АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-18102/2019 «17» октября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена «10» октября 2019 года Полный текст решения изготовлен «17» октября 2019 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи А.П. Иващенко при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания В.В. Прокопенковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «АЭРОКУЗБАСС» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Кемеровская область, город Прокопьевск
к Кемеровской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Кемерово
об отмене постановлений
при участии:
от заявителя: ФИО1 по дов. от 01.01.2019, паспорт, ФИО2 по дов. от 20.05.2019, паспорт, после перерыва - ФИО1 по дов. от 01.01.2019, паспорт,
от административного органа: ФИО3 по дов. 20.08.2019, удостов., ФИО4 по дов. от 20.08.2019, удостов., ФИО5 по дов. от 03.09.2019, удостов., после перерыва - ФИО3 по дов. 20.08.2019, удостов.,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «АЭРОКУЗБАСС» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Кемеровской таможне об отмене
постановления № 10608000-447/2019 от 15.07.2019. На основании указанного заявления Арбитражным судом Кемеровской области возбуждено дело № А27-18102/2019.
В судебном заседании 04.09.2019 представитель ООО «АЭРОКУЗБАСС» заявил ходатайство об объединении дела № А27-18102/2019 в одно производство с делом № А27-18128/2019 и делом № А27-18103/2019 для их совместного рассмотрения.
Определением суда от 04.09.2019 дело № А27-18102/2019, дело № А27-18103/2019, дело № А27-18128/2019 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному производству номера № А27-18102/2019.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях, в возражениях на отзыв.
Считают, что в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза декларантом авиационного топлива, необходимого для перелета самолетов по маршрутам:
- г. Новокузнецк (Российская Федерация) - г. Караганда (Республика Казахстан),
- г. Новокузнецк (Российская Федерация) - г. Караганда (Республика Казахстан) – г. Алматы (Республика Казахстан),
- г. Красноярск (Российская Федерация) - г. Новокузнецк (Российская Федерация) - г. Актобе (Республика Казахстан) может выступать как перевозчик, который является лицом государства-члена Союза и на момент убытия воздушного судна в Республику Казахстан обладал правом собственности на припасы и имел в наличии все необходимые документы для подачи декларации в таможенные органы по месту убытия, так и иное лицо, обладающее статусом декларанта, при условии наличия у него права владения, пользования и (или) распоряжения авиационным топливом на момент подачи декларации.
Более подробно доводы общества изложены в заявлениях и в возражениях на отзыв.
Представители административного органа в судебном заседании против требований заявителя возражали по основаниям, изложенным в отзывах на заявления.
Считают, что оспариваемые постановления вынесены законно и обоснованно, с соблюдением установленных законом норм, факты правонарушений подтверждены материалами административных дел, вина юридического лица установлена. Процессуальных нарушений со стороны административного органа допущено не было.
Более подробно доводы изложены в письменных отзывах на заявления.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, суд установил следующее.
Постановлением Кемеровской таможни от 15.07.2019 по делу об административном правонарушении № 10608000-447/2019 общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 111960,03 руб.
Постановлением Кемеровской таможни от 15.07.2019 по делу об административном правонарушении № 10608000-446/2019 общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 170642,90 руб.
Постановлением Кемеровской таможни от 15.07.2019 по делу об административном правонарушении № 10608000-448/2019 общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 144141,56 руб.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими заявлениями о признании данных постановлений незаконными и подлежащими отмене.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле материалы, выслушав представителей заявителя и административного органа, суд признал требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к
административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании, итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного приведенной нормой Кодекса, образует несоблюдение декларантом установленных сроков подачи в
таможенный орган полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании, итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является посягательство на установленный государством порядок декларирования товаров.
Субъектом правонарушения является лицо, осуществившее декларирование товаров (декларант либо таможенный представитель).
Субъективная сторона правонарушения может быть выражена в форме умысла или неосторожности.
Из материалов административного производства № 10608000-447/2019 следует, что между ООО «АЭРОКУЗБАСС» и ТОО «Sunkar Air» (Республика Казахстан) 06.03.2018 заключен договор купли-продажи ТОО «Sunkar Air» авиатоплива ТС-1. Договор заключен путём направления ООО «АЭРОКУЗБАСС» в адрес ТОО «Sunkar Air» оферты (предложения заключить договор), а именно: счетов на оплату от 05.03.2018 №№ 000141, 000142. ТОО «Sunkar Air» осуществило акцепт оферты (приняло предложение) платежным поручением от 06.03.2018 № 187.
