АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-22617/2021
18 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи М. А. Сарафанниковой при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Суворовым В. П.,
при участии представителя заинтересованного лица ФИО1 по доверенности от 10.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ», город Междуреченск, Кемеровская область-Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, город Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании решений,
третьи лица: ФИО2, город Междуреченск Кемеровской области – Кузбасса,
ФИО3, город Междуреченск Кемеровской области – Кузбасса,
общество с ограниченной ответственностью «Интакт», город Междуреченск, Кемеровская область-Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>),
у с т а н о в и л:
В Арбитражный суд Кемеровской области 03.11.2021 поступило заявление Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу об оспаривании решений, выраженных в уведомлении от 09.09.2021 №КУВД-001/2021-3437297/1 об отказе в государственной регистрации принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимости - здания площадью 72,1 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 42:28:09010003:60; а также в уведомлении от 09.09.2021 №КУВД-001/2021-3437297/1 об отказе в государственной регистрации принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимости - части производственного здания площадью 401,4 кв. м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 42:28:0101001:2285; об обязании устранить допущенные нарушения.
Определением суда от 09.11.2021 заявление принято к производству.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица считала требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к отзыву.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили, о начале судебного процесса извещены надлежащим образом в порядке статей 121-123 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителя заинтересованного лица, судом установлено следующее.
В Управление 19.08.2021 (№ MFC-0561/2021-261214-1, № MFC-0561/2021- 261457-1) в порядке межведомственного информационного взаимодействия поступили заявления Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ» о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекты недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером 42:28:0101001:2285 и здание с кадастровым номером 42:28:0901003:60, расположенные по адресу: <...>.
К указанным заявлениям приложены письма органов местного самоуправления, государственной власти от 07.07.2021 № 05/1-12/282, от 29.06.2021 № 735, от 20.07.2021 № 252, от 22.07.2021 № 42-СО-10/8143, от 09.07.2021 № 13-07/707, содержащие информацию об отсутствии сведений в отношении спорных объектов недвижимости в реестрах государственного имущества Кемеровской области - Кузбасса, муниципального и федерального имущества.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов, государственным регистратором прав установлено, что по сведениям ЕГРН в отношении помещения с кадастровым номером 42:28:0101001:2285 и в отношении здания с кадастровым номером 42:28:0901003:60 содержатся актуальные записи о зарегистрированных правах.
При наличии в ЕГРН записи о зарегистрированном праве собственности на указанное имущество исключаются обстоятельства, необходимые для постановки бесхозяйной вещи на учет: вещь не имеет собственника, собственник вещи неизвестен, собственник отказался от права собственности на вещь. Прекращение деятельности юридического лица - собственника имущества, в связи с исключением его из ЕГРЮЛ, само по себе не влечет исключение из ЕГРН сведений о зарегистрированных правах такого юридического лица на имущество.
Учитывая наличие указанных обстоятельств, в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 34 Закона о регистрации (имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и сведениями о таком объекте недвижимости, содержащимися в ЕГРН), абзацем 2 пунктом 12 Порядка (из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным), 09.09.2021 (№ КУ В Д-001/2021- 34375297/1, № КУВД-001/2021-34261635/14) государственным регистратором прав приняты решения о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия в отношении спорных объектов недвижимости.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, изучив доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании пунктов 1, 3 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, для постановки бесхозяйной вещи на учет необходимо наличие хотя бы одного из обстоятельств: вещь не имеет собственника, собственник вещи неизвестен, собственник отказался от права собственности на вещь.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регламентируются нормами федерального законодательства, в частности Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).
Пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона о регистрации определено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Согласно пункту 4 Порядка, процедура принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества включает в себя: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и соответствующих документов; проверку документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом о регистрации к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в ЕГРН о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктами 5,6 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований, с обязательным приложением документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532.
Частями 10, 16 статьи 32 Закона о регистрации установлено, что для постановки недвижимого имущества на учет как бесхозяйного, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы, перечисленные в пункте 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3- 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Закона о регистрации в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532.
Таким образом, для реализации заявителем права по постановке на учет вещи в качестве бесхозяйной, необходимо в порядке межведомственного информационного взаимодействия направить заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей с обязательным приложением заявления собственника об отказе от права (в данном случае, заявление от учредителей ликвидированного юридического лица) и документов, подтверждающих, что отказ от права получен от учредителей.
