ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-18062/17 от 30.10.2017 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, Кемерово, 650000;

информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05;

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

Именем  Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                 Дело № А27-18062/2017

Резолютивная часть оглашена 30 октября 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 07 ноября 2017 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Анниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЗУБР», г. Юрга (ОГРН <***> ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово, (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения №8035А/1636 от 26.05.2017; об обязании устранить допущенные нарушения

при участии представителей сторон:

от заявителя – не явились

от налогового органа – ФИО1 (удостоверение, доверенность от 14.06.2017)

у с т а н о в и л :

ООО «ЗУБР» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к ИФНС России по г. Кемерово о признании незаконным решения №8035А/1636 от 26.05.2017 об отказе в государственной регистрации изменения, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «ЗУБР» (ИНН <***>) как несоответствующее Федеральному закону «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; обязании ИФНС России по г. Кемерово устранить допущенные нарушения прав законных интересов заявителя, зарегистрировать изменения, вносимые в сведения об ООО«ЗУБР» (ИНН <***>), содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, по ранее представленным документам, зарегистрированным за входящим номером 8035А.

Заявитель, надлежащим образом уведомленный в порядке статей 121-123 АПК РФ о проведении судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, представил возражения на отзыв.

В порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя заявителя.

В ходе судебного заседания представитель налогового органа возражал против заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнение к нему.

               Как следует из заявления,  21.04.2014 ООО «ЗУБР» представило в ИФНС по г. Кемерово документы на внесение изменений в сведения о юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с изменением, вносимым в учредительные документы (форма № Р13001), соответствующие положениям п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку единственный участник ООО «ЗУБР» принял решение о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ в связи с увеличением уставного капитала общества за счет принятия вклада третьего лица - КРАУНЛЭЙК ИНВЕСТМЕНТ ЛТД. По результатам рассмотрения представленных документов, 26.05.2017 было вынесено решение  об отказе в государственной регистрации (Вх. №8035А от 26.05.2017) по причине отсутствия сведений об аккредитации филиала или представительства иностранной организации - КРАУНЛЭЙК ИНВЕСТМЕНТ ЛТД. Заявитель считает принятое налоговым органом решение не соответствующим Федеральному закону №129-ФЗ, нарушающим его права и законные интересы. Общество указывает, что в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган были представлены: сопроводительное письмо; Форма Р13001; решение № 4 единственного участника ООО «ЗУБР»; заявление о принятии в общество и внесении вклада; приходный кассовый ордер; квитанция к приходному кассовому ордеру; Устав новая редакция (в двух экз.); документ об оплате государственной пошлины; свидетельство о регистрации, учредительный договор, устав иностранного юридического лица - КРАУНЛЭЙК ИНВЕСТМЕНТ ЛТД. (Заверенные нотариально). Общество считает отказ в государственной регистрации по основанию отсутствия сведений об аккредитации филиала или представительства иностранной организацииКРАУНЛЭЙК ИНВЕСТМЕНТ ЛТД  необоснованным. По мнению заявителя, для осуществления иностранной компанией полномочий учредителя (участника) российского юридического лица создание/открытие на территории Российской Федерации филиала/представительства такой иностранной компании не требуется. Российскому обществу для приобретения доли в уставном капитале другого общества не требуется наличие филиалов или представительств как обязательного условия. Следовательно, требование от иностранной компании иметь филиал нарушает принцип равноправия российского и иностранного инвестора, установленный этой статьей. На момент вынесения решения Инспекция располагала сведениями о том, что в ООО «ЗУБР» иностранное юридическое лицо КРАУНЛЭЙК ИНВЕСТМЕНТ ЛТД осуществляет полномочия в качестве участника, что не противоречит требованиям ст. 4 Закона № 160-ФЗ, в связи с чем доводы налогового органа считает несостоятельными. Ссылка регистрирующего органа на п. 3 ст. 4 Федерального закона № 160-ФЗ не обоснована, поскольку данная норма права не имеет отношения к процедуре внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы». При обращении с заявлением о государственной регистрации включения нового участника, у заявителя в силу положений п. 1 ст. 17 Закона №129-ФЗ (а также норм Закона 129-ФЗ в целом) отсутствует обязанность по подтверждению сведений об иностранном юридическом лице, на соответствие его требованиям Федерального закона от 9 июля 1999 г. N160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Кроме того, на момент вынесения оспоренного решения инспекция располагала сведениями о том, что иностранное юридическое лицо является участником ООО «ЗУБР», а не управляющей компанией. При этом не предполагается, что иностранное юридическое лицо непосредственно осуществляет (будет осуществлять) деятельность на территории РФ. Таким образом, общество полагает, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации по указанным мотивам и предъявленным заявителю требованиям о предоставлении дополнительных документов, не предусмотренных при данном виде регистрации, не соответствует указанным выше положениям Закона №129-ФЗ.

