АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
http://www.kemerovo.arbitr.ru
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05
город Кемерово дело № А27-19558/2013
28 июля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2015 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Нестеренко А.О.,
при ведении протокола и осуществлении аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Коробейниковой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
закрытого акционерного общества «Тепловые сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>, город Мыски Кемеровской области) против
муниципального образования «Мысковский городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, город Мыски Кемеровской области) и
муниципального унитарного предприятия Мысковского городского округа «Жизнеобеспечение и благоустройство города» (ОГРН <***>, ИНН <***>, город Мыски Кемеровской области)
о взыскании денежных средств,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации города Мыски, Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, открытого акционерного общества «Кузбассэнерго»,
в присутствии:
от истца – ФИО1 (доверенность от 26.06.2015 № 3, паспорт);
от муниципального образования в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и Администрации муниципального образования – ФИО2 (доверенности от 21.07.2014 № 1975, от 20.02.2015 № 65, паспорт),
у с т а н о в и л:
предъявлены исковые требования о взыскании 4531607,08 рублей (с учетом принятых судом изменений) убытков в виде нормативных технологических потерь тепловой энергии при ее передаче по тепловым сетям вследствие невозможности включения их в тариф из-за ненадлежащей организации теплоснабжения в муниципальном образовании, обосновано ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК).
29.10.2014 принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований, которое постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения. 28.04.2015 постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.04.2015 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
15.05.2015 председателем третьего судебного состава Арбитражного суда Кемеровской области произведена замена судьи Шабаловой О.Ф. на судью Нестеренко А.О.
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке ст. 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК) о месте и времени рассмотрения дела, однако муниципальное предприятие, третьи лица, за исключением Администрации, своих представителей в суд не направили.
В судебном заседании представитель истца просила удовлетворить исковые требования предпочтительнее к муниципальному унитарному предприятию Мысковского городского округа «Жизнеобеспечение и благоустройство города» (далее – Предприятие) по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель муниципального образования в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и Администрации муниципального образования просил отказать в удовлетворении иска, полагая, что истец не предлагал заключить договор на покупку потерь тепловой энергии, не принял всех мер по включению этих потерь в свой тариф.
Суд, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
На основании договора от 01.01.2010 № 2990 на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде, заключенного с открытым акционерным обществом «Кузбассэнерго» закрытое акционерное общество «Тепловые сети» (далее – Общество) приобретает тепловую энергию на коллекторах источника тепла Томь-Усинский ГРЭС для дальнейшей транспортировки до потребителей жилой застройки ГРЭС г. Мыски и Новокузнецкого района и на технологические нужды (потери через изоляцию и с утечками) при транспортировке тепловой энергии по сетям до потребителей.
Учет количества отпущенной энергии производится на основании показаний приборов коммерческого учета отпуска тепловой энергии, установленных в точке учета на границе раздела тепловых сетей Общества и ТУ ГРЭС ОАО «Кузбассэнерго».
Теплоснабжение потребителей в микрорайоне ГРЭС г. Мыски и Новокузнецкого района осуществляется по магистральным и распределительным сетям открытого акционерного общества «Межрегиональная теплосетевая компания» от источника теплоснабжения - Томь-Усинская ГРЭС через внутриквартальные сети, находящиеся в собственности муниципального образования.
Объекты внутриквартальных сетей теплоснабжения в микрорайоне ГРЭС г. Мыски являются продолжением сети инженерно-технического обеспечения, принадлежащей ОАО «Межрегиональная теплосетевая компания», имеют взаимные точки присоединения и участвуют в единой технологической системе теплоснабжения.
До рассматриваемого периода Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (Комитет, арендодатель) передавал на основании постановления Мысковского городского округа от 15.12.2011 №2730 и договору от 01.01.2012 № 188, а Общество (арендатор) принимало в аренду внутриквартальные сети, находящиеся в собственности муниципального образования протяженностью 15004,8 п/м в целях транспортировки тепловой энергии в горячей воде для потребителей города на срок с 01.01.2012 по 28.12.2012 (п. 1.1, 1.4, 5.1).
Постановлением администрации Мысковского муниципального округа от 29.12.2012 №2736 Комитету предписано передать в хозяйственное ведение и на баланс Предприятия тепловые сети согласно приложению № 1 (объекты внутриквартальных сетей теплоснабжения в микрорайоне ГРЭС г. Мыски, находящиеся в собственности муниципального образования) и исключить из состава муниципальной казны это имущество, предприятию - зарегистрировать право хозяйственного ведения в установленном законом порядке (вступило в силу с 01.01.2013).
