ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-20714/2021 от 14.03.2022 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                      Дело №А27-20714/2021

«21» марта 2022 года          

Резолютивная часть решения оглашена «14» марта 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено «21» марта 2022 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аникиной К.Е.,

при ведении протокола с применением средств аудиозаписи секретарем Сампаевой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников недвижимости «Поселок Новый», город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1034205025183, ИНН 4205021552)

к Государственной жилищной инспекции Кузбасса, город Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс (ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789)

о признании незаконным предписания №17/1/2021/ЖК/ЖКУ-237 от 05.08.2021,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

1)Шулико Федор Владимирович (г. Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс);

2)Афлятунова Татьяна Ивановна (г. Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс);

3)Афлятунов Рустем Алмазович (г. Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс);

4)Афлятунова Наталья Владимировна (г. Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс).

при участии:

от заявителя: Амануел Ч.А., председатель правления, лист записи ЕГРЮЛ от 20.02.2021; Черпинский П.В., по доверенности от 21.07.2021;

от ГЖИ Кузбасса: Могильная А.В. по доверенности № 8 от 01.05.2021

от третьего лица: Афлятунова Т.И., паспорт;

от третьего лица: Шулико Ф.В., паспорт;

от иных третьих лиц: без участия,

у с т а н о в и л:

товарищество собственников недвижимости «Поселок Новый» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кузбасса о признании незаконным предписания №17/1/2021/ЖК/ЖКУ-237 от 05.08.2021 о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 29.10.2021 привести расчет платы за содержание общего имущества в соответствие с требованиями действующего законодательства с 01.01.2021, произвести перерасчет ранее начисленной платы за содержание общего имущества с 01.01.2021 собственникам жилых домов 96, 97 и 118А по адресу: гор.Кемерово, мкр. 15-й, квартал 8-й.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены собственники домов 96, 97 и 118А Шулико Ф.В., Афлятунова Т.И., Афлятунов Р.А., Афлятунова Н.В.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что предписание принято ГЖИ Кузбасса с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а размер платы обязательных платежей и взносов для членов товарищества установлен на общем собрании членов товарищества, следовательно, является законным.

Инспекция в отзыве на заявление просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Шулико Ф.В., Афлятунова Т.И., Афлятунов Р.А. представили письменные пояснения, считают оспариваемое предписание неисполнимым.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили предписание отменить. Представитель ГЖИ Кузбасса возражал против удовлетворения требований. Шулико Ф.В., Афлятунова Т.И. считают оспариваемое предписание неисполнимым.

Афлятунов Р.А., Афлятунова Н.В., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, заявлений, ходатайств не направили.

Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания Афлятунова Р.А. и Афлятуновой Н.В.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании распоряжения заместителя начальника инспекции №17/2021/ЖК/ЖКУ-237 от 27.07.2021 с целью проверки фактов, указанных в обращении от 18.06.2021 №РО4232/10504/2021/ОБ-РО/0 о нарушении прав потребителей, установлено, чтопо адресу г. Кемерово, мкр. 15-й, квартал 8-й, д. 96, 97 и 118А начисление платы за жилищные услуги с домовладения противоречит действующему жилищному законодательству, начисление должно осуществляться с квадратного метра занимаемого помещения, что является нарушением части 1 статьи 158 ЖК РФ.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки №17/2021/ЖК/ЖКУ-237 от 05.08.2021.

В адрес заявителя вынесено оспариваемое предписание №17/1/2021/ЖК/ЖКУ-237 от 05.08.2021 о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно статье 10 Федерального закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

ГЖИ Кузбасса действует на основании Положения, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.06.2014 № 235, и входит в систему исполнительных органов государственной власти Кемеровской области как исполнительный орган государственной власти Кемеровской области специальной компетенции.

Инспекция организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. По результатам проверок принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по выявлению, предупреждению и пресечению выявленных нарушений.

В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.06.2014 № 235, основанием для выполнения требований инспекции является выданное предписание на устранение выявленных нарушений при использовании, эксплуатации и обеспечении сохранности жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от формы собственности и предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Как следует из материалов дела, проверка деятельности ТСН «Поселок Новый» проводилась на основаниираспоряжения заместителя начальника инспекции №17/2021/ЖК/ЖКУ-237 от 27.07.2021 о проведении внеплановой документарной проверки, которое, в свою очередь, вынесено на основании мотивированного представления от 26.07.2021 с целью проверки фактов, указанных в обращении от 18.06.2021 №РО4232/10504/2021/ОБ-РО/0 о нарушении прав потребителей.

