ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-22941/17 от 17.01.2018 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                  Дело № А27-22941/2017

24 января 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2018 года

Полный текст решения изготовлен 24 января 2018 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола секретарем судебного заседания Ватутиной Д.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Заместителя прокурора Кемеровской области, г. Кемерово

к Администрации Калтанского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Калтан

третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово

о признании незаконным бездействия Администрации, обязании совершить действия

при участии:

от заявителя – ФИО1 – служебное удостоверение ТО №218629;

от Администрации КГО, от ФГБУ «ФКП Росреестра», от Управления Росреестра – не явились,

установил:

заместитель прокурора Кемеровской области (далее – «Прокурор») обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Калтанского городского округа (далее – «Администрация КГО»), выразившегося в неисполнении обязанности по организации разработки в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», карты (плана) объектов землеустройства – территориальных зон муниципального образования «Калтанский городской округ», установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Калтанский городской округ», утвержденными решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 28.06.2013 №68-НПА, с последующими изменениями, и в ненаправлении указанной карты (плана) объектов землеустройства и содержащихся в ней сведений в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (филиал Федерального государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области); об обязании Администрации Калтанского городского округа организовать разработку в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», карты (плана) объектов землеустройства – территориальных зон муниципального образования «Калтанский городской округ», установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Калтанский городской округ», утвержденными решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 28.06.2013 №68-НПА, с последующими изменениями, и направить указанную карту (план) объектов землеустройства и содержащиеся в ней сведений в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (филиал Федерального государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области) в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

            К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – «ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее – «Управление Росреестра по КО»).

Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»); представитель заявителя присутствует в судебном заседании 17.01.2018; Администрация КГО,  третьи лица явку представителей в судебное заседание 17.01.2018 не обеспечили, заявили ходатайства о рассмотрения заявления в отсутствии своих представителей.  

            В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает заявление заместителя прокурора Кемеровской области в отсутствии представителей Администрации КГО и третьих лиц, по имеющимся в деле материалам.

Требования прокурора обоснованы ссылками на Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – «Закон о землеустройстве»), Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – «Закон о регистрации»). Прокуратура указывает, что орган местного самоуправления не выполнил предусмотренную Законом о регистрации обязанность по направлению в орган регистрации прав документов (содержащиеся в них сведения) – карты (плана) объекта землеустройства (территории муниципального образования «Калтанский городской округ») – в течение шести месяцев с даты принятия решения об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Бездействие Администрации КГО нарушает федеральный закон, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает предпосылки для произвольного отнесения земельных участков к конкретным территориальным зонам, возникновения кадастровых ошибок. Указанное нарушение приводит к неправомерному предоставлению земельных участков в нарушение документов территориального планирования и зонирования либо к необоснованным отказам в предоставлении земельных участков для ведения предпринимательской деятельности.

Администрация КГО в представленном в материалы дела отзыве согласна с заявленными требованиями, просит суд принять во внимание отсутствие в муниципальном бюджете средств на осуществление соответствующих работ, просит предоставить максимально возможный срок для выполнения указанной обязанности.       

            Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Прокурора, суд установил следующее.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – «ГрК РФ») предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – «Федеральный закон №131-ФЗ») и пунктом 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского поселения является вопросом местного значения городского поселения и относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования в соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки.

Во исполнение поручения Прокуратуры Кемеровской области Прокуратурой города Калтана была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования «Калтанский городской округ» (далее – «Калтанский городской округ») требований градостроительного законодательства при утверждении и реализации правил землепользования и застройки территорий, в ходе которой выявлены нарушения. В частности, установлено, что решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 28.06.2013 №68-НПА утверждены Правила землепользования и застройки Калтанского городского округа (далее – «Правила»).

Решениями Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 16.12.2013 №88-НПА, от 30.12.2015 №167-НПА, от 21.12.2016 №11-НПА в Правила внесены изменения, касающиеся сведений о территориальных зонах, их границ, количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

Данные решения опубликованы в отдельном приложении «Официальный вестник» к городской газете «Калтанский вестник» от 11.07.2013 №28, от 19.12.2013 №51, от 21.01.2016 №3, от 29.12.2016 №52а.

Ссылаясь на неисполнение Администрацией КГО обязанности по передаче в орган кадастрового учета необходимых документов относительно территориальных зон, Прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Прокурор в соответствии с частью 1 статьи 52, частью 2 статьи 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, в том числе, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом деле прокурор обращается с требованиями, связанными с нарушениями прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту публичных интересов, что соответствует положениям указанных выше статей АПК РФ.

О нарушении Администрацией КГО прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту публичных интересов которых обратился Прокурор, выразившемся в невыполнении предусмотренной Законом о регистрации обязанности по направлению в орган регистрации прав документов, а именно: карты (плана) объекта землеустройства территории муниципального образования «Калтанский городской округ», свидетельствуют следующие обстоятельства.

Так, в соответствии с положениями пункта 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В силу требований частей 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки в соответствии с частью 2 статьи 30 ГрК РФ включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Согласно положениям статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – «Земельный кодекс РФ») все земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

В соответствии с положениями части 2 статьи 34 ГрК РФ границы устанавливаются по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований; естественным границам природных объектов и иным границам.

