АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
http://www.kemerovo.arbitr.ru
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05
город Кемерово Дело №А27-20743/2015
13 января 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 13 января 2015 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола секретарем судебного заседания Вотиновой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Втормет», г. Кемерово
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области, г. Кемерово
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя – ФИО1 – представитель по доверенности от 28.03.2014 №34/13, паспорт;
от Управления Росприроднадзора – ФИО2 – представитель по доверенности от 14.01.2015 №5, сл. удостоверение,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Втормет» (далее – «Общество», «ООО «Втормет») обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее – «Управление», «Росприроднадзор») с заявлением о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в непринятии решения по заявлению ООО «Втормет» №10-5/3732 от 14.04.2015 на получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обязании Росприроднадзора устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Втормет» путем выдачи разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по установленной форме либо представления мотивированного отказа в выдаче указанного разрешения; взыскании с Управления в пользу ООО «Втормет» судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Лица, участвующие в деле извещены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»), обеспечили явку представителей в судебное заседание 29.12.2015.
Представитель ООО «Втормет» в заявлении и его представитель в судебном заседании настаивая на том, что бездействие Управления, выразившееся в непринятии решения по заявлению на получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нарушает права и законные интересы ООО «Втормет» в части соблюдения заявителем законодательства по охране окружающей среды при ведении предпринимательской деятельности, является незаконным, указывает на следующие обстоятельства.
14.04.2015 ООО «Втормет» подало в Управление заявление на получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (вх. № 10-5/3732).
В соответствии с пунктом 8.1. Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), территориальный орган Росприроднадзора принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на выбросы в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителя.
Несмотря на то, что указанный срок истек 01.06.2015, в нарушение указанного требования заинтересованным лицом до настоящего времени не принято решение по заявлению №10-5/3732 от 14.04.2015 о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения.
На основании изложенного, Общество просит удовлетворить заявленные требования. Подробнее доводы ООО «Втормет» изложены в заявлении.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявленных Обществом требований, ссылаются на то, что ООО «Втормет» 14.04.2015 в Управление было представлено заявление №10-5/3732 на получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) для 18 промышленных площадок по отдельным производственным территориям. Однако, государственная пошлина за выдачу указанного разрешения платежным поручением №3527 от 02.04.2015 оплачена только на сумму 3500 руб.
Между тем, при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Управление руководствуется Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.07.2011 №650 (далее – «Административный регламент»).
В соответствии с пунктом 1.1 Административного регламента количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, устанавливаются по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения в соответствии с его ОКАТО (ОКТМО) с обобщением в целом по хозяйствующему субъекту) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому надзору.
Письмом от 17.04.2015 №14-5/2113 Управление уведомило ООО «Втормет» о приостановлении рассмотрения материалов в соответствии с пунктом 21.1 Административного регламента по причине некомплектности представленных материалов, а именно: обязанность по уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пункт 116 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации) выполнена не в полном объеме.
На основании изложенного Управление просит суд отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований. Подробнее возражения Росприроднадзора изложены в отзыве.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав пояснения представителей заявителя и Управления, суд установил.
14.04.2015 ООО «Втормет» подало в Управление заявление на получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которое было зарегистрировано Управлением под вх. №10-5/3732.
28.04.2015 в адрес ООО «Втормет» поступило Уведомление №14-5/2113 Управления о приостановлении рассмотрения материалов по причине некомплектности предоставленных документов, а именно, в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату государственной пошлины за выдачу 18 разрешений.
Поскольку ООО «Втормет» посчитало, что необходимость оплачивать государственную пошлину за выдачу разрешения по каждому объекту отсутствует, Обществом 06.05.2015 в адрес Управления было направлено письмо №408 с просьбой дать разъяснения со ссылкой на нормативные акты о необходимости оплаты государственной пошлины в ином размере, чем было уплачено ООО «Втормет» при подаче заявления.
16.06.2015 Обществом было получено письмо Росприроднадзора №14-5/3212 о необходимости оплатить государственную пошлину за выдачу 18 разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории.
03.09.2015 ООО «Втормет» в адрес Управления было направлено письмо с требованием принять решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на выбросы в установленном порядке.
