ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-5653/15 от 21.05.2015 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, Кемерово, 650000; информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05;

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                          Дело № А27- 5653/2015

21 мая 2015 года

полный текст решения изготовлен 21 мая 2015 года     

Арбитражный суд Кемеровской области   в составе судьи  Мраморной Т.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Новокузнецка, г. Новокузнецк (ОГРН 1024201468830, ИНН 4217045124)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Новокузнецк  (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

о взыскании 69297 руб.

без вызова представителей сторон;

у с т а н о в и л:

Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Кемерово (далее – Центр занятости) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Новокузнецк, о взыскании 69297 рублей субсидии.

Стороны надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Представитель истца заявленные исковые требования в заявлении основывает на статьях 307, 309, 310, 401, 425, 407, 408 Гражданского кодекса Российской Федерации  и мотивирует  ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, предусмотренных договором «о предоставлении финансовых средств работодателю для оснащения рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов и на софинансирование заработной платы» № 336сФ от 16.05.2014г.

Представитель ответчика каких-либо ходатайств не заявил, отзыв в материалы дела не представил.

Суд рассматривает спор в порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва и доказательств, без вызова сторон.

Предметом договора «о предоставлении финансовых средств работодателю для оснащения рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов и на софинансирование заработной платы» № 336сФ от 16.05.2014г. является совместная деятельность сторон в рамках мероприятий подпрограммы «Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения» на 2014-2015 годы государственной программы Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбасса» на 2014-2016 годы» по предоставлению финансовых средств работодателю на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения вновь создаваемых рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, направленных «Центром», и на софинансирование заработной платы граждан. Предоставление финансовых средств работодателям производится исходя из фактически понесенных затрат, но не более 65,74 тыс. рублей из средств субсидии федерального бюджета и не более 30 тыс. рублей из средств областного бюджета за 1 рабочее место.

Пунктами 2.1.1 и 2.1.2 договора предусмотрена обязанность работодателя приобрести оборудование и выполнить работы по его монтажу и установке, необходимые для оснащения вновь создаваемого рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида на условиях, определенных настоящим договором, оснастить одно новое рабочее место в период с 16.05.2014 года по 27.05.2014 года и представить в «Центр» копию приказа о внесении изменений в штатное расписание в связи с созданием специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и трудоустроить инвалида в должности приемщик заказов.

Согласно пункта 2.1.6. договора предприниматель также обязался предоставить копии документов, подтверждающих расходы на приобретение, монтаж и установку оборудования (фискальные кассовые чеки, копии счетов, счетов-фактур, платежных поручений, товарных чеков, контрольно-кассовых чеков с расшифровкой приобретенного оборудования) для оснащения рабочих мест для трудоустройства инвалидов (с одновременным представлением оригиналов для сверки с их копиями).

Согласно пунктов 2.1.8. и 2.1.9. договора Работодатель обязан при увольнении граждан до истечения срока действия договора независимо от мотивов прекращения трудовых отношений предоставить центру: копию приказа об увольнении не позднее 3-х рабочих дней со дня увольнения (с указанием причин увольнения), сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест по освободившейся вакансии, на образовавшееся вакантное рабочее место трудоустроить незанятого инвалида, направленного Центром, в течение срока действия договора обеспечить доступ специалистов Центра на территорию Работодателя для осуществления контроля за исполнением условий договора и проведения проверки непосредственно на оснащенном рабочем месте с представлением необходимых документов.

В соответствии с  пунктами 2.2.3, 2.2.4 договора Центр обязуется в течение 15 рабочих дней со дня предоставления документов возместить путем перечисления на расчетный счет работодателя финансовые средства за понесенные затраты на приобретение, монтаж и установку оборудования, необходимого для оснащения рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида в пределах средств субсидии из федерального бюджета и средств областного бюджета, на софинансирование (не более 50 %) заработной платы инвалидов на период до 6 месяцев из средств областного бюджета.

Согласно пункту 3.3 договора работодатель возвращает финансовые средства, полученные на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов, в полном объеме в случае неисполнения обязательств, предусмотренных пунктами 2.1.8, 2.1.9  договора, нецелевого использования финансовых средств, ликвидации организации, приостановки осуществления экономической деятельности или банкротства либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в период действия договора о предоставлении финансовых средств на оснащение рабочего места и софинансирование заработной платы.

Из представленных материалов следует, что истец выполнил обязательства, предусмотренные договором, в том числе, перечислил ответчику денежные средства в сумме 65740 рублей  платёжным поручением № 529515 от 10.06.2014г. и в сумме 3557 руб. платёжным поручением № 528320 от 10.06.2014г.

Как указал в исковом заявлении истец, ответчик не полностью выполнил условия пунктов  2.1.8, 2.1.9 договора № 336сФ от 16.05.2014г.