В рамках данной оферты самолёт типа Boeing 737-300, бортовой № UP-В3717 согласно расходному ордеру ТОО «Sunkar Air» на заправку самолётов от 07.03.2018 № 000197 был заправлен ООО «АЭРОКУЗБАСС» авиационным топливом в количестве 8610 л./7000 кг, за который «АЭРОКУЗБАСС» выставлена счёт-фактура от 07.03.2018 № 000407.
Из материалов административного производства № 10608000-446/2019 следует, что между ООО «АЭРОКУЗБАСС» и ТОО «Sunkar Air» (Республика Казахстан) 26.02.2018 заключен договор купли-продажи ТОО «Sunkar Air» авиатоплива ТС-1. Договор заключен путём направления ООО «АЭРОКУЗБАСС» в адрес ТОО «Sunkar Air» оферты (предложения заключить договор), а именно: счетов на оплату от 26.02.2018 №№ 000123, 000124. ТОО «Sunkar Air» осуществило акцепт оферты (приняло предложение) платежным поручением от 26.02.2018 № 156.
В рамках данной оферты согласно расходному ордеру ТОО «Sunkar Air» на заправку самолетов от 28.02.2018 № 00440, счету-фактуре от 28.02.2018 № 000342 ООО «АЭРОКУЗБАСС» заправило самолет типа Boeing 737-300, бортовой № UР-В3719
авиационным топливом в количестве 12255 л./10000 кг.
Из материалов административного производства № 10608000-448/2019 следует, что между ООО «АЭРОКУЗБАСС» и ТОО «Sunkar Air» (Республика Казахстан) 12.03.2018 заключен договор № 4507-АНО/А/03.18 на оказание аэропортовых услуг всем типам воздушных судов ТОО «Sunkar Air», к эксплуатации которых допущен аэродром Новокузнецк, согласно действующему свидетельству «О государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации». В соответствии с Договором ООО «АЭРОКУЗБАСС» предоставляет стандартные основные и дополнительные аэропортовые услуги согласно приложениям №№ 1, 2, 3, 4, 5. Согласно пункту 1 Приложения № 2 к Договору «Обеспечение воздушных судов горюче-смазочными материалами и спецжидкостями» ООО «АЭРОКУЗБАСС» обязуется по заданию ТОО «Sunkar Air» осуществлять указанные в пункте 3 данного приложения услуги по обслуживанию воздушных судов ТОО «Sunkar Air», выполняющих рейсы через аэропорт г. Новокузнецка, а ТОО «Sunkar Air» обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги. В пункте 3 Приложения № 2 к Договору приведен перечень оказываемых услуг - комплекс мероприятий, включающий в себя, в том числе заправку воздушных судов авиационным топливом. Пунктом 2 Приложения № 2 к Договору определен товар - авиационный керосин.
Согласно расходному ордеру на заправку самолета от 02.10.2018 № 00135, счету- фактуре от 03.10.2018 № 002086 для выполнения рейса UР-В3717 по маршруту «Красноярск-Новокузнецк-Актобе» ООО «АЭРОКУЗБАСС» 02.10.2018 осуществило заправку самолета типа Boeing 737-300, бортовой № UР-В3717 авиационным керосином в количестве 9328 Л./7500 кг. Вылет указанного самолета в г. Астана (Республика Казахстан) состоялся 02.10.2018.
Таким образом, 28.02.2018, 07.03.2018, 02.10.2018 из Российской Федерации в Республику Казахстан вывезено авиационное топливо, классифицируемое в товарной позиции 2710 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), которое в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и законодательством Российской Федерации подлежало таможенному декларированию в установленном порядке. При этом таможенное декларирование товара не осуществлялось.
Правовое регулирование отношений в области таможенного дела на даты вывоза авиационного топлива 28.02.2018 и 07.03.2018 (постановления №№ 10608000-446/2019,
10608000-447/2019) осуществлялось ТК ЕАЭС и Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ). На дату вывоза авиационного топлива 02.10.2018 (постановление по делу № 10608000-448/2019) правовое регулирование соответствующих отношений осуществлялось ТК ЕАЭС и вступившим в силу 04.09.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ).
