ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-26850/20 от 12.05.2021 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

ул. Красная, д.8, г. Кемерово, 650000,

тел. (3842) 58-43-26, факс. (3842) 58-37-05

www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                      Дело № А27-26850/2020 19  мая  2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 12  мая  2021 года.

Полный текст решения изготовлен 19  мая  2021 года.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи  Верховых Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Побединской М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации города Кемерово (Кемеровская область-Кузбасс, г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица: Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса (Кемеровская область-Кузбасс, г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>);

Государственное предприятие «Фонд имущества Кузбасса» (ОГРН 1114205040267ИНН 4205231091, юридический адрес: 650993, <...>).

о признании незаконным постановления,

при участии:

от заявителя: ФИО2 – представитель, доверенность от 01.07.2019, паспорт; ФИО3 – представитель, доверенность от 28.09.2020, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании;

от Администрации: ФИО4 – представитель, доверенность №01-32/2926 от 25.12.2020, удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании;

от третьих лиц: не явились, извещены;

у с т а н о в и л:

            индивидуальный предприниматель ФИО1, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратился  в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением  о признании постановления администрации города Кемерово от 22.10.2020 № 2999 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401005:1562, расположенного севернее здания № 61 по ул. Ноябрьская»  незаконным. Об обязании администрации города Кемерово в месячный срок с момента вступления  решения суда в законную силу принять постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401005:1562, расположенного севернее здания № 61 по ул. Ноябрьская  -  «природно-познавательный туризм».

          Требования обоснованы тем, что праву лиц на приобретение земельного участка с торгов корреспондирует обязанность органа власти совершить действия по его образованию и предоставлению с торгов, что исключает формальный отказ и подход. Обращение в целях предоставления земельного участка с торгов, обусловлено тем, что у заявителя нет оснований для его предоставления без торгов.  Однако, его право на занятие предпринимательской деятельностью, в виду отсутствия права на приобретение земельного участка без торгов, данным обстоятельством на уровне федерального законодательства не ограничено и не запрещено. Такие лица имеют право требования предоставления земельного участка на равных началах на торгах. Если предположить, что предоставление с торгов это право органа власти, а не обязанность, то такое предположение приведет к отдельным преференциям и к нарушению законодательства о конкуренции, а также, к ограничению конкуренции, так как перечень предоставления без торгов ограничен. Полагаем, что любое право заявителя, порождает у органа государственной власти обязанность. Указал, что  вид разрешенного использования, как охрана природных территорий, для размещения особо охраняемых природных объектов (территорий) был указан при постановке на кадастровый учет, по одной лишь причине, а именно из - за того, что испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования - природно-познавательный туризм, является УРВИ и для его присвоения нужно пройти процедуру, регламентированную ст. 39 ГрК РФ, в том числе публичные слушания. В связи с чем, земельный участок изначально ставится на кадастровый учет с указанием основного вида разрешенного использования. В настоящее время вид разрешенного использования земельного участка обусловлен не тем, что это его первоначальное предназначение, а процедурным моментом, так как Администрация г. Кемерово, считает, что невозможно проводить публичные слушания и принимать решение о предоставлении УРВИ в отношении территории. В связи с чем, необходимо поставить перед данной процедурой земельный участок на кадастровый учет. А поставить его возможно только с основным видом разрешенного использования, так как в отношении УРВИ не пройдена специальная процедура. В отношении территориальной зоны, в границах которой расположен спорный земельный участок, градостроительным регламентом предусмотрено два основных вида разрешенного использования, один из которых охрана природных территорий. В связи с чем, данному земельному участку 30.10.2020 был присвоен такой вид разрешенного использования.  Пояснил, что на публичных слушаниях обсуждается вопрос о возможности установления УРВИ с учетом норм действующего законодательства, а не с учетом предполагаемого опасения нарушения правового режима земельного участка его правообладателем. Для этого законодательством предусмотрены различные виды ответственности. Однако, указанная ответственность не исключает право на приобретение таких земельных участков, так как они не изъяты из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК РФ (что соответствует правовой позиции, изложенной в определении ВС РФ от 18.06.2019 № 302-ЭС19-8535).

