АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
http://www.kemerovo.arbitr.ru
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05
город Кемерово Дело №А27-1990/2016
28 июля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 июля 2016 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола секретарем судебного заседания Приставка А.К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Академия ЖКХ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Новокузнецк
к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Кемерово
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 14.01.2016,
при участии:
от заявителя – ФИО1 – представитель по доверенности от 25.04.2016, паспорт; ФИО2 – представитель по доверенности от 25.04.2016, паспорт;
от ГЖИ КО – ФИО3 – представитель по доверенности от 27.10.2015 №7, сл. удостоверение,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью Академия ЖКХ», ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – «Общество», «ООО «Академия ЖКХ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее – «Инспекция», «ГЖИ КО») по делу об административном правонарушении от 14.01.2016.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»); обеспечили явку представителей в судебное заседание 21.07.2016.
Общество в заявлении и его представитель в судебном заседании, настаивая на удовлетворении заявленных требований, ссылаются на следующие обстоятельства.
После заключения договора управления с многоквартирными домами - с 01.11.2015 г. (Вокзальная, 8), с 01.12.2015 г. (ФИО4. 74, ФИО4, 76, ФИО5, 8. ФИО5, 10, ФИО6, 89а, ФИО7, 3, Суворова.6, ул. Тушинская, 74) управляющей компанией в установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731 сроки была размещена необходимая информация в полном объеме на сайте управляющей компании академияЖКХ.рф, а так же на официальном федеральном сайте www.reformagkh.ru.
Информация об этом была дана при рассмотрении дела не только в виде письменного, но и в виде устного пояснения представителем ФИО1, однако она не нашла отражения в Постановлении.
В целях исполнения данных требований действующего законодательства ООО «Академия ЖКХ» был заключен договор №56424 об оказании услуг удостоверяющего центра от 05.11.2015 для получения электронной подписи(Сертификата) для размещения информации на официальном сайте ГИС ЖКХ (прилагается).
Однако, согласно пункта 1.1.2 технологической инструкции по работе в личном кабинете уполномоченного специалиста управляющей компании Размещение информации о многоквартирном или жилом доме в меню «объекты жилищного фонда» необходимо разместить информацию: «год ввода в эксплуатацию», «тип дома», «состояние».
При незаполнении данных реквизитов, регистрация на сайте не осуществляется. Данная информация находится в технической документации многоквартирного дома.
В связи с заключением договоров управления управляющей компании ООО «Академия ЖКХ» были направлены в предыдущую компанию уведомления о передаче технической документации (прилагается).
В нарушение требований Закона, предыдущие управляющие компании - ООО «ЖКХ г. Новокузнецка», ООО УК «ЖКХ г. Новокузнецка» не предоставили в установленные сроки техническую документацию.
Так как данные действия препятствовали осуществлению эффективного управления ООО «Академия ЖКХ», а также размещению достоверной информациина установленных законом сайтах, управляющая компания в лице директора ФИО8 была вынуждена обратиться в Новокузнецкое отделение ГЖИ КО с заявлением, после чего управляющие компании ООО УК «ЖКХ г. Новокузнецка», ООО «ЖКХ г. Новокузнецка» в лице директора ФИО9 начали передавать техническую документацию ООО «Академии ЖКХ» - 11.12.2015, 15.12.2015, 15.12.2015.
Таким образом, в связи с отсутствием необходимой документации на 10.12.2015 у управляющей компании не было возможности разместить информацию на ГИСе.
В постановлении заместитель начальника ссылается на возможность взять информацию из других источников, например на сайте реформажкх. Однако в отсутствие каких-либо сведений о технических характеристиках дома сложно делать выводы о достоверности, размещенной другой управляющей компанией информации. Техническая документация была необходима именно для достоверности размещенной информации.
После получения документов специалистом ООО «Академия ЖКХ» были размещены многоквартирные дома, находящиеся в управлении. Скриншот с личной страницы от 23.12.2015 был предоставлен начальнику отдела ФИО10 при составлении Протокола №30-076 об административном правонарушении.
