ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-18779/14 от 26.11.2014 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-18779/2014

«26» ноября 2014 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Конкиной И.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению заявление Открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк», г. Благовещенск (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 175/09-АДМ-2014 от 11.09.2014 г.

без вызова сторон,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Восточный экспресс банк» (далее – заявитель, ОАО КБ «Восточный», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган, УФАС по КО) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 175/09-АДМ-2014 от 11.09.2014 г. Данным постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Общество в обоснование требования о признании незаконным постановления, ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, вменяемого обществу, а также на отсутствие нарушения прав и интересов потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре (услуге).

Административный орган в представленном отзыве просит отказать в удовлетворении заявленного требования. Указывает, что материалами административной проверки в полной мере подтверждается виновность общества в совершении вмененного правонарушения.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил.

02.04.2014г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление от физического лица (б/н от 02.04.2014г.) о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе при размещении рекламы на маршрутном такси на территории г. Кемерово.

Определением 21.05.2014 г. о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе УФАС по КО в отношении ОАО КБ «Восточный» было возбуждено дело № 87/Р-2014.

20.06.2014г. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела № 87/Р-2014 о нарушении законодательства о рекламе, возбужденного в отношении ОАО КБ «Восточный», вынесено решение о признании рекламы ОАО КБ «Восточный», размещенной на задней стенке маршрутных такси (на территории г. Кемерово) ненадлежащей, поскольку ей нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

Решением по делу от 20.06.2014 общество признано нарушившим требования пунктов части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а размещенная на маршрутных такси (на территории г. Кемерово) реклама, признана ненадлежащей.

31.07.2014 г. должностным лицом административного органа составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

11.09.2014 г. по результатам рассмотрения административного дела, вынесено постановление № 175/09-АДМ-2014, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100000 рублей.

Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив доводы заявления, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. При принятии решения суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответст-венности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области рекламы.

Объективная сторона названного административного правонарушения состоит в нарушении законодательства о рекламе.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ).

В статье 3 указанного Закона предусмотрено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В статье 5 Закона № 38-ФЗ установлены общие требования к рекламе, а именно: реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу положений части 6 статьи 38 Закона № 38-ФЗ рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе части 7 статьей 5 данного Закона.

Так, на задней стенке маршрутных такси (на территории г. Кемерово) была размещена реклама следующего содержания: «Семейный кредит 50000 за 2000 рублей в месяц* ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС БАНК б-р Строителей, 21, пр. Ленина, 67, Ленина, 24, пр. Молодежный, 4, пр. Шахтеров, 49 8-800-100-7-100 Звонок бесплатный по всей России www.express-bank.ru... остальная часть текста выполнена мелким нечитаемым шрифтом».

Вышеуказанная реклама размещена на основании договора - подряда на рекламное обслуживание № 14 от 25.10.2013г., а также дополнительного приложения №2 к договору № 14 от 25.10.2013г.

Согласно вышеуказанному договору заказчик (ОАО КБ «Восточный») поручает, а исполнитель (Общество с ограниченной ответственностью «Стимул Трейд» (далее - ООО «Стимул Трейд») принимает на себя обязательства по оказанию рекламно-маркетинговых услуг в соответствии с приложениями, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора.

Согласно дополнительному приложению № 2 к договору № 14 от 25.10.2013 г. заказчик (ОАО КБ «Восточный») поручает, а исполнитель берет на себя обязательства по оказанию следующих услуг (работ): изготовление и монтаж мобильного баннера (самоклейка) на ПАЗ (маршрутное такси): ПАЗ 3205 (гос. номер <***>, ПАЗ 3205 (гос. номер <***>, ПАЗ 3205 (гос. номер АА 259), ПАЗ 3205 (гос. номер <***>, ПАЗ 3205 (гос. номер АК 991), ПАЗ 4234 (гос. номер У 153 XT), ПАЗ 320540 (гос. номер X 600 ТО). Исполнитель (ООО «Стимул Трейд») берет на себя обязательства по выполнению работ по настоящему приложению в следующие сроки: с 01.03.2014г. по 31.03.2014г.

Из письменных пояснений ОАО «Восточный экспресс банк» (исх. б/н от 19.06.2014 г.), представленных в адрес УФАС по КО, следует, что в вышеуказанной рекламе даны все необходимые ссылки на ресурсы, содержащие информацию о продукте. В рассматриваемом случае указаны все необходимые условия кредитования, действовавшие в период размещения рекламы.