           Представитель администрации города Кемерово в ходе рассмотрения спора возражал против удовлетворения требований. Указал, что ФИО1  не является заявителем  по муниципальной услуг, его права не нарушены.  Отсутствие факта нарушения прав является самостоятельным  основанием для отказа в удовлетворении требований. Земельный участок с кадастровым номером  42:24:0401005:1562 является территорией общего пользования, входит в зеленый лесопарковый пояс города Кемерово на основании постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 25.10.2017 № 1871. Возведение объектов капитального строительства на земельных участках с видом разрешенного использования «природно-познавательный туризм» не предусмотрено, допускается возведение временных объектов. В целях соблюдения баланса экономических и  экологических интересов в предоставлении разрешения было отказано постановлением администрации города Кемерово от 22.10.2020 № 2999.  Более подробно  доводы изложены в возражениях.

            Третьи лица, извещенные надлежащим образом, явку не обеспечили, возражения против рассмотрения заявления в отсутствие представителей не заявили.

Изучив приложенные к делу материалы,  суд установил следующее.

ИП ФИО1 в целях осуществления коммерческой деятельности - осуществление природно-­познавательного туризма, на территории, расположенной в г. Кемерово, севернее здания № 61 по ул. Ноябрьская, 07.05.2020 обратился в уполномоченный орган - в Комитет в порядке ст. 39.11 ЗК РФ для формирования испрашиваемого земельного участка и предоставления его посредством проведения аукциона.

           Комитет приступил к формированию земельного участка в испрашиваемых целях, в том числе в целях постановки земельного участка на кадастровый учет, что подтверждается письмом от 14.05.2020 № 10-605/426. Поручено обеспечить формирование земельного участка на торги специально созданному для этих целей - ГП «Фонд имущества Кузбасса».

            30.10.2020 испрашиваемый земельный участок, площадью 7 092 кв.м., был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый № 42:24:0401005:1562.

           Вид разрешенного использования земельного участка был определен, как охрана природных территорий - это основной вид разрешенного использования. Категория земель - земли населенных пунктов.

            В последующем ГП «Фонд имущества Кузбасса» обратилось в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Кемерово при Администрации г. Кемерово с соответствующим заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (далее УРВИ) земельного участка с кадастровым № 42:24:0401005:1562 на «природно-познавательный туризм».

           Во исполнение указанного порядка, по итогам рассмотрения обращения ГП «Фонд имущества Кузбасса» было принято постановление Администрации г. Кемерово от 25.08.2020 № 2360 о проведении публичных слушаний, согласно которого публичные слушания были назначены на 15.09.2020 в 10.30.

Также, в рамках реализации указанного порядка, после проведения публичных слушаний, 22.09.2020  на сайте https://pravo-kemerovo.ruбыло опубликовано заключение (№06-02-09-01/1242 от 22.09.2020) по результатам публичных слушаний, согласно которому комиссия считает возможным предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым № 42:24:0401005:1562, расположенного в Рудничном районе города Кемерово - «природно - познавательный туризм», по заявлению ГП «Фонд имущества Кузбасса». Только 1 человек, из принимавших участие в публичных слушаниях, проголосовал - против. Все остальные  за изменение вида разрешенного использования.

           22.10.2020 принято постановление администрации города Кемерово № 2999, согласно которого отказано в предоставлении разрешения на УРВИ земельного участка с кадастровым № 42:24:0401005:1562, расположенного по адресу: г. Кемерово, севернее здания №61 по ул. Ноябрьской.

Полагая, что данный отказ в предоставлении разрешения на УРВИ земельного участка с кадастровым № 42:24:0401005:1562 не основан на нормах действующего законодательства,  нарушает права заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

            Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства спора в их совокупности и взаимосвязи, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

          С 01.03.2015 земельные участки по общему правилу предоставляются для строительства и занятия коммерческой деятельностью - по итогам торгов,
за редким исключением, перечень которых исчерпывающий. В силу чего, законодатель наделил граждан и юридических лиц правом на обращение за
предоставлением земельного участка с торгов при прохождении ряда процедур по его
образованию и сбору необходимых документов.

