ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-24356/15 от 04.02.2016 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  город Кемерово   Дело № А27-24356/2015

04 февраля 2016 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Гатауллиной Н.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению открытого акционерного общества «Холдинговая компания «Сибирский цемент», г. Кемерово (ОГРН 1044205040175, ИНН 4205070630)

к Отделению по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г. Кемерово (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133)

об оспаривании постановления №32-15-Ю/0085/3140 от 20.11.2015

без вызова сторон

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Холдинговая компания «Сибирский цемент» (далее – заявитель, ОАО «ХК «Сибцем») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного Отделением по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – административный орган, отделение Банка России) постановления №32-15-Ю/0085/3140 от 20.11.2015 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Отделение по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в пределах срока, установленного определением суда, представило письменный отзыв и материалы административного производства.

Суд, руководствуясь частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассматривает дело на основании имеющихся в деле доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в течение установленного судом срока.

В обоснование требования заявитель указывает на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, а также отсутствие события административного правонарушения. Считает, что ОАО «ХК» Сибцем» исполнило предписание Банка России в установленный срок и в полном объеме. Кроме того, полагает, что предписание Банка России направлено Обществу при произвольном толковании Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», по сути, является определением административного органа, вынесенным в соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ. Поскольку ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, невыполнение лицом требования предписания, являющегося, по сути, определением согласно ст. 29.4 КоАП РФ, не образует состава правонарушения, предусмотренного названной статьёй КоАП РФ. Подробнее доводы изложены в заявлении.

Административный орган в письменном отзыве требования заявителя не признал, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Подробно возражения изложены в письменном отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

В целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, надлежащего выполнения Банком России функций административного органа (ст. 23.74 КоАП РФ), а так же в целях истребования доказательств в рамках дела об административном правонарушении № С59-15-Д/0188, возбужденного в отношении должностного лица - президента ОАО «ХК «Сибцем» Шарыкина Олега Витальевича, в адрес Открытого акционерного общества «Холдинговая компания «Сибирский цемент» направлено предписание о предоставлении документов от 27.10.2015 № Т632-31/14193 со сроком исполнения - в течение 7 (семи) рабочих дней с даты получения предписания.

Указанное предписание было исполнено не в полном объеме, в связи с чем отделением Банка России был составлен протоколу об административном правонарушении от 17.11.2015 г. № 32-15-Ю/0085/1020. По результатам рассмотрения административного дела, 20.11.2015 Центральным банком Российской Федерации в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации вынесено постановление № 32-15-Ю/0085/3140 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 32-15-Ю/0085 в отношении ОАО «ХК «Сибцем» на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением ОАО «ХК «Сибцем» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании данного постановления.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, суд считает оспариваемое постановление не подлежащим отмене, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Предписанием о предоставлении документов от 27.10.2015 № Т632-31/14193 Банк России обязал Общество в течение 7 (семи) рабочих дней с даты получения предписания представить надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

1. Устава Общества, дополнений и/или изменений к нему, с приложением
 копий документов, подтверждающих их государственную регистрацию;

2. Свидетельства Общества о государственной регистрации;

3. Свидетельства Общества о постановке на налоговый учет;

4. Приказа о назначении Шарыкина О.В. на должность Президента Общества;

6. Организационно-распорядительных документов Общества, касающихся вопроса составления, раскрытия и хранения консолидированной финансовой отчетности;

7.Организационно-распорядительных документов Общества, касающихся распределения обязанностей при исполнении законных требований акционеров;

8. В случае отсутствия каких-либо документов, указанных в настоящем предписании, представить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

Во исполнение предписания Обществом представлены надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

1. Устава Общества, дополнений и/или изменений к нему, с приложением
 копий документов, подтверждающих их государственную регистрацию;

2. Свидетельства Общества о государственной регистрации;

3. Свидетельства Общества о постановке на налоговый учет;

4. Приказа о назначении Шарыкина О.В. на должность Президента Общества;

5. Положения о Департаменте правового обеспечения;

6. Должностной инструкции Директора по правовому обеспечению ОАО «ХК «Сибцем»;

7. Должностной инструкции ведущего юрисконсульта по правовым вопросам ОАО «ХК «Сибцем».

