АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000 Тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
http://www.kemerovo.arbitr.ru, E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово
Дело № А27-21964/2014
«16» января 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2015 года
Полный текст решения изготовлен 16 января 2015 года
Арбитражный суд Кемеровской области, в составе судьи Власова В.В.,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Самойловой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Автошкола», г. Белово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель, доверенность от 29.01.2015 (копия в деле), паспорт;
от правонарушителя: неявка;
у с т а н о в и л :
Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (далее по тексту – заявитель, Кузбассобрнадзор, административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Автошкола» (далее по тексту – ООО «Автошкола», Общество, правонарушитель) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Надлежаще извещенный правонарушитель о времени и месте рассмотрения спора в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание представителя не направил, отзыв не представил, ходатайств не заявил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя правонарушителя в порядке части 3 статьи 205, статьи 156 АПК РФ по материалам, имеющимся в деле.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, судом установлено следующее.
При рассмотрении информации РЭО ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России "Беловский" от 16.10.2014 № 5/17-2804 (вх. № 2218/10-09 от 21.10.2014) должностным лицом Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, начальником отдела лицензирования и лицензионного контроля Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзора) ФИО1, были получены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Протокол об административном нарушении был составлен начальником отдела лицензирования и лицензионного контроля Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзора) ФИО1 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Автошкола"; ИНН <***>; место нахождения: улица Юности, дом 17, офис 55, г. Белово, Кемеровская область, 652600, Российская Федерация; лицензия (бессрочная) на осуществление образовательной деятельности серии А № 0003476 регистрационный номер 13670, выданная Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области 06.05.2013.
Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, Кузбассобрнадзор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, образует осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с примечанием к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с требованиями подпункта "е" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности", одним из лицензионных требований к лицензиату (в соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию) при осуществлении образовательной деятельности является наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также её заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям - для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения".
Положение о лицензировании образовательной деятельности, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности", вступило в законную силу 07.11.2013. Соответственно каждым лицензиатом, осуществляющим образовательную деятельность, с 07.11.2013 должны соблюдаться лицензионные требования, предусмотренные пунктами 6, 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
С 12.08.2014 в законную силу вступил новый нормативный правовой акт, устанавливающий требования к учебно-материальной базе организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств, - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий".
Письмом ГУОБДД МВД России от 31.07.2014 № 13/4-4860 в региональные подразделения ГИБДД направлены Методические рекомендации по порядку организации работы подразделений Госавтоинспекции по согласованию программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов и выдаче заключений о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
С 12.08.2014 региональными подразделениями ГИБДД, в том числе и Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области, проводится обследование учебно-материальной базы организаций, осуществляющих подготовку водителей автомобиля, и выдача заключений о её соответствии установленным требованиям, а также согласование образовательных программ подготовки водителей транспортных средств.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Положения о лицензирова-нии образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности", к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионных требований, предусмотренных, в том числе и подпунктом "е" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждено материалами дела, не опровергнуто правонарушителем, в рамках рассмотрения информации РЭО ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России "Беловский" от 16.10.2014 № 5/17-2804 (вх. № 2218/10-09 от 21.10.2014) Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области был сделан запрос в Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации о том, выдавалось ли Обществу с ограниченной ответственностью "Автошкола" заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, а также проводилось ли Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств Общества с ограниченной ответственностью "Автошкола".
Факт отсутствия у Общества с ограниченной ответственностью "Автошкола" заключения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о
соответствии учебно-материальной базы Общества с ограниченной ответственностью "Автошкола" установленным требованиям, образовательных программ подготовки водителей транспортных средств, согласованных с ГИБДД, подтверждён письмом Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области от 27.10.2014 исх. № 5/9275, в котором говорится о том, что согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, выдача заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям Обществу с ограниченной ответственностью "Автошкола" не проводились.
В Управление ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области по вопросу обследования учебно-материальной базы и выдаче заключения ГИБДД о её соответствии установленным требованиям, а также согласования образовательных программ с ГИБДД Общество с ограниченной ответственностью "Автошкола" в период с 07.11.2013 по 24.10.2014 не обращалось.