В соответствии с требованиями части 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц может быть проведена по ряду оснований органами государственного контроля после согласования с органом прокуроры по месту осуществления деятельности юридического лица. Порядок согласования с органами прокуратуры внеплановой документарной проверки Федеральным законом № 294-ФЗ не определен.

В распоряжении заместителя начальника инспекции №17/2021/ЖК/ЖКУ-237 от 27.07.2021 и акте проверки №17/2021/ЖК/ЖКУ-237 от 05.08.2021 указано на проведение внеплановой документарной выездной проверки.

Представитель ГЖИ Кузбасса в судебном заседании пояснил, что указание на выездную проверку является технической ошибкой, опиской, фактически инспекцией проводилась внеплановая документарная проверка.

Председатель правления ТСН «Поселок Новый» в судебном заседании также пояснил, что проверка Инспекцией по месту нахождения ТСН «Поселок Новый» не проводилась.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вопреки доводам заявителя, Инспекцией проводилась внеплановая документарная проверка, а не внеплановая выездная проверка. Доказательств обратного представителем заявителя не представлено.

Соответственно, поскольку в настоящем случае инспекцией проводилась внеплановая документарная проверка, то согласование с органами прокуратуры не требовалось.

С учетом изложенного суд считает, что проверка ГЖИ Кузбасса в отношении ТСН «Поселок Новый» проведена законно, в связи с чем отклоняет доводы заявителя в данной части.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (часть 1 статьи 7); общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом; общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (часть 1 статьи 44); решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном данным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46); обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153); собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено; для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

В соответствии с пунктом 103 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собраний, а также для иных лиц; если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.), решения собраний кредиторов, а также комитета кредиторов при банкротстве, решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании, решения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

 В соответствии со статьей 181.1 ГК РФ правила его главы 9.1 о решениях собраний применяются к различным решениям гражданско-правового сообщества, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное; решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

В соответствии со ст.123.12 ГК РФ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

Согласно п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 нормы ЖК РФ о товариществах собственников жилья продолжают применяться к ним и после 1 сентября 2014 года и специальными по отношению к общим положениям ГК РФ о товариществах собственников недвижимости.

В соответствии с ч.1 ст.145 ЖК РФ высшим органов товарищества собственников жилья является общее собрание членов товарищества собственников жилья.

В соответствии с п.1 ст.123.14 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа товарищества собственников недвижимости наряду с вопросами, указанными в п. 2 ст. 65.3 ГК РФ, относится также принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

В силу ч.8 ст.156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п.33 Правил № 491).

В силу пунктов 2, 3, 4 ч.1 ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.

Таким образом, пп.2 ч.1 ст.137 ЖК РФ товариществу собственников жилья предоставлено право определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в МКД, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию МКД, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели. Согласно п.3 ч.1 ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения. Следовательно, при избранном способе управления МКД размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников жилых и нежилых помещений определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной этим собранием сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. Такой вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 09.11.2010 по делу №4910/10.

В силу положений статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Собственники в коттеджных поселках, как и собственники помещений в многоквартирных домах обязаны нести расходы на содержание общего имущества независимо от фактического пользования этим имуществом (статья 39 ЖК РФ).

Поскольку данная обязанность возникает в силу закона, собственник должен возмещать управляющей организации затраты, понесенные ею на управление и содержание имущества общего пользования, безотносительно к наличию между ними договорных отношений.

Как установлено судом, ТСН «Поселок Новый» создано 01.07.2002, основным видом деятельности является управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, дополнительными - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки; является добровольным объединением граждан - собственников жилых домов, созданным ими для совместного использования имущества, в силу закона находящегося в их общей собственности и (или) в общем пользовании, созданным в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, других законодательных и иных нормативных актов. Для достижения целей, предусмотренных Уставом, Товарищество вправе заниматься хозяйственной деятельностью. Предметом деятельности Товарищества является совместное использование имущества, в силу закона находящегося в их общей собственности и (или в общем пользовании, и управление им в установленных законодательством пределах, распоряжение общим имуществом, которое обслуживает жилые дома в микрорайоне № 15 Рудничного района г. Кемерово (п.1.1 Устава).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 28.12.2021 N 55-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 7, части 1 статьи 44, части 5 статьи 46, пункта 5 части 2 статьи 153 и статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т.С. Малковой» проживание на территории такого комплекса («комплекс индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой» или «жилищно-земельный комплекс») обычно предполагает пользование не только объектами его инфраструктуры, но и услугами, оказываемыми тем или иным (главным образом частным) субъектом (субъектами), по организации охраны, соблюдению контрольно-пропускного режима, обслуживанию дорог, ливневой канализации, сетей инженерно-технического обеспечения, ландшафтной инфраструктуры, по уборке территории, вывозу твердых бытовых отходов и т.д.

