АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
www.kemerovo.arbitr.ru
e-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело №А27-24733/2015
10 ноября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 ноября 2016 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола секретарем судебного заседания Дериглазовой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области, г. Кемерово
об оспаривании постановления о назначении административного наказания №НВЗАТ-364/7 от 24.11.2015,
при участии:
от заявителя – ФИО1 - - представитель по доверенности от 04.02.2016 №66-2016/УК, паспорт; ФИО2 – представитель по доверенности от 07.04.2016 №745-2016/УК, паспорт;
от Росприроднадзора – не явились,
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (далее – «Общество», «ОАО «УК «Кузбассразрезуголь») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее – «Управление», «Росприроднадзор») о признании незаконным постановления о назначении административного наказания №НВЗАТ-364/7 от 24.11.2015.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»); обеспечили явку представителей в судебное заседание 31.10.2016.
Общество в заявлении и его представитель в судебном заседании, настаивая на удовлетворении заявленных требований, считают оспариваемое постановление Управления незаконным и необоснованным, прежде всего, в силу того обстоятельства, что в его действиях отсутствуют состав и событие вмененного ему административного правонарушения.
В подтверждение указанного довода ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» ссылается на то, что Постановление Правительства Российской Федерации №921 регулирует утверждение нормативов потерь только при добыче. Определение охранных целиков, в которых добыча не осуществляется, и порядок отнесения запасов в охранных целиках к общешахтным потерям регулируется Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче.
При этом Общество отмечает, что фактические потери при добыче по пласту 9а за 2012 год составили 25,06%, при нормативе 26,19%. В связи с чем, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» считает, что недропользователь не допустил сверхнормативных потерь при добыче и правомерно отнес балансовые запасы в охранном целике, доступ к которым был закрыт в связи с доработкой пласта 9а, в количестве 14 тыс. тонн, к общешахтным потерям.
Роспироднадзор, по мнению заявителя, не изучил должным образом всю необходимую документацию предприятия, в результате чего сделал неправомерные выводы о не подтверждении расчетами и графическими материалами отнесение 14 тыс. тонн к общешахтным потерям по пласту 9а в 2012 году.
Между тем, Общество не допусткало сверхнормативные потери угля в недрах на участке «Алардинский-Центральный» по пласту 9а.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФлицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
А в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы о нарушении Управлением требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – «Федеральный закон №294-ФЗ») представитель ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» в судебном заседании не поддерживает.
Подробнее доводы Общества изложены в заявлении.
Управление в отзыве и его представители в судебном заседании, возражая против доводов ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», ссылаются на следующее.
В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче промышленные запасы рассчитываются по каждому строящемуся, проектируемому и резервным горизонтам путем исключения из балансовых запасов категорий А+В+С1 эксплуатационных, общешахтных и потерь у геологических нарушений, а также запасов, нецелесообразных к отработке.
Как следует из пункта 2.7 Инструкции, проектными потерями являются часть балансовых запасов угля, которая предусматривается к безвозвратному оставлению в недрах при отработке всех запасов шахты (разреза). Они складываются из потерь общешахтных, эксплуатационных и у геологических нарушений.
Согласно пункта 3.5 Инструкции к общешахтным (общекарьерным) потерям относятся запасы: в предохранительных целиках под различными зданиями, сооружениями и природными объектами, расположенными на земной поверхности; запасы в целиках, оставленных для охраны буровых скважин, вертикальных и наклонных стволов, уклонов и других капитальных горных выработок и капитальных съездов на разрезах, барьерных целиках, в целиках у границ безопасного ведения горных работ.
Проектной документацией «Проект разработки участка «Алардинский-Восточный-1»...» промышленные запасы угля приняты «путем исключения из балансовых запасов угля в технических границах участка эксплуатационных потерь». При этом временно неактивные запасы в охранных и барьерных целиках под горные работы ш. Алардинская ОАО «УК «Южкузбассуголь» по категории А+В+С1 составляют 5481 тыс. тонн.
