ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-1843/16 от 25.04.2016 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                  Дело № А27-1843/2016

27 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 25 апреля 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 27 апреля 2016 года  

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Приставка А.К.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск

к обществу с ограниченной ответственностью «Мариинский спиртовой комбинат», г. Мариинск

о привлечении к административной ответственности,

а также по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мариинский спиртовой комбинат» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу о назначении административного наказания от 11.01.2016 г. №6-01-14/12-ю-2015,  

при участии:

от Межрегионального управления – ФИО1 – представитель по доверенности от 01.04.2015, №д6-4, сл. удостоверение;

от Общества – ФИО2 – представитель по доверенности от 17.12.2015 №60, паспорт,

у с т а н о в и л:

02.02.2016 Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее – «Межрегиональное управление», «Росалкогольрегулирование») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Мариинский спиртовой комбинат» (далее – «Общество», «ООО «Мариинский спиртовой комбинат») к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

По данному заявлению 09.02.2016 Арбитражным судом Кемеровской области возбуждено производство по делу №А27-1843/2016.          

11.02.2016 Арбитражным судом Кемеровской области по заявлению ООО «Мариинский спиртовой комбинат» было возбуждено дело №А27-2044/2016 о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления о назначении административного наказания от 11.01.2016 №6-01-14/12-ю-2015.

Определением от 23.03.2016 дела №А27-1843/2016 и №А27-2044/2016 были объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением  им общего номера №А27-1843/2016.  

Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»); обеспечили явку представителей в судебное заседание 25.04.2016.

Межрегиональное управление в заявлении и его представитель в судебном заседании, настаивая на удовлетворении заявленных требований, указывают на то, что возврат АО «Ликеро-водочный завод «Ярославский» приобретенного указанным лицом у ОАО «МСК» по договору поставки этилового спирта является поставкой/закупкой, а, следовательно, и оборотом этилового спирта в смысле Федерального закона от 22.01.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – «Федеральный закон №171-ФЗ»). Кроме того, с момента осуществления приемки возвращенной продукции, ООО «Мариинский спиртовой комбинат» стало фактически осуществлять хранение указанной продукции, соответственно отсутствие у него оборудования для учета возвращаемого этилового спирта автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.   

Подробнее доводы Межрегионального управления изложены в заявлении.  

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании, возражая против привлечения ООО «Мариинский спиртовой комбинат» к административной ответственности по указанной статье, отмечает, что Порядком оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденным Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.11.2012 №351, не предусмотрена установка автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции в случае возврата спирта. Таким образом, по мнению Общества, требования по оснащению оборудованием для учета возвращаемого этилового спирта автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, действующим законодательством не установлены.

Учитывая вышеизложенное, Общество полагает, что в действиях ООО «Мариинский спиртовой комбинат» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, судом установлено следующее.

ООО «Мариинский спиртовой комбинат» имеет лицензию №42ПСЭ0004564 от 15.06.2015 на осуществление производства, хранения и поставок произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья, спирта-сырца), в том числе денатурированного сроком действия до 01.11.2017, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.

В связи с выявлением фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании  производственных  мощностей,  представленных ООО «Мариинский спиртовой комбинат» и информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – «ЕГАИС»), на основании приказа исполняющего обязанности руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу ФИО3 от 18.11.2015 №962 уполномоченным должностным лицом Управления с 18.11.2015 по 20.11.2015 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «МСК», проведение которой было согласовано с Прокуратурой Кемеровской области (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 18.11.2015 №7/2-1584-2015).

В ходе внеплановой выездной проверки было установлено, что в период с 28.09.2015 по 18.10.2015 в адрес ООО «Мариинский спиртовой комбинат» был осуществлен возврат этилового спирта от АО «Ликеро-водочный завод «Ярославский», ИНН <***>, (далее – «АО «ЛВЗ «Ярославский»») в объеме 299,6 тыс. дал, ранее поставленного Обществом в адрес АО «ЛВЗ «Ярославский» в соответствии с договором от 03.04.2015 №2 поставки этилового спирта.

