АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, г. Кемерово, 650000
сайт: http://www.kemerovo.arbitr.ru, е-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
т. (8-3842) 58-17-59, ф. 58-37-05
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-16119/2013
18 ноября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2014 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Конаревой И.А., судей Драпезо В.Я., Конкиной И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Романчук А.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «СДС-Энерго», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Совету народных депутатов Междуреченского городского округа, г. Междуреченск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
Администрации Междуреченского городского округа, г. Междуреченск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии Прокуратуры Кемеровской области
о признании недействующим пункта 3.1 Решения Междуреченского городского Совета народных депутатов IV созыва от 27.02.2010 №130
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «СДС-Энерго»: представитель ФИО1 по доверенности от 25.08.2014, паспорт;
от Совета народных депутатов Междуреченского городского округа: представитель ФИО2 по доверенности №76 от 27.11.2013, паспорт;
от Администрации Междуреченского городского округа: представитель ФИО3 по доверенности «827 от 15.08.2014;
От Прокуратуры Кемеровской области: ФИО4, удостоверение;
От Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области: представитель ФИО5 по доверенности от 09.06.2014, паспорт, представитель ФИО6 по доверенности от 09.06.2014 , паспорт,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «СДС-Энерго» (далее - заявитель, ООО ХК «СДС-Энерго») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим пункта 3.1. Решения Междуреченского городского Совета народных депутатов IV созыва от 27.02.2010 №130 «Об утверждении временных тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год» (далее- Решение №130) как не соответствующего пункту 1, подпункту «д» пункта 5, пункту 6, подпункту «в» пункта 7, пунктам 9, 10, 19, 20, 21, 22, 23, 24 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (в редакции от 23.05.2006) (далее- Правила №306).
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях обеспечения законности в дело вступил Прокурор Кемеровской области.
К участию в деле в порядке статьи 87.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены специалисты муниципального учреждения «Управление развития ЖКХ» и Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (далее – Департамент).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.03.2014 по делу №А27-16119/2013 в удовлетворении требований ООО ХК «СДС-Энерго» было отказано. Решение Междуреченского Совета народных депутатов IV созыва от 27.02.2010 №130 «Об утверждении временных тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год» в части установления норматива потребления на теплоснабжение в размере 0,018Гкал на 1м? площади жилого помещения в месяц признано соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.06.2014 решение от 18.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-16119/2013 отменено.
Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области. При новом рассмотрении дела суду указано на необходимость провести проверку оспариваемого Решения №130 на соответствие указанным заявителем положениям Правил №306; указать мотивы, по которым суд принял или отверг доводы лиц, участвующих в деле; правильно применив к спорным правоотношениям нормы материального права, вынести законный и обоснованный судебный акт.
В настоящем судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. Заявитель считает, что при утверждении норматива потребления на теплоснабжение был нарушен порядок установления и требования к его формированию, а именно:
- в нарушение пунктов 19-24 Правил № 306 (в редакции, действовавшей на момент издания Решения № 130) в оспариваемом нормативном правовом акте не указан метод, который был применен при установлении норматива, в связи с чем, невозможно сделать вывод о правомерности и обоснованности его расчетной величины;
- в нарушение пунктов 5, 6, 9, 10 Правил № 306 (в редакции, действовавшей на момент издания Решения №130), установлен единый норматив потребления коммунальной услуги по теплоснабжению в значении 0,018 Гкал в месяц на 1 м?. жилой площади, не отражающий различия домов ни по тепловым характеристикам, ни по этажности, ни по году постройки, что привело к установлению заниженного норматива, поскольку теплопотребление домов меньшей этажности и построенных после 1999 года, значительно выше, чем потребление новых многоэтажных домов;
- в нарушение пунктов 1,7 Правил №306 (в редакции, действовавшей на момент издания Решения №130) установлен норматив потребления коммунальной услуги по теплоснабжению, выраженный единицей измерения - Гкал на 1 м? площади жилого помещения, в то время как Правилами предусмотрен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, определяемый как Гкал на 1 м.? общей площади жилых помещений.