В соответствии с пунктом 3.9 Инструкции нормативные (плановые) размеры целиков и угольных пачек по каждой выемочной единице (участку) отражаются на плане участка и вертикальных разрезов к нему. Здесь же приводится расчет нормативных (плановых) потерь в тоннах и процентах в целом по выемочной части и местам их образования.
ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» не были представлены сведения из проектной документации «Проект разработки участка «Алардинский-Восточный-1»...» о списании общешахтных потерь по горизонтам и выемочным единицам.
В копии книги первичного учета состояния и движения запасов Алардинского месторождения по пласту 9а движение запасов отражено до 2003 года без указания глубины отработки запасов, из чего не возможно сделать вывод о количестве общешахтных потерь, оставшихся по пласту 9а на 2012 год.
В соответствии с пунктом 18.1.6 Инструкция по производству маркшейдерских работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 №73, исходные чертежи подземных горных выработок пополняются не реже одного раза в месяц, пополнение разрешается вести в карандаше; закрепление изображения объектов тушью выполняется по мере проложения подземных полигонометрических ходов, но не реже двух раз в год. Изображение подземных горных выработок, производимых в близи и в пределах границ опасных зон у затопленных и загазованных выработок, барьерных и предохранительных целиков на рабочих планах закрепляют тушью в течении суток по завершению съемки.
Также Росприроднадзор отмечает, что на выкопировке с исходной графической документацией (жесткой основы) профиля 70, пополненной по состоянию на 01.09.2015, не были нанесены границы шахтных полей и границы опасных зон у затопленных выработок по пластам, бермы у границ шахтных полей, границы охранных целиков от шахтных горных выработок, границы барьерных целиков по пластам.
В связи с чем, Управление считает, что Общество не подтвердило расчетами и графическими материалами отнесения 14 тыс. тонн общешахтных потерь по пласту 9а в 2012.
При этом, Управление исходит из того, что в данном случае днем выявления является день составления протокола об административном правонарушении №НВЗАТ-364/7, следовательно, именно с этого дня начинается исчисление срока привлечения общества к административной ответственности. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания, по мнению административного органа, не истек.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав представителей ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» и Управления, суд установил.
По итогам проведения Управлением в отношении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» плановой выездной проверки Росприроднадзором был составлен акт проверки, протокол об административном правонарушении, в котором выявленные административным органом нарушения права пользования недрами со стороны Общества были квалифицированы в качестве правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» Управлением 24.11.2015 было вынесено постановление о назначении административного наказания №НВЗАТ-364/7, в соответствии с которым ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Посчитав указанное постановление незаконным и необоснованным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы, Общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела, а согласно части 7 указанной статьи АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из материалов административного производства, Обществу вменяется совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, объективная сторона которого заключается в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В подтверждение совершения Обществом указанного правонарушения Управление ссылается на то, что ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» нарушило абзац «г» пункта 4.2 Условий лицензионного соглашения лицензия КЕМ 11710ТЭ, а именно допустило сверхнормативные потери угля в недрах на участке «Алардинский-Центральный» по пласту 9а.
В частности, Росприроднадзор указывает на то обстоятельство, что Протоколом Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых заседания секции твердых полезных ископаемых (далее – «ЦКР-ТПИ Роснедра») от 28.09.2010 №Н/10-стп нормативы потерь каменного угля при его добыче на эксплуатационном участке «Алардинский-Центральный» были согласованы в составе проектной документации «Проект разработки участка «Алардикскии-Восточньш-1» в Кондомском районе Кузбасса в составе филиала ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» по пласту 9а в размере 26,19%. В то же время, согласно сведениям о потерях угля в недрах за 2012 год (форма 11-шрп), планам эксплуатационных потерь угля в недрах за 2012-2013 годы, проектной документацией «Проект разработки участка «Алардинский-Восточный-1» в Кондомском районе Кузбасса в составе филиала ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», указанный норматив, по мнению Росприроднадзора, превышен.
Между тем, Управлением при назначении Обществу административного наказания не учтены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения. Исходя из названия указанного постановления Правительства Российской Федерации, оно регулирует утверждение нормативов потерь только при добыче.