На весь объем возвращенного этилового спирта Обществом были представлены товарно-транспортные накладные, справки «Б» и акты отгрузки по форме №П-24 (на спирт, ранее принятый АО «ЛВЗ «Ярославский»), а также железнодорожные накладные (на спирт, не принятый АО «ЛВЗ «Ярославский»).

ООО «Мариинский спиртовой комбинат» осуществило приемку возвращенного этилового спирта и перекачало его на хранение в резервуары в спиртохранилище для последующей его продажи и получения прибыли. Весь объем возвращенного этилового спирта зафиксирован Обществом в ЕГАИС.

При этом в сведениях о получении продукции, зафиксированных в ЕГАИС в позиции «файл АСИиУ», в которой должен указываться файл с автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее – «АСИиУ»), соответствующая информация отсутствует, что свидетельствует об отсутствии АСИиУ на основном технологическом оборудовании Общества.

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки составлен акт от 20.11.2015 № у6-а908/03.

С целью подтверждения выявленных в ходе проведения проверки признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, 20.11.2015 Росалкогольрегулированием в отношении Общества было вынесено определение №6-01-14/9ю-2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении определением от 24.11.2015 №6-01-14/9ю-2015 об истребовании сведений у ООО «Мариинский спиртовой комбинат» были истребованы заверенные копии журналов учета отмеров спирта по типовой форме №П-23, возвращенного АО «ЛВЗ «Ярославский» и полученного ООО «Мариинский спиртовой комбинат» за период с 28.09.2015 по 18.10.2015 в количестве 299654,70 дал.

Во исполнение определения об истребовании сведений Общество письмом от 27.11.2015 №706/116 (вх. №с6-12939 от  03.12.2015)   представило  в Межрегиональное управление информацию о ранее направленных заверенных копиях страниц журналов учета отмеров спирта по типовой форме №П-23 в рамках дела об административном правонарушении №6-01-11/03-23/536.

При рассмотрении копий страниц журнала учета отмеров спирта по типовой форме №П-23 административным органом было установлено, что измерение и учет количества возвращенного этилового спирта Общество осуществляло с использованием основного технологического оборудования – мерников металлических технических 1 класса, входящих в Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.01.2006 №17-р.

В рамках административного расследования был проведен осмотр территории и помещений ООО «Мариинский спиртовой комбинат» и находящихся там вещей и документов (протокол осмотра от 03.12.2015 №6-01-14/9ю-2015) и установлено следующее.

Для учета количества возвращенного этилового спирта Обществом использовались мерники металлические технические в количестве 4 штук (зав. №№970021-2, 910010-3, 910010-4 и 970018-5), которые установлены в спиртоотпускном отделении. Для перекачки спирта этилового из железнодорожных цистерн Обществом использовался насос, установленный в железной пристройке к зданию спиртоотпускного отделения. Закачка спирта в мерники проводилась посредством гибкого шланга, который прокладывался от насоса по улице далее через входную дверь в спиртоотпускное отделение и подсоединялся к стационарному трубопроводу мерников. На участке от сливной эстакады на приемке железнодорожных цистерн до насоса и от самого насоса до мерников автоматические средства измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на момент проведения осмотра отсутствовали.

Измеренный мерниками спирт этиловый по стационарному трубопроводу с помощью насоса, установленного в отдельном помещении здания спиртоопускного отделения, направлялся в резервуары для хранения.

На участке стационарного трубопровода от мерников до насоса автоматические средства измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на момент проведения осмотра отсутствовали.

Таким образом, фиксацию возвратов этилового спирта в ЕГАИС Общество осуществляло вручную с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции, без прикрепления к заявке о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции, о первичных остатках продукции файла АСИиУ.

По выявленному факту нарушения должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования в присутствии законного представителя ООО «Мариннский спиртовой комбинат» 20.01.2016 был составлен протокол об административном правонарушении № 6-01-14/9Ю-2015 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Так как в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, отнесено к компетенции арбитражных судов, Межрегиональное управление на основании данного протокола обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Мариинский спиртовой комбинат» к административной ответственности по указанной статье.