В соответствии со статьей 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) в рамках Таможенного союза осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором.
Согласно статье 79 раздела XX Договора в целях эффективного использования потенциала топливно-энергетических комплексов государств-членов, а также обеспечения национальных экономик основными видами энергетических ресурсов (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты), государства-члены развивают долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики, проводят скоординированную энергетическую политику, осуществляют поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов в соответствии с международными договорами, предусмотренными в статьях 81, 83 и 84 настоящего Договора, с учетом обеспечения энергетической безопасности, исходя из следующих основных принципов: гармонизация национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков энергетических ресурсов. К отношениям хозяйствующих субъектов государств-членов, осуществляющих свою деятельность в сферах электроэнергетики, газа, нефти и нефтепродуктов, не урегулированным настоящим разделом, применяется законодательство государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз).
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона 311-ФЗ официально опубликованные международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Союза, и решения органов Союза действуют в Российской Федерации непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения. В случаях, предусмотренных таможенным законодательством Союза, Правительство Российской Федерации вправе определять порядок применения актов
таможенного законодательства Союза в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 4). Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Федерального закона № 311-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов (часть 3 статьи 4). Правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации (часть 6 статьи 4). На основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела в Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела в Российской Федерации (часть 7 статьи 4).
В статье 4 Федерального закона № 289-ФЗ (вступил в силу 04.09.2018) закреплены аналогичные правовые нормы, согласно которым отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также Договором о Союзе и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, издаваемыми в сфере таможенного регулирования на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации.
Таким образом, правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании предусмотрена возможность установления законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации обязательных к исполнению норм в сфере таможенного регулирования.
Согласно части 8 статьи 321 Федерального закона № 311-ФЗ в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, в отношении товаров Таможенного союза при их вывозе из Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза применяются порядок и условия совершения таможенных операций, таможенного декларирования так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Реализуя предоставленные федеральным законом указанные полномочия, Правительство Российской Федерации в пункте 4 постановления от 01.07.2011 № 529 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской
Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан» (далее - Постановление Правительства РФ № 529) предусмотрело, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства-члены ЕАЭС товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Таким образом, Правительство Российской Федерации с учетом статуса товаров, классифицируемых в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС (нефтепродукты), установило для российских лиц, отчуждающих такие товары с целью их вывоза за пределы Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС, обязанность по их таможенному декларированию, придав при этом правоотношениям, связанным с вывозом таких товаров из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС, внешнеэкономический характер.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность положений части 8 статьи 321 Закона № 311-ФЗ и пункта 4 Постановления Правительства РФ № 529 по жалобе ООО «ЮгЭнергоСистема», пришел к выводу о том, что оспариваемые положения согласуются с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя (Определение от 26.10.2017 № 2497-0).
В соответствии со статьей 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан (Москва, 9 декабря 2010 г.) стороны во взаимной торговле нефтью и нефтепродуктами не применяют вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие). Нефть и нефтепродукты, классифицируемые в группе 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, вывозимые с 1 января 2014 г. из Российской Федерации в Республику Казахстан, в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Сохранение таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС при их вывозе из Российской Федерации в государства - члены Союза обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской
Федерации в условиях функционирования Союза и обеспечения контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства-члены Союза.
Обязанность таможенного декларирования нефтепродуктов товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрена действующими нормативными правовыми актами и в случаях, когда топливо используется для обеспечения нормальной эксплуатации воздушного судна, то есть является припасами.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 23.04.2019 № 03-10- 11/29226 с учетом применения межправительственных соглашений о торгово- экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов сделан вывод об отсутствии каких-либо изъятий в отношении таможенного декларирования нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации в государства-члены Союза в статусе припасов.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным представителем, действовавшим от имени и по поручению декларанта - таможенный представитель.
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа. За неисполнение своих обязанностей декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Союза.
С учетом специфики рассматриваемых правоотношений и их правового регулирования, при определении лица, обязанного совершить декларирование в Российской Федерации вывозимых из Российской Федерации в другие государства-члены Союза нефти и нефтепродуктов, классифицируемых в группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС, следует исходить из того, что соответствующим правоотношениям придается внешнеэкономический характер (как если бы такие товары вывозились в государство, не являющееся членом ЕАЭС), в связи с этим статью 83 ТК ЕАЭС (декларант) необходимо применять во взаимосвязи с положениями статьи 449 ТК ЕАЭС, статьи 210 Федерального закона № 311-ФЗ, статьи 100 Федерального закона № 289-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС декларантом товаров выступает лицо государства-члена Союза, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.