          П. 1 ст. 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона на право
заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной
собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

         В силу п. 4 указанной статьи проведение аукциона, а также образование земельного
участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может
осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка
гражданина или юридического лица.

         Праву лиц на приобретение земельного участка с торгов корреспондирует
обязанность органа власти совершить действия по его образованию и предоставлению с торгов, что исключает формальный отказ и подход. Иначе, это может привести к  отдельным преференциям и к нарушению законодательства о конкуренции, а также, к ограничению конкуренции, так как  перечень  предоставления без торгов ограничен. 

         Лицо вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд, в случае необоснованного отказа от формирования земельного участка и его предоставления посредством торгов. Иного способа приобретения государственной земли в испрашиваемых  целях в земельном законодательстве нет.

          Таким образом, суд соглашается с доводом заявителя,  что заинтересованное лицо вправе отстаивать и защищать свои права в ходе процедуры формирования и выставления на торги интересуемого земельного участка.

          Положения ст.ст. 39.6, 39.11 ЗК РФ не исключают предоставление с торгов земельных участков, если испрашиваемый вид разрешенного использования является условно- разрешенным, с обязательным условием — получение разрешения на условно - разрешенный вид использования в порядке ст. 39 ГрК РФ.

          Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства, (ст. 1, 7 ЗК РФ).

          П. 1 ст. 7 ЗК РФ подразделены по целевому назначению на следующие категории:. 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли  особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) *земли запаса.

         В рассматриваемом случае, категория земель - земли населенных пунктов.

         Градостроительное зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

         Согласно ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.

          В силу положений п. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

          В соответствии с п.1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1)основные виды разрешенного использования;

2)условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Предоставление разрешения на УРВИ земельного участка или объекта капитального строительства согласно п. 6 ст. 37 ГрК РФ осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 ГК РФ.

Согласно ст. 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на УРВИ подлежит обсуждению на публичных слушаниях, порядке, установленном ст. 5.1 ГрК РФ.

В силу положений п. 5 ст. 5.1. ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:

1)оповещение о начале публичных слушаний;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3)проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

4)проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

5)подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

6)подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

В соответствии с п. 8 ст. 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на УРВИ Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на УРВИ или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

         Согласно п. 9 ст. 39 ГрК РФ на основании указанных в ч. 8 рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на УРВИ или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию.

         Решение о предоставлении разрешения на УРВИ или отказ в предоставлении такого разрешения должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний и рекомендаций комиссии в соответствии с п. 8 и 9 ст. 39 ГрК РФ.

          При этом рекомендации Комиссии и заключение публичных слушаний не несут властных, исполнительно-распорядительных полномочий и не обязывают орган местного самоуправления согласиться с данными рекомендациями и заключением, что согласуется с положениями п. 12 ст. 39 ГрК РФ, которые предусматривают право любого заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение об отказе в предоставлении разрешения. Такое же право на обжалование судебных актов предусмотрено п. 7 ст. 37 ГрК РФ.

           Ответственность за правильность принимаемого решения лежит на органе местного самоуправления.

  В соответствии с п. 4 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

           Оспариваемое постановление администрации г. Кемерово от № 2999 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым № 42:24:0401005:1562, расположенного севернее здания № 61 по ул. Ноябрьская» не содержит мотивированного обоснования такого отказа.

           Ссылка представителя администрации  на то, что установлена  определенная форма  постановления,  судом отклонена как необоснованная.

  Регламентация градостроительной деятельности, как следует из ст. 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Именно поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере, содержащего коррупционную составляющую

           Как указано заявителем в ходе рассмотрения спора вид разрешенного использования земельного участка обусловлен не тем, что это его первоначальное предназначение, а процедурным моментом, так как Администрация г. Кемерово, считает, что невозможно проводить публичные слушания и принимать решение о предоставлении УРВИ в отношении территории. В связи с чем, необходимо поставить перед данной процедурой земельный участок на кадастровый учет. А поставить его возможно только с основным видом разрешенного использования, так как в отношении УРВИ не пройдена специальная процедура. В отношении территориальной зоны, в границах которой расположен спорный земельный участок, градостроительным регламентом предусмотрено два основных вида разрешенного использования, один из которых охрана природных территорий. В связи с чем, данному земельному участку 30.10.2020 был присвоен такой вид разрешенного использования.