Оценив имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суд усматривает основания для привлечения ООО «Мариинский спиртовой комбинат» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, исходя из следующего.    

В соответствии с частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, являются отношения, связанные с установлением государством обязательного лицензирования, а также лицензионных требований и условий для производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

          Согласно статье 19 Федерального закона №171-ФЗ лицензионными требованиями и условиями являются, в том числе требования, установленные в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 указанного федерального закона, а именно, в части статьи 8 - необходимости оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции; статьи 20 - запрета использования основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота этилового спирта, не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

Следовательно, использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, является нарушением лицензионных требований и условий (условий действия лицензии) и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

В соответствии с положениями части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

При этом при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, в соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ возлагается на административный орган, составивший протокол.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Правоотношения, возникающие, в связи с договором поставки этилового спирта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации и Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – «Федеральный закон №171-ФЗ»).

Возможность возврата товара предусмотрена нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ»). Статьями 466, 475, 480, 491, 514, 566 ГК РФ предусмотрена возможность возврата покупателем продукции в случаях нарушения условий, предусмотренных договором купли-продажи.

Таким образом, возврат этилового спирта покупателем поставщику регулируется условиями договора поставки, заключенного между покупателем и поставщиком в соответствии с ГК РФ. Из совокупности норм гражданского законодательства и Федерального закона №171-ФЗ следует, что все операции, связанные с движением этилового спирта, в том числе, его возврат поставщику, осуществляемые в рамках заключенного договора поставки, являются его неотъемлемой частью. Соответственно, возврат этилового спирта в рамках договора поставки, является частью действий осуществляемых организацией в соответствии с лицензией на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья, спирта-сырца), в том числе денатурата.

В силу статьи 1 Федерального закона №171-ФЗ указанный федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

Согласно пункта 2 статьи 8 Федерального закона №171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства, в том числе, этилового спирта и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 №522 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – «Правила»).

В соответствии с подпунктами «р», «с» пункта 3 Правил организации, осуществляющие производство и (или) оборот, в том числе, импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям), алкогольной (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции должны представлять в ЕГАИС, в том числе, информацию об объеме (в декалитрах) и объеме безводного (100-процентного) спирта, произведенной, закупаемой (в том числе импортируемой), используемой для собственных нужд, поставляемой (в том числе экспортируемой), хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе, учтенном средствами измерения.

Форма, формат и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС информации, указанной в пункте 3 Правил, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 №149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об  отказе в фиксации указанной  информации,  а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов» (далее – «Приказ №149»).

Пунктом 5.2.1 Приказа №149 определено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) представляется организациями, в адрес которых осуществляется поставка и (или) возврат продукции. В форме заявки предусмотрено поле 53 «Файл АСИиУ», в котором должен указываться файл, который выбирается из списка загруженных ранее файлов оператором организации-покупателя (получателя) продукции и сформированный на основании показателей полученных с автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

На основании изложенного следует, что для фиксации в установленном законодательством порядке оборота этилового спирта (в том числе возврата) в ЕГАИС, основное технологическое оборудование должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

Материалами административного расследования, а именно: актом внеплановой выездной проверки от 20.11.2015 №у6-а908/03, протоколом осмотра от 03.12.2015 №6-01-14/9ю-2015, страницами журнала учета отмеров спирта этилового по типовой форме №П-23; актами об отгрузке и приемке этилового спирта по типовой форме №П-24, - установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 8 Федерального закона №171-ФЗ и пункта 5.2.1 Приказа №149 ООО «Мариинский спиртовой комбинат» для учета количества возвращенного этилового спирта использовало основное технологическое оборудование, а именно, мерники металлические технические, не оснащенное автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

Таким образом, вышеуказанный факт нарушения ООО «Мариинский спиртовой комбинат» Федерального закона № 171-ФЗ свидетельствует о событии административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, об обороте этилового спирта с нарушением лицензионных требований.

