ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-21284/19 от 12.11.2019 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

 город Кемерово                                                                             

«12» ноября 2019  года                                                                        Дело № А27-21284/2019

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.Н. Гатауллиной,  рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению ответственностью «Драйвавто», город  Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной  службы  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в городе  Кемерово, Кемеровская область, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 06.08.2019 № 1188   

без вызова сторон

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Драйвавто» (далее – заявитель, ООО «Драйвавто», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной  службы  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в городе Кемерово (далее – административный орган, Управление Роспотребнадзора) по делу об административном правонарушении от  06.08.2019 № 1188. 

Определением арбитражного суда от 17.09.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Лица, участвующие в деле  в соответствии со статьей 123 АПК РФ надлежащим образом извещены о рассмотрении дела  в порядке упрощенного производства.

08.10.2019 административный орган представил отзыв на заявление и материалы по делу об административном правонарушении.  

В обоснование заявленного требования ООО «Драйвавто» ссылается на отсутствие  события и состава вменяемого административного правонарушения. Считает, что общество   при заключении договоров с покупателями предоставляет им исчерпывающую информацию о товаре, в том числе и в соответствии с Законом № 2300-1. Указывает, что каких-либо особенностей по порядку предоставления информации о товаре при продаже автомобилей Правила №55 не содержат. В данных Правилах также отсутствует требование на указание комплектации реализуемого автомобиля. Таким образом, полагает, что нормативными актами не установлено обязательное требование по письменному доведению до покупателя информации обо всех опциях автомобиля,  входящих в базовую комплектацию, исключительно в договоре и спецификации к нему.  Данная информация может быть доведена до сведения покупателя любым иным принятым для такого рода товара способом, в наглядной и доступной для покупателя форме. Кроме того, общество полагает, что размер административного штрафа несоизмерим с тяжестью совершенного правонарушения, ссылается на возможность применения статей 4.1.1., 2.9 КоАП РФ. Подробнее доводы изложены в заявлении.  

В отзыве на заявление административный орган возражает против требований заявителя. Считает оспариваемое постановление о назначении административного наказания  законным и обоснованным, против доводов заявителя возражает, вину общества  считает доказанной.  Подробнее доводы Управления  изложены в отзыве.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

            Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

06.08.2019 территориальным отделом в г. Кемерово Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в отношении ООО «Драйвавто» вынесено постановление по делу об административном правонарушении №1188 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд признает требования заявителя подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с  частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании и проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается  противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере защиты прав потребителей, касающиеся информирования потребителя, в частности, о предлагаемых товарах и реализуемых услугах и об исполнителе.

Объективная сторона заключается в действиях (бездействии) исполнителя, выразившихся в уклонении от исполнения или в ненадлежащем исполнении обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации.

Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) товара, режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) установлено положениями статей 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей, Закон N 2300-1).

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Пунктом 2 статьи 8 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в статье 8 Закона N 2300-1 закреплено право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и реализуемых им товарах (услугах), а в статье 10 - корреспондирующая названному праву безальтернативная (императивная) обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) по информированию потребителя.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 14.06.2019 по 04.07.2019 в отношении ООО  «Драйвавто» на основании пп. «в» и. 2 ч. 2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проведена внеплановая выездная проверка.

Основанием для проведения проверки послужило поступившее в Территориальный отдел обращение потребителя (вх. № 1958/Ж-2019 от 07.05.2019, № 1988/Ж-2019 от 07.05.2019).

ООО «Драйвавто» предоставлены следующие документы: устав, приказ № 1, договор субаренды нежилого имущества № 07-09/18 от 18.09.2018; договор купли- продажи № 28/480/КР от 26.01.2019 с приложениями №№ 1, 2; согласовательный лист, типовую форму договора купли-продажи, приказ об ее утверждении, претензия потребителя от 08.02.2019, ответ на претензию от 08.02.2019, письменные пояснения.

Из оспариваемого постановления Управления Роспотребнадзора следует, что обществом допущено нарушение ч. 2 ст. 10 Закона N 2300-1, п. 6 Правил N 918, п. 11 Правил N 55: до сведения покупателей (в договорах купли-продажи, на информационных листах, расположенных на передней панели демонстрационных образцов автомобилей) не доведена информация об основных потребительских свойствах товара и основных характеристиках автомобилей (отсутствуют существенные условия, влияющие на осуществление движения автомобиля (наличие коробки передач (механика, автомат, вариатор, робот)); данные о мощности двигателя, данные об усилители руля (гидроусилитель, электроусилитель); расход топлива, в том числе по экологическому стандарту, наличие антиблокировочной системы; характеристики безопасности автомобиля).