По непредставлению иных документов общество пояснило, что Уставом и иными локальными нормативными актами общества составление консолидированной финансовой отчетности не предусмотрено, поэтому в Обществе отсутствуют организационно-распорядительные документы Общества, касающиеся вопроса составления, раскрытия и хранения консолидированной финансовой отчетности.

Ответ на предписание подписан вице-президентом по экономике и финансам, членом Совета директоров ОАО «ХК «Сибцем» Синяковой Е.Е.

Однако, в пояснениях, ранее предоставленных вице-президентом по экономике и финансам ОАО «ХК «Сибцем», членом Совета директоров Е.Е. Синяковой от 20.05.2015, содержащихся в материалах дела № С59-15-Д/0188, указано, что решение о размещении обобщенной отчетности на корпоративном сайте общества принято топ-менеджерами Общества.

Согласно информации, содержащейся на официальном сайте в сети Интернет ОАО «ХК «Сибцем» (www.sibcem.ru) ежегодно составляет консолидированную финансовую отчетность, начиная с 2006 года.

В силу абзаца 19 пункта 1 статьи 89 Федерального закона от 26.121995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» помимо прямо перечисленных документов общество обязано хранить иные документы, предусмотренные указанным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также иные документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», общество обязано хранить, в том числе документы бухгалтерской отчетности, протоколы заседаний совета директоров, иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс, а также Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, что отражено в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ». В соответствии с пунктом 351 указанного перечня общество обязано хранить финансовую отчетность, в том числе сводную годовую (консолидированную) финансовую отчетность (в случае ее составления Обществом).

Кроме того, п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 29,07.1998 N 34н (действующего в том числе в испрашиваемом 2012 году), установлено, что при наличии у организации дочерних и зависимых обществ, помимо индивидуальной бухгалтерской отчетности, она должна составлять также сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Наличие дочерних обществ подтверждено Годовым отчетом ОАО «ХК «Сибцем» за 2014 год (размещенном на Сервере раскрытия информации Интерфакс (www.e-disclosure.ru)).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», в случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной (бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и(или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

В силу пункта 12 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» консолидированная финансовая отчетность эмитента составляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», консолидированная финансовая отчетность организации составляется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Согласно пункту 1 статьи 88 Закона об акционерных обществах общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном Законом об акционерных обществах и иными правовыми актами РФ.

На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам.

Согласно п. 19.1.29 устава ОАО «ХК «Сибцем» Совет директоров Общества утверждает годовую финансовую отчетность по МСФО (Международным стандартам финансовой отчетности).

Следовательно, исходя прямого указания закона (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»), с учетом п. 19.1.29 Устава ОАО «ХК «Сибцем» обязана составлять консолидированную финансовую отчетность, в силу закона и правовых актов Российской Федерации, Устава ОАО «ХК «Сибцем».

Кроме того, факт составления консолидированной финансовой отчетности и размещения ее в открытом доступе на сайте ОАО «ХК «Сибцем» (www.sibcem.ru) заявителем не отрицается. При этом, согласно скриншота сайта организации, консолидированная отчетность предлагалась вниманию открытому доступу граждан, а равно находится в открытом доступе в офисе компании.

Аналогичной позиции относительно необходимости составления ОАО «ХК «Сибцем» консолидированной финансовой отчетности придерживается Седьмой Арбитражный апелляционный суд во вступившем в законную силу постановлении от 15.12.2015 по делу № А27-12939/2015.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями й (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) определяется как группа.

Согласно приложению «А» к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» под консолидированной финансовой отчетностью понимается финансовая отчетность группы, в которой активы, обязательства, капитал, доход, расходы и потоки денежных средств материнского предприятия и его дочерних предприятий представлены как активы, обязательства, капитал, доход, расходы и потоки денежных средств единого субъекта экономической деятельности.

Таким образом, консолидированная финансовая отчетность - это особый вид финансовой отчетности, составление которой требует от составляющего данный вид отчетности работника наличия особых специальных знаний и навыков, включая знания и навыки работы с Международными стандартами финансовой отчетности.

Составление консолидированной финансовой отчетности холдинга является трудозатратным процессом, предполагающим допуск в бухгалтерской отчетности не только Заявителя, но и его дочерних обществ.