Действующее законодательство, не устанавливая правового статуса комплексов индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой, не регламентирует состав и правовой режим имущества общего пользования в этих комплексах, а равно не регулирует отношения по управлению этим имуществом и его содержанию. Действующее законодательство регулирует отношения, связанные с использованием имущества, функционально и технически предназначенного для обслуживания жилых помещений применительно к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, которое принадлежит им на праве общей долевой собственности (статья 290 ГК Российской Федерации и статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом нормативно установлен и состав этого общего имущества, к которому в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491) относятся земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, элементы здания (конструктивные элементы, инженерные системы, общие помещения), а также иные объекты, расположенные на том же участке и предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, объединенные общим функциональным назначением, заключающимся в создании условий для достойной жизни людей посредством обеспечения возможности эксплуатировать помещения в доме, исходя из жизненных потребностей их собственников и пользователей, в соответствии с техническими и санитарными требованиями.

Имущество общего пользования в комплексах индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой обладает - в сравнении с общим имуществом в многоквартирном доме - принципиально иными характеристиками, важнейшей из которых является пространственная обособленность объектов общего пользования от жилых домов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2016 № 23-П).  Данная особенность - наряду с отсутствием основанного на указании закона права общей долевой собственности на эти объекты у собственников участков и домов в такого рода комплексах - предопределила отсутствие в законодательстве универсальной модели правового регулирования, которая полностью опиралась бы на правовой режим общего имущества в многоквартирном доме и распространяла свое действие на отношения, связанные с имуществом общего пользования в жилищно-земельных комплексах.

Должен обеспечиваться баланс, с одной стороны, интересов лиц, являющихся собственниками имущества общего пользования и понесших расходы на его создание (приобретение) и содержание, а с другой стороны, интересов собственников участков и домов в жилищно-земельном комплексе, которые могут пользоваться указанным имуществом и получать от этого полезный эффект.

Подобный баланс предполагает, что при определении размера соответствующих расходов должны соблюдаться требования разумности и обоснованности, а собственникам участков и домов предоставлено не только номинальное право участвовать в принятии решений, касающихся управления имуществом общего пользования и его содержания (включая установление правил определения и изменения платы за управление данным имуществом и его содержание), но и реальная возможность формировать свою общую волю, в частности, за счет справедливого (с учетом известных жилищному законодательству гарантий) порядка созыва собрания указанных лиц, его организации и принятия им решений.

Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 06.06.2000 №9-П, от 10.04.2003 №5-П) в отсутствие прямо предусмотренной законом обязанности собственников земельных участков и жилых домов в жилищно-земельном комплексе нести расходы, связанные с содержанием имущества общего пользования, принадлежащего на праве собственности иному лицу, наиболее эффективным основанием для возложения на собственников участков и домов указанной обязанности может выступать договор, заключенный ими с управляющей организацией или с иным лицом, оказывающим услуги по управлению имуществом общего пользования и по его содержанию. Такой договор может определять, в том числе размер платы за оказание соответствующих услуг и порядок ее изменения.

Согласно п. 8.1 Устава ТСН Общее собрание членов Товарищества является высшим органом управления Товарищества и созывается в порядке, установленном настоящим уставом.

В силу пп. 10 п. 8.2 Устава ТСН к исключительной компетенции Общего собрания членов Товарищества относится, в том числе, установление размера обязательных платежей и взносов для членов Товарищества.

Статьей 7 ЖК РФ установлено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Судом установлено, что решениями общего собрания членов ТСН «Поселок Новый» и иных лиц, имеющих право на голосование, принимались в том числе следующие решения об установлении размера обязательных ежемесячных взносов:

-    протоколом очередного общего собрания членов ТСН «Поселок Новый» от 07.06.2018 утвержден размер обязательного ежемесячного взноса на общие нужды товарищества в размере 1 000 рублей с каждого домовладения с 01.07.2018 (вопрос №6 повестки);

-    протоколом внеочередного общего очно-заочного собрания членов ТСН «Поселок Новый» (собственников недвижимого имущества) по повестке дня внеочередного общего очно-заочного собрания, проведенного с 16.11.2019 по 30.11.2019 по адресу: 650002, г.Кемерово, Рудничный район, микрорайон № 15 (Поселок Новый), утверждены смета доходов и расходов на 2020 год и размер обязательного ежемесячного взноса с одного домовладения в размере 1 000 рублей (для домовладения без подключения к газопроводу - 817 рублей (вопрос №2 повестки).