Данная норма носит общий, универсальный характер, то есть сформулирована вне зависимости от того, в каком государстве-члене Союза осуществляется декларирование. При этом указанная норма сформулирована применительно к правоотношениям, связанным с перемещением товаров через таможенную границу Союза.
Вместе с тем в статье 449 ТК ЕАЭС закреплен принцип национального резидентства при таможенном декларировании, в соответствии с которым, по общему правилу, при декларировании товаров в Российской Федерации декларантом выступают российские лица, в других государствах-членах Союза - лица соответствующих государств.
Так согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 449 ТК ЕАЭС до вступления в силу международного договора в рамках Союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории Союза, декларация на товары подается таможенному органу государства-члена Союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, если декларантом товаров выступает лицо государства-члена Союза, указанное в подпункте 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, а также иностранное лицо, указанное в абзаце втором подпункта 2 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС.
В абзаце втором подпункта 2 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС указано, что декларантом товаров может выступать иностранное лицо, являющееся организацией, имеющей представительство или филиал, созданные и (или) зарегистрированные на территории государства-члена Союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур только в отношении товаров, перемещаемых для собственных нужд такого представительства или филиала.
Рассматриваемые случаи вывоза авиационного топлива из Российской Федерации в Республику Казахстан во исполнение сделки, заключенной ООО «АЭРОКУЗБАСС» (лицо - государства члена Союза) с лицом Республики Казахстан (иностранное лицо), соответствуют подпункту 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС с учетом того, что декларирование товаров в данном случае должно осуществляться 1) в Российской Федерации и 2) как если бы товары вывозились за пределы Союза, то есть иностранному лицу.
Довод заявителя о том, что лицо Республики Казахстан в рассматриваемых правоотношениях не является иностранным лицом, так как не соответствует определению иностранного лица, закрепленного в подпункте 11 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, не может быть принят во внимание, так как данное определение сформулировано для целей
применения ТК ЕАЭС с учетом сферы его правового регулирования - установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза (пункт 1 статьи 1 ТК ЕАЭС). В рассматриваемых случаях правоотношения возникают в связи с перемещением товаров внутри Союза именно через границу Российской Федерации, при этом товары рассматриваются как вывозимые за пределы Союза, то есть не в государство- член ЕАЭС.
Соответствующая закрепленному в абзаце 2 пункта 1 статьи 449 ТК ЕАЭС принципу национального резидентства норма предусмотрена частью 1 статьи 210 Федерального закона № 311 -ФЗ, согласно которой декларантом товаров (применительно к декларированию в Российской Федерации) может быть юридическое лицо с местом нахождения в Российской Федерации, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичный вывод следует из положений статьи 100 Федерального закона № 289-ФЗ. Согласно части 1 указанной статьи декларантом товаров может быть лицо, отвечающее требованиям, установленным статьей 83 ТК ЕАЭС. Частью 2 указанной статьи установлено, что декларантом товаров может выступать российское лицо, являющееся стороной сделки, заключенной между российскими лицами либо между российским лицом и лицом другого государства-члена Союза в случае применения особенностей таможенного декларирования, установленных статьями 102 и 204 Федерального закона № 289-ФЗ, на основании которой товары вывозятся с таможенной территории Союза. В соответствии с частью 3 статьи 100 Федерального закона № 289-ФЗ российским лицом является лицо, отвечающее требованиям подпункта 17 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, то есть применительно к декларированию в Российской Федерации - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку вывоз товаров, классифицируемых в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, из Российской Федерации в другие государства-члены Союза с учетом пункта 4 постановления Правительства РФ от 01.07.2011 № 529 следует рассматривать как перемещение таких товаров за пределы таможенной территории Союза, российское лицо в полной мере соответствует требованиям статьи 83 ТК ЕАЭС, соответственно, является декларантом вывозимого товара.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона № 311- ФЗ вывоз товаров из Российской Федерации - фактическое перемещение любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами
международного права, в другие государства - члены Таможенного союза или на территории, не входящие в единую таможенную территорию Таможенного союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение товаров до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона № 289-ФЗ (вступил в силу с 04.09.2018) вывоз товаров из Российской Федерации - фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Союза или на территории, не входящие в таможенную территорию Союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
С учетом понятия вывоза товаров из Российской Федерации, сформулированного в пункте 3 части 1 статьи 5 Федерального Закона № 311-ФЗ и пункте 3 части 1 статьи 5 Федерального Закона № 289-ФЗ к действиям, направленным на вывоз товаров с территории РФ, относятся, в том числе заключение внешнеторговой сделки с лицом Республики Казахстан, подготовка товаросопроводительных документов, а именно счетов-фактур, подписанных грузоотправителем (российским лицом) и контрагентом, а также непосредственная передача к вывозу товаров контрагенту (заправка самолета авиационным топливом).