Заявитель указывает, что только при условии соблюдения порядка установления нормативов потребления и требований к их формированию, указанные нормативы могут быть признаны законно установленными, учитывая вышеуказанные нарушения, норматив потребления по теплоснабжению, установленный пунктом 3.1. Решения №130 таковым считаться не может.
Кроме того, заявитель в возражениях на уточненный отзыв Совета народных депутатов Междуреченского городского округа (далее- Совет народных депутатов) и Администрации Междуреченского городского округа (далее- Администрация) относительно ссылки на пояснительную записку МУ «УР ЖКК» №14 от 21.01.2010 (далее- пояснительная записка) указал, что несмотря на указание в Пояснительной записке на применение расчетного метода, в действительности, этот метод не был применен МУ «УР ЖКК» в соответствии со всеми требованиями и формулами, что является нарушением требований Правил №306, допущенным Советом народных депутатов при принятии Решения №130 исходя из следующего:
- в Пояснительной записке указано, что норматив потребления рассчитан по формуле 6 согласно пункта 13 Правил №306 (в редакции, действующей на день принятия Решения № 130), при этом в пояснительной записке Q0. это фактическое потребление тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными или жилыми домами, не оборудованными приборами учета по МУП «Котельные и тепловые сети» за 2009 год (Гкал/год). Однако исходя из положений Правил №306 Q0 - это количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год) и является расчетной величиной, которая, в свою очередь, также определяется по формуле и зависит от нескольких показателей (пункт 14 Правил №306);
- в Пояснительной записке Sж (1 940 872 кв.м.) - это фактическая отапливаемая площадь многоквартирных домов ТСЖ, ЖСК, общежитий и частных жилых домов, которая включает в себя как жилые, так и нежилые помещения в жилых домах (согласно Таблице 2 к Пояснительной записке). Однако, согласно Правил №306 Sж это общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
В отношении нарушения оспариваемым Решением №130 прав и охраняемых законом интересов ООО ХК «СДС-Энерго» считает, что установление заниженного усредненного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,018 Гкал в месяц на 1 кв. м жилой площади не позволяет обществу возместить фактические затраты на производство тепловой энергии.
Совет народных депутатов в отзыве на заявление ООО ХК «СДС-Энерго» и его представитель в настоящем судебном указал, что требования заявителя считает незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления для многоквартирных домов муниципального образования «Междуреченский городской округ» выбран расчетный метод, что подтверждается Пояснительной запиской к проекту Решения №130. В соответствии с пунктом 22 Правил №306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Совет народных депутатов указывает, что из запроса заместителя директора по экономике и финансов муниципального учреждения «Управление развития жилищно-коммунального комплекса» ФИО7 от 16.12.2009 №1233 можно сделать вывод о том, что в жилых домах г. Междуреченска отсутствуют общедомовые приборы учета, в связи с чем запрашивались фактические данные за 2009 по количеству потребленной тепловой энергии многоквартирными домами, ТСЖ, ЖСК, общежитиями и частными домами в целях определения норматива потребления по отоплению расчетным методом. Также Совет народных депутатов указывает, что расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях произведен в соответствии с пунктом 13 Правил №306 по формуле 6 и составил, согласно расчетам, 0,018 Гкал на 1 кв. метр.
Кроме того, Совет народных депутатов указывает, что правомерность установления такого норматива подтверждается также независимой экспертной организацией ООО «Аудитюрсервис», которой в 2012 были проведены экспертные процедуры по формированию норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для бытовых потребителей г. Междуреченска с целью дальнейшего принятия решения уполномоченными органами Кемеровской области. Таким образом, Совет народных депутатов считает, что установление Решением №130 норматива потребления услуги по теплоснабжению в размере 0,018 Гкал на 1 м?, является правомерным и обоснованным. Совет народных депутатов указывает, что в настоящее время Решение №130 является недействующим, поскольку действовало до 31.05.2011.
