ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-1938/2011 от 04.05.2011 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул, д. 8, Кемерово, 650000

www.kemerovo.arbitr.ru,E-mail: info @ kemerovo.arbitr.ru

тел./факс (384-2) 58-37-05

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-1938/2011

10 мая 2011 года

  Резолютивная часть решения оглашена 04 мая 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 10 мая 2011 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Переваловой О.И.,

  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой Е.В., без проведения аудиозаписи, в связи с отсутствием сторон,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения Центр занятости населения Тяжинского района, пгт Тяжинский, Кемеровская область

к индивидуальному предпринимателю ФИО1, пгт Тяжинский, Кемеровская область

о  взыскании 58 800 руб. долга

при участии: от истца и ответчика – не явились;

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение Центр занятости населения Тяжинского района, пгт Тяжинский, Кемеровская область обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1, пгт Тяжинский, Кемеровская область о  взыскании в доход федерального бюджета 58 800 руб. долга по договору №64 от 26.10.2009.

Определением суда от 28.02.2011 исковое заявление принято к производству, начата подготовка к судебному разбирательству, предварительное судебное заседание назначено на 11.04.2011, в котором суд завершил подготовку дела к судебному разбирательству и назначил рассмотрение спора по существу на 04.05.2011.

В настоящее судебное заседаниестороны, уведомленные надлежащим образом о времени и месте проведения заседания в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, явку представителей не обеспечили. Истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Ответчик в нарушение статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ отзыв по существу иска не представил, возражений против рассмотрения дела в его отсутствие не заявил.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает спор в отсутствии сторон.

Иск о взыскании выплаченных ответчику средств мотивирован непредставлением индивидуальным предпринимателем сведений о ведении предпринимательской деятельности в течение одного года с момента заключения договора №64 о предоставлении субсидии на организацию предпринимательской деятельности от 26.10.2009.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в отдельности и в их совокупности, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.

Судом установлено, что 26.10.2009 между истцом (Центр) и ответчиком (гражданин) заключен договор №64 о предоставлении субсидии на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан, в соответствии с которым ответчик принял на себя обязательство организовать предпринимательскую деятельность, а центр предоставить за счет средств федерального (областного) бюджета субсидию на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом в размере годового пособия по безработице, причитающегося гражданину (пункт 1.1. договора). Срок действия договора определен по 26.10.2010 (пункт 5.1 договора).

  Во исполнение пункта 2.1.1 договора ФИО1 19.11.2009 зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждено свидетельством серия 42№002928554.

27.11.2011 на лицевой счет ответчика поступило 58800руб., что подтверждено платежным поручением 6373.

Неисполнение ответчиком обязательств, предусмотренных пунктами 2.1.2 и 2.1.3 договора, послужило основанием для обращения в суд с требованием о взыскании, по сути, возврате перечисленной в качестве субсидии суммы.

В соответствии с пунктом 2.1.2 договора гражданин принял на себя обязательство организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом «Организация деятельности по производству трикотажных изделий» и осуществлять её не менее 12 месяцев.

Пункт 2.1.3 договора возлагает на гражданина обязанность в течение срока действия договора предъявлять по требованию Центра копии декларации о доходах, представляемых в государственную налоговую инспекцию, а также документы бухгалтерского учета и другие документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности.

Доказательством организации предпринимательской деятельности служит факт регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, статус которого на момент рассмотрения дела не прекращен.

Факт непредставления налоговой декларации по ЕНВД за 2009 год, равно как и отсутствие у истца сведений о подаче налоговой декларации за 2010 года, не является безусловным основанием для возврата полученной субсидии.

Истец, указывая на нарушение ответчиком положений пункта 2.1.3 договора, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ соответствующее обстоятельство документально не подтвердил.

Арбитражный суд дополнительно отмечает, что акт встречной проверки от 24.12.2010 года составлен за рамками срока действия договора, акт встречной проверки от 20.04.2010 содержит сведения о том, что акт составлен с участием предпринимателя, вместе с тем подпись предпринимателя отсутствует, равно как и отсутствуют сведения об отказе предпринимателя от подписания акта.

Оценив представленные доказательства, арбитражный суд указывает на отсутствие достоверных доказательств, свидетельствующих о предъявлении ответчику требования в порядке пункта 2.1.3 договора, поскольку отсутствуют доказательства направления в адрес ответчика уведомления от 24.09.2010 №226 и уведомления от 04.05.10 №27, неисполнение которых вменяется стороне. Почтовое уведомление 65224031034200 датировано 18.01.2011, т.е. после истечения срока действия договора.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации установило право разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.

Названной нормой предусмотрено, что для реализации указанных мероприятий Правительство Российской Федерации вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1089 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее Правила).

В соответствии с редакцией указанных Правил, действовавшей в период заключения договора, размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, рассчитывался исходя из суммы годового размера причитающегося безработному гражданину пособия по безработице.

В соответствии с п. 10 Порядка предоставления субсидии на содействие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан (далее Порядок), утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 83 от 6 марта 2009 года, действовавшим в период заключения договора, сумма субсидии безработному гражданину, ставшему индивидуальным предпринимателем или главой крестьянского (фермерского) хозяйства, была определена в размере 12-кратного размера пособия по безработице, назначенного данному гражданину при его регистрации в службе занятости в качестве безработного.

Возникновение спорных правоотношений обусловлено реализацией дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектом Российской Федерации, целевой программы «Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2009 год».

Согласно материалам дела и условиям договора ФИО1 на момент его заключения имел статус безработного гражданина, который им утрачен в результате регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с целью получения субсидии для организации самозанятости, исходя из годового пособия по безработице, причитающегося гражданину.

Таким образом, оценив содержание представленного договора, предмет и цели его заключения, арбитражный суд исходит из того, что субсидия получена предпринимателем, ранее имевшим статус безработного, взамен пособия по безработице, которое он не получал после заключения договора и имеет ту же цель - предоставление социально необеспеченным гражданам средств к существованию, что не противоречит положениям статьи 39 Конституции Российской Федерации, гарантирующим право гражданам социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

Следовательно, цель предоставления субсидии достигнута.

Условия заключенного сторонами договора не предусматривают в качестве основания для возврата субсидии, как неисполнение положений пункта 2.1.3 договора, редакция Порядка предоставления субсидии на содействие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан (далее Порядок), утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 83 от 6 марта 2009 года, действовавшая в период заключения договора также не предусматривала соответствующей меры ответственности как возврат субсидии.

При таких обстоятельствах требование о возврате субсидии, получение стоимостного выражения которой гарантировано гражданину статьей 39 Конституции Российской Федерации, не основано на договоре или законе и не подлежит удовлетворению.

Суд указывает, что положения пункта 15 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, на которые ссылается истец в исковом заявлении не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку указанные Правила регулируют иные правоотношения, определяют порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 168-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

  Отказать в удовлетворении иска.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца с момента его принятия.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья О.И. Перевалова