Кроме того, заявитель отмечает, что законодательно установлены сроки размещения информации в течение 30 дней с момента заключения договора управления, никаких более ранних сроков помимо 01.07.2016 не установлено. Согласно инструкции по регистрации в ГИС - поставщики информации, осуществляющие деятельность в регионах с опытной эксплуатацией ГИС ЖКХ,обязаны размещать информацию в системе начиная с 01.05.2015.
В перечне регионов, осуществляющих опытную эксплуатацию ГИС ЖКХ Кемеровская область отсутствует.
В связи с чем, ООО «Академия ЖКХ» просит суд оспариваемое постановление ГЖИ КО признать незаконным и отменить.
В случае признания судом оспариваемого постановления ГЖИ КО законным, Общество просит применить малозначительность как основание освобождения Общества от административной ответственности, ввиду отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Подробнее доводы Общества изложены в заявлении.
Инспекция, возражая против удовлетворения заявленных требований, указывает на следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – «ЖК РФ») сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В ходе проведения мониторинга сайта специалистами Инспекции было установлено, что Обществом в системе не размещена информация, указанная в части 1 статьи 198 ЖК РФ (сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат). Что подтверждается распечатками с сайта www.dom.gosuslugi.ru. При этом Общество осуществляет деятельность по управлению 203 многоквартирными домами, данные обстоятельства общество не оспаривает.
Нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства является событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом принимались все зависящие от него меры по своевременному выполнению функций по содержанию общего имущества в указанном выше многоквартирном доме, заявителем не представлены.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в наступлении как материальных последствий правонарушения (предоставлении некачественной услуги гражданам), так и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Таким образом, совершенное правонарушение не могут быть признано малозначительным.
Также административный орган отмечает, что оспариваемое постановление Инспекции отвечает требованиям формального и содержательного характера, установленным статьей 29.10 КоАП РФ, а оспаривание законности постановления в данном случае идет также в разрез с фактическими обстоятельствами и доказательственной базой, собранной по делу.
С учетом конкретных обстоятельств, в совокупности со всеми исследованными доказательствами по настоящему делу, на основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, Инспекция просит суд отказать в удовлетворении заявленных ООО «Академия ЖКХ» требований.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав доводы и возражения участвующих в деле лиц, суд установил.
14.01.2016 ГЖИ КО было вынесено постановление по делу об административному правонарушении в отношении ООО «Академия ЖКХ», согласно которому на Общество был наложен административный штраф, предусмотренный частью 1 статьи 13.19.2 Ко АП РФ, в размере 30000 руб.
Посчитав указанное постановление незаконным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, Общество в пределах установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ срока оспорило указанное постановление посредством подачи заявления в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения.
Часть 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за не размещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
21.08.2015 ООО «Академия ЖКХ» получило лицензию на право управление многоквартирными жилыми домами на территории Кемеровской области №321. Согласно приложению к лицензии в реестр на право управления многоквартирными жилыми домами лицензиат осуществляет деятельно по управлению 9 многоквартирными жилыми домами.
01.11.2015 Обществом был заключен первый договор на управление многоквартирным домом, 01.12.2015 Обществом были заключены договоры на управление остальными домами, находящимися в управлении ООО «Академия ЖКХ».
03.12.2015 Обществом была предпринята первая попытка разместить соответствующую информацию на сайте ГИС ЖКХ. Однако информация размещена не была.
В период с 11.12.2015 по 15.12.2015 Обществу была передана техническая документация на обслуживаемые им дома, 10.12.2015 был получен логин.
Повторная попытка размещения информации о имеющихся в управлении Общества многоквартирных жилых домах была предпринята Обществом 23.12.2016, то есть после назначения Инспекцией даты осуществления процессуальных действий по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ.
Между тем, согласно части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Приказом Минкомсвязи России №504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014 «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» официальным сайтом в сети «интернет» определен сайт www.dom.gosuslugi.ru.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – «Федеральный закон №209-ФЗ») обязанность управляющей организации размещать информацию в информационно-телекоммуникационно сети «Интернет» www.dom.gosuslugi.ru возникает с 01.07.2016, но не ранее ввода системы в эксплуатацию. С этого же времени поставщики информации обязаны размещать в системе сведения, предусмотренные данным Федеральным законом. Под поставщиками понимаются субъекты, обязанные размещать информацию в системе в соответствии с законодательством.