ООО «Мариинский спиртовой комбинат», осуществляя деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта со 02.11.2012, знало о необходимости соблюдения требований законодательства (о необходимости оснащения основного технологического оборудования, а именно, мерников металлических технических, автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции), и имело возможность для соблюдения указанной нормы при производстве и обороте этилового спирта, но не приняло мер по их соблюдению, что в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины указанного юридического лица в совершении вмененного ему правонарушения.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих соблюдению действующего законодательства при осуществлении деятельности по производству, хранению и поставкам произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья, спирта-сырца), в том числе, денатурированного, Обществом не представлено.

ООО «Мариинский спиртовой комбинат» имело возможность для соблюдения требований законодательства в части обеспечения наличия соответствующего технологического оборудования, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований, что в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины юридического лица.

Таким образом, собранными по делу доказательствами подтверждено наличие в действиях Общества всех элементов состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих административную ответственность Общества, предусмотренных частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ, равно как и оснований освобождения от административной ответственности, судом не установлено.

Возражения Общества против привлечения его к административной ответственности, не опровергают событие правонарушения и вину ООО «Мариинский спиртовой комбинат» в его совершении.

Нарушений процедуры привлечения ООО «Мариинский спиртовой комбинат» к административной ответственности, которые бы являлись существенными и не позволили рассмотреть дело всесторонне, полно и объективно, судом не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Поскольку наличие события и состава правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, не выявлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения ООО «Мариинский спиртовой комбинат» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, и назначения ему административного наказания.

Поскольку при рассмотрении дела Межрегиональным управлением не были представлены доказательства, подтверждающие наличие отягчающих ответственность Общества обстоятельств, суд, руководствуясь правилами назначения наказания, закрепленными в статье 4.1 КоАП РФ, назначает Обществу административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленного санкцией части 1 статьи 14.17 КоАП РФ для юридических лиц, в размере 100000 руб.

Также по результатам вышеуказанной проверки, по итогам административного расследования Межрегиональное управление в присутствии законного представителя Общества, составило 21.12.2015 протокол об административном правонарушении №6-01-14/12ю-2015.

Постановлением от 11.01.2016 №6-01-14/12ю-2015 ООО «Мариинский спиртовой комбинат» привлечено к административной ответственности, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 170000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В обоснование заявленного требования Общество считает, что поскольку возврат этилового спирта не является оборотом этилового спирта в смысле Федерального закона № 171-ФЗ, следовательно, у него отсутствовала обязанность отражать сведения об объеме возвращенного этилового спирта в разделе 3 «Оборот (закупка и хранение)» Журнала учета объема производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, форма которого утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 17.08.2006 №ММ-3-07/534@.; в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.

Административный орган в письменном отзыве, поддержанном представителем Межрегионального управления в судебном заседании, с требованием не согласился, указывает на то, что порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 №231 (далее – «Порядок»).

В соответствии с пунктами 3.2, 9.6 Порядка, возврат этилового спирта должен отражаться в графе 9 декларации №1 «Об объеме производства и оборота этилового спирта» (приложение №1 к Правилам) и в декларации №7 «Об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (приложение 7 к Правилам). Таким образом, Росалкогольрегулирование исходит из того, что возврат этилового спирта в рамках договора поставки, является частью действий по его обороту.

Подробнее доводы изложены в письменном отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требования в связи со следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу. Согласно части 2 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом №171-ФЗ.

Согласно статье 3 Федерального закона №171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из Федерального закона №171-ФЗ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, к законодательству в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся, как законодательные акты, так и любые подзаконные нормативно-правовые акты, определяющие требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона №171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

В соответствии с пунктом 5 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 №380 (далее – «Правила учета»), учет объема оборота продукции должен производится в организациях, осуществляющего оборот продукции, с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в ЕГАИС.

В силу пункта 11 Правил учета значения показателей, используемых для учета объема производства и оборота продукции, должны фиксироваться организациями в журнале учета объема производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – «Журнал учета»), форма которого утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 17.08.2006 № ММ-3-07/534@.

