ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-20091/2021 от 20.06.2022 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово

                                        Дело № А27-20091/2021

27 июня 2022 года

Резолютивная часть решения  объявлена 20 июня 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 27 июня 2022 года

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи  Плискиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания БобыревойО.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Акционерного общества «Кемеровская генерация», город Кемерово (ОГРН 1122224002284, ИНН 4205243192)

к Муниципальному образованию город Кемерово в лице Администрации города Кемерово, город Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869) и в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, город Кемерово  (ОГРН 1024200712161, ИНН 4209014443)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Аврелия», город Кемерово (ОГРН 1164205060348, ИНН 4205326561)

Конева Светлана Викторовна, город Кемерово

о взыскании 3 397 руб. 12 коп. долга, 454 руб. 56 коп. неустойки (с учетом уточнений),

при участии:                                                                                                                                             

от истца: Меликова Е.В. - представитель по доверенности от 21.07.2021,

от КУМИ: Механошин А.С. - представитель по доверенности от 17.12.2021 № 244-21,

от Администрации и третьих лиц: не явились, извещены,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Кемеровская генерация» (далее – АО «Кемеровская генерация», истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Муниципальному образованию город Кемерово в лице администрации города Кемерово (далее – Администрация,  ответчик) о взыскании 32 699 руб. 17 коп. долга за поставленную тепловую энергию и теплоноситель в период с июня по декабрь 2021 года в жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах по адресам: г. Кемерово, пр. Ленинградский, д. 24, пом. 814, 910, 905, 941, 841, 833, 911, 931, 310, 922, 135, 810, 805, 939, 932, 828; пр. Ленинградский, д. 24А, пом. 622, 114, 116; пр. Ленинградский, д. 14, пом. 135; пр. Ленинградский, д. 18, пом. 140, 117, а также 3 527 руб. 13 коп. неустойки за период с 12.08.2021 по 22.03.2022 (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).

Требования основаны на положениях статей  210, 307, 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), и мотивированы тем, что ответчик  как собственник жилых помещений обязан оплатить стоимость коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения в отсутствие письменного договора теплоснабжения.

Определением от 24.03.2022, вынесенным в протокольной форме, суд в порядке статьи 46 АПК РФ привлек в качестве второго ответчика (с учетом привлечения ранее в качестве третьего лица) Муниципальное образование город Кемерово в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (ОГРН 1024200712161, ИНН 4209014443, далее – КУМИ, Комитет).

В судебном заседании 04.04.2022 судом приняты уточнения истца в порядке статьи 49 АПК РФ о взыскании задолженности за период июнь-июль 2021 года в связи с поставкой коммунальных ресурсов по адресам: г. Кемерово, пр. Ленинградский, д, 18, пом.117, пр. Ленинградский, 24, пом.805, 905, 931 с ответчика в размере 3 397 руб. 12 коп. долга и 457 руб. 05 коп. пени за период с 12.08.2021 по 01.04.2021.

Истец считает, что помещения по адресу г. Кемерово, пр. Ленинградский, 24, пом.805, 905, 931 являются нежилыми, взыскание следует произвести с муниципального образования г. Кемерово в лице КУМИ г. Кемерово; по адресу пр. Ленинградский, д, 18, пом.117 помещение является жилым, следовательно, ответчиком должно являться  с муниципального образование г. Кемерово в лице Администрации г. Кемерово. 

В настоящем судебном заседании представитель истца обратился с ходатайством об уточнении исковых требований в части неустойки, просит взыскать 454 руб. 56 коп. пени за период с 12.08.2021 по 31.03.2021.

Уменьшение исковых требований в части неустойки принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

Администрацией г. Кемерово представлен отзыв на иск, в котором просит отказать в удовлетворении требований, пояснив, что согласно информации, размещенной на сайте ГЖИ Кузбасса, управление многоквартирными домами по пр. Ленинградский, 18, 24, осуществляет ООО «УК «Аврелия» на основании лицензии от 24.06.2016 №363. Документов, подтверждающих заключение договоров собственниками жилых помещений непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, АО «Кемеровская генерация» не предоставлено.

