АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
Тел. (384-2) 45-10-82
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово | Дело № А27-4353/2021 |
«07» июля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена «30» июня 2021 года
Полный текст решения изготовлен «07» июля 2021 года
муниципальное бюджетное учреждение "Жилкомцентр" (далее – заявитель, МБУ «Жилкомцентр») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Кемерово в лице контрольного управления (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным представления №8 от 14.12.2020 в части пункта 16.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 123 АПК РФ, в судебное заседание явку представителей не обеспечили, заявлений, ходатайств не направили.
Суд в порядке статьи 156 АПК РФ провел судебное заседание в отсутствие представителей сторон.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель считает, что выводы контрольного управления не соответствуют нормам действующего законодательства и оспариваемый пункт представления должен быть признан недействительным. Отмечает, чтов оспариваемом пункте представления не указано, какие нормы бюджетного законодательства нарушены МБУ «Жилкомцентр». Указывает, что в действиях заявителя отсутствует вина, а соответственно и состав нарушения. Более подробно доводы изложены в заявлении.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление с требованиями заявителя не согласилось. Указало, что в нарушении п. 3.2.1. Постановления № 53 и п. 2.4. Регламента заявителем была начислена и выплачена премия. Полагает, что п. 16 представление контрольного управления администрации г. Кемерово от 14.12.2020 № 8 о необходимости установления показателей качественного выполнения должностных обязанностей и исключения дублирование показателей премирования с должностными обязанностями законно и обоснованно. Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, судом установлено следующее:
В соответствии с п. 1.2 Положения о контрольном управлении администрации г. Кемерово, утвержденным постановлением администрации г. Кемерово от 12.02.2021 №396 контрольное управление является структурным подразделением администрации г. Кемерово, уполномоченным от имени администрации осуществлять внутренний муниципальный финансовый контроль и контроль в сфере закупок.
На основании приказа по контрольному управлению от 24.08.2020 № 52 «О назначении контрольного мероприятия» проверочной группой с 09.09.2020 по 30.09.2020 проведена плановая камеральная проверка муниципального бюджетного учреждения «Жилкомцентр».
По итогам проверки был составлен акт от 21.10.2020 с выявленными замечаниями.
14.12.2020 Контрольным управлением было вынесено представление № 8 в соответствии с которым предложено устранить выявленные нарушения законодательства.
Согласно пункту 16 данного представления указано следующее нарушение:
«16. При отсутствии показателей качественного выполнения должностных обязанностей и дублирования показателей премирования с должностными обязанностями в Регламенте начисления и выплаты премии по результатам работы за месяц (ежемесячная премия) руководителям, специалистам, служащим и рабочим МБУ «Жилкомцентр» начислена и выплачена премия по итогам работы за месяц за период я января по декабрь 2019 года».
Сумма нарушения по данному пункту составила 2 846 205 рублей 17 копеек.
Не согласившись с указанным представлением в части п. 16, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, изучив доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, суд признает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным должны быть указаны, в том числе: права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом; законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт.
В силу частью 2 ст.201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону и иным нормативно правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки было установлено следующее, с 09.09.2020 по 30.09.2020 проведена плановая камеральная проверка МБУ «Жилкомцентр». В ходе проверки установлено следующее.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ - заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с уставом МБУ «Жилкомцентр» является бюджетным учреждением, функции учредителя которого осуществляет администрация города Кемерово в лице управления Жилищно-коммунального хозяйства и Комитета по управлению муниципальным имуществом.
В соответствии с ТК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2010 № 551 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Кемеровской области», постановлением администрации города Кемерово от 14.02.2011 № 26 «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений города Кемерово» постановлением администрации города Кемерово от 29,04.2011 № 53 утверждено Положение об оплате труда работников отдельных муниципальных учреждений (далее - Постановления № 53).
Постановление № 53 распространяет свое действие на муниципальные бюджетные учреждения, в том числе и на МБУ «Жилкомцентр».
Муниципальные правовые акты обязательны к исполнению для всех должностных лиц МБУ «Жилкомцентр» без исключения.
Пунктом 1,2 Постановления № 53 определено, что оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных стимулирующих и социальных выплат
Заработная плата работников учреждений включает в себя:
- оклад по ПКГ, ставку заработной платы по ПКГ;
- оклад (должностной оклад), ставку заработной платы;
- повышающие коэффициенты к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы;
- выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные действующим законодательством и Постановлением № 53.
Согласно п. 2.2 Постановления № 53 Условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работника, повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, выплаты компенсационного характера, условия установления выплат стимулирующего характера являются обязательными для включения в трудовой договор или в дополнительное соглашение между работодателем и работником.
В ходе проверки учреждением было предоставлено Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Жилкомцентр» (далее - Положение об оплате труда), утвержденное директором учреждения ФИО1 29.12.2018.
Пунктами 3.2.1 Постановления № 53 и п. 3.2.1 Положения об оплате труда работников МБУ «Жилкомцентр» (далее - Положение об оплате труда) установлено, что в целях поощрения работников учреждения за добросовестный эффективный труд в учреждении за счет фонда оплаты труда устанавливаются стимулирующие выплаты:
- выплата за выслугу лет;
- надбавка за интенсивность и высокие результаты работы;
- надбавка за качество выполняемых работ;
- премиальные выплаты по итогам работы;
- разовые выплаты.
Согласно п. 3.2.2 Положения об оплате труда выплаты стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с утвержденными учреждением критериями оценки.
