АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело №А27-21880/2021
«24» февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена «16» февраля 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено «24» февраля 2022 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи в режиме онлайн-заседания секретарем судебного заседания Минаковой В.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Кемеровской области по адресу: 650000, <...>, заявление акционерного общества «ФИО1 лифтостроительный завод», г. Москва, г. Щербинка (ОГРН <***>; ИНН
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН <***>; ИНН <***>)
об оспаривании решения от 27.07.2021 № 042/10/18.1-1368/2021
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:
– Министерство жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса Кузбасса, г. Кемерово (ОГРН <***>; ИНН <***>);
- общество с ограниченной ответственностью «ЛИФТСЕРВИС» (ОГРН <***>; ИНН <***>);
- общество с ограниченной ответственностью «Компания промышленного альпинизма «Работа на высоте» (ОГРН <***>; ИНН <***>);
- общество с ограниченной ответственностью «Мосрегионлифт» (ОГРН <***>; ИНН <***>);
- общество с ограниченной ответственностью «ПКФ Сиблифт» (ОГРН <***>; ИНН <***>);
- общество с ограниченной ответственностью ТД «Объединенные лифтостроительные заводы – Уфа» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
при участии:
от заявителя: ФИО2, представитель, доверенность от 17.03.2021 № 88, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт (участвует в онлайн-заседании);
от антимонопольного органа: ФИО3, представитель, доверенность от 01.04.2021 № 1, диплом о высшем юридическом образовании, удостоверение;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса Кузбасса: ФИО4, представитель, доверенность от 11.01.2022 № 5, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт;
от ООО «ЛИФТСЕРВИС»: не явились, надлежаще извещены;
от ООО «Компания промышленного альпинизма «Работа на высоте»: не явились;
от ООО «Мосрегонлифт»: не явились;
от ООО «ПКФ Сиблифт»: не явились, надлежаще извещены;
от ООО ТД «Объединенные лифтостроительные заводы – Уфа»: не явились, надлежаще извещены;
у с т а н о в и л:
акционерное общество «ФИО1 лифтостроительный завод» (далее – заявитель, АО «ЩЛЗ», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – УФАС КО) о признании недействительным решения от 27.07.2021 № 042/10/18.1-1368/2021.
Определением суда к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса Кузбасса, г. Кемерово, общество с ограниченной ответственностью «ЛИФТСЕРВИС», общество с ограниченной ответственностью «Компания промышленного альпинизма «Работа на высоте», общество с ограниченной ответственностью «Мосрегонлифт», общество с ограниченной ответственностью «ПКФ Сиблифт», общество с ограниченной ответственностью ТД «Объединенные лифтостроительные заводы – Уфа».
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, изложил доводы в обоснование своей позиции по настоящему спору.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель считает оспариваемое решение незаконным и нарушающим права АО «ЩЛЗ» в сфере предпринимательской деятельности. Отмечает, что документация по предварительному отбору № 2.ПО.ЛО.21 содержит требования, не предусмотренные Положением № 615, что влечет их незаконность. Лицо, которое соответствует требованиям ст.55.5 ГрК и имеет свидетельство саморегулируемой организации в силу требований закона, обладает квалифицированным персоналом для выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Указывает, что установление Министерством требования о наличии у участников определенного числа монтажников как условия включения участника в РКПО является завышенным и не согласуется с требованиями ГрК и подпункта «о» пункта 23 Положения № 615. Более подробно доводы изложены в заявлении.
Кемеровское УФАС в письменном отзыве, представитель Кемеровского УФАС в судебном заседании указали, что считают оспариваемое решение законным и обоснованным. Считает, что отсутствуют основания предполагать, что права или законные интересы Общества могли быть ущемлены или нарушены оспариваемым решением. Указывает, что заявителем не доказано нарушения оспариваемым решением антимонопольного органа его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление и дополнениях к отзыву.
Представитель Министерства в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.