В силу части 18 статьи 7 Федерального закона №209-ФЗ к таковым относятся лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению МКД, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнения работ по ремонту общего имущества в МКД, по предоставлению коммунальных услуг.
В случае если законодательством Российской Федерации для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, поставщики обязаны размещать ее в ГИС ЖКХ в сроки, предусмотренные законодательством (часть 4 статьи 12 Федерального закона №209-ФЗ).
В частности, действующим законодательством Российской Федерации для управляющих организаций как отдельных субъектов лицензируемой предпринимательской деятельности в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» предусмотрена обязанность по раскрытию информации, предусмотренной статьями 195 и 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Информация, указанная в статье 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства с 1 августа 2015 года (часть 3 статьи 7 в редакции Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Доводы общества об отсутствии обязанности по размещению информации, о многоквартирных домах, находящихся в управлении в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте отклоняются судом.
Обязанность по размещению сведений, предусмотренных частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в отношении управляющих организаций возникает с 1 августа 2015 года и, соответственно, с этой же даты возникает административная ответственность за неразмещение в ГИС ЖКХ сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, предусмотренная статьей 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом административная ответственность, предусмотренная указанной статьей КоАП РФ, к правоотношениям возникшим после вступления в силу Соглашения с учетом сроков, указанных в части 5 статьи 6 Федерального закона №263-ФЗ будет применяться только в случаях размещения иной информации, то есть информации не указанной в статье 198 ЖК РФ.
В виду того, что для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения в системе сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, поставщики (управляющие организации, лицензиат) в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона №209-ФЗ обязаны размещать ее в ГИС ЖКХ в сроки, предусмотренные законодательством, а именно с 01.08.2015.
Таким образом, доводы заявителя об отсутствии обязанности размещать сведения в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» www.dom.gosuslugi.ru, начиная с 01.08.2015, в виду вышеизложенных норм права несостоятельны, в связи с чем, нарушение Обществом порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства является событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ, что доказано материалами административного дела.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт не размещения Обществом необходимой информации (о количестве и адресах многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Общества) в установленные законом сроки, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ.
Вина Общества в совершении вмененного ему правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что ООО «Академия ЖКХ», имея возможность своевременно разместить необходимую информация на сайте ГИС ЖКХ, тем не менее, не приняло всех необходимых мер для выполнения указанной обязанности. Так, Общество располагало всей необходимой технической документацией, содержащей необходимые сведения о технических параметрах обслуживаемых ООО «Академия ЖКХ» многоквартирных домов 15.12.2015, необходимыми ключами и паролями – 10.12.2015, однако разместило предусмотренную законом информацию на сайте ГИС ЖКХ только 23.12.2015 после того, как Обществу стало известно о составлении ГЖИ КО протокола об административном правонарушении.
Доводы Общества об обращении в службу информационной и технической поддержки сайта ГИС ЖКХ, а также о сбоях в работе указанного сайта документально не подтверждены.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Академия ЖКХ» наличия состава и события вмененного ему административного правонарушения.
Доводы Общества о малозначительности совершенного им правонарушения отклоняются судом ввиду следующего.
Так, в силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления от 20.11.2008 №60) указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения; данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Применение нормы о малозначительности правонарушения является правом, а не обязанностью суда, и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
Оценив обстоятельства совершения вмененного Обществу правонарушения, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае действия Общества не могут быть признаны малозначительными, поскольку речь идет о ненадлежащем выполнении Обществом обязанности в сфере публичных правоотношений, затрагивающих права собственников многоквартирных жилых домов, в том числе, физических лиц.
Процессуальные нарушения при производстве по делу, влекущие отмену постановления как незаконного, нарушение срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, судом не установлены.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о судебных расходах судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение в течение 10 дней со дня его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Я. Драпезо