Таким образом, отношения по установлению размера платы урегулированы в установленном законом порядкесоглашением участников ТСН, что свидетельствует о невозможности применения в настоящем случае по аналогии закона статьи 158 ЖК РФ.

Согласно п.1 ст.181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее 50% от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Согласно п.111 постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 решение собрания может быть оспорено в суде в течение 6 месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (пункт 5 статьи 181.4 ГК РФ), если иные сроки не установлены специальными законами.

Заинтересованными лицами (Шулико Ф.В., Белоусовым А.В.) было реализовано право на обжалование решений общего собрания членов ТСН.

Судом установлено, что решением Рудничного районного суда г. Кемерово от 26.12.2019 по делу № 2-1691/2019, вступившим в законную силу, Шулико Ф.В. отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения очередного общего собрания членов ТСН «Поселок Новый» от 07.06.2018 по п.6 повестки дня об утверждении обязательного ежемесячного взноса в размере 1000 рублей с каждого земельного участка на нужды товарищества с 01.07.2018.

Решением Рудничного районного суда г. Кемерово от 21.10.2020 по делу № 2-1117/2020, вступившим в законную силу, истцам Шулико Ф.В. и Белоусову А.В. отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения общего собрания ТСН «Поселок Новый», проведенного с 16.11.2019 по 30.11.2019.

Таким образом, судом установлено, что размер обязательных ежемесячных взносов был определен решением общего собрания ТСН «Поселок Новый», при этом указанное решение судом недействительным не признано, в связи с чем члены ТСН должны исполнять решения, принятые на общих собраниях.

Исходя из принципа добросовестности участников гражданских правоотношений (пункты 3 и 4 статьи 1 ГК РФ) управляющая организация или иное лицо, оказывающее услуги по управлению имуществом общего пользования в жилищно-земельном комплексе и по его содержанию, не вправе действовать произвольно, навязывая другой стороне договора заведомо невыгодные для нее условия. Это могут быть, например, включение в предмет договора услуг (работ), выходящих за рамки объективно необходимых для надлежащего содержания имущества общего пользования, установление стоимости услуг, явно превышающей их рыночную стоимость, отнесение к имуществу общего пользования объектов, фактически не предназначенных для удовлетворения общей потребности жителей в комфортных условиях проживания, и т.п.

В Апелляционном определении Кемеровского областного суда от 13.05.2021 по делу № 2-1117/2020 указано, что ТСН было создано, в том числе, для обслуживания сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электрических сетей, предназначенных для предоставления услуг собственникам жилых домов, расположенных на территории товарищества. Учитывая то обстоятельство, что услугами ТСН по организации бесперебойной подачи водоснабжения, благоустройства территории, текущего ремонта общего имущества, пользуется большинство собственников жилых домов, связаны единой системой водоснабжения, газоснабжения и электрическими сетями, невозможно оказание таких услуг только ограниченному кругу лиц, поскольку положительный результат в виде благоустроенной территории, исправных и работоспособных систем водоснабжения и электроснабжения будет неизбежно доступен собственникам других жилых домов в пределах обслуживаемой ТСН территории.

Согласно ч. 3 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Поскольку судом общей юрисдикции был установлен факт оказания ТСН услуг по организации бесперебойной подачи водоснабжения, благоустройства территории, текущего ремонта общего имущества, то доводы третьих лиц об обратном судом не принимаются. 

Из пояснений ТСН «Поселок Новый» следует, что оно несет обязанность по обслуживанию (организации обслуживания) следующего общего имущества собственников объектов недвижимости, расположенной в 15 микрорайоне г.Кемерово:

1)  место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов;

2)  сеть газоснабжения в составе: наземный газопровод высокого давления протяженностью 917м, газопровод низкого давления протяженностью 5170м, газорегуляторный пункт (ПГБ).

Согласно приложению к постановлению Администрации г.Кемерово от 30.08.2019 №2260 «О создании на территории города Кемерово мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов», в 15 микрорайоне г.Кемерово образована одна площадка накопления твердых коммунальных отходов - 1 квартал, дом №13, на котором расположен специализированный контейнер объемом 7,6 куб.м. Доказательства принятия решений общим собранием членов ТСН «Посекло Новый» о приобретении контейнеров, устройства площадки для размещения контейнера, доказательства несения ТСН «Поселок Новый» соответствующих затрат в материалах дела имеются.