Согласно разъяснениям Федеральной налоговой службы от 17.11.2006 №07-2-05/7241 возврат покупателем продукции в случае перехода права собственности от покупателя к поставщику следует отражать в разделе «Оборот (закупка и хранение)» журнала, как вновь закупленную продукцию.

В ходе внеплановой выездной проверки было установлено, что в адрес ООО «Мариинский спиртовой комбинат» в период с 28.09.2015 по 18.10.2015 был осуществлен возврат этилового спирта от ОА «ЛВЗ «Ярославский» (ИНН <***>) в объеме 299,6 тыс. дал. Весь объем возвращенного этилового спирта зафиксирован Обществом в ЕГАИС.

ООО «Мариинский  спиртовой завод» были представлены копии  документов на возвращенный этиловый спирт в количестве 283,7 тыс. дал, а именно: товарно-транспортные накладные от 10.10.2015 №1, от 11.10.2015 №№1,2, 3 и 4, от 12.10.2015 №№5, 6 и 7, от 13.10.2015 №№8, 9, 10, 11 и 12, от 14.10.2015 №13, от 15.10.2015 №№14, 15 и 16, от 17.10.2015 №17 и № 18, от 18.10.2015 №19 и №20, и железнодорожные накладные от 17.09.2015, №ЭЕ682393, ЭЕ684792, ЭЕ680458, ЭЕ683887, ЭЕ685554 и ЭЕ683169, от 18.09.2015 №№ЭЕ723837, ЭЕ723041, ЭЕ729996, ЭЕ732920, ЭЕ722277, ЭЕ732002, ЭЕ720874, ЭЕ731086, ЭЕ721663, ЭЕ735367 и ЭЕ734110, а также копии страниц журналов учета отмеров спирта (форма №П-23) и акты об отгрузке и приемке этилового спирта (форма №П-24). Сопроводительные документы на возвращенный этиловый спирт в количестве 15952,8 дал. Обществом представлены не были.

При этом в ходе внеплановой выездной проверки ООО «Мариинский спиртовой комбинат» Журнал учета, в котором должны быть отражены значения показателей, используемых для учета объемов оборота этилового спирта, представлен не был.

В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении определениями от 24.11.2015 и от 03.12.2015 №6-01-14/12ю-2015 у АО «ЛВЗ «Ярославский» и ООО «Мариинский спиртовой комбинат» были истребованы копии сопроводительных документов на возвращенный этиловый спирт в количестве 15952,8 дал.

Во исполнение определения об истребовании сведений АО «ЛВЗ «Ярославский» письмом от 30.11.2015 №1467 и ООО «Мариинский спиртовой комбинат» письмом от 03.12.2015 №719/126 были представлены в Управление копии товарно-транспортных накладных от 14.10.2015 №80, №90 и №91, а также копии страниц журналов учета отмеров спирта (форма №П-23) и акты об отгрузке и приемке этилового спирта (форма №П-24), а также документы, подтверждающие легальность оборота этилового спирта (справки «Б» к товарно-транспортным накладным).

В результате анализа документов, представленных Обществом в ходе внеплановой выездной проверки, а также документов, полученных в ходе административного расследования, было установлено, что поставка этилового спирта ООО «Мариинский спиртовой комбинат» (поставщик) в адрес АО «ЛВЗ «Ярославский»» (покупатель) осуществлялась в рамках договора поставки от 03.04.2015 №2, согласно пункту 2.6. которого, право собственности на продукцию переходит от поставщика к покупателю с момента ее передачи перевозчику.

В рамках исполнения вышеуказанного договора поставки Обществом в адрес АО «ЛВЗ «Ярославский» » был отгружен этиловый спирт в количестве 299,6 тыс. дал., соответственно право собственности на данный этиловый спирт перешло к АО «ЛВЗ «Ярославский» с момента его отгрузки (передачи перевозчику) Обществом.

10.09.2015 и 05.10.2015 соответственно между ООО «Мариинский спиртовой комбинат» и АО «ЛВЗ «Ярославский»» были заключены: соглашение о расторжении Договора в части, а также дополнительное соглашение к Договору.