Администрация поддержала доводы Совета народных депутатов и считает требования ООО ХК «СДС-Энерго» не подлежащим удовлетворению. Расчет норматива потребления по отоплению осуществлялся с помощью расчетного метода, согласно Правил №306. Утвержденный Решением №130 норматив потребления 0,018 Гкал в последствии, был подтвержден независимой экспертной организацией ООО «Аудитюрсервис». Как следует из Пояснительной записки к Решению №130, так и из экономических обоснований ООО «Аудитюрсервис» к расчетам нормативов потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления для многоквартирных домов и жилых домов Междуреченского городского округа, нормативы определялись в соответствии с Правилами №306 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, от 28.03.2012 №258. При экспертизе нормативов потребления на отопление применялся расчетный метод, при этом учитывалась общая площадь жилых и нежилых помещений, этажность, год ввода в эксплуатацию, климатические параметры территории. Согласно выводам экспертизы - 0,024 Гкал/м? в месяц отопительного сезона соответствует утвержденному 0,018 Гкал/м? в расчете на полный календарный год. Нормативное значение тепловой энергии устанавливается отдельно для каждого дома и применяется при отсутствии (неисправности) домовых приборов учета тепла на отопление умножением расчетного норматива потребления коммунальной услуги отопления (Гкал в месяц, на 1м?) на общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а для жилых домов - на общую площадь жилых домов (кв.м).
Участвующим в деле Прокурором представлено заключение, в котором изложена следующая позиция. Оспариваемое заявителем в части Решение №130 является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления- Советом народных депутатов в переделах предоставленных полномочий.
В силу подпункта «д» пункта 5 Правил №306 при определении нормативов потребления коммунальной услуги должны учитываться конструктивный и технические параметры многоквартирного или жилого дома.
Согласно пунктам 9,10,14 Правил №306 (в редакции, действовавшей на момент принятия Решения №130), нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства, при их же различии, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Исходя из Правил №306 при установлении нормативов потребления коммунальных услуг могут применяться следующие методы: метод аналогов, экспертный метод, расчетный метод. Решение о применении одного из методов или их сочетании принимается уполномоченным органом.
Однако, считает, Прокуратура, из Решения №130 не усматривается, какой метод был применен при установлении норматива потребления на теплоснабжение в размере 0,018Гкал на 1 м? площади жилого помещения в месяц. При установлении норматива на отопление расчетным методом должны учитываться конструктивные и технические параметры домов, в том числе общая площадь жилых помещений, этажность домов, год постройки.
Довод Совета народных депутатов о том, что при установлении спорного норматив они руководствовались расчетным методом с использованием формул, предусмотренных разделом II приложением к Правилам №306 со ссылкой на Пояснительную записку МУ «УР ЖКК» от 21.01.2010, по мнению Прокуратуры, не может быть принят во внимание, поскольку представленные в Пояснительной записке расчеты не соответствуют в полной мере формулам, установленным в Правилах №306.
С учетом изложенного, представитель Прокуратуры считает, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт в части пункта 3.1 подлежит признанию недействующим как несоответствующий положениям Правил №306.
Согласно позиции привлеченного к участию в дело специалиста -Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области норматив потребления коммунальной услуги по теплоснабжению, установленный Решением №130 является законным и обоснованным.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей участвующих по делу лиц, заключение Прокурора, исследовав и оценив представленные в деле доказательства с учетом норм материального и процессуального права, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из содержания оспариваемого правового акта – Решения Междуреченского городского Совета народных депутатов от 27.02.2010 №130, следует, что он обладает всеми признаками нормативного правового акта, определенными в указанном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48, поскольку предусматривает правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и регулирующие общественные отношения.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке в Междуреченской городской газете «Контакт +» 04.03.2010 №16 (2713).
Решением Междуреченского городского Совета народных депутатов от 27.02.2010 №130 утверждены нормативы потребления на жилищно-коммунальные услуги, в том числе пунктом 3.1 указанного Решения №130 установлен норматив на теплоснабжение на 1м? площади жилого помещения в месяц -0,018 Гкал.
