ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-19378/13 от 29.04.2014 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д. 8, г. Кемерово, 650000

сайт: http://www.kemerovo.arbitr.ru, е-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

т. (8-3842) 58-17-59, ф. 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-19378/2013

08 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2014 года

Полный текст решения изготовлен 08 мая 2014 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Конаревой И.А., судей Власова В.В., Исаенко Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гончаровой А.Ю. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Новокузнецк, ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Администрации города Новокузнецка (г. Новокузнецк),

при участии Прокуратуры Кемеровской области

о признании недействующим пункта 1.3. Положения о порядке организации и проведения конкурса на права осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа, утвержденного постановлением Администрации города Новокузнецка от 18.11.2013 №191

при участии:

от индивидуального предпринимателя ФИО1: представитель ФИО2 по доверенности от 17.12.2013, паспорт;

от Администрации города Новокузнецка: представитель ФИО3 по доверенности №1/4511 от 30.12.2013, паспорт;

от Прокуратуры Кемеровской области: ФИО4 (удостоверение),

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (г. Новокузнецк, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 23.06.2010, ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – заявитель, предприниматель ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), о признании недействующим пункта 1.3 «Положения о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа», утвержденного постановлением Администрации города Новокузнецка от 18.11.2013 №191 «О порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа» (далее- Положение о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа, оспариваемое Положение), как противоречащее действующему законодательству, в том числе Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Бюджетному кодексу Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо (Администрация города Новокузнецка) в представленном отзыве на заявление предпринимателя ФИО1 и в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просили отказать, ссылаясь на их необоснованность. В отзыве на заявленные требования Администрацией города Новокузнецка приведено правовое обоснование правомерности принятия оспариваемого Положения о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа.

В соответствии со статьей 52 АПК РФ в дело привлечена Прокуратура Кемеровской области. В судебном заседании представитель Прокуратуры указал, что считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Заслушав доводы представителей участвующих по делу лиц, разъяснений специалистов, исследовав материалы дела, арбитражным судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов 23.04.213 года № 4/53 утверждено «Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Новокузнецкого городского округа». На основании вышеназванного «Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории Новокузнецкого городского округа» и в целях совершенствования системы конкурсного отбора перевозчиков на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа постановлением Администрации города Новокузнецка от 18.11.2013 №191 утверждено «Положение о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа».

Постановление Администрации города Новокузнецка от 18.11.2013 №191 вместе с «Положением о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа» было опубликовано в газете «Новокузнецк» 28.11.2013 года.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Из содержания оспариваемого правового акта- «Положения о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа» следует, что он обладает всеми признаками нормативного правового акта., определенными в указанном Постановлении Пленума Верховного суда российской Федерации от 29.11.2007 №48, поскольку предусматривает правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и регулирующие общественные отношения.

Пунктом 1.3 оспариваемого Положения установлено, что предметом конкурса является получение перевозчиком права на осуществление пассажирских перевозок на маршрутах, относящихся к социальным маршрутным перевозкам и коммерческим маршрутным перевозкам. Право на осуществление коммерческих маршрутных перевозок на маршрутах предоставляется на возмездной основе (далее- коммерческие маршрутные перевозки). Размер платы за право осуществления коммерческих маршрутных перевозок и порядок ее взимания определяются администрацией города Новокузнецка.

Полагая, что указанный пункт 1.3. Положения о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа противоречит действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Бюджетному кодексу Российской Федерации, предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

В силу статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт.

В соответствии со статьями 130 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктами 5 и 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа (пункт 4 статьи 6). Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог (пункт 1 статьи 21).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ под муниципальным правовым актом понимается решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В силу пункта 3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования и местной администрации.

Согласно части 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В соответствии со статьей 16 Устава Новокузнецкого городского округа создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа является вопросом местного значения. В соответствии со статьей 45 Устава Новокузнецкого городского округа Администрация города Новокузнецка о ее органы обладают всеми полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории городского округа, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов и Главы города Новокузнецка. В пределах своих полномочий Администрация города создает условия для предоставления транспортных услуг населению, утверждает маршруты и графики движения городского транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории городского округа.

Пунктом 2.4. Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории Новокузнецкого городского округа, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов 23.04.213 года № 4/53 (далее- Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Новокузнецкого городского округа) установлено, что Администрация города Новокузнецка в сфере организации пассажирских перевозок принимает муниципальные правовые акты, связанные с реализацией настоящего Положения; утверждает положение о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и муниципальными правовыми актами Новокузнецкого городского округа. Кроме того, пунктом 3.4 Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории Новокузнецкого городского округа установлено, что порядок и условия проведения конкурса устанавливаются постановлением администрации города Новокузнецка. Условие о плате за право осуществления коммерческих маршрутных перевозок и порядок ее взимания являются одним из таких условий проведения конкурса.