           Иного в материалы дела не  представлено.

           Согласно ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

          Если градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны предусмотрены виды разрешенного использования, в том числе условно - разрешенные, то они установлены с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (п. 2 ст. 36 ГрК РФ). Также, с учетом устойчивого развития территорий - под которым понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п/п. 2 ст. 1 ГрК РФ).

Предусмотренные виды разрешенного использования, в том числе условно разрешенные в градостроительном регламенте - это не произвольная деятельность законотворческих органов, а обоснованная деятельность уполномоченных лиц на градостроительное проектирование территорий с учетом всех норм и правил.

          Испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне - Л (городские  леса).

          Согласно п. 1 ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут "определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

           В соответствии с п. 15 ст. 35 ГрК РФ, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

           Согласно п. 11 ст. 35 ГрК РФ в состав рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами..., а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

            В соответствии с п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, используются для отдыха граждан и туризма.

            В силу положений п. 2 ст. 110 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам и исключение их из состава, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81 и 82 ЛК РФ, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с ч. 2 ст. 67 ЛК РФ.

П. 1 ст. 111 ЛК РФ предусмотрено, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Выделяются следующие категории защитных лесов - городские леса (п/п. 5 ч. 2 ст. 111 ЛК РФ).

К городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов (ч. 1 ст. 116 ЛК РФ, п/п. 3 п. 19 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции»),

В соответствии с п/п. 39 ст. 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области лесных отношений относятся принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного п. 1.1 ст. 82 ЛК РФ), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов.

П. 1.1. ст. 82 ЛК РФ в настоящем случае не подлежит применению в связи с тем, что регулирует вопрос об отнесение лесов органами субъектов РФ к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах.

               К зеленым зонам относятся леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий (за исключением земель населенных пунктов) - п/п. 3 п. 19 Приказа Минприроды России от № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».

К лесопарковым зонам относятся леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий (за исключением земель населенных пунктов) - п/п. 3 п. 19 Приказа Минприроды России от № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».

              В рассматриваемой ситуации спорный земельный участок имеет категорию - земли населенных пунктов.

             Полномочиями по отнесению лесов к городским лесам на землях населенных пунктов наделены уполномоченные федеральные органы власти.

             В соответствии с п. 1 Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

            Согласно пункта 5.4.4. Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» Рослесхоз осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:  5.4.4. принятие решений об отнесении лесов к защитным, принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса. Рослесхоз наделен полномочиями по отнесению территории к городским лесам.

         В отношении рассматриваемой территориальной зоны Л - городские леса, в границы, которой входит спорный земельный участок, сведения о наличии решений Рослесхоза об отнесении данной территории к защитным (городским) лесам  отсутствуют.

В соответствии со ст. 37 Правил землепользования и застройки в г. Кемерово, утвержденных Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75 (далее - ПЗиЗ) - Зона городского леса выделена для целей сохранения существующего природного ландшафта и экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья и общего благополучия населения.

         Иных ограничений в пользовании в ПЗиЗ не установлено, кроме тех, которые связаны с отнесением рассматриваемой территории к лесопарковому зеленому поясу - постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 25.10.2017 № 1871 «О создании лесопаркового зеленого пояса г. Кемерово и о его площади».

         Таким  образом, суд соглашается с   заявителем, что «городские леса» это название территориальной зоны, а не категории защитных лесов.

         Название территориальной зоны не влечет за собой придание данной территории статуса защитных лесов с категорией - городские леса, а лишь предопределяет определенный порядок пользования таких земель по целевому назначению, изложенному в градостроительном регламенте с установленными ограничениями учитывая статус территории.

В силу положений п. 3 ст. 62.4. ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - на территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещаются:

1)использование токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ;

2)размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности;

3)размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам I категории;

4)создание объектов, не связанных с созданием объектов лесной инфраструктуры, для переработки древесины;

5)разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей, использования других природных лечебных ресурсов;

6)создание объектов капитального строительства(за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности);

7)строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;

8)размещение скотомогильников;

9)размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений.