В соответствии с Приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 14.09.2012 №50 указанный норматив потребления тепловой энергии на отопление, действующий по состоянию на 30.06.2012, применяется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению и в настоящее время.
Полагая, что указанный пункт 3.1. Решения №130 противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно пункту 1, подпункту «д» пункта 5, пункту 6, подпункту «в» пункта 7, пунктам 9, 10, 19, 20, 21, 22, 23, 24 Правил №306 (в редакции от 23.05.2006) ООО ХК «СДС-Энерго» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают следующими полномочиями: регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Совета) (далее – Федеральный закон №210-ФЗ), в компетенцию органов местного самоуправления входило установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Совета), размер платы за коммунальные услуги рассчитывался, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из вышеизложенного, следует, что действующее законодательство Российской Федерации на момент приятия Решения №130 предусматривало, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывался и утверждался органами местного самоуправления.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены Правилами № 306.
Как следует из материалов дела, Решением №130 Междуреченский городской Совет народных депутатов утвердил норматив потребления на теплоснабжение: на 1 м? м. площади жилого помещения в размере 0,018 Гкал в месяц.
С 13.08.2010 вступила в силу новая редакция части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой нормативы потребления коммунальных услуг подлежат утверждению органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее- Постановление №857) органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешалось до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Судом установлено, что Департаментом (органом государственной власти Кемеровской области, проводящим государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса) был издан приказ от 14.09.2012 №50 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в соответствии с которым при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению подлежали применению нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Решение №130 не содержит оговорки о периоде действия утвержденного им норматива потребления на отопление. Само по себе обстоятельство, что органом местного самоуправления после 31.05.2011 не продлевался срок действия оспариваемого Решения №130, не свидетельствует о прекращении действия введенного им норматива потребления теплоснабжения и невозможности его оспаривания.
Согласно пункту 14 Правил №306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных названными Правилами.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», которым изменена редакция статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в части передачи полномочий утверждения нормативов потребления коммунальных услуг от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, не содержит указаний о том, что действующие нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные в установленном порядке органами местного самоуправления, подлежат отмене в связи с принятием вышеуказанного закона.
Таким образом, нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления до 13.08.2010 (начало действия Федерального закона № 237-ФЗ), подлежат применению до внесения в нормативно-правовые акты, которыми утверждены эти нормативы, соответствующих изменений или признания их утратившими силу.
Решение №130 не было признано в установленном порядке утратившим силу. Доказательств изменения норматива потребления услуги на теплоснабжения, введенного в действие Решением №130, заинтересованным лицом не представлено.
Реализация Департаментом права, предоставленного субъекту Российской Федерации, использовать норматив потребления тепловой энергии на отопление, действовавший по состоянию на 30.06.20012, при расчете размера платы за коммунальную услугу, не свидетельствует о самостоятельном установлении им норматива потребления коммунальной услуги и окончании действия норматива потребления коммунальных услуг, утвержденного Решением №130.
Таким образом, по состоянию на 30.06.2012 на территории Междуреченского городского округа иных действующих нормативов потребления коммунальных услуг (теплоснабжения), кроме утвержденных Решением №130 не имелось. В связи с чем, указанный норматив потребления тепловой энергии применяется в расчетах между населением и ресурсоснабжающей организацией и в настоящее время.
Указанная позиция была высказана Арбитражным судом Западно-Сибирского округа в Постановление от 26.06.2014 по делу №А27-16119/2013.
Доводы Совета народных депутатов и Администрации о правомерности определения норматива потребления услуги по теплоснабжению в размере 0,018 Гкал на 1 м.?, установленного Решением №130 суд считает необоснованными исходя из следующего.
Согласно пункту 1 Правил №306, указанным нормативным правовым актом определяются порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг в силу подпункта «д» пункта 5 Правил, в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В соответствии с пунктом 6 Правил №306 в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При выборе единицы измерения в отношении отопления используются следующие показатели: Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений (подпункт «в» пункта 7 Правил №306).