В представленном ранее отзыве Министерство указывает на то, что считает принятое Кемеровским У ФАС решение законным и обоснованным. Считает, что указанное требование не противоречит подпункту «б» пункта 38 Постановления № 615, поскольку Заявка на участие в предварительном отборе должна содержать «копии дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала». действие Соглашения распространяется на все организации лифтовой отрасли, а оценка и подтверждение квалификации персонала выполняющего работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифта осуществляется в порядке, установленном Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1204. Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
Третьи лица, уведомленные в порядке ст. 123 АПК РФ о дате, месте и времени судебного заседания явку представителей не обеспечили, заявлений, ходатайств не направили.
Суд в порядке статьи 156 АПК РФ провел судебное заседание в отсутствие представителей неявившихся лиц.
12.01.2022 от ООО ТД «Объединенные лифтостроительные заводы - Уфа» поступил отзыв. В данном отзыве общество просит признать незаконным оспариваемое решение в полном объеме. Указывает, что Документация по предварительному отбору № 2.ПО.ЛО.21 содержит требования, не предусмотренные Положением № 615, что влечет их незаконность. Отмечает, что решением УФАС России по Кемеровской области от 27.07.2021 г. нарушены права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
От ООО «ПКФ Сиблифт» поступил отзыв на заявление, в котором просит заявленные требования удовлетворить. Указывает, что ООО «ПКФ Сиблифт» поддерживает позицию заявителя АО «ЩЛЗ» в части того, что УФАС по Кемеровской области не разобрался в существе жалобы и вынес решение, которое нарушает права АО «ЩЛЗ» в предпринимательской деятельности. ООО «ПКФ Сиблифт» соглашается с доводами АО «ЩЛЗ» о незаконности следующих требований установленных документацией по предварительному отбору № 2.П0.Л0.21. Также согласны с доводами АО «ЩЛЗ», что в документации о проведении предварительного отбора указано завышенное требование о том, что в состав Заявки включаются копии свидетельств о квалификации, что не предусмотрено Положением № 615. Считает, что У ФАС по Кемеровской области ошибочно признал законными действия Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса по включению указанных выше требований в аукционную документацию. Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, лиц, участвующих в деле, суд установил следующее:
01.07.2021 г. комиссией по предварительному отбору Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса на официальном сайте единой информационной системы закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт, ЕИС) http://www.zakupki.gov.ru/ размещено извещение №013920000112100010 о проведении предварительного отбора на право включения в РКПО для оказания услуг и (или) выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт и документация Предварительного отбора № 2.ПО.ЛО.21.
Согласно раздела V «Требования к участникам предварительного отбора» документации о проведении Предварительного отбора к участникам Предварительного отбора установлено требование о соответствии участников, изложенным требованиям в разделе.
Согласно пп. «л» п. 4 раздела VI «Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в предварительном отборе» в состав Заявки включаются копии трудовых книжек и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), копии дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, копии свидетельств о квалификации, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, установленного п. «л» Требований к участникам предварительного отбора.
Пп. «л» раздела V «Требования к участникам предварительного отбора» документации о проведении Предварительного отбора установлено следующее Требование:
наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации: количество
квалифицированного персонала определяется на основании трудозатрат основных рабочих, отраженных в локальном сметном расчете на каждый вид работ, квалификация персонала подтверждается наличием удостоверения и свидетельства, подтверждающих квалификацию. При этом следует учитывать, что для выполнения замены лифтового оборудования одного лифта необходимы:
- монтажник - 2;
- начальник монтажного участка - 1;
- сварщик - 1;
- мастер-сварщик по руководству и техническому контролю - 1.
Таким образом, согласно указанному требованию документации о проведении предварительного отбора необходимое количество специалистов установлено в количестве не менее 2 (двух) специалистов по месту основной работы, сведения о которых должны быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства (НОСТРОЙ) и не менее 5 (пяти) иных специалистов, наименование которых отсутствует в Положении № 615.
21.07.2021 в адрес Кемеровского У ФАС России поступила жалоба АО «ФИО1 лифтостроительный завод» (вх. № 518 8э) на действия на действия Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса при утверждении Документации о проведении предварительного отбора № 2.П0.Л0.21 (извещение 013920000112100010 от 02.07.2021 размещено на сайте zakupki.gov.ru), выразившиеся в установлении в пи. «л» раздела V «Требования к участникам предварительного отбора» Документации о проведении предварительного отбора № 2.ПС.Л0.21 завышенных требований к участникам.