Кроме того, по информации комитета по жилищным вопросам администрации г.Кемерово, жилое помещение по пр. Ленинградский, 18, пом. 117 передано по договору социального найма от 16.10.2019 №25809-А Поплавской П.М. Помещения по пр.Ленинградский, 24, пом. 805, 931 - не заселены; по пр. Ленинградский, 24, пом. 905 - с 01.06.2021 по 07.07.2021 не заселено, с 08.07.2021 проживает Конева С.В. по договору  найма маневренного фонда от 08.07.2021 №27955. АО «Кемеровская генерация» не представлены выписки из ЕГРН на помещения по пр. Ленинградскому, д. 18. Согласно выписке из ЕГРН,  помещения по пр. Ленинградскому, д.24 - 805, 905, 931 имеют статус «нежилое».

Также, в исковом заявлении не указано, каким образом АО «Кемеровская генерация» ежемесячно производился расчет платы за услуги горячего водоснабжения и отопления в помещении: по нормативам потребления коммунальных услуг или по приборам учета. Отсутствует информация о наличии индивидуальных приборов учета потребления горячей воды в жилых помещениях, а также общедомового прибора учета тепла в многоквартирных домах.

Кроме того, ответчик считает начисление неустойки необоснованным, поскольку в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Администрация не получала платежных документов на оплату коммунальных услуг, соответственно, не была об этом проинформирована и не имела возможности оплатить за отопление и горячую воду. В Администрации отсутствовала информация о переходе АО «Кемеровская генерация» на «прямые договоры» с собственниками помещений в МКД.

Представитель КУМИ представил отзыв на исковое заявление, в котором указал на то, что помещения №№ 805, 905, 931 в общежитии по адресу: г. Кемерово, пр.Ленинградский, 24 в Реестре муниципального имущества г. Кемерово учтены как жилые, сведения о переводе указанных помещений в нежилые у Комитета отсутствуют. Кроме того, спорные помещения расположены на 8 и 9 этажах общежития, что само по себе исключает возможность использовать эти помещения в качестве нежилых. Также в отзыве на иск, ответчик подтверждает, что спорные помещения использовались как жилые, а именно тем, что в помещении № 905 с 08.07.2021 проживает Конева С.В. на основании договора найма от 08.07.2021 № 27955.

На основании изложенного, Комитет считает, что имеет место техническая ошибка при постановке спорных помещений на кадастровый учет в 2011 году, как ранее учтенных объектов недвижимости, а именно, при внесении сведений о статусе спорных помещений.

Определениями от 06.12.2021, от 04.04.2022 суд в порядке статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, управляющую  компанию в спорных многоквартирных домах - Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Аврелия» (ОГРН 1164205060348, ИНН 4205326561, далее – ООО «УК «Аврелия») и нанимателя помещения по адресу: г. Кемерово, пр.Ленинградский, д. 24, пом. 905 - Коневу Светлану Викторовну.

Определением от 07.06.2022, вынесенным в протокольной форме, судебное заседание по делу отложено на 20.06.2022.     

Ответчик - Администрация и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки не сообщили.

Представитель ООО «Управляющая компания «Аврелия» принимала участие в судебных заседаниях 28.04.2022 и 24.05.2022, суду пояснила, что в жилом помещении по адресу:  пр. Ленинградский, 18, пом. 117 в июне-июле 2021 года не установлено наличие проживающих лиц. В помещениях по адресу: пр. Ленинградский, 24, пом. 805, 931 ранее были организованы учебные комнаты, однако, в дальнейшем в них проживали граждане по договорам социального найма; в спорный период июнь-июль 2021 года помещения №№ 805, 931 не были заселены, в помещении № 905 с 08.07.2021 зарегистрирована Конева С.В. с дочерью.

В порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации и третьих лиц.

Истец исковые требования поддерживает.

Представитель КУМИ возражает против того, что помещения по адресу: г.Кемерово, пр. Ленинградский, 24, пом. 805, 905, 931 являются нежилыми, указал, что в установленном порядке им такой статус не присвоен,  представил дополнительный отзыв на исковое заявление, также поддержал возражения, изложенные в ранее представленном отзыве на иск.

Выслушав пояснения истца и представителя КУМИ, исследовав доводы отзыва, материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

АО «Кемеровская генерация» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей производство и поставку тепловой энергии и горячей воды потребителям города Кемерово и Кемеровского муниципального района, для которой Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20.12.2018 № 636, 637, 729 были утверждены долгосрочные тарифы на тепловую энергию и теплоноситель на 2019-2023 годы.