Пунктом 2 статьи 110 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная декларация в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, подается до их убытия с таможенной территории Союза.
Аэропорт г. Новокузнецк (Спиченково) является международным пунктом пропуска через границу Российской Федерации, то есть местом убытия товаров. Следовательно, с учетом требований пункта 2 статьи 110 ТК ЕАЭС и положений пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального Закона № 311-ФЗ, пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального
Закона № 289-ФЗ, декларирование авиационного топлива должно быть осуществлено ООО «АЭРОКУЗБАСС» до его фактической передачи в собственность Казахстанской стороне для вывоза из Российской Федерации.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что лицом, ответственным за декларирование, является ООО «АЭРОКУЗБАСС», которое на основании и во исполнение сделки, заключенной с лицом Республики Казахстан осуществило отгрузку топлива в воздушное судно, убывающее в Республику Казахстан, оформило необходимые сопроводительные документы, то есть совершило действия, направленные на фактическое перемещение (убытие) авиатоплива за пределы Российской Федерации в Республику Казахстан, соответственно, осуществило их вывоз.
Является необоснованным довод заявителя о том, что декларантом в данном случае должен выступать ТОО «Sunkar Air» (Республика Казахстан) - контрагент общества по внешнеэкономической сделке, предусматривающей отчуждение авиационного топлива для вывоза из Российской Федерации и получатель товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Из содержания статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года следует, что для определенных товаров (работ, услуг) сторонами Договора в своей стране могут быть установлены изъятия из общего правила неприменения таможенного декларирования и государственного контроля.
В рассматриваемом случае такие изъятия предусмотрены пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации 01.07.2011 № 529.
Пункт 4 постановления Правительства РФ № 529, пункт 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 года предусматривают обязанность декларирования в Российской Федерации авиационного топлива при его вывозе из Российской Федерации в другие государства-члены Союза, как если бы оно вывозилось за пределы таможенной территории Союза (то есть в государство, не являющееся членом Союза).
Поскольку в силу указанных правовых норм авиационное топливо, вывозимое из Российской Федерации в другие государства-члены Союза, рассматривается как вывозимое за пределы ЕАЭС (то есть в государство, не являющееся членом Союза), то и лицо такого государства, которому осуществляется соответствующая поставка, применительно к данным правоотношениям не рассматривается как лицо государства- члена Союза, а рассматривается как иностранное лицо.
При этом обязанность соблюдения требований законодательства Российской Федерации по декларированию вывозимого из РФ авиационного топлива возложена на российское лицо.
Сохранение таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС при их вывозе из Российской Федерации в государства-члены Таможенного союза обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза и обеспечения контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства-члены Союза. Соответственно, участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие вывоз товаров 27 группы ТН ВЭД ТС из Российской Федерации в государства-члены Союза, обязаны представлять в таможенные органы таможенную декларацию (Письмо ФТС России от 04.03.2013 № 01-11/08792 «О декларировании товаров 27 группы ТН ВЭД ТС»).
Следует отметить, что при вывозе иного товара (не классифицируемого в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС) в государства-члены Союза, обязанность представления в таможенный орган в установленном порядке статистической формы учета товаров в целях ведения статистики взаимной торговли в силу положений статьи 104 Федерального закона № 311-ФЗ, статьи 278 Федерального закона № 289-ФЗ (вступил в силу с 04.09.2018) возникает у российского лица, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары вывозятся из Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Исключением являются товары, классифицируемые в том числе в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, в случае вывоза которых из Российской Федерации в другие государства-члены Союза с учетом пункта 4 Постановления Правительства РФ № 529 требуется таможенное декларирование.
