок установлены статьей 55 названного Закона.

При этом, соответствии с пунктами 5, 14 части 2 статьи 55 Федерального закона №94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), являющегося унитарным предприятием, во-первых, осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Во-вторых, подобная ситуация может иметь место в случае, когда осуществляется выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным Банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

УФАС по КО при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что МКП ОПП не обладает исключительным правом на выполнение отдельных видов работ (оказание услуг) в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектами Российской Федерации, обязательными для исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Новокузнецка. С другой стороны, финансирование МКП ОПП за счет бюджетных средств осуществлялось в сумме, превышающей установленный Центральным Банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заключив 09.01.2013, 27.12.2013 соглашения о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа, Управление по транспорту и связи МКП ОПП нарушили требования пункта 4 статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ.

На основании изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителей.

Поскольку суд отказал Управлению транспорта и связи и МКП ОПП в удовлетворении требований о признании незаконным решения УФАС по КО от 25.07.2014 и недействительными предписаний №1 и №2 от 25.07.2014 по делу №54/А-16-2014, расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на указанных лиц, а излишне уплаченная Муниципальным предприятием государственная пошлина в размере 4000 руб. в силу статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату МКП ОПП.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

  р е ш и л:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Вернуть из федерального бюджета Муниципальному казенному предприятию «По организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 4000 руб.

Решение в месячный срок со дня его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья В.Я. Драпезо