ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-17682/14 от 20.10.2014 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  город Кемерово

23 октября 2014 года Дело № А27-17682/2014

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2014 года

Полный текст решения изготовлен 23 октября 2014 года

Арбитражный суд Кемеровской области, в составе судьи Власова В.В.,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Самойловой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокуратуры Новокузнецкого района города Новокузнецка, г. Новокузнецк (Прокуратура Кемеровской области - ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Муниципальному автономному учреждению «Центральная районная аптека №187», г.Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: не явились;

от правонарушителя: ФИО1 – заведующая, распоряжение главы Новокузнецкого муниципального района от 31.01.2012 №266, паспорт;

установил:

прокуратура Новокузнецкого района города Новокузнецка (далее по тексту – заявитель, прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением привлечении общества с ограниченной ответственностью Муниципального автономного учреждения «Центральная районная аптека №187» (далее по тексту – МАУ «Центральная районная аптека №187», правонарушитель) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Надлежаще извещенный о дне и времени рассмотрения дела в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявитель в судебное заседание явку представителя не обеспечил, ходатайств не заявил.

В соответствии с частью 3 статьи 205, статьей 156 АПК РФ дело рассматривается судом без участия представителя прокуратуры.

Заведующая МАУ «Центральная районная аптека №187» в судебном заседании заявленные требований прокуратуры признала в полном объеме.

Изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Прокуратурой Новокузнецкого района проверено исполнение действующего законодательства об обращении лекарственных средств и медицинских изделий МАУ «Центральная районная аптека №187».

МАУ «Центральная районная аптека №187» является обладателем лицензии на осуществление фармацевтической деятельности ЛО-42-02-000458 от 29.12.2010. Местом действия лицензии определено: <...>, где расположен аптечный пункт учреждения.

10 сентября 2014 года с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут
 уполномоченным работником прокуратуры района при проведении проверки
 в аптечном пункте МАУ «Центральная районная аптека №187»,
 расположенного по адресу: <...>,
установлено, что учреждением не соблюдаются требования законодательства об обращении лекарственных средств, в частности Правил хранения лекарственных средств, а именно, в момент проведения проверки в нарушение требований правил хранения лекарственных средств, а именно последние, требующие защиты от действия света (что прямо указано на упаковках лекарственных средств), находились в торговом зале на столах, на стеллажах, на подоконнике, не обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения: упаковки препаратов Люголь спрей, Актовегин -раствор для иньекций, ФИО2 - ФИО3, Амбробене, Гербион, Лазолван, Малаокс.

Помещение для хранения лекарственных средств оснащено прибором для регистрации параметров воздуха, однако на расстоянии 1,5 метра от окна и отопительного прибора, что не соответствует требованиям обозначенных правил; показания этого прибора не зарегистрированы в установленном порядке не в бумажном, ни в электронном виде (копии журнала прилагаются); контролирующие приборы в ходильных шкафах и в помещении для хранения не сертифицированы, не калиброваны и не подвергнуты поверке в установленном порядке, а кроме того не соответствуют целевому назначению (предназначены для использования в сельском хозяйстве).

Кроме того, в аптечном пункте осуществляется реализация нелекарственных средств от комаров: Гардекс беби спрей 50мл, Дета беби аква спрей 2в1; а также детских игрушек: самосвал «Малыш» 061, Трамвай 209/1.

В ходе проверки, установлено отсутствие в аптечном пункте следующих лекарственных средств, наличие которых обязательно: Алгелдрат + Магния гидроксид (таблетки, суспензия для приема внутрь), ФИО4 (гранулы и ли порошок для приготовления раствора), Бисакодил (суппозитории ректальные), ФИО5 (сироп и таблетки), Сеннозид А+Б, ФИО6.

Результаты визуального осмотра отражены в Акте, оформленном по результатам проверки от 10.09.2014 и фотоматериалах к нему.

Из объяснений прокурору района представителя МАУ «Центральная районная аптека №187», исполняющей обязанности заведующей учреждения - ФИО7 следует, что в помещении аптечного пункта, расположенного по адресу <...> был произведен ремонт, заказаны новые защитные устройства на окна - жалюзи, которые до настоящего момента не монтировали, потому лекарственные средства Люголь спрей, Актовегин - раствор для иньекций, ФИО2 - ФИО3, Амбробене, Гербион, Лазолван, Малаокс находятся под воздействием прямых солнечных лучей, что запрещено.

Далее, ФИО7 пояснила о том, что ей не было известно о запрете реализации в аптечном пункте немедицинских препаратов: средства от комаров, детских игрушек.