На основании изложенного, в трудовых отношениях с заявителем состоят работники, обладающие специальными знаниями, навыками работы с Международными стандартами финансовой отчетности, имеющие допуск к данным бухгалтерского учета и отчетности заявителя и дочерних обществ, составляющие консолидированную финансовую отчетность заявителя.

Согласно ст. 15, 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором. Трудовые права и обязанности работника определяются его должностной инструкцией.

Исходя из документов, представленных заявителем в целях исполнения п. 6 Предписания Банка России от 27.10.2015 № Т632-31/14193, а именно Положения о Департаменте правового обеспечения, должностной инструкции директора по правовому обеспечению ОАО «ХК «Сибцем», должностной инструкции ведущего юрисконсульта по правовым вопросам ОАО «ХК «Сибцем», в целях исполнения п. 5 Предписания Банка России от 27.10.2015 № Т632-31/14193, заявителем должны были представлены аналогичные документы в отношения своего внутреннего структурного подразделения и работников, осуществляющих составление, раскрытие и хранение консолидированной финансовой отчетности ОАО «ХК «Сибцем».

На основании изложенного, довод Общества об отсутствии обязанности в силу закона, Устава и иных нормативных актов составлять консолидированную отчетность, следовательно, об отсутствии документов, регулирующих ее создание в Обществе, не может быть принят во внимание и не является основанием для освобождения Общества от обязанности по представлению организационно-распорядительных документов Общества, касающихся вопроса составления, раскрытия и хранения консолидированной финансовой отчетности.

В соответствии с п. 6 абз.1 предписания о предоставлении документов от 27.10.2015 № Т632-31/14193 Банк России обязал Общество предоставить организационно-распорядительные документы Общества, касающиеся распределения обязанностей при исполнении законных требований акционеров.

Обществом предоставлены следующие документы: положение о Департаменте правового обеспечения, должностная инструкция Директора по правовому обеспечению ОАО «ХК «Сибцем», должностная инструкция ведущего юрисконсульта по правовым вопросам ОАО «ХК «Сибцем».

Согласно справке ОАО «ХК «Сибцем», содержащейся в материалах дела № С59-15-Д/0188, подписанной Вице-президентом по экономике и финансам, членом Совета директоров ОАО «ХК «Сибцем» Синяковой Е.Е., действовать без доверенности в силу закона, представлять интересы Общества в отношениях с акционерами уполномочен единоличный исполнительный орган, Президент ОАО «ХК «Сибцем» Шарыкин О.В. Кроме Президента ОАО «ХК «Сибцем» представлять интересы Общества в отношениях с акционерами, в том числе представлять документы по запросам акционеров в порядке ст. 91 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» уполномочен только вице-президент Общества по экономике и финансам Синякова Е.Е.

Документ, касающийся распределения обязанностей при исполнении законных требований акционеров (приказ о распределении обязанностей либо иной документ, подтверждающий полномочия Вице-президента по экономике и финансам Синяковой Е.Е., президента Шарыкина О.В.), в рамках выполнения Предписания Банка России по данному основанию не представлен.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ заключается в невыполнении в установленный
 срок предписания Банка России.

Под невыполнением в срок предписания Банка России понимается как нарушение срока выполнения предписания, так и выполнение предписания Банка России не в полном объеме в указанный этим предписанием срок или уклонение от выполнения предписания Банка России в целом.

Поскольку открытым акционерным обществом «Холдинговая компания «Сибирский цемент» в полном объеме не представлены документы по выполнению п. 5 абз. 1 предписания Банка России от 27.10.2015 № Т632-31/14193, документы по выполнению п. 6 абз.1 Предписания Банка России от 27.10.2015 № Т632-31/14193 представлены не в полном объеме, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О
 Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом от
 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»,
 Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
 законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку
 Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере
 финансовых рынков» Банку России переданы полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.

Согласно пункту 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» Банк России вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным Федеральным законом от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

На основании изложенного, предписание Банка России от 27.10.2015 № Т632-31/14193 вынесено в строгом соответствии с действующим законодательством, по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Процессуальных нарушений со стороны административного органа как при возбуждении дела об административном правонарушении, так и при его рассмотрении, судом не установлено.

Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ОАО «ХК «Сибцем» требований о признании незаконным и отмене постановления№32-15-Ю/0085/3140 от 20.11.2015 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

  Руководствуясь статьями 167 - 170, 210, 211, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

 Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.Н. Гатауллина