Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
город Кемерово Дело № А27-25542/2018
«12» марта 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена «04» марта 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено «12» марта 2019 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В.
протокола секретарем судебного заседания Морозовой А.П. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Мариинский ликеро-водочный завод", Кемеровская область, город Мариинск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, город Новосибирск (ОГРН<***>, ИНН<***>)
об оспаривании постановления № 6-03-14/130ю-2018 от 25.10.2018
при участии:
от заявителя: не явились;
от административного органа: ФИО1, представитель по доверенности от 26.02.2019 № д6-4 (копия доверенности в материалах дела), сл. удостоверение.
установил:
акционерное общество "Мариинский ликеро-водочный завод" (далее – заявитель, общество, ООО «МЛВЗ») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее – административный орган, МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу) об оспаривании постановления №6-03-14/130ю-2018 от 25.10.2018
Заявитель, уведомленный о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»); явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечил, заявлений, ходатайств не направил.
ООО «МЛВЗ» в заявлении не согласно с постановлением №6-03-14/130ю-2018 от 25.10.2018, считает, что оно вынесено с нарушением норм материального права, без учета представленных Обществом имеющих значение для дела письменных возражений.
Так, в заявлении указаны следующие обстоятельства:
Общество, отражая в ЕГАИС оборот спиртосодержащих отходов, руководствовалось нормами действующего законодательства и разъяснениями Регулятора. Следовательно, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, установленного ст. 14.19 КоАП РФ.
Также Общество считает, что требования Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1459, не содержат каких-либо запретов и ограничений по отражению в ЕГАИС спиртосодержащих отходов и не вступают в противоречия с разъяснениями Регулятора и МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу. Кроме того, после вступления в силу Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1459, разъяснения от 22.11.2011г. 6-09-15/8169 и разъяснения, размещенные на сайте Регулятора, не отзывались, как и не издавалось иных разъяснений, устанавливающих другой, отличный от ранее предписанного, порядок учета спиртосодержащих отходов. Следовательно, вывод МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу о том, что Общество в своей деятельности не руководствовалось нормами действующего законодательства не соответствует действительности.
Более подробно доводы Общества изложены в заявлении.
Представители административного органа в судебном заседании и в представленном отзыве, считают, что постановление от 25.10.2018 вынесено законно и обоснованно, считают, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ. Более подробно доводы МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу изложены в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
12.10.2018г. консультантом отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу ФИО2 в отношении АО «Мариинский ЛВЗ» составлен протокол об административном правонарушении № 6- 03-14-130/Ю-2018 по факту нарушения установленного порядка государственного учета спиртосодержащей продукции при производстве алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ.
Постановлением № 6-03-14/130ю-2018 врио заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу ФИО3 (далее - Постановление) Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб. Основанием привлечения к административной ответственности послужил выявленный в ходе плановой проверки факт фиксации в ЕГАИС по коду «спиртосодержащая продукция» информации об объеме «спиртосодержащих отходов», полученных при производстве алкогольной продукции, в размере 386,86 дал безводного спирта.
Не согласившись постановлением от 25.10.2018, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителя Управления, оценив материалы дела, суд признает требование заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области осуществления предпринимательской деятельности, в том числе в части производства и оборота этилового спирта и изготовленной из него продукции.
Объективная сторона данного нарушения может выражаться как посредством совершения противоправных действий, так и посредством бездействия, т.е. невыполнения обязательных действий по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Суть объективной стороны данного деяния сводится к нарушению или несоблюдению требований учета этилового спирта и продукции, установленных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Субъектом ответственности по комментируемой статье выступают лица, в обязанности которых вменяется проведение учета этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции. В соответствии с действующим законодательством указанная обязанность возлагается на юридических лиц, осуществляющих производство и оборот этилового спирта и продукции с его содержанием.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом № 171-ФЗ.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из Федерального закона № 171- ФЗ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, к законодательству в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся, как законодательные акты, так и любые подзаконные нормативно-правовые акты, определяющие требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ спиртосодержащая продукция это пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
АО «Мариинский ЛВЗ» имеет лицензию на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водка, ликероводочные изделия, ликеры) номер 42ПСН0005735 от 25.07.2016, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия до 16.05.2021.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 №380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции» (далее - Правила № 380).
Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1459 (далее - Правила функционирования ЕГАИС).
Пунктом 6 Правил функционирования ЕГАИС установлено, что единая информационная система содержит информацию:
- о наименовании и виде продукции, указанном в статье 2 Федерального закона №171-ФЗ (пп. 2 п. 6 Правил);
- об объеме (декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования (пп. 14 п. 6 Правил).
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 № 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов» (далее — Приказ № 149) установлены формы, формат и сроки представления заявок о фиксации в ЕГАИС информации о производстве и обороте продукции.
Вышеуказанные нормативные правовые акты определяют порядок учета алкогольной продукции при ее производстве и обороте, носят обязательный характер и распространяются на неопределенный круг лиц.
С 24.09.2018 по 12.10.2018 на основании приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 18.09.2018 №575 уполномоченным должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу проведена плановая выездная проверка в отношении АО «МЛВЗ» на предмет соблюдения Обществом обязательных условий или требований, установленных Федеральным законом № 171-ФЗ и иными нормативными правовыми актами.
