АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
http://www.kemerovo.arbitr.ru E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 марта 2021 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Драпезо В.Я. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ватутиной Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Кемеровской области –
Кузбасса в интересах неопределенного круга лиц и публичных интересов муниципального
образования «Тяжинский муниципальный округ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Кемерово
к администрации Тяжинского муниципального округа (ОГРН <***>, ИНН <***>), пгт. Тяжинский
о признании незаконным бездействия администрации Тяжинского муниципального округа
Кемеровской области – Кузбасса, обязании разработать и направить на утверждение нормативно правовые акты,
при участии:
от Прокуратуры – ФИО1 – служебное удостоверение;
от Администрации – не явились,
у с т а н о в и л :
первый заместитель прокурора Кемеровской области-Кузбасса в интересах неопределенного круга лиц и публичных интересов муниципального образования «Тяжинский муниципальный округ» (далее – «Заявитель», «Прокуратура») обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Тяжинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса (далее – «Администрация», «Заинтересованное лицо»), выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»; об обязании администрации Тяжинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса в течение одного месяца с момента вступления в силу судебного решения разработать с учетом требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.03.2012 № 54 «О Порядке разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления в муниципальных образованиях Кемеровской области» и утвердить правовой акт, регламентирующий: осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»); представитель Прокуратуры присутствует в судебном заседании 23.03.2021; Администрация явку представителя в судебное заседание 23.03.2021 не обеспечила, возражений относительно рассмотрения спора в отсутствие представителя не заявила.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителя Администрации.
Требования Прокуратуры мотивированы не исполнением Администрацией обязанностей, возложенных на указанный орган местного самоуправления Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – «Закон о недрах»), статьей 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – «Федеральный закон №294-ФЗ»), постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.03.2012 №54 «О Порядке разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления в муниципальных образованиях Кемеровской области» (далее – «Постановление Коллегии №54»).
Администрации с заявленными требованиями не согласна; имеющиеся возражения мотивирует тем, что полномочия в сфере регулирования отношений недропользования не относятся к вопросам местного значения, Законом о недрах обязанность по нормативному регулированию правоотношений в указанной сфере на органы местного самоуправления не возлагается, отсутствуют основания по финансированию расходов на осуществление данного вида контроля.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – «Федеральный закон №131-ФЗ») органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона №294-ФЗ, в силу пункта 4 статьи 2 которого под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона №294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Тяжинского района в результате проверки исполнения законов в сфере охраны земель при их рекультивации, нарушенных при добыче полезных ископаемых, выявлен факт бездействия администрации Тяжинского муниципального округа.
Установлено, что администрацией Тяжинского муниципального округа не разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах.
Пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом о недрах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Статьей 4 Закона о недрах определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования, которые корреспондируют положениям подпункта 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – «Федеральный закон №184-ФЗ»).
На основании статьи 1.1 Закона о недрах органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 5 Закона о недрах органы местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования наделены полномочиями по:
- контролю за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- приостановлению работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения.
При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами, вести контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поскольку это иные полномочия, предусмотренные статьей 5 Закона о недрах и принадлежат они органам местного самоуправления.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон №131-ФЗ.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона №294-ФЗ.
В соответствии со статьей 36 Устава муниципального образования «Тяжинский муниципальный округ» (принятого решением Совета народных депутатов от 28.05.2020 №81) администрация Тяжинского муниципального округа является исполнительно- распорядительным органом Тяжинского муниципального округа, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения в пределах ее компетенции и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области.
Администрацией Тяжинского муниципального округа не приняты меры по разработке Порядка организации и осуществления муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, а также по разработке и утверждению административного регламента проведения соответствующих проверок, уполномоченный орган не определен.
08.05.2019 за исх. № 7-2-2019 прокуратурой Тяжинского района главе Тяжинского муниципального района вынесено представление, содержащее требование об устранении нарушений федерального законодательства, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах.
Ответом от 14.06.2019 за исх. №1072/1 прокурору района сообщено о том, что уполномоченный орган по контролю определяется, порядок осуществления данного вида контроля и соответствующий административный регламент разрабатываются. Утверждение данного порядка и административного регламента планируется в 2020 году.
Однако, проекты нормативных актов по вопросам осуществления муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, в прокуратуру района не поступили.
Согласно информации временно исполняющего обязанности главы Тяжинского муниципального округа от 10.12.2020 №01/3211 на запрос прокурора Тяжинского района №7-1-2020 от 07.12.2020 принятие порядка осуществления муниципального контроля в сфере регулирования отношений недропользования и соответствующего административного регламента возможно не ранее конца 2021 года.
Отсутствие указанного правового акта, по мнению Прокуратуры, влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В определении от 17.06.2008 №435-0-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой статус местного самоуправления как публично-территориальной организации населения по месту жительства и особой формы осуществления народом своей власти предполагает, что органы местного самоуправления, обеспечивая решение вопросов местного значения, действуют в интересах населения муниципального образования и одновременно, будучи частью системы органов публичной власти, осуществляют конституционные функции государства.
При таких обстоятельствах бездействие Администрации по факту непринятия мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, является незаконным.
С учетом изложенного, суд считает установленным факт неправомерного бездействия администрации.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если он полагает, что решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует зашита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В порядке статьи 201 АПК РФ суд полагает необходимым возложить на Администрацию обязанность устранить допущенные нарушения законодательства о недрах путем обязания разработать с учетом требований статьи 5 Закона онедрах, статьи 6 Федерального закона №294-ФЗ и направить на утверждение в представительный орган местного самоуправления – Совет народных депутатов Тяжинского муниципального округа Порядок осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентирующий вопросы приостановления работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения; а также путем обязания Администрации разработать с учетом требований статьи 5 Закона о недрах, статьи 6 Федерального закона № 294-ФЗ, постановления Коллегии №54 и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентирующий вопросы приостановления работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения.
И Прокуратура, и Администрация на основании подпунктов 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 167-170, 171, 180, 181 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации Тяжинского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса, выразившееся в непринятии мер по разработке Порядка организации и осуществления муниципального контроля, а также по разработке и утверждению административного регламента проведения соответствующих контрольных проверок, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
Обязать администрацию Тяжинского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать с учетом требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и направить на утверждение в представительный орган местного самоуправления – Совет народных депутатов Тяжинского муниципального округа Порядок осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентирующий вопросы приостановления работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения.
Обязать администрацию Тяжинского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать с учетом требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.03.2012 №54 «О Порядке разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления в муниципальных образованиях Кемеровской области» и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентирующий вопросы приостановления работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный
суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Драпезо В.Я.