В то время как, определение охранных целиков, в которых добыча не осуществляется, и порядок отнесения запасов в охранных целиках к общешахтным потерям регулируется Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче
В соответствии с пунктом 3.5. Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче (1996 г.) общешахтные (общекарьерные) потери не нормируются и переводятся в фактические потери в том периоде, в котором закрываются подходы к ним.
Проектной документацией «Проект разработки участка «Алардинский-Восточный-1» в Кондомском районе Кузбасса в составе филиала ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» предусмотрено оставление охранных барьерных целиков между шахтой «Алардинская» и участком «Алардинский Центральный» лицензии КЕМ 11710 ТЭ. В проекте выполнен расчет величины охранных барьерных целиков и рассчитаны балансовые запасы в охранных целиках в количестве 5309 тыс. тонн по категориям А+В+С. Охранные целики и балансовые запасы в них исключены из технических границ участка и не предусмотрены к добыче. Расчет проектных нормативов потерь при добыче по пластам выполнен в технических границах участка «Алардинский Центральный». Так как запасы в охранных целиках находятся за технической границей открытой отработки и не предусмотрены к отработке открытым способом, то данные запасы не включены в проектный норматив потерь при добыче.
Таким образом, учитывая, что действующим проектом предусмотрено оставление охранных целиков в 2012 году при доработке балансовых запасов по пласту 9а в технических границах по участку «Алардинский Центральный» и закрытии подходов к балансовым запасам в количестве 14 тыс. тонн по данному пласту в охранном целике, данное количество запасов по факту было отнесено к общешахтным потерям.
Следовательно, фактические потери при добыче по пласту 9а за 2012 год составили 25,06%, при нормативе 26,19%.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» о том, что Общество не допустило сверхнормативных потерь при добыче и правомерно отнесло балансовые запасы в охранном целике, доступ к которому был закрыт в связи с доработкой пласта 9а, в количестве 14 тыс. тонн, к общешахтным потерям.
Помимо изложенного суд принимает во внимание то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 3.5. Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче (1996 г.) общешахтные (общекарьерные) потери не нормируются и переводятся в фактические потери в том отчетном периоде, в котором закрываются подходы к ним. В случаях, когда предохранительный целик распространяется на несколько горизонтов, списание его запасов в фактические производится по частям, по мере отработки горизонтов.
Буквальное толкование терминов, содержащихся в указанной Инструкции, позволяет суду прийти к выводу о том, что при отсутствии необходимости нормирования потерь, не могут образовываться и сверхнормативные потери.
Кроме того, указание в оспариваемом постановлении на то, что наличие 14 тыс. тонн общешахтных потерь по пласту 9а в 2012 году не подтверждено расчетами, опровергается представленными Обществом в ходе проведения проверки материалами.
Так, в книге первичного учета движения запасов по пласту 9а, представленной Росприроднадзору по его запросу, указан номер подсчетного блока по пласту 9а. Данный подсчетный блок отражен на подсчетном плане по пласту 9а, рассмотрев который можно сделать вывод о горизонте расчета погашенных запасов. Движение запасов по пласту 9а отражено в тот период, когда отрабатывались запасы по данному пласту. Позже 2004 года отработка запасов пласта 9а не велась (выкопировка прилагается).
Кроме книги первичного учета Общество ведет Журнал учета потерь угля, в котором и отражен расчет количества общешахтных потерь по пласту 9а за 2012 год. На плане подсчета запасов по пласту 9а, отражены контуры, в которых потери относились к общешахтным (выкопировка прилагается).
На маркшейдерских профилях (жесткая основа), в том числе и на профиле 70, отражены охранные барьерные целики между шахтой «Алардинская» и участком «Алардинский Центральный» лицензии КЕМ 11710 ТЭ (выкопировки прилагаются).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Роспироднадзор при проведении проверки и вынесении оспариваемого постановления не изучил должным образом всю необходимую документацию Общества, в результате чего пришел к необоснованным выводам.
Отсутствие (недоказанность) в действиях ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими административную ответственность Общества.
Следовательно, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
заявленные требования удовлетворить.
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области о назначении административного наказания №НВЗАТ-364/7 от 24.11.2015 признать незаконным и отменить полностью.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его вынесения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Я. Драпезо