Согласно договору от 29.12.2012 № 3 о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения предприятию (в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2013) Комитет в целях реализации правоспособности Предприятия передал, а Предприятие приняло в хозяйственное ведение муниципальное имущество - внутриквартальные тепловые сети протяженностью 15004 п/м. Передача имущества в хозяйственное ведение не влечет перехода права собственности к Предприятию. Настоящий договор является актом приема-передачи имущества в хозяйственное ведение (п. 1.1, 1.2, 2.3).
Указанный договор и соответствующее вещное право Предприятия не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По договору аренды муниципального имущества от 28.11.2013 Комитет (арендодатель) обязуется передать Обществу на основании постановления администрации Мысковского городского округа от 28.11.2013 № 2343-п, а Общество (арендатор) принимает во временное пользование на правах аренды муниципальное имущество - тепловые сети протяженностью 15004,8 п/м согласно приложению в целях обеспечения нужд потребителей в услугах теплоснабжения на срок с 01.01.2014 и действует по 28.12.2014 (п. 1.1, 1.2, 5.1).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК КО) от 23.12.2011 № 401 Обществу с календарной разбивкой - с 01.01.2012 по 30.06.2012, с 01.07.2012 по 31.08.2012, с 01.09.2012 утверждены тарифы на тепловую энергию и теплоноситель в размере 818,16 руб/Гкал, 826,46 руб/Гкал, 839,61 руб/Гкал соответственно. При этом при установлении тарифов учтено, что Общество арендует внутриквартальные тепловые сети муниципального образования, в связи с чем в тарифах заложены нормативные потери тепловой энергии при прохождении по этим сетям.
Постановлением РЭК КО от 01.07.2013 № 127 для Общества с 01.07.2013 установлены тарифы на тепловую энергию в размере 816,41 руб/Гкал.
Как следует из выписки из протокола заседания Правления РЭК КО от 01.07.2013 N 39-т повестка дня «Об утверждении инвестиционной программы ЗАО «Тепловые сети» (г. Мыски) в части передачи тепловой энергии 2013 год», правление РЭК КО, учитывая результаты анализа и экономические интересы производителя и потребителей тепловой энергии, постановило установить для общества тариф на реализацию тепловой энергии на 2013 год согласно таблице № 2.
В таблице № 2 отражены такие показатели, как затраты на передачу тепловой энергии; необходимая валовая выручка - НВВ (без учета затрат на потери); затраты на покупку потерь тепловой энергии и теплоносителя; затраты на покупку тепловой энергии от ОАО «Кузбассэнерго»; расчетный тариф на услуги по передаче тепловой энергии в руб/Гкал; общие затраты на реализацию тепловой энергии с учетом покупки от ОАО «Кузбассэнерго»; тариф на тепловую энергию на потребительском рынке ЗАО «Тепловые сети» (без НДС), руб/Гкал (с 01.09.2012 утвержден - 839,61 руб. ( Постановление РЭК КО № 401), с 01.07.2013 по 31.12.2013-816,41 руб.).
Согласно экспертному заключению РЭК КО от 01.07.2013, принятому по материалам, предоставленным Обществом для установления тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке, потери в сетях в размере 37,863 тыс. Гкал приняты на основании результатов экспертизы технических нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2013 год по представленному экспертному заключению закрытого акционерного общества «Энергоизмерения». Потери приняты по арендованным тепловым сетям ОАО «Кузбассэнерго» без учета потерь в муниципальных сетях, так как Обществом не предоставлен договор аренды на 2013 год муниципальных тепловых сетей (раздел 4 экспертного заключения).
Общество неоднократно направляло в адрес Предприятия для рассмотрения и подписания договор купли-продажи тепловой энергии для целей компенсации потерь в тепловых сетях на 2013 год (поступили предприятию 14.10.2013 и 18.11.2013 – т. 1, л.д. 65-66), который Предприятием не подписан.
Выставленные Предприятию счета-фактуры за 2013 год за тепловую энергию - технологические потери при передаче тепловой энергии по муниципальным сетям, расчет количества которой произведен в соответствии с расчетом нормативных технологических потерь тепловой энергии и теплоносителя по месяцам 2013 года (заключение независимой экспертной организации ЗАО «Энергоизмерение»), оставлены без оплаты.