Доводы предпринимателя ФИО1 о том, что введение понятия коммерческих маршрутов не предусмотрено нормативно правовыми актами и является инициативой Администрации города Новокузнецка не соответствуют действительности. Пунктом 1.4. Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Новокузнецкого городского округа дано определение социальным и коммерческим маршрутным перевозкам. Оспариваемым Положением лишь установлено введение платы за право осуществления маршрутных перевозок применительно к коммерческим.

Таким образом, Администрация города Новокузнецка, являющаяся органом местного самоуправления, приняла постановление от 18.11.2013 №191, в том числе в части утверждения пункта 1.3. Положения о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа, в пределах своей компетенции.

В соответствии со статьей 5, пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее- Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта) регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Понятие транспорта общего пользования содержится в статье 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), согласно которой перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуются в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 ГК РФ).

Таким образом, правом на осуществление предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок транспортом общего пользования, в отличие от иных видов перевозок, обладают лишь те субъекты предпринимательской деятельности, которым оно предоставлено на основании закона или иных правовых актов, разрешения (лицензии).

В настоящее время на уровне федерального законодательства не определены единые правила организации местными органами власти пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам общего пользования.

При этом ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, ни Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, регулирующие гражданские правоотношения между перевозчиками и пассажирами, не определяют порядок предоставления субъектам предпринимательской деятельности права на оказание услуг по перевозке граждан транспортом общего пользования и не устанавливают порядок заключения между перевозчиком и органом местного самоуправления договоров на право транспортного обслуживания населения.

С учетом изложенного, органы местного самоуправления Новокузнецкого городского округа вправе самостоятельно урегулировать вопросы, связанные с обеспечением наиболее безопасных условий перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, укреплением транспортной дисциплины, удовлетворением потребностей населения в пассажирских перевозках, развитием конкуренции между перевозчиками, повышением культуры и качества обслуживания, в том числе самостоятельно определять на конкурсной основе перевозчиков, обслуживающих городские маршруты пассажирского транспорта.

Указанное согласуется с изложенной в определениях от 14.03.2001 №55-О и от 29.05.2007 №345-О-О правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой система отношений между перевозчиками на конкретных автобусных маршрутах и органами местного самоуправления устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, причем они вправе выбрать любую форму, не противоречащую Конституции Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемым Положением Администрации города Новокузнецка на территории городского округа избран порядок организации транспортного обслуживания населения на конкурсной основе, что соответствует положениям статей 447 и 448 ГК РФ.

Кроме того, перечень полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии со статьей 16 Федерального закона №131-ФЗ является открытым. В связи с указанным, мнение заявителя о том, что Администрация города Новокузнецка в соответствии с нормами Федерального закона №196 вправе регулировать деятельность по транспортному обслуживанию населения только в части касающейся соблюдения требований безопасности дорожного движения, является ошибочным.

Указание заявителем на то, что пункт 1.3 оспариваемого Положения накладывает на перевозчиков дополнительные ограничения и противоречит статье 34 Конституции Российской Федерации и пункту 2 Гражданского кодекса Российской Федерации является необоснованным исходя из следующего.

В соответствии со статьей 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Согласно пункту 1.3. оспариваемого Положения, предметом конкурса является получение перевозчиком права на осуществление пассажирских перевозок на маршрутах, относящихся к социальным маршрутным перевозкам и коммерческим маршрутным перевозкам.

В соответствии с пунктом 1.2 оспариваемого Положения целью проведения конкурса является организация регулярных пассажирских перевозок по маршрутам, составляющим маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа, путем конкурсного отбора перевозчиков.

Задача конкурса - определение из числа лиц, принявших участие в конкурсе, перевозчиков, максимально соответствующих предъявляемым требованиям, способных обеспечить безопасные и качественные условия перевозки пассажиров, имеющих необходимые трудовые, материальные, технические ресурсы, транспортные средства в необходимом количестве соответствующей категории и вместимости, для получения права на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам на основе оценки их квалификации.