Пунктом 9 Правил №306 также установлено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Учитывая положения пункта 10 Правил №306 нормативы потребления коммунальных услуг должны устанавливаться едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства, а при различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцироваться.
В силу пункта 19 Правил №306 при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами.
Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Пунктом 20 Правил №306 определено, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов, экспертный метод или расчетный метод.
При этом пунктом 21 Правил установлено, что метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по коллективным (общедомовым) приборам учета которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными техническими и строительными характеристиками, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно же пункту 22 Правил №306 экспертный метод применяется, если результаты измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов.
При применении указанного метода используются данные измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг переносными приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования в домах, в которых проводятся измерения, должна соответствовать правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено пунктом 23 Правил №306 расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (пункт 24 Правил №306).
Исходя из указанных положений Правил №306 суд полагает, что Советом народных депутатов нарушен порядок установления норматива потребления на жилищно-коммунальную услугу по теплоснабжению и требования к его формированию, исходя из следующего.
Решением №130 не определен метод, который был применен заинтересованным лицом при определении норматива потребления коммунальной услуги по теплоснабжению.
Из представленной Пояснительной записки не следует, что заинтересованным лицом или Администрацией при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению был применен расчетный метод в соответствии с требованиями, установленными Правилами №306.
При определении норматива потребления по отоплению, как следует из Пояснительной записки, МУ «УР ЖКХ» исходило из фактического потребления тепловой энергии за 12 месяцев 2009 МУП «Котельный и тепловые сети». Фактическая отапливаемая площадь многоквартирных домов, исходя из сведений, содержащихся в Пояснительной записке, также представляет собой выборку по домам, отапливаемых котельными только данной организации.
В Пояснительной записке не содержится сведений о том, что при определении норматива потребления на жилищно-коммунальную услугу по теплоснабжению учитывались данные об этажности, годе постройки многоквартирного дома или жилого дома, а также конструктивные и технические параметры таких домов, в том числе материала стен, крыши, объема жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Таким данные в Пояснительной записке отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при определении норматива потребления коммунальной услуги по теплоснабжению заинтересованным лицом нарушены требования к его формированию, предусмотренные Правилами №306.
При этом, учитывая отсутствие сведений в Решении №130 о применении при установлении норматива потребления на жилищно-коммунальную услугу по теплоснабжению метода его определения, а также достаточных сведений в Пояснительной записке обо всех требуемых параметрах расчета норматива потребления на отопление, предусмотренных Правилами №306, не представляется возможным проверить правильность самих расчетов.
Указанное свидетельствует о том, что при принятии Решения №130 Совет народных депутатов об установлении норматива потребления на жилищно-коммунальную услугу по теплоснабжению не указал применяемый метод, с помощью которого определен и рассчитан оспариваемый норматив, а также не учел конструктивные и технические параметры многоквартирных домов или жилых домов.
Между тем конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома являются показателями, непосредственно влияющими на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов.
Установленный Решением №130 норматив потребление на теплоснабжение не отражает различия домов ни по тепловым характеристикам, ни по году постройки, что, в свою очередь, существенно влияет на величину расчетного значения, так из Правил №360 усматривается, что чем меньше этажность и старше дом, тем выше расчетный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.
Применение показателей, установленных техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, характеризующими степень благоустройства при формировании норматива потребления коммунальной услуги по теплоснабжению, также не доказано Советом народных депутатов и Администрацией.
Вопреки вышеизложенным требованиям, для всех жилых домов Междуреченского городского округа Решением №130 был установлен единый норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в значении 0,018 Гкал в месяц на 1 м?. жилой площади.
Доводы Совета народных депутатов и Администрации о том, что утвержденный Решением №130 норматив потребления 0,018 Гкал в последствии был подтвержден независимой экспертной организацией не принимается судом по следующим основаниям.
Подтверждение экспертной организацией ООО «Аудитюрсервис» норматива потребления в 2012 не может являться обоснованием правильности расчета при вынесении Советом народных депутатов Решения №130 в 2010 году.
Кроме того, указанное заключение содержит противоречивые данные.