Согласно п. 2 разъяснений о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, регламентированных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 № 818:
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работы к качественному результату труда, а также поощрения за выполненную работу.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
В соответствии с п. 3.2.3 Постановления №53 основанием для выплаты стимулирующих выплат, в том числе и премии по результатам работы является достижение работником определенных количественных и качественных показателей работы.
Количественные и качественные критерии для установления стимулирующей выплаты, в том числе и для выплаты премии по результатам работы устанавливаются бюджетным учреждением самостоятельно своим локальным нормативным актом в соответствии с требованиями ТК РФ и Постановления №53.
Как следует из материалов дела в нарушение п. 3.2.2, 3.2.3 Положения об оплате труда учреждением критерии оценки, а также количественные и качественные показатели не утверждены.
Приложением № 8 к Положению об оплате труда утвержден Регламент начисления и выплаты премии по результатам работы за месяц (ежемесячная премия) руководителям, специалистам, служащим и рабочим МБУ «Жилкомцентр» (далее - Регламент (Приложение №8)).
Согласно п. 2.4 Регламента (Приложение № 8) премия выплачивается за месяц по результатам своевременного и качественного исполнения работником должностных обязанностей.
При анализе показателей премирования для начисления премии работникам
МБУ «Жилкомцентр» Регламента начисления и выплаты премии по результатам
работы за месяц (ежемесячная премия) руководителям, специалистам, служащим
и рабочим МБУ «Жилкомцентр» (далее - Регламент (приложение № 8)) выявлено:
- в нарушении п. 3.2.1. Постановления № 53 установленные премиальные
выплаты по итогам работы не являются таковыми, так как выплачены за
выполнение основных должностных обязанностей, указанных в должностных
инструкциях работников учреждения;
- в нарушении п. 2.4. Регламента (приложение № 8) учреждением, как
показатели премирования, прописаны должностные обязанности, а не показатели
качественного исполнения работниками своих должностных обязанностей, что
является дублированием должностных обязанностей, установленных
должностными инструкциями всех работников МБУ «Жилкомцентр».
Таким образом, в нарушении п. 3.2.1. Постановления № 53 и п. 2.4. Регламента (приложение № 8) при отсутствии показателей качественного выполнения должностных обязанностей и дублирования показателей премирования с должностными обязанностями в Регламенте (приложение № 8) начислено и выплачено премии по итогам работы за месяц всего за период с января по декабрь 2019 года в сумме 2 883 364,85 руб. с учетом районного коэффициента, в том числе страховые взносы - 668 798,91 руб.:
- из средств субсидии на выполнение муниципального задания - 2 846 205,17 руб., в том числе начисления на выплаты по оплате труда - 660 179,69 руб.;
По итогам камеральной проверки 21.10.2020 составлен акт № 11.
Рассматривая довод заявителя о том, что в п. 16 представление не указано, какие нормы бюджетного законодательства нарушены, суд отмечает следующее.
Контрольным управлением администрации города Кемерово в соответствии с полномочиями, предоставленными п. 2 ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), п. 7 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 №1095 (далее - федеральный стандарт № 1095) в адрес МБУ «Жилкомцентр» по результатам проверки направлено Представление от 14.12.2020 № 8 (далее - Представление).
В соответствии со ст. 270.2 БК РФ представление - это документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и обязательные для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению;
- требований о об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
- требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии с п.11 федерального стандарта 1095 в представлении помимо требований, предусмотренных п. 2 ст. 270.2 БК РФ, указывается информация о выявленных нарушениях - нарушениях, по которым принято решение о направлении представления, в том числе информация о суммах средств, использованных с этими нарушениями. Данные нарушения отражены в акте, в описании каждого из которых в соответствии с п.52 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235 (далее - федеральный стандарт № 1235) должны быть указаны положения законодательных и иных нормативных правовых актов, правовых актов, являющихся основаниями предоставления бюджетных средств, которые нарушены, периоды, в которых нарушение допущено, в чем выразилось нарушение, сумма нарушения (при наличии).
Согласно п. 16 Представления учреждению необходимо принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений: установить показатели качественного выполнения должностных обязанностей. Исключить дублирование показателей премирования с должностными обязанностями в срок до 01.03.2021.
Таким образом, БК РФ, федеральный стандарт № 1095, федеральный стандарт №1235 не содержит требования о том, что в представлении указываются нарушения только бюджетного законодательства.
Суд соглашается с доводами Управления в части того, что МБУ «Жилкомцентр» в своем заявлении ссылается на ст. 34 БК РФ и 306.4 БК РФ, которые не имеют отношения к рассматриваемой ситуации, так как ни акт проверки, ни представление не содержат указания на нарушения 34 БК РФ и 306.4 БК РФ о нецелевом использовании бюджетных средств.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, однако отклонены как необоснованные, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно статье 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права.
Суд приходит к выводу, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав.
Изложенное выше свидетельствует о правомерности выводов
и предложений Управления, указанных в п. 16 представления контрольного управления администрации г. Кемерово от 14.12.2020 № 8 о необходимости установления показателей качественного выполнения должностных обязанностей и исключения дублирование показателей премирования с должностными обязанностями.
Таким образом, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных требований МБУ «Жилкомцентр», с учетом фактически установленных обстоятельств в рамках настоящего дела, суд признает, что оспариваемое представление в оспариваемой части является законным, следовательно, признанию недействительным не подлежит.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 9, 65, 167-170, 176, 180, 181, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья В.В. Власов