Согласно части 1 статьи 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными нормативными правовым актами и обычно предъявляемым к розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 8 Закона о защите прав потребителей).

В пунктах 1, статьи 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 11, 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров; объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В пунктах 57, 58 Правил продажи отдельных видов товаров указано, что автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним должны пройти предпродажную подготовку, виды и объемы которой определяются изготовителями продукции. В сервисной книжке на товар или ином заменяющем ее документе продавец обязан сделать отметку о проведении такой подготовки; при демонстрации предлагаемого к продаже товара обеспечивается свободный доступ к нему покупателя.

Лицо, осуществляющее продажу, при передаче товара проверяет в присутствии покупателя качество выполненных работ по предпродажной подготовке товара, а также его комплектность. Вместе с товаром покупателю передается также товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, марка товара, номера его агрегатов, дата продажи и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу (пункт 60 Правил продажи отдельных видов товаров).

На основании анализа приведенных норм, суд приходит к выводу о том, что в них не установлено обязательное требование по письменному доведению до покупателя информации обо всех опциях автомобиля, входящих в базовую комплектацию, исключительно в договоре и спецификации к нему. Данная информация может быть доведена до сведения покупателя любым иным принятым для такого рода товара способом, в наглядной и доступной для покупателя форме; в данных правилах отсутствует требование на указание комплектации реализуемого автомобиля.

Кроме того, из договора 28/480/КР от 26.01.2019 следует, что покупатель подтверждает, что получил от продавца информацию о товаре в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".

Также из подписанных Покупателем документов, Договора купли-продажи и приложений к нему видно, что наличествует согласование условий договора, в том числе по характеристикам приобретаемого автомобиля и его цене, что подтверждается подписанным договором купли-продажи, приложения №1 к Договору купли-продажи, приложения №2 к Договору купли-продажи, согласовательного листа. В п.2 приложения №1 к договору купли-продажи покупатель подтверждает, что до подписания настоящего документа и Акта приема-передачи автомобиля он осмотрел, проверил ТС, и его устроили: комплектация ТС; установленное дополнительное оборудование. Таким образом, Покупатель был в полной мере ознакомлен с условиями заключения договора купли- продажи и выразил свое согласие с данными условиями. Свою подпись на указанных документах, а также в договоре купли-продажи автомобиля Покупатель не оспаривает, равно не оспаривает факт исполнения Обществом своих обязательств. В соответствии с п. 10.2. Договора настоящий Договор выражает все соглашения и понимание между участвующими Сторонами в отношении всех упомянутых в нем вопросов. При этом все предыдущие обсуждения, обещания между сторонами в устной форме либо письменной форме, если таковые имелись, теряют силу и заменяются текстом настоящего договора. В соответствии с п. 10.3. Договора все изменения и дополнения к настоящему договору будут действительны только в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны обеими сторонами. В соответствии с п. 3.5. Договора при отсутствии замечаний Покупателя по ассортименту, количеству, качеству и комплектности Товара Стороны составляют и подписывают Акт приема-передачи Товара (Приложение №2 к настоящему Договору, являющемуся его неотъемлемой частью). Согласно п. 3.6. в случае обнаружения несоответствия ассортимента, количества, качества, комплектности Товара, а также при обнаружении внешних повреждений и прочих недостатков, Покупатель обязан заявить об этом Продавцу в письменной форме. Перед заключением Договора Покупатель осмотрел автомобиль, проверил его комплектность и качество. Никаких скрытых дефектов и недостатков Покупателем не выявлено, и в Акте приема-передачи не указано. Покупатель после прочтения собственноручно поставил свою подпись на каждой странице договора купли-продажи.