АО «Кемеровская генерация» в период июнь – июль 2021 года осуществило поставку в помещения, расположенные в общежитиях по адресам: г. Кемерово, пр.Ленинградский, д, 18, пом.117, пр. Ленинградский, 24, пом. 805, 905, 931, тепловую энергию и горячую воду на сумму 3 397 руб. 12 коп. с НДС (с учетом принятых уточнений).

Исходя из материалов дела, истец полагает, что собственником указанных выше жилых помещений является муниципальное образование город Кемерово, что следует из сведений ЕГРН и письма Администрации г. Кемерово  от 17.06.2021 № 06-03-08/2305.

ООО «УК «Аврелия» на основании лицензии от 24.06.2016 №363 является управляющей организацией спорных многоквартирных домов, которая осуществляет работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, при этом не осуществляет обязанности по сбору платежей и оплате коммунальных ресурсов за граждан.

Полагая, что стоимость отопления, горячего водоснабжения в спорный период должна быть оплачена ответчиком в лице  Администрации в части жилого помещения по адресу: г. Кемерово, пр. Ленинградский, д, 18, пом.117, и КУМИ в части нежилых помещений по адресу: г. Кемерово, пр. Ленинградский, 24, пом. 805, 905, 931, АО «Кемеровская генерация» предъявило счета за спорный период.

Неоплата стоимости тепловой энергии послужила основанием для обращения АО «Кемеровская генерация» с претензией от 18.08.2021 № Исх-3-10/1-87236/21-1067, ответа на которые не последовало, а затем в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании долга.

Выслушав представителя истца и КУМИ, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд удовлетворил исковые требования частично в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации  гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и  смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547).

Из пунктов 1, 2 статьи 539, пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что договор теплоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования; по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется подавать через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а абонент обязуется оплачивать фактически принятое количество энергии.

Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»).

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).

Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Частью 2 статьи 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 60 ЖК РФ).

Согласно статье 678 ГК РФ и пункту 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В частях 2, 3 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

В  ответе на вопрос № 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2(2015), пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что по договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

В соответствии с частями 3, 4 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов, жилых помещений в МКД несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

При этом согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Договором социального найма от 16.10.2019 №25809-А, актом приема-передачи жилого помещения от 16.10.2019 подтверждается факт заключения договора социального найма, передачи ключей от помещения по адресу: г. Кемерово, пр. Ленинградский, д, 18, пом.117 нанимателю  Поплавской П.М.

Исходя из общих правил доказывания, коррелирующих с принципом состязательности и равноправия сторон (статья 9, 65 АПК РФ), каждая сторона представляет доказательства в подтверждение своих требований и возражений.

При этом следует учитывать, что в общеисковом процессе с равными возможностями спорящих лиц по сбору доказательств, применим обычный стандарт доказывания, который может быть поименован как «разумная степень достоверности» или «баланс вероятностей» (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 № 305-ЭС16-18600).

Нежелание стороны представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 № 12505/11, от 08.10.2013 № 12857/12).

АО «Кемеровская генерация» допустимых доказательств того, что договор социального найма расторгнут, в порядке статьи 65 АПК РФ не представило. Факт отсутствия регистрации нанимателя по данному адресу, при наличии указанных документов, по мнению суда, не является достаточным основанием для возложения обязанности по оплате стоимости услуг на собственника помещения.  

При таких обстоятельствах, учитывая, что жилое помещение № 117, расположенное по адресу: г. Кемерово, пр. Ленинградский, д.18 в спорный период передано для проживания гражданину,  у Администрации отсутствует обязанность по оплате за июнь – июль 2021 года стоимости отопления и горячего водоснабжения в сумме 849руб. 28 коп.

Кроме того, в помещении № 905,в общежитии по адресу: г. Кемерово, пр.Ленинградский, 24, с 08.07.2021 проживает гражданка Конева С.В. на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда от 08.07.2021 № 27955, в связи с чем оснований для взыскания задолженности за период с 08.07.2021-31.07.2021 с ответчика не имеется. 10.09.2021 между АО «Кемеровская генерация» и Коневой С.В. заключен договор № 42014560т, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг  по отоплению, горячему водоснабжению.

Требование истца о взыскании 1 698 руб. 56 коп. долга за июнь – июль 2021 года за коммунальные услуги в  помещениях №№ 805, 931, расположенных по адресу: г.Кемерово, пр. Ленинградский, 24 (по расчету как за жилые помещения), признано судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Факт оказания услуги отопления, горячего водоснабжения, подтвержден представленным в материалы дела расчетом, согласно которому, в  отсутствие приборов учета тепловой энергии, горячей воды, количество ресурсов определено в соответствии с пунктами 42, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, по нормативам на отопление, горячее водоснабжение.  