Обязанности ТСН «Поселок Новый» по содержанию сети газоснабжения установлены договором безвозмездного пользования имуществом № КЗ-20/78 от 10.02.2020, заключенного между ТСН «Поселок Новый» (Ссудодатель) и ООО «Газпром газораспределение Томск» (Ссудополучатель), согласно п.1.1 которого Ссудополучатель получил в безвозмездное пользование от Ссудодателя следующее имущество, используемое для газоснабжения индивидуальных жилых домов, расположенных в 15 микрорайоне г.Кемерово, в т.ч. домов, принадлежащих Третьим лицам: наземный газопровод высокого давления протяженностью 917м; газопровод низкого давления протяженностью 5170 м;  газорегуляторный пункт (ПГБ).

Отношения сторон по договору безвозмездного пользования (ссуды) регулируются, в том числе ст.ст. 689-701 ГК РФ. В соответствии со ст. 695 ГК РФ Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования. Обязанности Истца по договору безвозмездного пользования установлены, в т.ч.:

- п.2.1.2 договора - в части внесения в ЕГРН сведений об охранной зоне;

- п.2.1.4 договора - в части несения расходов по локализации аварий, ликвидацию инцидентов, аварийных ситуаций и их последствий, возникших по вине третьих лиц;

- п.2.3.1 договора - в части производства неотделимых улучшений (например, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение или капитальный ремонт).

Таким образом, ТСН, вопреки доводам третьих лиц, обязано нести расходы, связанные с содержанием указанного имущества.

Судом установлено, что состав и размер платы определен с учетом объективной необходимости соответствующих услуг для надлежащего содержания имущества общего пользования, его использования именно для удовлетворения общей потребности жителей комплекса в комфортных условиях проживания. При произвольном установлении платы у членов ТСН и иных лиц имеется возможность судебной защиты; обязательность решений, принятых общим собранием собственников по вопросам указанной платы, обусловлена наличием гарантий, обеспечивающих возможность всех собственников участвовать в таких собраниях, периодичность их проведения, подотчетность и информационную открытость управляющей организации (ТСН) перед собственниками; наличествуют организационно-правовые механизмы, позволяющие обеспечить осознанное принятие на себя собственником (притом что он имеет фактическую возможность пользоваться имуществом общего пользования и извлекает полезный эффект из оказываемых управляющей организацией услуг) обязательств, касающихся внесения указанной платы.

По мнению инспекции и согласно акту проверки ТСН производит начисления платы, установленной протоколом внеочередного общего очно-заочного собрания членов ТСН «Поселок Новый» (собственников недвижимого имущества), проведенного с 16.11.2019 по 30.11.2019, в размере 1000 рублей с домовладения, однако начисление должно осуществляться с квадратного метра занимаемого помещения, что является нарушением части 1 статьи 158 ЖК РФ.

Однако протоколом внеочередного общего очно-заочного собрания членов ТСН «Поселок Новый» (собственников недвижимого имущества) по повестке дня внеочередного общего очно-заочного собрания, проведенного с 16.11.2019 по 30.11.2019, утверждены смета доходов и расходов на 2020 год и размер обязательного ежемесячного взноса с одного домовладения в размере 1 000 рублей (для домовладения без подключения к газопроводу - 817 рублей (вопрос №2 повестки).

При таких данных у органа государственного жилищного надзора отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания.

Выдавая оспариваемое предписание, инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, вмешавшись в гражданско-правовые отношения собственников жилых домов (исходя из аналогии закона) и ТСН, в отсутствие доказательств признания судом недействительным протокола внеочередного общего очно-заочного собрания членов ТСН «Поселок Новый» по вопросу утверждения размера платы.

Остальные доводы сторон судом рассмотрены, правового значения для рассмотрения спора не имеют. Доводы третьих лиц фактически сводятся к несогласию с размером платы и нелегитимности общего собрания членов ТСН, однако данные обстоятельства предметом настоящего спора не являются. Более того, они уже были предметом рассмотрения судов общей юрисдикции.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, а также то, что предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание ГЖИ Кузбасса является незаконным, поскольку оснований для его вынесения не имелось в связи с отсутствием нарушений законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу положений статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

требования товарищества собственников недвижимости «Поселок Новый» удовлетворить.

Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Кузбасса №17/1/2021/ЖК/ЖКУ-237 от 05.08.2021.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Кузбасса (ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) в пользу товарищества собственников недвижимости «Поселок Новый» (ОГРН 1034205025183, ИНН 4205021552) 3000 (три тысячи) рублей судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                              Аникина К.Е.