АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, г. Кемерово, 650000
сайт: http://www.kemerovo.arbitr.ru, е-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
т. (8-3842) 58-17-59, ф. 58-37-05
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-16479/2013
20 февраля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2014 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Конаревой И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гончаровой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры города Новокузнецка (город Новокузнецк),
к обществу с ограниченной ответственностью «Лидер» (город Новокузнецк, ИНН <***>, ОГРН <***>),
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от Прокуратуры города Новокузнецка - в отсутствии (извещен);
от общества с ограниченной ответственностью «Лидер»: представитель ФИО1 по доверенности от 12.11.2013, паспорт,
у с т а н о в и л:
прокуратур города Новокузнецка (далее по тексту заявитель, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее- общество, ООО «Лидер») к административной ответственности по части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о времени и месте судебного заседания.
Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил.
Общество представило отзыв, в котором не согласилось с требованием административного органа, указало на несоответствие выводов указанных в акте проведенной проверки и выводов и фактических обстоятельств, указанных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.10.2013. Общество указало, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.10.2013 не содержит достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях общества вменяемого ему правонарушения. Также общество представило доказательства наличия учебных и технических пособий, используемых обществом в образовательном процессе. Представитель ООО «Лидер» в судебном заседании поддержал доводы общества, изложенные в заявлении.
В соответствии с частью 6 статьи 205 при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектам данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ заключается в грубом нарушении условий специального разрешения (лицензии).
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Субъектами ответственности могут быть, в том числе юридические лица.
В силу ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, рассматривают судьи арбитражных судов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Изучив и оценив представленные доказательства, фактические обстоятельства дела суд считает заявленные требования неподлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из представленных материалов дела: 15.10.2013 законному представителю общества было вручено требование прокурора с уведомлением о проведении в период с 15.10.2013 по 18.140.2013 проверки соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона от 29.12.2012 «273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» и иных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере дорожного движения и подготовки водителей различных категорий. Данным требованием обществу надлежало представить следующие документы:
- свидетельство о регистрации;
- лицензия;
-Устав;
- штатное расписание, обязанности работников;
-должностные инструкции работников;
-Правила внутреннего распорядка;
-документы по организации предрейсового медицинского осмотра водителей, технического осмотра транспортных средств;
-приказы;
-журналы;
- картотеки личных дел курсантов;
- учебные планы и планы работы на год;
- расписание занятий, графики вождений.
По результатам проведения проверки составлен акт от 18.10.2013., в котором указаны следующие нарушения:
- общество осуществляет образовательную деятельность по адресу, не указанному в приложении № 1 к лицензии регистрационный номер 13460 от 22.02.2013, а именно по адресу: Новокузнецк, ул. Доз, 17;
- автодром, расположенный по адресу с. Бедарево, Новокузнецкий район, ул. Зеленая, д. 54 не соответствует требованиям примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 18.06.2010 №636 «Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств»: не созданы условия для отработки навыков первоначального обучения вождению: проезд перекрестка и железнодорожного переезда (задание 4 раздела «Первоначальное обучение вождению» примерной программы обучения вождению транспортного средства);
- отсутствуют учебные материалы и технические средства обучения для осуществления образовательного процесса по адресу: Новокузнецк, ул. Пирогова, д. 9;
- образовательная программа реализуется не в полном объеме.
Административным органом указано, что указанными действиями общество нарушает подпункты «а», «б», «д» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 16.03.2011 №174 (далее- Положение о лицензировании).
По результатам проверки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.11.2013.
Согласно подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Из представленных материалов дела не усматривается, какие несоответствия лицензионным требованиям выявлены на объекте практических занятий по адресу <...>, который указан в приложении №1 к лицензии А №003263, регистрационный номер 13460.
Административный орган ссылается на проведение практических занятий обществом по иному адресу: <...>, который не указан в приложении №1 к лицензии А №003263, регистрационный номер 13460.