Поскольку разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Втормет» выдано не было, Общество посчитало, что Управлением допущено бездействие, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании такого бездействия незаконным.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие доводы и возражения участвующих в деле лиц, суд считает заявленные Обществом требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Часть 1 статьи 198 АПК РФ предусматривает право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Росприроднадзор, в обоснование правомерности занятой им позиции ссылается на то, что им не было допущено бездействия в выдаче Обществу соответствующего разрешения на выбросы, поскольку Управление письмом от 17.04.2015 №14-5/2113 уведомило ООО «Втормет» о приостановлении в соответствии с пунктом 21.1 Административного регламента рассмотрения представленных Обществом материалов по причине их некомплектности, а именно, в связи с выполнением не в полном объеме обязанности по уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ч. 1 ст. 333.33 п. 116 Налогового кодекса Российской Федерации).
Анализ указанных доводов Росприроднадзора позволяет суду сделать следующие выводы.
Так, согласно пункту 20 Административного регламента в рамках исполнения государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы осуществляются следующие административные процедуры:
- выдача разрешения на выбросы или мотивированный отказ в его выдаче;
- приостановление действия разрешения на выбросы;
- возобновление действия разрешения на выбросы;
- аннулирование разрешения на выбросы;
- выдача дубликата разрешения на выбросы.
Административная процедура по выдаче разрешения на выбросы в соответствии с пунктом 21.1 Административного регламента включает следующие административные действия:
- прием материалов Заявителя;
- назначение ответственного должностного лица;
- проверка комплектности представленных материалов Заявителя;
- рассмотрение материалов Заявителя, подготовку проекта и последующее издание приказа о выдаче разрешения на выбросы или об отказе в выдаче разрешения на выбросы;
- оформление разрешения на выбросы;
- выдача разрешения на выбросы;
- внесение информации о выдаче разрешения на выбросы в соответствующий информационный ресурс (журнал, банк данных) и передача в архив Росприроднадзора документов и материалов, представленных Заявителем для выдачи разрешения на выбросы.
Основанием для начала административного действия является поступление в территориальный орган Росприроднадзора Заявления и прилагающихся материалов в соответствии с пунктом 10 настоящего Регламента. Регистрация материалов Заявителя осуществляется в течение 1 рабочего дня. Результатом действия являются зарегистрированные в установленном порядке входящие материалы Заявителя.
Ответственный исполнитель в течение 5 рабочих дней рассматривает материалы Заявителя (в случае реорганизации Заявителя в течение 1 рабочего дня) на соответствие перечню документов, указанных в пункте 10 Регламента, и в случае выявления некомплектности материалов Заявителя готовит проект письма Заявителю о приостановлении рассмотрения материалов по причине их некомплектности, которое передается на визирование начальнику уполномоченного подразделения и на подпись заместителю руководителя территориального органа Росприроднадзора, курирующему вопросы в области охраны окружающей среды и имеющему право подписи в соответствии с должностным регламентом.
Кроме того, из анализа текста пункта 21.1 Административного регламента не усматривается, что период приостановления рассмотрения материалов по причине их некомплектности ограничен каким-либо сроком.
Поскольку из представленных Управлением материалов усматривается, что после подачи Обществом заявления на получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, данное заявление было зарегистрировано Управлением 14.04.2015 под №10-5/3732, а 28.04.2015 в адрес ООО «Втормет» поступило Уведомление Росприроднадзора №14-5/2113 о приостановлении рассмотрения материалов по причине некомплектности предоставленных документов, у суда отсутствуют основания считать, что Управлением было допущено бездействие в рамках административной процедуры «Выдача разрешения на выбросы или мотивированный отказ в его выдаче».
При этом, вопрос о правомерности приостановления Росприроднадзором рассмотрения материалов, представленных ООО «Втормет» для получения разрешения на выбросы, не может быть рассмотрен судом, так как уведомление от 28.04.2015 №14-5/2113 о приостановлении рассмотрения материалов не оспорено заявителем, несмотря на предложение суда уточнить предмет заявленных требований.
Поскольку в рамках рассматриваемого дела ООО «Втормет» оспаривает бездействие Управления, доводы Общества о незаконности приостановления Росприроднадзором рассмотрения поданных Обществом материалов не подлежат оценке судом, так как выходят за рамки предмета заявленных требований.
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «Втормет» требований о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в непринятии решения по заявлению ООО «Втормет» №10-5/3732 от 14.04.2015 на получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Поскольку в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано, расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение в месячный срок со дня его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Я. Драпезо