          Не соглашаясь с заявленными требованиями, налоговый орган считает оспариваемое решение законным и обоснованным. Инспекция указывает, что по результатам проведенной проверки достоверности данных, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц ООО «Зубр» и содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации, налоговым органом установлены недостоверные сведения. Ссылаясь на ст. 4 Закона N160-ФЗ, в соответствии с которой иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам, имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами, инспекция указывает, что в представленных документах ООО «Зубр» для государственной регистрации изменений отсутствуют сведения и документы, подтверждающие наличие аккредитации у иностранного юридического лица КРАУНЛЭЙК ИНВЕСТМЕНТ ЛТД, сведения о котором вносятся в ЕГРЮЛ. В соответствии с п. 8 Устава общества, утвержденного решением единственного участника ООО «Зубр» от 18.04.2017г., следует, что участники общества осуществляют коммерческую деятельность (участвуют в управлении, принимают участие в распределении прибыли и др). Из договора об учреждении и Устава Акционерной компании с ограниченной ответственностью КРАУНЛЭЙК ИНВЕСТМЕНТ ЛТД от 13.01.2017 следует, что компания является официально зарегистрированной международной коммерческой фирмой, целью создания которой является осуществление любой деятельности, не запрещенной действующим законодательством Белиза, в том числе по осуществлению инвестиций (пункт А Договора). Таким образом,по мнению инспекции,приобретая долю в уставном капитале российской организации ООО «Зубр» иностранное юридическое лицо КРАУНЛЭЙК ИНВЕСТМЕНТ ЛТД, тем самым осуществляет инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации, право осуществлять которую она имеет только через аккредитованный филиал, представительство. В  информационных ресурсах налоговых органов, в том числе на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет отсутствуют сведения об аккредитации филиала или представительства иностранной организации - КРАУНЛЭЙК ИНВЕСТМЕНТ ЛТД. Данные сведения не были предоставлены в ИФНС России по г. Кемерово организацией ООО «Зубр» и для государственной регистрации и в период приостановления государственной регистрации. При отсутствии у регистрирующего органа подтверждения об аккредитации филиала или представительства в отношении иностранной организации, инспекцией сделан вывод о содержании недостоверных сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, о новом участнике иностранном юридическом лице КРАУНЛЭЙК ИНВЕСТМЕНТ ЛТД. Представление заявителем документов, содержащих недостоверные сведения, рассматривается как непредставление в регистрирующий орган необходимых документов, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона №129-ФЗ. Таким образом,  с учетом доводов, изложенных в отзыве и дополнении к нему, налоговый орган считает, что решение № 8035А от 26.05.2017г. об отказе в государственной регистрации вынесено в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Заявитель с позицией налогового органа не согласен по доводам, изложенным в возражениях на отзыв.

            Более подробно доводы сторон изложены в заявлении, отзыве на заявление, дополнениях к ним.

Изучив позиции сторон, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд признает заявление не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Согласно абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Вместе с тем Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", устанавливающий основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, определяет, что в качестве иностранных инвесторов могут выступать, в том числе иностранные юридические лица.

 В соответствии со статьей 2 Закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иногда имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, согласно пункту 2 статьи 20 вышеупомянутого Федерального закона, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории РФ обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории РФ через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории РФ через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.

