ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-26384/19 от 18.06.2020 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                  Дело №А27-26384/2019

25 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2020 года

Полный текст решения изготовлен 25 июня 2020 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола секретарем судебного заседания Ватутиной Д.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц и публичных интересов муниципального образования «Ижморский муниципальный округ Кемеровской области – Кузбасса»

к Администрации Ижморского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН <***>, ИНН <***>), пгт. Ижморский

о признании незаконным бездействия Администрации Ижморского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, об обязании совершить действия

при участии:

от заявителя – ФИО1 – служебное удостоверение,

от Администрации – не явился,

у с т а н о в и л:

заместитель прокурора Кемеровской области (далее – «Заявитель», «Прокурор») обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Ижморского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса (далее – «Администрация», «Заинтересованное лицо»), выразившееся в непринятии мер по разработке Порядка организации и осуществления муниципального контроля, а также по разработке и утверждению административного регламента проведения соответствующих контрольных проверок, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»; обязании администрации Ижморского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса в течение одного месяца с момента вступления в силу судебного решения разработать с учетом требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О заприте прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и направить на утверждение в представительный орган местного самоуправления – Совет народных депутатов Ижморского муниципального округа, Порядок осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентирующий вопросы приостановления работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения; обязании администрации Ижморского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса в течение одного месяца с момента вступления в силу судебного решения разработать с учетом требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.03.2012 № 54 «О Порядке разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления в муниципальных образованиях Кемеровской области» и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентирующий вопросы приостановления работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»); представитель заявителя присутствует в судебном заседании 18.06.2020; Администрация в судебное заседание 18.06.2020  представителей не направила, возражений против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя не заявила.

            В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает заявление заместителя прокурора Кемеровской области в отсутствии представителя Администрации по имеющимся в деле материалам.

Требования прокурора обоснованы ссылками на Закон Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – «Закон о недрах»). Прокуратура указывает, что орган местного самоуправления не принял правовой акт о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Бездействие администрации нарушает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также один из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля: открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и обязанностях органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц.

Администрация в представленном в материалы дела отзыве не согласна с заявленными требованиями.  При этом указывает, что разработка и утверждение норм и правил в области использования и охраны недр относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти, а порядок пользования участками недр местного значения регулируется Законом о недрах и законами субъектов Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения прокурора, суд установил, что в муниципальном образовании «Ижморский муниципальный округ Кемеровской области – Кузбасса» отсутствует правовой акт о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, равно как и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок, включая определение органа, уполномоченного на проведение указанных проверок, что послужило основанием для вынесения в отношении Администрации соответствующих актов прокурорского реагирования, и для обращения заместителя прокурора в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данная норма корреспондирует с нормой права, закрепленной в абзаце части 1 статьи 52 АПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В настоящем деле прокурор, обращается с требованиями, связанными с нарушениями прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту публичных интересов.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – «Федеральный закон №131-ФЗ») органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – «Федеральный закон №294-ФЗ»).

Под муниципальным контролем в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона №294-ФЗ понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, муниципальными правовыми актами, а также федеральными законами, законами субъектов случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона №294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий, осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:

1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;

1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;

2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления региональногогосударственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях;

4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Частью 2 статьи 7 Устава муниципального образования «Ижморский муниципальный округ Кемеровской области – Кузбасса», принятого решением Совета народных депутатов Ижморского муниципального округа 05.03.2020 №56 (далее – «Устав»), закреплено, что органы местного самоуправления муниципального округа вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона №131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Кемеровской области – Кузбасса, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 8 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают иными полномочиями, предусмотренными указанным федеральным законом и Уставом.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления не ограничиваются нормами Устава.

Согласно части 1 статьи 36 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Ижморского муниципального округа, который осуществляет все полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством Кемеровской области – Кузбасса, Уставом, решениями Совета народных депутатов Ижморского муниципального округа.

            Аналогичные положения установлены пунктом 1.1. Положения об Администрации Ижморского муниципального округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Ижморского муниципального округа 26.12.2019 №14 (далее – «Положение №14»).

Согласно пунктам 8, 9 части 1 статьи 37 Устава, подпунктам 8, 9 пункта 4.1. Положения к компетенции Администрации, в частности, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на территории Ижморского муниципального округа; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля (разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляется в порядке, установленном законодательством Кемеровской области – Кузбасса); осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Кемеровской области – Кузбасса, настоящим Уставом (часть 3 статьи 37 Устава).

Согласно пункту 9 части 2 статьи 27 Устава к полномочиям Совета народных депутатов Ижморского муниципального округа также относятся установление общеобязательных правил по предметам ведения Ижморского муниципального округа, внесение в них изменений и дополнений.

Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления в муниципальных образованиях Кемеровской области утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.03.2012 №54 (далее – «Порядок №54»).

Пунктом 9 Порядка №54 установлено, что административные регламенты утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, определенными в соответствии с уставом муниципального образования.

Таким образом, к полномочиям Администрации относится разработка Порядка организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности, а также разработка и утверждение административных регламентов осуществления муниципального контроля.

Статьей 1.1 Закон о недрах разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 5 Закона о недрах органы местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования наделены полномочиями: поконтролю за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; по приостановлению работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами, вести контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поскольку это иные полномочия, предусмотренные статьей 5 Закона о недрах и принадлежат они органам местного самоуправления.

Администрацией в нарушение вышеуказанных норм права не приняты меры по разработке Порядка организации и осуществления муниципального контроля предусмотренного Законом о недрах, а также по разработке и утверждению административного регламента проведения соответствующих контрольных проверок, включая определение уполномоченного органа.

Бездействие Администрации нарушает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также один из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля: открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и обязанностях органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц.

Отсутствие указанных правовых актов влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.

В связи с чем, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, поскольку участники освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Ижморского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса (ОГРН <***>, ИНН <***>), выразившееся в непринятии мер по разработке Порядка организации и осуществления муниципального контроля, а также по разработке и утверждению административного регламента проведения соответствующих контрольных проверок, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».

Обязать Администрацию Ижморского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса (ОГРН <***>, ИНН <***>) в течение одного месяца с момента вступления в силу судебного решения разработать с учетом требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и направить на утверждение в представительный орган местного самоуправления – Совет народных депутатов Ижморского муниципального округа, Порядок осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентирующий вопросы приостановления работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения.

Обязать Администрацию Ижморского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса (ОГРН <***>, ИНН <***>) в течение одного месяца с момента вступления в силу судебного решения разработать с учетом требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.03.2012 №54 «О Порядке разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления в муниципальных образованиях Кемеровской области» и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентирующий вопросы приостановления работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                        В.Я. Драпезо