По результатам проведенной плановой выездной проверки составлен акт от 12.10.2018 №у6-а787/03.
В ходе плановой проверки было установлено, что АО «МЛВЗ» фиксировало в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по коду «спиртосодержащая продукция» информацию об объеме спиртосодержащих отходов, полученных при производстве алкогольной продукции (водок, ликероводочных изделий, ликеров), которые не были и не могут быть использованы в качестве сырья при производстве алкогольной продукции.
При этом, действующим законодательством не предусмотрено внесение в ЕГАИС информации о спиртосодержащих отходах, возникших при производстве водок и ликероводочных изделий.
Согласно ТУ № 9181-102-00334586-10 отходы, образующиеся при производстве водок и ликероводочных изделий, не пригодны для выработки из них ликероводочной продукции, т.е. не могут быть использованы в качестве сырья для производства алкогольной продукции.
Согласно данным актов оприходования материалов от 15.02.2018 № 3, от 21.06.2018 № 10, от 24.07.2018 № 12 и от 22.08.2018 № 15 при производстве алкогольной продукции в 2018 году образовались спиртосодержащие отходы (неисправимый брак) в общем объеме 386,86 дал безводного спирта.
Как следует из материалов дела вышеуказанные спиртосодержащие отходы на основании сопроводительных документов от 15.02.2018 № 168, от 21.06.2018 № 544, от 24.07.2018 № 636 и от 22.08.2018 №745 были переданы Обществом на переработку ОАО «Кузбассоргхим».
Судом установлено, что АО «МЛВЗ» в нарушение п. 6 Правила функционирования ЕГАИС, не правомерно зафиксировало в ЕГАИС информацию об объеме спиртосодержащих отходов, полученных при производстве алкогольной продукции в объеме 386,86 дал, которые не могут быть использованы в качестве сырья при производстве алкогольной продукции.
Фиксация в ЕГАИС сведений об объеме производства спиртосодержащих отходов под видом спиртсодержащей продукции, является нарушением установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема оборота спиртсодержащей продукции является событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ.
АО «МЛВЗ», осуществляя деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, знало о необходимости соблюдения требований законодательства и имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Федеральным законом № 171-ФЗ, Правилами функционирования ЕГАИС, в части соблюдения установленного порядка учёта спиртосодержащей продукции при производстве алкогольной продукции, но не приняло мер по их соблюдению, что свидетельствует о вине организации (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению АО «МЛВЗ» установленного порядка учета объема спиртосодержащей продукции при производстве алкогольной продукции в период с 15.02.2018 по 22.08.2018 не установлено.
Вина АО «МЛВЗ» подтверждается данными представленных актов оприходования материалов от 15.02.2018 №3, от 21.06.2018 №10, от 24.07.2018 №12 и от 22.08.2018 №15, Отчетом об объемах постановки на баланс этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2018 по 24.09.2018, сформированным в ЕГАИС, актом плановой выездной проверки от 12.10.2018 №у6-а787/03.
Таким образом, АО «МЛВЗ» совершено административное правонарушение в виде нарушения установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета спиртосодержащей продукции при производстве алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Суд считает, что ссылка Общества на пункт 1.7 Приказа №18н несостоятельна, данный довод судом отклонен, поскольку в указанном Приказе речь идет о сырье для производства этилового спирта, в том числе денатурата, т.е. продукты переработки водок, ликероводочных изделий должны использоваться для производства этилового спирта, в том числе денатурата.
Между тем согласно материалам дела и заявлению Общества применение в своем производстве названной продукции АО «МЛВЗ» не нашло, в связи с чем Общество было вынуждено реализовать отходы ООО «Кузбассоргхим» на технические цели.
Таким образом, фактически Общество подтвердило, что отходы, внесенные в ЕГАИС, были реализованы, а не использованы в качестве сырья для производства этилового спирта, в том числе денатурата.
Кроме того, суд считает, что действующей лицензией Общества от 25.07.2016 №42ПСН0005735 предусмотрено лишь производство, хранение и поставка произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водки, ликероводочные изделия, ликеры) и не предусмотрено право на производство этилового спирта, в том числе денатурата.
Довод Общества о том, что АО «МЛВЗ»правомерно осуществляло фиксацию в ЕГАИС сведений о постановке на баланс спиртосодержащих отходов, полученных при производстве алкогольной продукции судом отклонен по следующим основаниям.
Разъяснения Росалкогольрегулирования размещенные на официальном сайте, а также изложенные в письме МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу от 22.11.2011 № 6-09-15/8169, давались до вступления в силу Правил функционирования ЕГАИС, которые определили действующий в 2018 году порядок учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Следовательно, АО «МЛВЗ» при внесении сведений о постановке на баланс спиртосодержащих отходов полученных при производстве алкогольной продукции должно было руководствоваться действующим законодательством, а не разъяснениями письма МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу от 22.11.2011 № 6-09-15/8169.
Также судом отклонен довод Общества об отсутствии умысла на совершение административного правонарушения.
Указанные нарушения свидетельствуют о событии административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушение установленного порядка учета этилового спирта и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте.
Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Таким образом, АО «МЛВЗ» виновно в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено в рамках полномочий административного органа, с соблюдением установленного порядка и сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При вышеизложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о судебных расходах судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 65, 167-170, 180,181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленное требование оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в десятидневный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Власов В.В.