Согласно вышеуказанным соглашениям стороны решили расторгнуть Договор в части поставки этилового спирта в количестве 299,6 тыс. дал. и привести стороны Договора в указанной части в первоначальное состояние. В период с 28.09.2015 по 18.10.2015 от АО «ЛВЗ «Ярославский» в адрес ООО «Мариинский спиртовой комбинат» был осуществлен возврат этилового спирта в объеме 299,6 тыс. дал. Право собственности на указанный этиловый, спирт перешло от АО «ЛВЗ «Ярославский»» к ООО «Мариинский спиртовой комбинат» (от Покупателя к Поставщику).

В нарушение пункта 11 Порядка учета Общество, осуществив приемку возвращенного этилового спирта от АО «Ликеро-водочный завод «Ярославский» по товарно-транспортным накладным от 10.10.2015 №1, от 11.10.2015 №№ 1, 2, 3 и 4, от 12.10.2015 №№5, 6 и 7, от 13.10.2015 №№ 8, 9, 10, И и 12, от 14.10.2015 №№ 13, 80, 90 и 91, от 15.10.2015 №№ 14, 15 и 16, от 17.10.2015 № 17 и № 18, от 18.10.2015 № 19 и № 20, и железнодорожным накладным от 17.09.2015 №№ЭЕ682393,  ЭЕ684792, ЭЕ680458, ЭЕ683887, ЭЕ685554 и ЭЕ683169, от 18.09.2015 №№ ЭЁ723837, ЭЁ723041, ЭЕ729996, ЭЕ732920, ЭЕ722277, ЭЕ732002, ЭЕ720874, ЭЕ731086, ЭЕ721663, ЭЕ735367 и ЭЕ734110, не отразило сведения об объеме возвращенного этилового спирта в разделе 3 «Оборот  (закупка и хранение)» Журнала учета, возращенного этилового спирта.

Отсутствие указанных сведений в Журнале учета возращенного этилового спирта свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, а именно, о нарушении установленного порядка учета этилового спирта при его обороте.

О наличии объективной стороны вмененного Обществу правонарушения свидетельствуют следующие обстоятельства.

ООО «Мариинский спиртовой комбинат», осуществляя деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с 02.11.2012, знало о необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации в части фиксации в Журнале учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продаже) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, раздел 3 «Оборот (закупка и хранение)» значений показателей используемых для учета объемов возращенного этилового спирта, имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Правилами учета, но не предприняло мер для их соблюдения, что в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине юридического лица.

В заявлении Общество в обоснование своих доводов, ссылается на отсутствие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 14.19 КоАП РФ, поскольку полагает, что им не было допущено нарушения порядка учета этилового спирта, в связи с тем, что возврат этилового спирта не является его оборотом, а, соответственно, у Общества отсутствовала обязанность по фиксации объемов возвращенного этилового спирта в разделе 3 «Оборот (закупка и хранение)» Журнала учета.

Вышеуказанный довод Общества не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Правоотношения, возникающие, в связи с договором поставки этилового спирта, регулируются нормами гражданского законодательства. Российской Федерации, Федеральным законом №171-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка, (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции. При этом понятия «возврат продукции» данный закон не содержит.

Между тем, возможность возврата товара предусмотрена статьями 466, 475, 480, 491, 514, 566 ГК РФ, регулирующими гражданские правоотношения при осуществлении хозяйственных операций по поставкам.

Таким образом, возврат товара, в частности этилового спирта, покупателем поставщику регулируется исключительно условиями договора поставки, заключенного между покупателем и поставщиком в соответствии с ГК РФ.

Как было указано выше, все операции, связанные с движением этилового спирта, в том числе, его возврат Поставщику, осуществляемые в рамках первоначально заключенного договора поставки являются оборотом этилового спирта, о чем в частности свидетельствуют разъяснения Федеральной налоговой службы от 17.11.2006 №07-2-05/7241.