В разделе 5.1 заключения «Расчет нормативов потребления коммунальной услуги отопления в жилых помещения» указано, что расчетное значение норматива потребления коммунальной услуги на отопление, рассчитанное экспертной организацией, 0,0246 соответствует утвержденному значению 0,018, при условии егео перерасчета на 12 месяцев.
В то же время, в разделе 3 «Анализа обеспеченности коммунальными услугами жилых домов города Междуреченска» заключения указано, что нормативы потребления горячей воды и на отопление в Решении №130 установлены вопреки Правилам №306 и не отражают различий по степени благоустройства, а также не учитывают этажность многоквартирных домов и жилых домов.
При этом, исходя из заключения экспертной организации ООО «Аудитюрсервис», норматив потребления коммунальной услуги на теплоснабжение также определен как усредненный норматив по Междуреченскому городскому округу для расчета единого размера платы граждан, что не учитывает конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирных домов и жилых домов и, соответственно, противоречит положениям Правил №306.
Кроме того, при расчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению экспертной организацией также учитывались дома, теплоснабжение которых производится котельными МУ «Ки ТС».
Согласно же представленному в материалы дела заключению, выданному ОАО «Агентство энергетических экспертиз», по результатам проведения экспертизы расчета нормативов потребления коммунальных услуг отопления многоквартирных и жилых домов Междуреченского городского округа Кемеровской области, подключенных к системе теплоснабжения ООО ХК «СДС-Энерго», нормативы потребления, рассчитанные в соответствии с Правилами №360 должны быть от 0,040 до 0,012 Гкал в месяц на 1 м? жилой площади в зависимости от этажности здания.
При перерасчете объема потребления тепловой энергии жителями города Междуреченска через утвержденный усредненный норматив (0,018 Гкал) значение расхода тепла на отопление по жилым домам, подключенным к системе отопления ООО ХК «СДС-Энерго», составляет 22 108,24 Гкал/год. В то время как расход тепла, рассчитанный с применением дифференцированных нормативов потребления по этим же домам равен 25274,97 Гкал/год. Разница в расчете расхода тепла составляет 3166,73 Гкал за 2013 год (25274,97 Гкал - 22108,24 Гкал).
Кроме того, норматив потребления коммунальной услуги на теплоснабжение установлен Решением №130 на 1 м? площади жилого помещения, что противоречит подпункту «в» пункта 7 Правил №306, исходя из которого, единицей измерения в отношении отопления является Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при утверждении норматива потребления коммунальной услуги на теплоснабжение, установленного пунктом 3.1 Решения №130 Советом народных депутатов нарушен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Соответственно, суд считает, что принимаемые местным органом самоуправления нормативные правовые акты, устанавливающим нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе по теплоснабжению, не должны противоречить положениям федерального законодательства и ущемлять права участников регулируемых правоотношений.
Таким образом, пункт 3.1. Решения Междуреченского городского Совета народных депутатов от 27.02.2010 №130 противоречит пункту 1, подпункту «д» пункта 5, пункту 6, подпункту «в» пункта 7, пунктам 9, 10, 19, 20, 21, 22, 23, 24 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (в редакции от 23.05.2006).
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В настоящем деле судебные расходы, понесенные заявителем в виде уплаты государственной пошлины, подлежат взысканию с заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
р е ш и л:
заявленные требования удовлетворить.
Признать пункт 3.1. Решения Междуреченского городского Совета народных депутатов IV созыва от 27.02.2010 №130 «Об утверждении временных тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год» не соответствующим пункту 1, подпункту «д» пункта 5, пункту 6, подпункту «в» пункта 7, пунктам 9, 10, 19, 20, 21, 22, 23, 24 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (в редакции от 23.05.2006) и недействующим.
Взыскать с Совета народных депутатов Междуреченского городского округа (г. Междуреченск, ИНН <***>, ОГРН <***> запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 28.05.2003) в пользу общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «СДС –Энерго» (г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий Конарева И.А.
Судьи Драпезо В.Я.
Конкина И.В.