Также она признала факт ненадлежащего использования измерительных приборов, отсутствие поверки, нерегистрации показаний в установленном порядке.

На основании изложенного, прокуратура пришла к выводу о наличии в действиях МАУ «Центральная районная аптека №187», осуществляющего фармацевтическую деятельность в аптечном пункте, расположенном по адресу: <...>, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

12.09.2014 и.о. прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области советником юстиции Платоновым И.М., в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, на основании которого прокуратура обратилась в арбитражный суд в соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ с заявлением о привлечении МАУ «Центральная районная аптека №187» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд признал требование прокуратуры обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Примечанием к статье 14.1 КоАП РФ определено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, образует осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение о лицензировании).

В силу пункта 6 Положения о лицензировании под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

Подпунктом "з" п. 5 Положения, предусмотрено соблюдение лицензиатом осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств медицинского применения.

Правила хранения лекарственных средств, утверждены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н (далее - Правила), и регламентируют условия хранения лекарственных средств, при этом распространяются на медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.

Пункт 8 Правил предусматривает, что в помещениях для хранения лекарственные средства размещаются в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом физико-химических свойств лекарственных средств.

Пункт 24 Правил предусматривает, что лекарственные средства, требующие защиты от действия света, хранятся в помещениях или специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения.

Как установлено в ходе проверки, подтверждается собранными материалами и не оспаривается представителем учреждения в нарушение указанных положений упаковки лекарственных средств: Люголь спрей, Актовегин - раствор для иньекций, ФИО2 - ФИО3, Амбробене, Гербион, Лазолван, Малаокс находятся под воздействием прямых солнечных лучей, что запрещено.

В нарушение пункта 7 Правил, помещения для хранения лекарственных средств оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами), измерительные части которых размещены на расстоянии менее 3 м от дверей, окон. Показания этого прибора 10 сентября 2014 не зарегистрированы в специальном журнале (электронный носитель отсутствует); кроме того используемые в холодильных шкафах термометры не соответствуют целевому назначению, они согласно паспортов, предназначены для использования в сельскохозяйственных целях.

Учреждением не организовано ведение учета сроков годности лекарственных средств, чем нарушаются требования п. 11 Правил.

В соответствии с ч. 6 ст. 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.09.2010 № 805н.

Таким образом, аптечные учреждения обязаны постоянно иметь в наличии лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, и представлять их по первому требованию обратившихся лиц.

В ходе проверки, установлено отсутствие в аптечном пункте следующих лекарственных средств, наличие которых обязательно: Алгелдрат + Магния гидроксид (таблетки, суспензия для приема внутрь), ФИО4 (гранулы и ли порошок для приготовления раствора), Бисакодил (суппозитории ректальные), ФИО5 (сироп и таблетки), Сеннозид А+Б, ФИО6.

Факт совершения МАУ «Центральная районная аптека №187» административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ, подтвержден материалами прокурорской проверки, в частности: объяснениями представителя юридического лица, договором безвозмездного пользования помещением; свидетельством о государственной регистрации юридического лица и постановке его на налоговый учет, актом проверки уполномоченного лица прокуратуры района с фотоматериалами от 10.09.2014, иными приложенными документами и фактически в судебном заседании МАУ «Центральная районная аптека №187» в лице законного представителя не отрицаются.

При таких обстоятельствах, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что учреждение предприняло исчерпывающие меры для соблюдения перечисленных выше положений законодательства в материалы дела не представлено.

В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушение обязательных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Следовательно, наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в действиях МАУ «Центральная районная аптека №187» подтверждаются материалами дела.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не истек.

При таких обстоятельствах заявление о привлечении к административной ответственности суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, суд назначает минимальное наказание, предусмотренное санкцией данной статьи.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Привлечь к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Муниципальное автономное учреждение «Центральная районная аптека №187» (654250, Кемеровская область город Новокузнецк, <...>, ОГРН <***>, дата внесения записи – 28.11.2002; ИНН <***>) и назначить наказание в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства уплаты штрафа в пятидневный срок представить административному органу и арбитражному суду. При отсутствии доказательств уплаты штрафа в добровольном порядке решение будет направлено для принудительного исполнения в соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Наименование получателя платежа: УФК по Кемеровской области (Прокуратура Кемеровской области);

Расчетный счет: <***>; лицевой счет <***>;

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области, г. Кемерово;

БИК 043207001; ИНН <***>; КПП 420501001;

ОКАТО 32401000000;

Код бюджетной классификации: 415 1 16 90010 01 6000 140.

Судья В.В. Власов