Кроме того, из материалов дела не ясно по какому конкретно адресу общество осуществляет практические занятия: в постановлении указан адрес: Новокузнецк, ул. Доз, д.17. Как установлен факт осуществления деятельности общества по данному адресу из материалов дела не усматривается. Приложенные объяснения инструкторов, которые работают в обществе два месяца, свидетельствуют о проведении практических занятий по адресу ул. Доз, Центрального района г. Новокузнецка на автодроме «НУКК». Представитель общества в судебном заседании не смог пояснить о трудоустройстве данных лиц в обществе.
Административным органом указано отсутствие учебных средств и технических средств обучения по адресу: Новокузнецк, ул. Пирогова, д. 9, офис 502/7, а именно: расходный материал для тренажеров, табельные средства для оказания первой помощи, подручные материалы.
В судебном заседании представитель ООО «Лидер» по данному нарушению пояснил, что указные средства обучения имелись, однако общество не смогло представить на них документы, подтверждающие право собственности, поскольку проверяющие не предоставили время для подготовки данных документов, требование было вручено в момент проверки. Кроме того, в требовании для представления не значились подобные документы. В материалы дела общество представило договоры купли-продажи, подтверждающие приобретение учебных и технических средств: договор купли-продажи ; 0904/5 от 04.09.2013 (стенд «подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства (образцы под стеклом), договор купли-продажи имущества №00904/1 от 04.09.2013 (средство временной остановки кровотечения -жгут резиновый), договор купли-продажи имущества от 04.09.2013 (запасные лицевые маски), договор купли-продажи имущества №0904/3 от 04.09.2013 (пакет перевязочный медицинский индивидуальный), договор купли-продажи имущества №0904/6 от 04.09.2013(шлем), договор купли-продажи имущества №0904/2 от 04.09.2013 (комплект шин транспортных складных), договор купли-продажи имущества №0904от 04.09.2013 (лицевая маска), договор купли-продажи имущества № 0903 от 03.09.2013 (автомобильная аптечка), договор купли-продажи имущества №0902 от 02.09.2013 (тренажер-манекен взрослого пострадавшего), договор купли-продажи №459/12-П от 16.07.2012 (программное обеспечение «Интерактивная автошкола. Базовая версия»). Согласно пояснениям представителя общества учебно-наглядные пособия, используемые ООО «Лидер»в образовательной деятельности реализованы в форме специализированного программного обучения и демонстрируются обучающим в наглядной форме с использованием компьютерной техники в процессе обучения. Данный программный продукт включает в себя следующие учебно-наглядные пособия:
- учебно-наглядное пособие «Светофор с дополнительными секциями»;
- учебно-наглядное пособие «Дорожные знаки»;
- учебно-наглядное пособие «Дорожная разметка»;
- учебно-наглядное пособие «Сигналы регулировщика»;
- учебно-наглядное пособие «Схема перекрестка»;
- учебно-наглядное пособие «Расположение дорожных знаков и средств регулирования в населенном пункте»;
- учебно-наглядное пособие «Маневрирование транспортных средств на проезжей части».
Также представлен акт проверки инвентаризации ООО «Лидер» наличия учебных и технических средств от 18.10.2013.
В виду отсутствия представителя административного органа в судебном заседании пояснения по данному факту нарушения не представлено. Иного в материалах деле не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» дано разъяснение, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Исходя из анализа, указанных норм права следует, что бремя доказывания вины юридического лица в совершении административного правонарушения лежит на административном органе, уполномоченном рассматривать дела об административных правонарушениях. По смыслу приведенных норм, поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.10.2013 не исследован вопрос о вине общества в нарушениях, не указано в чем выражается вина общества, какие еще действия должны быть им предприняты для соблюдения этих правил с учетом фактических обстоятельств дела, но не приняты, что также свидетельствует о не установлении органом в ходе дела об административном правонарушении всех элементов состава вменяемого обществу правонарушения.
Изложенные обстоятельства имеют существенный характер, поскольку не позволяют определить наличие в действиях учреждения всех элементов состава правонарушения, что также в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ свидетельствует о существовании неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, которые толкуются в его пользу.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных административным органом требований о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявления Прокуратуры города Новокузнецка (город Новокузнецк) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (город Новокузнецк, ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья И.А. Конарева