Обязанность по таможенному декларированию нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации в государства-члены Союза, а не по представлению статистической формы, обусловлена статусом вывозимого товара (сохранение таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС при их вывозе из Российской Федерации в государства - члены Союза обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации).
Соответственно, обязанность по таможенному декларированию вывозимого авиатоплива, также как и обязанность по подаче статистической формы учета товаров (в
случае вывоза из РФ в другие государства - члены Союза товаров, не подлежащих декларированию), должна быть исполнена российским лицом, которое на момент отгрузки (при вывозе) товаров имеет право владения, пользования и (или) распоряжения ими и, реализуя правомочие собственника - распоряжение, отчуждает данные товары, передает их в собственность не являющемуся российским лицом покупателю для вывоза из Российской Федерации.
ООО «АЭРОКУЗБАСС» - российское лицо, обладающее правомочиями собственника в отношении вывозимого авиационного топлива на момент его отгрузки, заключая возмездную сделку по отчуждению авиационного топлива, осуществляя отгрузку топлива в воздушное судно, убывающее с территории Российской Федерации, совершило действия, направленные на фактическое перемещение товаров за пределы Российской Федерации, то есть осуществило вывоз авиационного топлива, подлежащего декларированию. При этом обязанность по декларированию товара не исполнена.
Учитывая изложенное, суд соглашается с позицией административного органа о том, что при определении лица, обязанного совершить таможенные операции в отношении вывозимых из Российской Федерации нефти и нефтепродуктов, классифицируемых в группе 27 ТН ВЭД, следует исходить из того, что соответствующим правоотношениям придается внешнеторговый характер, как если бы такие товары вывозились в государство, не являющееся членом ЕАЭС, в связи с чем, статью 186 ТК ТС необходимо применять во взаимосвязи с положениями статьи 368 ТК ТС и статьи 210 Федерального закона № 311-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд считает доказанным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными
доказательствами (часть 2).
Установленные административным органом в постановлениях нарушения, допущенные обществом, подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным представителем, действовавшим от имени и по поручению декларанта - таможенный представитель.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 368 ТК ТС до вступления в силу международного договора государств-членов таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории таможенного союза декларация на товары подается таможенному органу государства- члена таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, за исключением случаев, указанных в подпункте 2) статьи 186 ТК ТС.
Подпунктом 2) статьи 186 ТК ТС определены случаи, когда декларантами могут быть иностранные лица: физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования; лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса; организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 1) статьи 186 ТК ТС декларантами могут быть лицо государства - члена таможенного союза:
заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;
Согласно подпункту 3) статьи 186 ТК ТС для заявления таможенной процедуры таможенного транзита декларантами товаров могут быть лица, указанные в подпунктах 1) и 2) указанной статьи, а также перевозчик, в том числе таможенный перевозчик.
В рассматриваемых случаях таможенная процедура таможенного транзита не осуществлялась, что заявителем не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 210 Федерального закона № 311-ФЗ декларантом товаров может быть юридическое лицо с местом нахождения в Российской Федерации, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 210 Федерального закона № 311-ФЗ декларантом товаров при таможенной процедуре таможенного транзита могут быть лица, обладающие признаками, предусмотренными подпунктом 3 статьи 186 'ГК ТС (то есть лица, указанные в подпунктах 1) и 2) указанной статьи, а также перевозчик, в том числе таможенный перевозчик).
Частью 3 статьи 210 Федерального закона № 311-ФЗ предусмотрено, что при подаче декларации на товары иностранное лицо вправе выступать декларантом товаров только в случаях, предусмотренных подпунктом 2 статьи 186 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона № 311-ФЗ вывоз товаров из Российской Федерации - фактическое перемещение любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Таможенного союза или на территории, не входящие в единую таможенную территорию Таможенного союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение товаров до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
С учетом понятия вывоза товаров из Российской Федерации, сформулированного в пункте 3 части 1 статьи 5 Федерального Закона № 311-ФЗ к действиям, направленным на вывоз товаров с территории Российской Федерации, относятся, в том числе заключение внешнеторговой сделки с лицом Республики Казахстан, подготовка товаросопроводительных документов, а именно счет-фактуры (универсального передаточного документа), подписанных грузоотправителем (российским лицом) и контрагентом, а также непосредственная передача к вывозу товаров контрагенту (заправка самолета авиационным топливом).