Однако существенная информация о рекламируемом товаре и об условиях его приобретения, иные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на стоимость кредита отражены в рекламе мелким, нечитаемым шрифтом.

Решение УФАС по КО по делу № 87/Р-2014 от 20.06.2014 г. было изготовлено в полном объеме и направлено в адрес ОАО КБ «Восточный» 03.07.2014 г., обжаловано в установленном порядке ОАО КБ «Восточный» не было и вступило в законную силу 03.10.2014 г.

В основу постановления об административном правонарушении положены те же обстоятельства, которые установлены вступившим в законную силу решением от 20.06.2014 г., а именно нарушение законодательства о рекламе.

ОАО КБ «Восточный» ссылается на то, что в рассматриваемом случае указаны все необходимые условия кредитования по тарифному плану «Персональный» на условиях, действовавших в период размещения рекламы - март 2013 года. Данная реклама содержит условия о сумме кредита, сроке кредита, процентной ставке по кредиту, из данных условий возможно сделать однозначный вывод обо всех основных условиях предоставления кредита - в том числе о размере ежемесячного платежа по кредиту.

Также, заявитель указывает в заявлении, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку в тексте рекламы имелась предусмотренная законодательством информация об условиях погашения кредита, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, одним из которых является плата за частичное или полное досрочное погашение кредита - в настоящем случае в рекламе указаны способы погашения кредита и размер оплаты за использование таких способов погашения кредита.

Заявитель считает, что в настоящем случае доводы об отсутствии в рекламе какой
 - либо существенной части информации о кредите, которая может привести к
 искажению ее смысла и способствовать введению в заблуждение потребителей,
 имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом необоснованными,
 поскольку до потребителя доведены необходимые в данном случае условия
 предоставления кредита, как его сумма, срок, ссылка на возможность и указание
 условия досрочного погашения кредита, размер процентной ставки, порядок погашения
 кредита.

По мнению заявителя, в данном случае реклама банка, распространяемая на рекламных конструкциях, содержит все сведения об условиях рекламируемого кредитного продукта. Рекламируемая финансовая услуга воспринимается как реклама, в которой содержится полный перечень условий оказания финансовой услуги. Потребители рекламы имеют возможность ознакомиться с указанными сведениями обычным способом, без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Из п. 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» следует, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителями (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, вся существенная информация, отраженная в рекламе, которая распространяется на задней стенке маршрутных такси, должна восприниматься потребителями с одинакового расстояния, т.е. потребители должны иметь возможность прочитать всю информацию в рекламе как максимально приблизившись к рекламной конструкции, так и на расстоянии от неё. Вся существенная информация должна быть указана в рекламе, поскольку потребитель не обязан звонить по телефонам для получения дополнительной информации о рекламируемой услуге.

Учитывая ряд обстоятельств, связанных со способом размещения рекламы, а именно: расположение рекламы - на задней стенке маршрутных такси, осуществляющем движение по маршруту, соотношением размера (высоты) шрифта, использованного при описании привлекательных для потребителя условий и иных существенных условий, которые выполнены мелким нечитаемым шрифтом; не позволяет потребителю прочитать ряд условий, выполненных мелким шрифтом.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если реклама услуг,
 связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита,
 содержит, хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна
 содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для
 заемщика и влияющие на нее.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных правовых норм в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре и об условиях его приобретения, отсутствуют условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В данном случае рекламодателем является ОАО КБ «Восточный».

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае общество имело возможность для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных законодательством о раскрытии необходимой информации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Однако юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения. Каких-либо уважительных причин, препятствующих соблюдению требований Закона «О рекламе», обществом не представлено ни при рассмотрении дела об административном правонарушении, ни при рассмотрении настоящего дела судом.

Исходя из изложенного, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3. КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности судом не установлено.

Уведомление о составлении протокола было направлено Обществу по почте и получено им 21.07.2014, о чем свидетельствует отметка банка на почтовом уведомлении.

Общество не воспользовалось своим правом, своего представителя для составления протокола не направило.

О дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено заблаговременно.

При таких обстоятельствах, заявленное требование удовлетворению не подлежит.

В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о судебных расходах судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья И.В. Конкина