При этом, пунктом 12 Порядка предусмотрено, что заявление о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, в том числе, если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
То есть, принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного может быть осуществлено лишь при наличии документов, свидетельствующих о том, что данный объект недвижимого имущества является бесхозяйным. Орган местного самоуправления имеет возможность обратиться в орган, осуществляющий учетно-регистрационные действия, с соответствующим заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного лишь того имущества, статус которого как бесхозяйного подтвержден безусловно.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ЕГРН в отношении помещения с кадастровым номером 42:28:0101001:2285 и в отношении здания с кадастровым номером 42:28:0901003:60 содержатся актуальные записи о зарегистрированных правах ООО «Горная Шория» (ИНН: <***>) за № 42-01/05-17/2003-134 от 19.12.2003 и за № 42-01/05-17/2003-135 от 19.12.2003 соответственно.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО «Горная Шория» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 09.11.2012 прекратило деятельность юридического лица на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (недействующее юридическое лицо). Также согласно сведениям ЕГРЮЛ, учредителями ООО «Горная Шория» являются - ФИО3 и ФИО2.
Исключение организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа не препятствует кредитору в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество. Дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса, согласно которому исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 указанного Кодекса ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)).
Согласно пункту 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса, пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ (действующим на дату рассмотрения спора) регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету; такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса).
В силу части 7 статьи 63 ГК РФ (в редакции на дату исключения общества из ЕГРЮЛ) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Таким образом, по общему правилу, в случае ликвидации юридического лица право собственности на имущество такого юридического лица переходит к его учредителям (участникам), а не становится бесхозяйным.А учредители ООО «Горная Шория», являясь правопреемниками правообладателя спорных объектов недвижимости, вправе заявить свои права в отношении объектов недвижимости, принадлежащих ООО «Горная Шория».
При этом документов, свидетельствующих об отказе общества, его учредителей от права собственности на спорное имущество, равно как и доказательств признания названных объектов бесхозяйным имуществом в судебном порядке, установленном статьей 290 ГПК РФ, Комитетом при подаче заявления в регистрирующий орган не представлялось.
При таких обстоятельствах суд полагает, что данные объекты недвижимости, записи о правообладателе которых (ООО «Горная Шория») внесены в ЕГРП, не являются бесхозяйными и не могут быть поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества.
Стоит отметить, что согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Следовательно, до тех пор, пока сведения о правах не исключены из ЕГРН, оснований считать, что вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, отказался от права собственности (п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ), у органа регистрации прав не имеется.
Ввиду изложенного суд считает правомерным вывод об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований в спорной ситуации для принятия на учет объектов недвижимого имущества.
При этом суд отмечает, что заявитель не лишен возможности обратиться в данном случае с соответствующим иском в судебном порядке, установленном статьей 290 ГПК РФ (Подача заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь) либо представить в регистрирующий орган соответствующие доказательства отказа правообладателей от права собственности.
Более того, судом установлено, что в отношении помещения с кадастровым номером 48:28:0101001:2285 в ЕГРН содержатся актуальные записи об ограничении (обременении) прав (ипотеке) от 17.04.2019 №42-42-05/004/2009-451 и о запрете на осуществление регистрационных действий от 23.09.2011 №42-42-05/018/2011-383 в пользу ЗАО «Распадская финансово-промышленная компания» (ИНН <***>), которое реорганизовалось в ООО «Распадская финансово-промышленная компания» (ИНН <***>), которое, в свою очередь, ликвидировалось, однако ранее из которого выделилось ООО «Интакт» (ИНН <***>).На дату рассмотрения спора доказательств исключения из ЕГРН указанных сведений заявителем не представлено. По сведениям заинтересованного лица, постановление судебного пристава о снятии ограничений в Управление Росреестра на дату судебного разбирательства не поступало, иного из материалов дела не следует. Кроме того, представленное заявителем постановление о снятии запрета от 15.11.2021 было вынесено после принятия заинтересованным лицом оспариваемых решений, обоснованность которых проверяется на дату их принятия.
Принимая во внимание имеющиеся сведения об ограничениях, невозможно достоверно исключить вероятность обращения правопреемника лица, в пользу которого зарегистрировано обременение в отношении нежилого помещения, с соответствующим заявлением о распределении имущества ликвидированного юридического лица при наличии кредиторской задолженности.
Кроме того, в силу абзаца 2 пункта 9 Порядка, наличие в ЕГРН записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация от таких ограничениям (обременениях) прав известна заявителю, за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд соглашается с доводами заинтересованного лица в той части, что запись о запрете на осуществление регистрационных действий будет являться препятствием для внесения сведений о бесхозяйном недвижимом имуществе.
Кроме этого, наличие в отношении помещения с кадастровым номером 42:28:0101001:2285 в ЕГРН сведений об ограничении (обременении) прав (ипотеке) от 17.04.2009 № 42-42-05/004/2009-451 и о запрете на осуществление регистрационных действий от 23.09.2011 № 42-42-05/018/2011-383, является одним из оснований для возврата заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи и прилагаемых к нему документов, в соответствии с абзацем 5 пункта 12 Порядка.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ» о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, выраженных в уведомлениях от 09.09.2021 №КУВД-001/2021-3437297/1, от 09.09.2021 №КУВД-001/2021-3437297/1 и обязании устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь статьями 65, 167-170, 180, 181, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья М. А. Сарафанникова