Кемеровским УФАС России была рассмотрена в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (жалоба № 042/10/18.1- 1368/2020).
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - УФАС по Кемеровской области, антимонопольный орган) от 27.07.2021 г. № 042/10/18.1-1368/2021, признана необоснованной жалоба Акционерного общества «ФИО1 лифтостроительный завод» (далее - АО «ЩЛЗ») на решение комиссии по проведению предварительного отбора № 2.ПО.ЛО.21 извещение № 013920000112100010 от 02.07.2021 г.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя, а на государственный орган – доказать законность своих действий.
В соответствии с частью 1.1 статьи 180 и частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Положение №615).
Согласно пункту 36 указанного Положения для участия в предварительном отборе участник подает заявку в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора.
В соответствии с пунктом 48 Положения № 615 комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
В пунктах 1, 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ установлены требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, которые не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части, а именно: квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет; требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурностроительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5.1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
В силу подпункта «о» пункта 23 Положения № 615 при проведении предварительного отбора устанавливаются следующие требования к участникам предварительного отбора: наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ.
Согласно подпункту «б» пункта 38 Постановления № 615 заявка на участие в предварительном отборе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, в том числе: копии трудовых книжек и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, копии дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.
В силу пункта 53 Положения № 615 решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях: а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения; б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения; в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.
Законом установлено ограничение лишь в части минимального количества работников, которое должно быть не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ (не менее чем два специалиста по месту основной работы).
В силу прямого указания нормы подпункта «о» пункта 23 Положения № 615 требования к участникам предварительного отбора в части наличия в штате такого участника работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям, устанавливаются уполномоченным органом в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Кузбасса от 02.07.2021 г. № 97 было организовано проведение предварительного отбора квалифицированных подрядных организаций № 2.П0.Л0.21 по предмету - оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт. Данным приказом также была утверждена документация о проведении предварительного отбора № 2.П0.Л0.21 (далее - документация № 2.П0.Л0.21).
В разделе V документации № 2.П0.Л0.21 приведены требования к участникам предварительного отбора, в соответствии с которым при проведении предварительного отбора по предмету последующего электронного аукциона - оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, устанавливаются , в том числе, следующие требования:
-членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (пп. 5);
-наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации: количество квалифицированного персонала определяется на основании трудозатрат основных рабочих, отраженных в локальном сметном расчете на каждый вид работ, квалификация персонала подтверждается наличием удостоверения и свидетельства, подтверждающих квалификацию. При этом следует учитывать, что для выполнения замены лифтового оборудования одного лифта необходимы:
-монтажник - 2;
-начальник монтажного участка - 1;
-сварщик - 1;
-мастер-сварщик по руководству и техническому контролю - 1 (пп. «л»).
В соответствии с пп. «л» и. 4 раздела VI документации в составе заявки должны быть представлены следующие документы: копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, установленного пп. «л» Требований к участникам предварительного отбора.
Таким образом, пп. «л» п. 4 раздела VI документации о проведении предварительного отбора № 2.П0.Л0.21 установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих квалификацию персонала, в т.ч. свидетельства о квалификации. Данное требование распространяется в равной степени на всех участников данного предварительного отбора.
Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (вместе с «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме») утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (далее - Постановление № 615, Положение).
В соответствии с абз. 9 п. 2 Положения предварительный отбор - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.
В силу п. 3 Положения одним из принципов привлечения подрядных организаций является доступность, безвозмездность и открытость информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверность и полнота.
Согласно пп. «о» п. 23. Положения при проведении предварительного отбора устанавливаются требования к участникам предварительного отбора, в т.ч. требование о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (далее - ремонт (замена, модернизация) лифтов); наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным и. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ.
В соответствии с пп. «б» п. 38. Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным п. 23настоящего Положения: копия аттестата аккредитации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с приложением, определяющим область аккредитации, которая позволяет выполнять работы, связанные с проверками, испытаниями, измерениями при проведении обследования лифтов в соответствии с требованиями технического регламента, - в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе в части выполнения работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента.