В расчете применены тарифы, утвержденные для АО «Кемеровская генерация» Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20.12.2018 № 636, 638.

Согласно расчету истца, стоимость оказанных услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения помещений №№ 805, 931  за период июнь-июль 2021 года составила 1 698руб. 56коп.(849,28*2), помещения № 905 за период с 01.06.2021-07.07.2021 – 511 руб. 56 коп. (расчет – т. 1 л.д. 147).

В остальной части, а именно: в части взыскания 849 руб. 28 коп. в связи с оказанием коммунальных услуг в отношении помещения по адресу: пр. Ленинградский, д.18, пом. 117 за период июнь-июль 2021 года, а также в части 337 руб. 72 коп., в связи с  оказанием коммунальных услуг в отношении помещения по адресу: пр. Ленинградский, д.24, пом. 905 за период с 08.07.2021 по 31.07.2021,  всего – 1 187 руб., оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Определяя орган местного самоуправления, с которого надлежит произвести взыскание в качестве представителя собственника муниципального имущества г.Кемерово, суд принимает во внимание следующее.

Исходя из материалов дела, пояснений КУМИ г. Кемерово, Администрации, спорные помещения №№ 805, 905, 931 учитывались в реестре муниципальной собственности как жилые, с 07.07.2021 переведены в состав муниципального жилищного фонда коммерческого использования, что подтверждается решением КУМИ г. Кемерово от 07.07.2021 № 01-03/1373 «О внесении изменений в Реестр муниципального имущества  города Кемерово» (п/п №№ 507, 538, 555 Приложения к решению), письмом КУМИ от 06.11.2021 № 16-01/6983.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 10.02.2022, на 23.03.2022, помещения по адресу: пр.Ленинградский, д. 24, пом. 805 (кадастровый номер 42:24:0201005:4468), пр.Ленинградский, д. 24, пом. 905 (кадастровый номер 42:24:0201005:4328), пр.Ленинградский, д. 24, пом.931 (кадастровый номер 42:24:0201005:4296) имеют статус «нежилое».

Согласно ответу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 15.03.2022, по сведениям ЕГРН сведения как о ранее учтенных объектах капитального строительства (помещениях) с кадастровыми номерами   42:24:0201005:4468, 42:24:0201005:4328 и 42:24:0201005:4296, в том числе их характеристиках «нежилое»,  вносились в реестр объектов недвижимости 03.07.2011 на основании содержащихся в архивах организаций технической инвентаризации сведений, переданных в электронном виде. При этом документы, содержащие сведения о назначении указанных помещений, в кадастровом (реестровом) деле отсутствуют.

Как следует из ответа филиала № 3 БТИ Кемеровского городского округа и Кемеровского муниципального округа от 16.03.2022 № 375/22, материалы инвентарного дела № 1-743/3 на МКД по адресу: г. Кемерово, пр. Ленинградский, 24, содержат информацию о том, что на дату первичного обследования 03.06.1984 года помещения №№805, 905, 931 являлись жилыми помещениями. На дату обследования 03.06.1988 выявлено фактическое изменение назначения помещений: № 805-склад, № 905-склад, №931-учебная комната. Документы, на основании которых осуществлен перевод жилых помещений в нежилые, в инвентарном деле № 1-742/3 не содержатся. Обследование вышеуказанных помещений после 03.06.1988 не проводилось. 

Суд полагает обоснованными доводы КУМИ г. Кемерово о том, что спорные помещения, назначение которых в качестве жилых, в установленном порядке не переведены в нежилые помещения в том смысле, который предусмотрен действующим законодательством, на основании следующего.  

На момент инвентаризации помещений в 1984 году действовал Жилищный кодекс РСФСР, который утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Согласно статье 9 Жилищного кодекса РСФСР, перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускается. В исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может осуществляться по решению органов, указанных в статье 8 настоящего Кодекса. Перевод жилых домов и жилых помещений ведомственного и общественного жилищного фонда в нежилые производится по предложениям соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и центральных органов общественных организаций.

В силу статьи 8 ЖК РСФСР, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Порядок отнесения жилых домов к категории непригодных для постоянного проживания до 23 сентября 2003 года был регламентирован Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 № 529.