В соответствии с пунктом 2 статьи 185 ТК ТС таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с
таможенной территории таможенного союза, если иное не установлено ТК ТС.
Аэропорт г. Новокузнецк (Спиченково) является международным пунктом пропуска через границу Российской Федерации, то есть местом убытия товаров. Следовательно, с учетом требований пункта 2 статьи 185 ТК ТС декларирование авиационного топлива должно быть осуществлено ООО «АЭРОКУЗБАСС» до его фактической передачи в собственность Казахстанской стороне для вывоза из Российской Федерации.
С учетом анализа указанных правовых норм, регулирующих спорные отношения, и материалов административных производств, суд приходит к выводу, что субъект административного правонарушения административным органом установлен верно.
В соответствии со статьей 188 ТК ТС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, а также представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре: выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.
В соответствии со статьей 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при
рассмотрении дел об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина юридического лица в совершении административного правонарушения выражается в отсутствии объективных препятствий для надлежащего исполнения возложенной на него таможенным законодательством публично-правовой обязанности (постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П такие препятствия определяются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц) и определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Вина общества в совершении вмененного административного правонарушения выражается в отсутствии объективных препятствий для надлежащего исполнения возложенной на него таможенным законодательством публично-правовой обязанности и непринятии должных мер для надлежащего выполнения такой обязанности.
ООО «АЭРОКУЗБАСС» имело реальную возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.
Вопрос виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения исследован таможенным органом, мотивированные выводы о виновности общества в соответствии с требованиями части 1 статьи 29.10 КоАП РФ отражены в постановлении о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в действиях общества подтверждается материалами административных производств.
В соответствии с постановлениями Кемеровской таможни по делам об административных правонарушениях № 10608000-446/2019, № 10608000-447/2019 и № 10608000-448/2019 обществу назначено наказание в виде административного штрафа в
минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 16.2 КоАП РФ для юридических лиц.
Доводы заявителя о неполноте материалов административных производств в связи с неполучением ответа ТОО «Sunkar Air» на запрос административного органа от 24.06.2019 № 20-17/06568 о расходе топлива, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
По делу № 10608000-446/2019 факт заправки воздушного судна авиатопливом определенного вида, количества и качества подтверждается расходным ордером на заправку самолета № 00440, подписанным работником авиационно-технической базы ООО «АЭРОКУЗБАСС» и представителем авиакомпании. Факт заправки воздушного судна в количестве, указанном в данном расходном ордере, подтвержден ООО «АЭРОКУЗБАСС» в рамках камеральной таможенной проверки: по требованию Кемеровской таможни от 18.02.2019 № 07-16/01826 ООО «АЭРОКУЗБАСС» письмом от 27.02.2019 № 260 представлена копия указанного расходного ордера - требования на заправку топливом № 00440, и копия универсального передаточного документа (счета- фактуры) № 000342. Соответствующие сведения и документы представлены в рамках камеральной таможенной проверки ТОО «Sunkar Air» письмом от 10.04.2019 № 154 в ответ на требование Кемеровской таможни от 19.03.2019 № 07-16/02880.
По делу № 10608000-447/2019 факт заправки воздушного судна авиатопливом определенного вида, количества и качества подтверждается расходным ордером на заправку самолета № 000197, подписанным работником авиационно-технической базы ООО «АЭРОКУЗБАСС» и представителем авиакомпании. Факт заправки воздушного судна в количестве, указанном в данном расходном ордере, подтвержден ООО «АЭРОКУЗБАСС» в рамках камеральной таможенной проверки: по требованию Кемеровской таможни от 18.02.2019 № 07-16/01826 ООО «АЭРОКУЗБАСС» письмом от 27.02.2019 № 260 представлена копия указанного расходного ордера - требования на заправку топливом № 000197, и копия универсального передаточного документа (счета- фактуры) № 000407. Соответствующие сведения и документы представлены в рамках камеральной таможенной проверки ТОО «Sunkar Air» письмом от 10.04.2019 № 154 в ответ на требование Кемеровской таможни от 19.03.2019 № 07-16/02880.