Таким образом, на земельных участках, входящих в состав лесопаркового зеленого пояса, возможно размещать объекты недвижимости, предназначенные для занятия туристической, рекреационной, спортивной деятельностью.

         Доказательств того, что  спорный земельный участок  является территорией общего пользования, в материалы дела не представлено.

        Само по себе нахождение земель в границах лесопарковых зеленых поясов не
относит территорию к земельным участкам общего пользования.

        Согласно п. II ст. 1 ГрК РФ границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению в документации по планировке территории (проекты планировки и проекты межевания).

        В силу положений п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон. 

        В соответствии со ст. 37 ПЗиЗ и картой градостроительного зонирования в территориальную зону «Городские леса» не включена территория общего пользования, что не исключает доступность зеленого фонда города, регламентируемая положениями ст. 1 1 ЛК РФ «Пребывание граждан в лесах».

        Из содержания п. 5 ст. 62.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что на земельные участки, включенные в границы лесопарковых зеленых поясов, распространяется действие градостроительных регламентов, если ими предусмотрены ВРИ земельных участков и объектов, которые могут быть размещены в лесопарковых зеленых поясах.

         Установление ограничений в использовании и в осуществлении хозяйственной деятельности на спорном земельном участке, а также его расположение в границах территориальной зоны - Л, не относит его к территории общего пользования и не предполагает его изъятие из оборота. Такая территория подлежит освоению путем предоставления ее в тех целях, которые соответствуют ограничениям и требованиям действующего законодательства.

          В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 62.4 Закона об охране окружающей среды на территориях, отнесенных к лесопарковым зеленым поясам, разрешается строить, в том числе объекты здравоохранения, образования, объекты рекреационной, физкультурно-оздоровительной, спортивной деятельности и туризма, что предполагает невозможность использования территории, как территорию общего пользования.

Довод Администрациио том, что представленный на публичные слушания дизайн-проект - здание ресторана - не отвечает целям использования «природно-познавательный туризм», а также о том, что строительство объектов на испрашиваемом земельном участке приведет к выбытию данного участка из состава лесопаркового зеленого пояса, судом отклонен, поскольку  указанный вопрос подлежит разрешению после оформления права аренды на земельный участок с видом разрешенного использования «природно-познавательный туризм» при обращении в уполномоченный орган за предоставлением разрешения на строительство.

Иные доводы о правомерности оспариваемого постановления  не свидетельствуют.

С учетом вышеизложенного, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению, а  постановление администрации города Кемерово от 22.10.2020 № 2999 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401005:1562, расположенного севернее здания № 61 по ул. Ноябрьская»  незаконным.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктами 3 частей 4 и 5 приводимой нормы решение арбитражного суда должно содержать указание на обязанность заинтересованного лица совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения.

Из смысла части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

При этом избранный таким лицом способ защиты должен соответствовать имеющемуся нарушению права и обеспечивать его восстановление.

Вывод о конкретном способе устранения допущенных нарушений прав и законных интересов суд делает на основании установленных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами. Такой способ должен быть определен, исходя из критериев необходимости, достаточности и соразмерности средств, направленных на устранение нарушений, допущенных изданием спорного ненормативного правового акта (совершения неправомерных действия либо бездействия).

Испрашиваемый предпринимателем способ восстановления нарушенного права, по убеждению суда,  с учетом того, что администрацией указаны исчерпывающие основания,  соответствует действующему законодательству и является основанием для совершения заинтересованным лицом соответствующих действий.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего спора судом в размере 3 000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Комитет.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

           заявленные требования удовлетворить.

           Признать постановление администрации города Кемерово от 22.10.2020 № 2999 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401005:1562, расположенного севернее здания № 61 по ул. Ноябрьская»  незаконным.

           Обязать администрацию города Кемерово в месячный срок с момента вступления  решения суда в законную силу принять постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401005:1562, расположенного севернее здания № 61 по ул. Ноябрьская  -  «природно-познавательный туризм».

Взыскать с администрации города Кемерово в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 300 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

            Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                          Е.В. Верховых