Общество, ссылаясь на возникновение убытков в виде неполученных доходов в связи с невключением в тариф на тепловую энергию (Постановление РЭК КО № 127) расходов на оплату нормативных технологических потерь из-за несвоевременной передачи собственником тепловых сетей - муниципальным образованием данных сетей специализированной обслуживающей организации и отказом Предприятия компенсировать стоимость этих потерь, обратилось в суд.
Суд, оценив установленные им обстоятельства, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относятся к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при котором уполномоченным государственным органом устанавливаются тарифы (цены), подлежащие обязательному применению при расчетах за тепловую энергию, теплоноситель.
Согласно п. 5 ст. 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
В силу п. 3 ст. 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.
Согласно п. 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (в действующей в спорный период редакции, далее – Основы ценообразования) тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом на основании предложения организации, осуществляющей регулируемую деятельность (п. 58.1 Основ ценообразования).
В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном ст. 15 настоящего Закона.
Согласно п. 11 ст. 15 того же Закона теплосетевые организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными к одной системе теплоснабжения.
В силу п. 3 ст. 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
На основании п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 ГК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Согласно ст. 15 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из приведенных норм права следует, что теплоснабжающие организации обязаны оплачивать услуги по передаче тепловой энергии, оказанные теплосетевыми организациями, а последние - компенсировать теплоснабжающим организациям образующиеся в процессе перетока тепловой энергии потери, поскольку в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ресурса неизбежно расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей (нормативные потери).
Общество, являясь теплоснабжающей организацией, обязалось поставлять тепловую энергию до потребителей жилой застройки ГРЭС г. Мыски и Новокузнецкого района. В период с 01.07.2013 по 31.12.2013 для него установлены тарифы на тепловую энергию без учета нормативных технологических потерь, неизбежно возникающих в тепловых сетях, принадлежащих муниципальному образованию (внутриквартальные тепловые сети), по которым тепловая энергию доходит до нужд потребителей жилой застройки ГРЭС г. Мыски и Новокузнецкого района.
Причиной невозможности учета в тарифе расходов на оплату названных потерь явилось вышеуказанные действия органов местного самоуправления по организации теплоснабжения, вследствие которых соответствующая тепловая сеть фактически была передана на вещном праве муниципальному Предприятию, осуществлявшему ее эксплуатацию, и проигнорировавшему как требования закона о государственной регистрации права хозяйственного ведения, так и неоднократные предложения Общества о заключении договора на покупку тепловой энергии для целей компенсации потерь в тепловых сетях на 2013 год.
В связи с тем, что договором от 29.12.2012 № 3 муниципальное образование фактически передало во владение Предприятия, а последнее приняло тепловую сеть, о чем Общество было поставлено в известность и имело возможность осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется ей (письма Комитета об отказе от заключения договора в связи с отчуждением из муниципальной казны данного имущества и передаче его Предприятию – т. 4, л.д. 107-108; по договору от 01.08.2013 Предприятие заказало Обществу осуществлять техническое обслуживание тепловых сетей – т. 1, л.д. 67-70), то именно Предприятие обязано возместить Обществу убытки в виде нормативных технологических потерь тепловой энергии при ее передаче по тепловым сетям.
Такой вывод соответствует тому толкованию закона, которое указано в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.04.2015 по данному делу, а указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело (ч. 2 ст. 289 АПК).
Размер убытков, их расчет не оспаривался лицами, участвующими в деле, подтвержден экспертным заключением.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению к Предприятию и отклоняются по отношению к муниципалитету.
В соответствии с ч. 1, 3, 5 ст. 110 АПК расходы по оплате государственной пошлины, в том числе, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на сторону, против которой состоялся судебный акт, а государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
При принятии искового заявления истцу была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины, а за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб истцом перечислена государственная пошлина в размере 2000 рублей по платежному поручению от 25.11.2014 № 455 (т. 6, л.д. 60) и 3000 рублей по платежному поручению от 13.03.2015 № 46 (т. 6, л.д. 118).
Руководствуясь ст. 167-171, 176, 180-181 АПК, суд
р е ш и л:
удовлетворить полностью исковые требования к муниципальному унитарному предприятию Мысковского городского округа «Жизнеобеспечение и благоустройство города» - взыскать с него в пользу закрытого акционерного общества «Тепловые сети» 4531607,08 рублей убытков и 5000 рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Мысковского городского округа «Жизнеобеспечение и благоустройство города» в доход федерального бюджета 45658 рублей государственной пошлины.
Отказать в удовлетворении иска к муниципальному образованию «Мысковский городской округ».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья А.О. Нестеренко