Пунктами 1, 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:
-квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет (п. 1 ч. 6 ст. 55.5);
-требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные ст. 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы (п. 2 ч. 6 ст. 55.5).
Исходя из изложенного, в штате участника предварительного отбора должны состоять работники, соответствующие квалификационным требованиям, установленным п. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ, количество таких работников должно соответствовать количеству специалистов, указанных в п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ (в количестве не менее чем два специалиста по месту основной работы). Порядок проведения предварительного отбора по привлечению подрядных организаций установлен Постановлением № 615. Требования к участникам установлены в документации о проведении предварительного отбора. Заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, указанные в документации, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным п. 23 указанного Положения, в том числе копии дипломов, сертификатов, аттестатов, удостоверений, подтверждающих наличие у участникапредварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, позволяющие претенденту выполнять работы, связанные с проверками, испытаниями, измерениями при проведении обследования лифтов, а также работы по оценке соответствия лифтов в соответствии с требованиями технического регламента.
Минимальные требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов утверждены постановлением Правительства РФ от 11.05.2017 № 559.
Пунктом 2.1 статьи 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (вместе с «ТР ТС 011/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов») (далее - ТР ТС 011/2011) установлено, что монтаж лифта осуществляется квалифицированным персоналом по монтажу лифтов в соответствии с документацией по монтажу, содержащей указания по сборке, наладке и регулировке, а также в соответствии с проектной документацией по установке лифта.
Квалификация персонала, выполняющего работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифта, должна соответствовать положениям профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ (письмо Ростехнадзора от 21.02.2018 № 09-04- 06/1526 «О разъяснении положений постановления правительства российской федерации от 24.06.2017 №743»).
Статьей 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что, если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
В соответствии со статьей 196 ТК РФ подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Оценка квалификации специалистов, осуществляющих выполнение трудовых функций по монтажу, демонтажу и обслуживанию объектов, включая аварийнотехническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, на соответствие квалификационным характеристикам, содержащимися в профессиональных стандартах, проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Документом, подтверждающим квалификацию работника, в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о независимой оценке квалификации является свидетельство о квалификации, выданное в порядке, установленном Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204.
Таким образом, подтверждение квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ, обязательно всеми работниками, участвующими в процессах монтажа, демонтажа, эксплуатации, в том числе обслуживания и ремонта лифтов, для которых разработаны и утверждены профессиональные стандарты. Документом, подтверждающим квалификацию работника, в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о независимой оценке квалификации является свидетельство о квалификации.
Требования к персоналу сформированы на основании состава работ по проектносметной документации (локальной смете и типовому проекту на замену лифтового оборудования), которая является частью конкурсной документации электронных аукционов на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.
Согласно проектно-сметной документации при выполнении работ необходимо осуществить:
- Монтаж лифтового оборудования, при этом работы выполняются квалифицированным персоналом (п.4.2, 4.4 ГОСТ 22845-2018), возможное наименование должности, профессии которого по профессиональному стандарту "Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов" - монтажник. Минимальное количество монтажников в составе двух человек установлено в типовом проекте на замену лифтового оборудования в разделе «Основные требования по охране труда». Организация и контроль выполнения работ при монтаже лифтового оборудования осуществляется специалистом, имеющим соответствующую квалификацию (п.4.3 ГОСТ 22845-2018), возможное наименование должности, профессии которого по профессиональному стандарту "Специалист по организации монтажа электрических подъемников, лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, пассажирских конвейеров" - начальник участка;
- Сварные соединения металлоконструкций, при этом работы выполняются квалифицированным персоналом (п.4.2, 4.4 ГОСТ 22845-2018), возможное наименование должности, профессии которого по профессиональному стандарту "Сварщик" - сварщик. Организация сварочных работ с учетом их выполнения в многоквартирных домах без отселения жильцов (п.4.11 ГОСТ 22845-2018) и контроль качества сварных соединений (п.9.4 ГОСТ 22845-2018) осуществляется специалистом, имеющим соответствующую квалификацию (п.4.3 ГОСТ 22845-2018), возможное наименование должности, профессии которого по профессиональному стандарту "Специалист сварочного производства" - мастер.