Вопросы о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания согласно названному Положению рассматривались междуведомственными комиссиями на основании заявления владельца дома, направленного в исполнительный комитет Совета народных депутатов, по указанию вышестоящих организаций, а также в случае аварийной ситуации и по представлениям органов санитарного надзора, государственного пожарного надзора, по запросу суда и прокуратуры, заявлениям граждан (пункт 3.3), по окончании работы оформляли акт с обязательным отражением оснований признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований (пункт 3.4). Акт утверждался исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов с принятием решения, о чем сообщалось владельцу дома, нанимателю жилого помещения (пункт 3.5).

Доказательства соблюдения требований федерального законодательства о переводе жилых помещений в нежилые в материалы дела не представлены; акт, на основании которого органами технической инвентаризации внесены сведения о помещениях №№805, 905, 931 в качестве нежилых, отсутствует.

Кроме того, в указанных помещениях в различные периоды 2014-2019 годов проживали граждане, что подтверждается поквартирными карточками, представленными ООО «УК «Аврелия».

При таких обстоятельствах отсутствуют основания полагать, что спорные помещения являются нежилыми, то есть непригодными для постоянного проживания граждан и признаны таковыми в установленном законодательством порядке.

Указание в  ЕГРН статуса помещений как нежилых, при наличии доказательств иного, для рассмотрения иска о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги, по мнению суда, не может быть принято во внимание.  

По смыслу статей 8, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество носит производный от объекта (правоподтверждающий, но не правообразующий) характер.

При этом, как изложено выше, суд пришел к выводу о том, что спорные помещения нежилыми в установленном порядке не признаны.

Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации,  от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ; абзац тридцать шестой статьи 6 БК РФ) понимается, в частности, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

В соответствии с Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.01.2006 № 308 «Об утверждении структуры администрации города Кемерово», Положением «О комитете по жилищным вопросам администрации города Кемерово», утвержденным Постановлением Администрации города Кемерово от 03.10.2014 № 2525, комитет по жилищным вопросам администрации  города Кемерово является самостоятельным функциональным структурным подразделением администрации города Кемерово и создан в целях ведения учета муниципального жилищного фонда, его распределения в соответствии с действующим законодательством, ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, передачи муниципального жилищного фонда в собственность граждан в порядке приватизации и решения других задач, связанных с муниципальным жилищным фондом города Кемерово.

Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов городского значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области - Кузбасса. Администрация города обладает правами юридического лица (пункты 1, 3 статьи 47 Устава города Кемерово).

Согласно пункту 4.1 Положении «О бюджетном процессе в городе Кемерово», утвержденному Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.09.2007 № 173, Администрация города Кемерово обеспечивает исполнение бюджета города в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год).

Как следует из абзаца третьего пункта 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 БК РФ), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования. Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.

 Исходя изложенного, если публичное имущество не распределено и не закреплено за конкретным пользователем, то возмещение затрат на содержание такого имущества,  должно осуществляться не за счет соответствующего публично-правового образования, а производиться непосредственно с того публичного органа, которому переданы полномочия по управлению спорным имуществом.

КУМИ г. Кемерово не является органом, уполномоченным на управление и распоряжение муниципальным жилищным фондом. Согласно Положению о КУМИ, утвержденному решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.06.2014 № 345, Комитет распоряжается объектами муниципального нежилого фонда.

Довод Администрации о том, что в МКД имеется управляющая организация, на которую возложена обязанность по оплате коммунальных ресурсов, поставленных в МКД, судом отклонен.

Положения статей 155, 157.2, 161 Жилищного кодека Российской Федерации,  Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124 (далее – Правила № 124), предусматривают два способа определения объема обязательств управляющей компанией по оплате коммунальных ресурсов, поставляемых РСО: 1) по договорам, заключенным между управляющей компанией и РСО, предметом которых является покупка ресурса на предоставление коммунальных услуг и для целей содержания общего имущества (далее – СОИ), применению подлежит пункт 21 Правил №124, в соответствии с которым объем обязательств управляющей компании включает в себя объем потребления жилых помещений; 2) по договорам, заключенным на приобретение коммунальных ресурсов на цели СОИ МКД, применяются положения пункта 21(1) Правил №N 124, согласно которому из объема ресурса, потребленного МКД согласно ОДПУ, исключается индивидуальный объем потребления нежилых и жилых помещений.