Согласно Приказу ФНС России от 15.08.2016 N СА-7-6/440@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения сервиса "Реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП)" на официальном сайте ФНС России" в целях предоставления заинтересованным лицам открытых и общедоступных сведений государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП) в соответствии с пунктом 11 статьи 21 Закона N 160-ФЗ, введен РАФП, позволяющий осуществлять поиск и просмотр сведений из РАФП об аккредитованных филиалах и представительствах иностранных юридических лиц.

Приказами ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/681@ (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36264) утверждены формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, и представительств иностранных кредитных организаций); от 26.12.2014 N ММВ-7-14/680@ (зарегистрировано в Минюсте России от 27.02.2015 N 36291) утвержден порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению.

В соответствии с приказом ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/680@ для аккредитации, филиала, представительства иностранное юридическое лицо обязано представить в компетентный налоговый орган заявление об аккредитации по установленной форме, документы, отраженные в пункте 7 приказа (в том числе, документы, указанные в подпунктах 1 - 6 данного пункта, - представленные в срок не более двенадцати месяцев с даты их выдачи или составления).

При этом, в аккредитации филиала, представительства иностранной организации может быть отказано по основаниям, установленным пунктом 3 статьи 21 Закона N 160-ФЗ, в том числе, в связи с непредставлением документов, необходимых для аккредитации; не соответствием их установленным формам, форматам, требованиям к их оформлению; представлением документов, составленных с нарушением сроков, определенных для их представления с даты выдачи или составления; недостоверности учредительных и других документов иностранного юридического лица.

Как установлено налоговым органом, согласно информации об аккредитации филиалов и представительств юридических лиц, размещенной на сайте ФНС России, у иностранного юридического лица – КРАУНЛЭЙК ИНВЕСТМЕНТ ЛТД. отсутствует аккредитованные представительство или филиал на территории Российской Федерации.

Доводы заявителя об отсутствии необходимости иностранной организации проводить аккредитацию подлежат отклонению судом, поскольку ст.2 Закона №160-ФЗ в качестве инвестиции рассматривает вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе имущественных прав. Порог в размере 10 процентов доли в уставном капитале организации относится к прямой инвестиции и не исключает возможность иных форм и размеров инвестиций.

Более того, суд находит документально подтвержденным и не опровергнутым со стороны заявителя, что КРАУНЛЭЙК ИНВЕСТМЕНТ ЛТД. является единственным участником в более 18 юридических лицах, не являясь, при этом, учредителем ни одного вновь зарегистрированного юридического лица, а также наличие сведений о выходе российского участника из состава участников обществ, который осуществлялся после вхождения в уставный капитал российских обществ КРАУНЛЭЙК ИНВЕСТМЕНТ ЛТД. При отсутствии обоснования или опровержения данных сведений, суд соглашается с доводами налогового органа, что такие сведения подлежат оценке судом наряду с иными обстоятельствами на предмет преследуемых сторонами целей рассматриваемой операции по изменению сведений в ЕГРЮЛ.

В соответствии с нормами и смыслом статей 17 и 18 Закона N 129-ФЗ следует, что Закон предусматривает не только формальное соблюдение требований к представлению документов, но и соответствие этих документов требованиям закона об их содержании. В силу пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.

При установленных по делу обстоятельствах в их совокупности суд соглашается с позицией налогового органа о недостоверности сведений, представленных Обществом на регистрацию, что может нарушить права и интересы как неограниченного количества лиц, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, так и налоговых органов по ведению налогового учета и контроля, что в свою очередь является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации.

Более того, суд находит необоснованным со стороны заявителя нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом прав и интересов заявителя. В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Однако заявитель при обращении в суд не пояснил, а суд в ходе рассмотрения дела не установил, какие именно нарушения закона были допущены налоговым органом, а также какие права и законные интересы заявителя были нарушены. В связи с указанным суд приходит к выводу, что решение соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя, вынесено налоговым органом  с соблюдением норм процессуального и материального права. В связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Отказывая в удовлетворении требований в порядке ст.110 АПК РФ судебные расходы судом относятся на заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 101, 102, 110, 167–170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия путем подачи жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                         А.Л. Потапов