В силу статьи 2 «Положения о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа», конкурс является открытым. Претендентами на участие в конкурсе являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, подавшие в установленном порядке заявку на участие в конкурсе и всю необходимую документацию, прилагаемую к заявке. Участником конкурса становится претендент, соответствующий обязательным требованиям Положения и допущенный конкурсной комиссией к участию в конкурсе.

Обязательными требованиями к участнику конкурса являются:

1) наличие лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек;

2) наличие на правах собственности, аренды, хозяйственного ведения, лизинга или другом законном основании подвижного состава, соответствующего категориям, заявленным в конкурсной документации, зарегистрированного в органах ГИБДД, прошедшего технический осмотр и оборудованного навигационной системой ГЛОНАСС.

Таким образом, из буквального толкования названных положений оспариваемого Положения можно сделать вывод, что участником конкурса может являться любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора об организации пассажирских перевозок, соответствующее требованиям законодательства в сфере оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом.

Установление платы за право осуществления коммерческих маршрутных перевозок, указанное в пункте 1.3 оспариваемого Положения, в равной степени распространяется на всех участников и не создает другим лицам преимущественных условий участия в конкурсе и не нарушают порядок определения победителя или победителей торгов.

Для определения победителя конкурса на право осуществления коммерческих маршрутных перевозок установлены критерии, указанные в статьей 5 оспариваемого Положения. Сама плата за право осуществления коммерческих маршрутных перевозок и ее размер не влияют на критерии и порядок определения лица, выигравшего конкурс.

Кроме того, оспариваемым Положением не предусмотрено ограничений по субъектному составу для участия в конкурсах за право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, относящихся к социальным маршрутным перевозкам.

При таких обстоятельствах утверждение предпринимателя ФИО1 о несоответствии указанного пункта 1.3. Положения о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа, действующему законодательству является необоснованным. Пункт 1.3 Положения о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа также не противоречит и законодательству о конкуренции, поскольку не приводит к ограничению и устранению конкуренции между лицами, участвующими в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее-Бюджетный кодекс РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом (статья 3). Статьей 9 Бюджетного кодекса установлены бюджетные полномочия муниципальных образований.

Статьей 41 Бюджетного кодекса определено, что к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. При этом установлено, что к неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы.

Статья 62 Бюджетного кодекса определяет виды неналоговых доходов местных бюджетов.

Из анализа указанных правовых норм следует, что перечень неналоговых доходов местных бюджетов является открытым.

Статьей 42 Бюджетного кодекса предусмотрено, что к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, доводы предпринимателя ФИО1 о том, что Администрация города Новокузнецка при принятии постановления №191 от 18.11.2013 в части пункта 1.3 оспариваемого Положения вышла за пределы предоставленных полномочий, а также положений Бюджетного кодекса РФ, поскольку предусмотренная плата за право осуществления коммерческих перевозок не относится к неналоговым доходам бюджета муниципального образования, является необоснованным.

Довод предпринимателя ФИО1 о том, что установление платы за осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города по своей сути возлагает на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, обязанность финансирования мероприятий, связанных с содержанием объектов транспортной инфраструктуры, относящейся к вопросам местного значения также является необоснованным. Оспариваемое Положение, в том числе пункт 1.3, не предусматривают, что плата за осуществление коммерческих перевозок вводится с целью финансирования содержания объектов транспортной инфраструктуры и возлагает бремя содержания объектов муниципальной собственности на субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, учитывая, что судом не установлено нарушений закона при принятии Администрацией города Новокузнецка «Положения о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа», утвержденного постановлением от 18.11.2013 №191, равно как и нарушений прав заявителя оспариваемым актом, оснований для признания пункта 1.3 «Положения о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа», утвержденного постановлением Администрации города Новокузнецка от 18.11.2013 №191 «О порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа» недействующим, суд не находит.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку в данном случае заявление предпринимателя ФИО1 оставлено судом без удовлетворения, понесенные им судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей возмещению за счет средств заинтересованного лица не подлежат. Излишне уплаченная при подаче заявления государственная пошлина по чеку-ордеру от 19.12.2013 в размере 1800 рублей подлежит возврату предпринимателю ФИО1

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю ФИО1.

Признать пункт 1.3 «Положения о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа», утвержденного постановлением Администрации города Новокузнецка от 18.11.2013 №191 «О порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа» соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (г. Новокузнецк, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации 23.06.2010) излишне уплаченную при подаче заявления по чеку-ордеру от 19.12.2013 государственную пошлину в размере 1800 рублей. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Кемеровской области.

Председательствующий И.А. Конарева

Судьи В.В. Власов

Е.В. Исаенко