26.01.2019, в момент получения автомобиля, Покупателем подписан акт приема- передачи автомобиля без замечаний, согласно пунктам 4-5 которого, покупатель подтверждает, что проверил комплектность и качество ТС при приемке. Техническое состояние ТС удовлетворительное и соответствует нормам. Претензий у Покупателя к Продавцу по качеству передаваемого ТС, его комплектности и документам не имеется. Продавец не несет ответственности за недостатки ТС, не подлежащие исправлению по гарантии, после его передачи Покупателю. Покупатель подтверждает, что ему разъяснены условия гарантийного обслуживания и ремонта ТС, а также перечень неисправностей и дефектов, которые неизбежно будут возникать в процессе эксплуатации ТС, связанных с естественным износом деталей и узлов, не подлежащие замене и исправлению по гарантии.

26.01.2019 Покупателем собственноручно написан согласовательный лист, в соответствии с которым, он, находясь в здравом уме и твердой памяти, без оказания чьего- либо давления, самостоятельно принял решение приобрести автомобиль в кредит. С условиями, порядком погашения кредита, ответственностью за просрочку платежа и несоблюдение условий кредитного договора, ознакомлен и согласен. Первоначальный взнос в размере 100 000 рублей в кассу автосалона оплачен. Скидка в размере 15 000 рублей в автосалоне получена. Техническое состояние автомобиля удовлетворительное и соответствует пробегу и условиям договора. Тест-драйв не был пройден, при визуальном осмотре недостатков в автомобиле не выявлено. С перечнем установленного на автомобиль дополнительного оборудования согласен. Со стоимостью предмета залога 950 000 рублей ознакомлен и согласен. Претензий к банку ООО «Банк Оранжевый» и ООО «Драйвавто» не имеет.

Таким образом, ООО «Драйвавто» при заключении договора с покупателем предоставило  ему исчерпывающую информацию о товаре, в том числе и в соответствии с законом о защите прав потребителей.

В тексте Договора купли-продажи автомобиля № 28/480/КР от 26.01.2019 и приложений к нему нет указаний на подробную комплектацию автотранспортного средства, так как подобных требований не содержит Приказ МВД № 399 от 26.06.2018 г. «Об утверждении правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения


министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России», регламентирующий правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 Приказа МВД России от 07.08.2013 № 605 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2013 № 30048) установлен перечень документов, представляемых заявителями при постановке на государственный учет автотранспортных средств. Согласно п. 15.5 Административного регламента заявитель представляет документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно абзацу 3 данного пункта к документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся: заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат. Согласно Приложения №1 к указанному Административному регламенту указан исчерпывающий перечень реквизитов- сведений о транспортном средстве. Комплектация транспортного средства не является обязательным реквизитом для указания в договоре.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд не может согласиться с выводами административного органа о том, что у общества  имеется обязанность доводить до сведения потребителя информацию о наличии коробки передач (механика, автомат, вариатор, робот)); данные о мощности двигателя, данные об усилители руля (гидроусилитель, электроусилитель); расход топлива, в том числе по экологическому стандарту, наличие антиблокировочной системы; характеристики безопасности автомобиля), поскольку из содержания положений п. 1, п. 2 ст. 8, п. 1-3 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, п. 6 Правил №918 данного  следует.

Исходя из буквального толкования ст. 14.8 КоАП РФ, а также из того, что все необходимые характеристики  автомобиля в Договоре приведены (марка, модель, идентификационный номер, тип ТС, номер двигателя, цвет, страна-производитель), то есть из договора можно установить какой именно товар является предметом купли-продажи, суд считает, что обществом покупателю предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.

Доказательств того, что в рассматриваемом случае до потребителя продавцом не была доведена предусмотренная действующим законодательством информация именно в отношении автомобиля как товара, предусмотренного договором купли-продажи, в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности не отражены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности административным органом события вменяемого обществу административного правонарушения.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие события и состава административного правонарушения.

Учитывая вышеустановленные обстоятельства, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом в действиях общества события и состава вмененного ему правонарушения.

Таким образом, руководствуясь положениями части 2 статьи 211 АПК РФ суд считает, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене, а требование заявителя подлежат удовлетворению.

В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.  

Руководствуясь статьями 167-170, 181, 210, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,   суд

р е ш и л:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной  службы  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в городе  Кемерово  по делу об административном правонарушении от 06.08.2019 № 1188.  

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме. Решение, вступившее в законную силу, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

             Судья                                                                                                        Н.Н. Гатауллина