Для целей применения положений пункта 21(1) Правил № 124 предметом правоотношений является исключительно поставка ресурса для целей СОИ в МКД. В обратной ситуации, когда исполнителем коммунальных услуг является управляющая компания, подлежат применению положения пункта 21 Правил № 124.

Собственниками помещений в МКД по пр. Ленинградский, 18, пр. Ленинградский, 24 приняты решения о переходе на прямые договоры с РСО, в том числе с АО «Кемеровская генерация», что подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений № 4 от 22.08.2019, от 19.08.2019.

Между АО «Кемеровская генерация» и ООО «УК «Аврелия»  01.06.2021 заключен договор поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества спорных МКД, в связи с чем, оснований для возложения на ООО «УК «Аврелия» обязательств по оплате коммунальных ресурсов, поставленных в спорные помещения, не имеется.  

Доводы Администрации о том, что ею не были получены документы на оплату коммунальных услуг, что явилось препятствием для исполнения обязательств по своевременной оплате, судом отклонены.

В силу положений части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, по общему правилу, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

В связи с нарушением сроков исполнения денежных обязательств истцом начислена неустойка  в сумме 454 руб. 56 коп. за период с 12.08.2021 по 31.03.2021 (с учетом уточнений).

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Кодекса).

Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 ГК РФ).

В части неисполнения обязательств по оплате отопления, горячего помещения в жилых помещениях в многоквартирном доме применяется ответственность, предусмотренная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Неустойка рассчитана с учетом действующей на дату принятия судебного акта ключевой ставки Банка России 9,5% годовых, Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году».

В претензии АО «Кемеровская генерация» от 18.08.2021 № Исх-3-10/1-87236/21-1067, указаны номера помещений и дата, по состоянию на которую истцом предъявлены требования. Доказательств того, что Администрация предпринимала меры к урегулированию вопросов оплаты до обращения в суд в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом выводов суда о частичной обоснованности требований о взыскании задолженности, требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению частично, в размере 299 руб. 21 коп. согласно следующему расчету (с учетом положений статей 191, 193 ГК РФ):

Расчёт пеней по задолженности, возникшей 13.07.2021

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Пени

с

по

дней

1 239,36

13.07.2021

11.08.2021

30

9,50 %

0

1 239,36 × 30 × 0 × 9.5%

0,00 р.

1 239,36

12.08.2021

10.10.2021

60

9,50 %

1/300

1 239,36 × 60 × 1/300 × 9.5%

23,55 р.

1 239,36

11.10.2021

31.03.2022

172

9,50 %

1/130

1 239,36 × 172 × 1/130 × 9.5%

155,78 р.

Итого:

179,33 р.

Расчёт пеней по задолженности, возникшей 11.08.2021

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Пени

с

по

дней

970,76

11.08.2021

09.09.2021

30

9,50 %

0

970,76 × 30 × 0 × 9.5%

0,00 р.

970,76

10.09.2021

08.11.2021

60

9,50 %

1/300

970,76 × 60 × 1/300 × 9.5%

18,44 р.

970,76

09.11.2021

31.03.2022

143

9,50 %

1/130

970,76 × 143 × 1/130 × 9.5%

101,44 р.

Итого:

119,88 р.

Сумма основного долга: 2 210,12 руб.

Сумма пеней по всем задолженностям: 299,21 руб.

где долг за июнь 2021 года в размере 1 239 руб. 36 коп. складывается из задолженности за услуги по помещениям № 805, 905, 931 по пр. Ленинградский, 24, в размере 413 руб. 12 коп. по каждому помещению; долг за июль 2021 года в сумме 970 руб. 76 коп. – по 436 руб. 16 коп. за услуги, оказанные для помещений №№ 805,931, и 98 руб. 44 коп. – в отношении помещения № 905 за период 01.07.2021-07.07.2021.

В остальной части иск к Администрации удовлетворению не подлежит. Требования к КУМИ не подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям. 

Руководствуясь статьями 110, 167–171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

            Взыскать с Администрации города Кемерово, ИНН 4207023869, в пользу Акционерного общества «Кемеровская генерация», ИНН 4205243192,  2 210 руб. 12 коп. долга, 299 руб. 21 коп. неустойки, 1 302 руб. 98 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

             В остальной части исковых требований к Администрации города Кемерово и к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Кемерово отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                           Е.А. Плискина