В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку организации работы подразделений Госавтоинспекции по согласованию программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов и выдаче заключений о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, направленными письмом ГУОБДД МВД России от 31.07.2014 № 13/4-4860 в региональные подразделения ГИБДД, сведения об организациях, получивщих заключение ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, размещаются на официальном сайте ГИБДД.
На 20.11.2014 на официальном сайте Управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области в Информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.gibdd.ru/r/42) в перечне организаций, получивших заключение ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Автощкола" отсутствовали.
При этом, согласно письму РЭО ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России "Беловский" в Кузбассобрнадзор от 24.10.2014 № 5/17-2871 (вх. № 2268/10-09 от 27.10.2014) с приложениями Общество с ограниченной ответственностью "Автошкола" не прекращало и продолжает осуществлять образовательную деятельность.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что нарушение, вменяемое Обществу нашло свое подтверждение в судебном заседании, таким образом, в действиях Общества имеется события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В то же время, в материалах дела отсутствуют и Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения им лицензионных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявителем доказан факт наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол составлен должностным лицом в пределах его компетенции и компетенции административного органа. Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
При указанных обстоятельствах заявление о привлечении к административной ответственности суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Представитель административного органа в ходе судебного разбирательства указал, что просит суд применить к правонарушителю меру ответственности в виде приостановления деятельности, так как предприятие продолжает противоправную деятельность (подтверждено дополнительно представленными доказательствами, свидетельствующими о том. что автошкола набирает учеников для обучения по соответствующим категориям), при этом уже привлекалось к административной ответственности, штрафы не уплачивает, по месту регистрации и осуществления деятельности не находится, лицензию не сдает в лицензирующий орган, следовательно, для пресечения противоправной деятельности следует приостановить деятельность Общества с целью представления времени для устранения нарушений или начала процедуры аннулирования лицензии.
Суд находит данное требования также подлежащим удовлетворению и полагает, что в данном случае к правонарушителю следует применить меру ответственности в виде приостановления деятельности сроком на 60 суток, по следующим основаниям.
Согласно абз. 2 части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части названного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности - исключительная мера. Природа данного вида наказания заключается в том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель лишается возможности осуществлять свою профильную деятельность, направленную на извлечение прибыли. Организация или предприниматель оказываются исключенными из хозяйственного оборота продолжительностью до 90 суток.
Принимая во внимание приведенные нормы, суд, назначая наказание в виде приостановления деятельности Общества исходит из того, что неоднократные привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ не достигли своей цели ( пресечение и прекращение нарушений), являются неоплаченными, при этом Общество продолжает противоправную деятельность ( не имея соответствующей учебной базы продолжает осуществлять набор учеников для получения водительских удостоверений различных категорий), что в свою очередь ведет к созданию угрозы жизни и здоровью граждан, юридических лиц, так как производится обучение, дающее право сдавать экзамен на получение водительских удостоверений на управление источниками повышенной опасности (транспортными средствами) и отсутствие сведений о принятии Обществом мер по устранению выявленных нарушений. Также принимая во внимание, что предпринимательская деятельность Общества может быть возобновлена при устранении нарушений ( в том числе до истечения 60 суток) и что для пресечения ( в случае продолжения) деятельности необходимо инициировать процедуру аннулирования лицензии, производство по которой возможно после приостановления деятельности предприятия, суд считает, что мера ответственности в виде приостановления деятельности Общества сроком на 60 суток является соразмерной, справедливой и направленной на пресечение выявленных нарушений и их продолжение.
Руководствуясь статьями 69, 168 – 170, 180, 181, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общество с ограниченной ответственностью «Автошкола» (652600, <...>, ОГРН <***>, дата внесения записи – 20.02.2013, ИНН <***>) и назначить наказание в виде приостановления деятельности сроком 60 суток.
Срок приостановления деятельности следует исчислять с даты вступления решения в законную силу.
Решение ступает в законную силу в течение десяти дней с даты принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья В.В. Власов