Исходя из изложенного, с учетом п. 3 Положения, устанавливающего принцип доступности, безвозмездности и открытости информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверности и полноты, Комиссия Кемеровского У ФАС России пришла к выводу о том, что установление в пп. «л» раздела V «Требования к участникам предварительного отбора» Документации о проведении предварительного отбора № 2.П0.Л0.21 требований к участникам о наличии в штате, специалистов, которых необходимо учитывать для выполнения замены лифтового оборудования одного лифта, а также о предоставлении копий свидетельств, не противоречит требованиям пунктов 2, 23 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 г. №615.
С учетом изложенного судом отклонен довод заявителя о том, что в документации о проведении предварительного отбора указано завышенное требование о том, что в состав Заявки включаются копии свидетельств о квалификации, что не предусмотрено Положением».
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы АО «ЩЛЗ» (№ 042/10-18.1- 1368/2021) комиссия Кемеровского У ФАС России решила признать жалобу АО «ЩЛЗ» необоснованной.
По доводу АО «ЩЛЗ», согласно которому «требования к участникам Предварительного отбора, установленные Организатором предотбора в пп. «л» раздела V «Требования к участникам предварительного отбора» документации о проведении Предварительного отбора, о наличии в штате участника предварительного отбора работников, специалистов, которых необходимо учитывать для выполнения замены лифтового оборудования одного лифта, завышены», суд отмечает следующее.
В ранее принятом решении Кемеровского У ФАС России по жалобам от 20.01.2017 №179/11-18.1-2016, №180/11-18.1-2016, №181/11-189.1-2016 изложено, что «Действия ДЖКиДХ КО по установлению в документации по предварительному отбору № 2П0.Л0.16 по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт указанных выше требований (установлении дополнительных требований к количеству квалифицированного персонала) не противоречат положениям подпунктов «б», «в» пункта 3, подпункта «о» пункта 23, пункта 24 Постановления № 615».
Указанным решением жалобы на «дополнительные требования к количеству квалифицированного персонала в штате участника отбора» признаны необоснованными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в Решении по жалобе № 042/10/18.1-208/2021 от 01 марта 2021 г. поддержала данную точку зрения, признав жалобу подобного характера необоснованной.
Вышеуказанные решения Кемеровского У ФАС России в судебном порядке обжалованы не были.
Кроме того, в соответствии с п. 34 Положения №615 любому заинтересованному лицу предоставлено право направить в орган по ведению реестра запрос о разъяснении положений документации о проведении предварительного отбора, но от АО «ЩЛЗ» запросов о разъяснении положений документации не поступало.
Следовательно, довод АО «ЩЛЗ» о том, что были нарушены его права как вследствие установления Министерством жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса в документации, так и вследствие не рассмотрения Кемеровским У ФАС России жалобы общества по существу, что установленные в документации требования препятствуют подачи заявки общества, является необоснованным.
Таким образом, отсутствуют основания предполагать, что права или законные интересы Общества могли быть ущемлены или нарушены.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в арбитражный суд, обязано доказывать обстоятельства, на которых оно основывает свои требования.
Между тем, Заявителем не доказано нарушения оспариваемым решением антимонопольного органа его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, равно как и не конкретизировано, какое его право подлежит восстановлению путем удовлетворения требования о признании решения от 27.07.2020 г. № 042/10/18.1-1368/2021 недействительным.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что решение Кемеровского УФАС России соответствует приведенным нормам права, и, как следствие, не нарушены права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской или экономической деятельности, основания для удовлетворения заявленных требований АО «ЩЛЗ» отсутствуют. Доводы заявителя, по мнению суда, являются ошибочными.
Управление в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 АПК РФ, представило суду необходимые и достаточные доказательства законности и обоснованности оспариваемого Решения.
С учетом изложенного у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 9, 65, 167-170, 176, 180, 181, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья В.В. Власов