По делу № 10608000-448/2019 факт заправки воздушного судна авиатопливом определенного вида, количества и качества подтверждается расходным ордером на заправку самолета № 00135, подписанным работником авиационно-технической базы ООО «АЭРОКУЗБАСС» и представителем авиакомпании. Факт заправки воздушного судна в количестве, указанном в данном расходном ордере, подтвержден
ООО «АЭРОКУЗБАСС» в рамках камеральной таможенной проверки: по требованию Кемеровской таможни от 18.02.2019 № 07-16/01826 ООО «АЭРОКУЗБАСС» письмом от 11.04.2019 № 489 представлена копия указанного расходного ордера - требования на заправку топливом № 00135, и копия универсального передаточного документа (счета- фактуры) № 002086. Соответствующие сведения и документы представлены в рамках камеральной таможенной проверки ТОО «Sunkar Air» письмом от 10.04.2019 № 154 в ответ на требование Кемеровской таможни от 19.03.2019 № 07-16/02880.
В расходных ордерах содержатся необходимые сведения, подлежащие указанию в Требовании формы 1-ГСМ в соответствии с Инструкцией о порядке ведения учета, отчетности и расходования горюче-смазочных материалов в гражданской авиации, утвержденной 28.06.1991, для учета ГСМ. Именно указанные расходные ордеры использовались сторонами правоотношений по заправке воздушного судна топливом, что подтверждается их представлением ООО «АЭРОКУЗБАСС» в ходе камеральной таможенной проверки.
Кроме того, в материалах дел об административных правонарушениях имеются письменные пояснения первого заместителя генерального директора ООО «АЭРОКУЗБАСС» - директора аэропортового комплекса ФИО6 относительно порядка заполнения требований на заправку топлива в самолеты. ФИО6 пояснял, что количество необходимого топлива (ТС-1) определяется исходя из штурманского расчета экипажа воздушного судна, выполняющего расчет. На основании расчета члена экипажа оформляется Требование, в котором указывается необходимое количество топлива для совершения маршрута в г. Астана (Казахстан). Авиатехник по горюче-смазочным материалам (ГСМ) службы ГСМ ООО «АЭРОКУЗБАСС», получив требование, осуществляет заправку воздушного судна совместно с членами экипажа, либо с одним из его членов. После заправки требование подписывается членом экипажа, в требовании указывается количество заправленного топлива. После этого требование поступает на склад ГСМ для составления отчета и затем передается в бухгалтерию для составления финансовых документов. После этого самолет в установленное время и дату совершает вылет в г. Астана (Казахстан).
Указанные доказательства позволили административному органу определить количество авиатоплива, являющегося предметом правонарушения. Отсутствие на момент рассмотрения дела ответа ТОО «Sunkar Air» на запрос административного органа от 24.06.2019 № 20-17/06568 о расходе топлива не повлияло на законность принятых административным органом решений о назначении административного наказания.
В соответствии с частями 1-4 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает
доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Изложенные обстоятельства и совокупность доказательств позволяют сделать обоснованный вывод о том, что Кемеровская таможня при определении количества авиатоплива, являющегося предметом правонарушения, правомерно руководствовалась имеющимися в деле требованиями Формы 1-ГСМ, что позволило правильно определить его стоимость и, соответственно, размер административного штрафа.
Довод Общества о том, что авиатопливо использовано и фактически не поступило на территорию иностранного государства не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации с учетом вышеизложенных обстоятельств, основанием для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не является, иных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, при производстве по делам об административных правонарушениях № 10608000-446/2019, № 10608000447/2019, № 10608000-448/2019 соблюдены. Протоколы об административном правонарушении в отношении ООО «АЭРОКУЗБАСС» составлены уполномоченным лицом в пределах предоставленных законом полномочий; их содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ. Постановления по делам об административных правонарушениях вынесены уполномоченным лицом в рамках предоставленных полномочий с учетом всех обстоятельств дела, содержание постановлений соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию. Оснований для применения положений статьей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дел об административных правонарушениях и назначения административного наказания не истек.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то суд приходит к выводу о том, что постановления Кемеровской таможни 15.07.2019 № 10608000-446/2019, № 10608000-447/2019, № 10608000-448/2019 являются законными и обоснованными, а заявленные требования общества - не подлежащими удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья А.П. Иващенко
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 25.09.2019 9:39:34
Кому выдана Иващенко Анастасия Павловна