Территориальные зоны должны состоять на кадастровом учете, в противном случае невозможно достоверно установить, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, а изменение границы территориальной зоны без установления ее координат, может привести к нахождению одного земельного участка в нескольких территориальных зонах, что прямо запрещено положениями ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости (далее – «ЕГРН») является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Сведения о территориальной зоне, подлежащие внесению в ЕГРН, перечислены в статье 10 Закона о регистрации, а также в пункте 82 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943 (далее – «Порядок»).

Согласно части 7 статьи 7 Закона о регистрации орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1, части 4 статьи 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, включаемой в правила землепользования и застройки.

Статьей 32 Закона о регистрации определен перечень документов, поступающих в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений в ЕГРН исключительно в порядке информационного взаимодействия.

В соответствии с требованиями подпункта 3 части 1 статьи 32 Закона о регистрации органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

В силу части 18 статьи 32 Закона о регистрации обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о регистрации, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Законом о землеустройстве.

При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в соответствующий орган в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.

Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Закона о регистрации, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

Так согласно пункта 31 данного Постановления обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктами 3, 6 (в части установления, изменения границ территориальной зоны), 7, 15 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Требования к составлению карты (плана) объекта землеустройства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 №621.

В соответствии с пунктом 7 указанных Требований карта (план) объекта землеустройства, предназначенная для внесения сведений об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости, оформляется в виде электронного документа.

Таким образом, документом, в соответствии с которым в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о территориальной зоне, является карта (план) территориальной зоны, представляемая в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

При этом, в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 26 Закона о регистрации одним из оснований для приостановления осуществления кадастрового учета образуемого земельного участка является пересечение границ территориальной зоны.

Выявление данного обстоятельства, соответственно, возможно только в случае наличия в ЕГРН сведений о территориальной зоне.

Исходя из вышеизложенного, процедура внесения сведений о территориальной зоне в ЕГРН является обязательной.

При этом обязанность направления карты (плана) территориальной зоны для внесения в ЕГРН содержащихся в ней сведений о территориальной зоне, возложена на орган местного самоуправления, утверждающий правила землепользования и застройки.

Согласно пояснениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области Администрацией КГО было направлено письмо от 23.12.2016 №3927, а также электронный образ:

- решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 28.06.2013 №68-НПА, в соответствии с которыми были внесены изменения в Правила землепользования и застройки Калтанского городского округа;

- решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 28.06.2013 №68-НПА об утверждении Правил землепользования и застройки Калтанского городского округа.

Вместе с тем, согласно пункту 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532 при информационном взаимодействии документы, в том числе, карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, документы об установлении границ территориальных зон Калтанского городского округа в порядке, установленном статьей 32 Закона о регистрации в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области не поступали.

Факт неисполнения указанных требований подтверждается информацией директора Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области ФИО2 от 06.06.2017 №4420/11-11 и первого заместителя главы Калтанского городского округа ФИО3 от 14.09.2017 №2032, согласно которым карты (планы) территориальных зон муниципального образования «Калтанский городской округ», подготовленной в соответствии с требованиями, установленными Законом о землеустройстве в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области, не направлялись.

Поскольку Администрация КГО не направила в орган кадастрового учета необходимые документы, бездействие данного органа местного самоуправления нарушает законодательство Российской Федерации об обеспечении доступа к информации в сфере градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, в связи с чем, суд признает заявленное Прокурором требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом, способом восстановления нарушенных публичных интересов суд считает обязание Администрации КГО организовать разработку в соответствии с требованиями, установленными Законом о землеустройстве, карты (плана) объектов землеустройства – территориальных зон муниципального образования «Калтанский городской округ», установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Калтанский городской округ», утвержденными решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 28.06.2013 №68-НПА, с последующими изменениями, и направить указанную карту (план) объектов землеустройства и содержащиеся в ней сведений в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в течение не позднее 8 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.

Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, поскольку участники освобождены от ее уплаты.

Допущенную при изготовлении резолютивной части решения опечатку, касающуюся распределения судебных расходов, суд с учетом экономии процессуального времени исправляет непосредственно при изготовлении полного текста решения без вынесения отдельного определения посредством исключения из резолютивной части решения абзаца 3, абзац 4 резолютивной части решения считать абзацем 3.     

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Калтанского городского округа, выразившееся в неисполнении обязанности по организации разработки в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», карты (плана) объектов землеустройства – территориальных зон муниципального образования «Калтанский городской округ», установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Калтанский городской округ», утвержденными решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 28.06.2013 №68-НПА, с последующими изменениями, и ненаправлении указанной карты (плана) объектов землеустройства и содержащихся в ней сведений в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (филиал Федерального государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области); обязать Администрацию Калтанского городского округа организовать разработку в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», карты (плана) объектов землеустройства – территориальных зон муниципального образования «Калтанский городской округ», установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Калтанский городской округ», утвержденными решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 28.06.2013 №68-НПА, с последующими изменениями, и направить указанную карту (план) объектов землеустройства и содержащиеся в ней сведений в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (филиал Федерального государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области) в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.

Решение в месячный срок со дня его принятия  может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                  В.Я. Драпезо