Возврат покупателем этилового спирта, должен быть сопровожден документами в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального закона №171-ФЗ. Данная статья устанавливает перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта (в частности товарно-транспортная накладная, справка к товарно-транспортной накладной, справка к грузовой таможенной декларации). Указанные товаросопроводительные документы являются первичными документами бухгалтерского учета, служащими для фиксирования факта совершения хозяйственной операции и осуществления бухгалтерских записей.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона №171-ФЗ организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны   осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Во исполнение пункта 4 статьи 14 Федерального закона №171-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 №815 утверждены Правила  предоставления деклараций  об объеме, производства, оборота и (или) использования  этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее – «Правила»).

Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 №231 (далее – «Порядок»).

В соответствии с пунктами 3.2, 9.6 Порядка, возврат этилового спирта должен отражаться в графе 9 декларации №1 «Об объеме производства и оборота этилового спирта» (приложение №1 к Правилам) и в декларации №7 «Об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (приложение №7 к Правилам).

Таким образом, исходя из системного толкования указанных выше норм действующего законодательства Российской Федерации, возврат этилового спирта в рамках договора поставки, является частью действий по его обороту.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.19 КоАП РФ, относится к правонарушениям с формальным составом и считается оконченным с момента невыполнения установленных правил учета, в связи с чем, невыполнение одного из требований таких правил (в данном случае – не фиксация объемов возвращенного этилового спирта в журнале учета) влечет применение административной ответственности.

Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению ООО «Мариинский спиртовой комбинат» требований Правил учета в части отражения в журнале учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, раздел 3  «Оборот (закупка и хранение)» сведений о возвратах этилового спирта от покупателей, не установлено.

 Таким образом, материалами дела об административном правонарушении подтверждено, что ООО «Мариинский спиртовой комбинат» совершено административное правонарушение в виде нарушения установленного порядка учета этилового спирта при его обороте, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.

При вынесении обжалуемого постановления о назначении ООО «Мариинский спиртовой комбинат» административного наказания, должностным лицом Межрегионального управления были выявлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а именно, постановлением о назначении административного наказания от 24.06.2015 №6-01-11/09-20/351-ю Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ, в связи с нарушением установленного порядка учета этилового спирта при его производстве и обороте.

В связи с наличием отягчающих ответственность Общества обстоятельств Межрегиональным управлением была применена санкция, предусмотренная статьей 14.19 КоАП РФ, в размере, превышающем минимальный размер штрафа, а именно, административный штраф был назначен в размере 170000 руб.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность Общества, судом не установлены; основания для признания выявленного Межрегиональным управлением правонарушения малозначительным отсутствуют.

Административным органом был соблюден как порядок возбуждения, так и порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Общество своевременно уведомлялось обо всех процессуальных действиях, совершаемых специалистами Межрегионального управления; ему были своевременно направлены все процессуальные документы, принятые административным органом по итогам совершения указанных действий; Общество имело возможность обеспечить явку представителя для защиты своих интересов.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек как на момент составления протокола, так и на дату рассмотрения дела об административном правонарушении.

Наказание назначено в пределах санкции нормы права, содержащейся в статье 14.19 КоАП РФ, с учетом наличия отягчающих ответственность Общества обстоятельств.

Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «Мариинский спиртовой комбинат» требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Межрегионального управления от 11.01.2016 №6-01-14/12ю-2015.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Мариинский спиртовой комбинат», адрес места регистрации: 652152, <...>, запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 28.05.2012, ОГРН <***>, ИНН<***>, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства оплаты должны быть предоставлены суду.

При отсутствии документов, свидетельствующих об уплате административного штрафа в указанный срок, штраф будет взыскан принудительно на основании настоящего решения.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Расчетный счет <***>

Получатель: УФК по Кемеровской области (МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу л/с <***>)  

Банк получателя: Отделение Кемерово г. Кемерово

ИНН <***>  

БИК 043207001 

КПП 420501001

ОКТМО 32701000

Код бюджетной классификации: 160 1 16 08010 01 6000 140 

Наименование платежа: административный штраф.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Мариинский спиртовой комбинат» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу о назначении административного наказания от 11.01.2016 г. №6-01-14/12-ю-2015 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                    В.Я. Драпезо