Таким образом, по мнению истца, ответчик нарушил условия договора.

В связи с невыполнением ответчиком требований истца Центр занятости на основании пунктов 2.1.8., 2.1.9., 3.3.-3.5. договора обратился в суд с требованиями о возврате  ответчиком суммы субсидии в полном объеме.

Суд полагает требования истца необоснованными и не находит оснований для их удовлетворения.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2013, действовавшей в период заключения договора) Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (действовали в период заключения договора).

Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, в том числе по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места многодетных родителей.

В соответствии с пунктом 15 вышеуказанного Постановления при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат возврату в Федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.04.2014г. № 137 утвержден Порядок реализации мероприятий подпрограммы «Дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения» на 2014-2015 годы государственной программы Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбасса» на 2014-2016 годы.

Указанным порядком предусмотрено, что одним из основных мероприятий данной адресной программы является совместная деятельность сторон по предоставлению финансовых средств работодателю на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, направленных Центром.

В соответствии с подпунктами 7.4-7.6 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.04.2014 N 137 "Об утверждении Порядка реализации мероприятий подпрограммы "Дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения" на 2014 - 2015 годы государственной программы Кемеровской области "Содействие занятости населения Кузбасса" на 2014 - 2016 годы" (в редакции, действовавшей в период заключения договора, работодатели возвращают финансовые средства, перечисленные ЦЗН, в полном объеме в случае нецелевого использования, ликвидации организации, приостановки осуществления экономической деятельности или банкротства либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в период действия договора о предоставлении финансовых средств на оснащение рабочего места и софинансирование заработной платы. В случае нарушения работодателем условий, установленных договором о предоставлении финансовых средств на оснащение рабочего места и софинансирование заработной платы, ЦЗН в течение 7 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование работодателю о возврате в областной бюджет финансовых средств.  Работодатель в течение 15 рабочих дней со дня получения письменного требования обязан вернуть сумму полученных финансовых средств в областной бюджет в соответствии с реквизитами, указанными в требовании.

Из материалов дела следует, что ответчиком были представлены в центр занятости копии документов, подтверждающих факт приобретения оборудования, указанного в пункте 2.1.1. договора (листы дела 15-23, том 1), приказ о внесении изменений в штатное расписание, трудовой договор от 30.05.2014г. № 2, приказ о приеме на работу ФИО2 на должность приемщика заказов с 30.05.2014г., также в материалы дела представлены документы, подтверждающие расходование денежных средств, акт приемки выполненных работ для оснащения рабочего места инвалида от 05.06.2014г., акт проверки соблюдения условий договора от 27.05.2014г.

С учетом изложенного, предпринимателем на предусмотренные договором цели  израсходовано  69300 рублей, в том числе за счет средств финансовой помощи 69297 руб., на что также указано истцом в исковом заявлении.

Использование  денежных средств произведено ответчиком в пределах  сроков  проведения  мероприятий по реализации проекта,  срока  действия договора, установленного пунктом 6.1. договора № 336сФ от 16.05.2014г.

Таким образом, фактические цели, обозначенные Порядком предоставления субсидии и договором о предоставлении финансовых средств, достигнуты, бюджетные средства истрачены по целевому назначению в соответствии с условиями договоров – на организацию рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида.

В качестве условий неисполнения договора Центром указано на непредставление ответчиком копии приказа об увольнении работника-инвалида, а также сведений о потребности  в работниках, наличии свободных рабочих мест по освободившейся вакансии.

По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Однако в нарушении требований данной статьи истцом не доказан факт увольнения ответчиком работника-инвалида, поскольку соответствующего приказа об увольнении в материалы дела не представлено, определение суда от 31.03.2015г. не исполнено, о невозможности представления таких доказательств истцом не заявлено.

Суд также не принимает довод истца об отказе предпринимателя исполнить требования, изложенные в претензии от 19.01.2015г., поскольку в материалы дела не представлено доказательств получения данной претензии ответчиком.

Кроме того, судом не принимается довод истца о том, что ответчик согласен возвратить денежные средства, поскольку факт согласия отражено в служебной записки, при этом служебная записка составлена должностными лицами истца, к записке текст телефонограммы не приложен, доказательств осуществления телефонного звонка предпринимателю не представлено.

Учитывая социальную значимость вопроса и то обстоятельство,  что субсидия предоставлялась в рамках  социальных программ, а также с учетом отсутствия доказательств увольнения работника-инвалида и несоблюдения условий договора, основания для удовлетворения требований у суда отсутствуют.

При этом суд отмечает, что сам факт отсутствия доказательств нахождения инвалида по месту жительства и государственной регистрации индивидуального предпринимателя не свидетельствует о невыполнении  им условий договора по использованию бюджетных средств, в связи с чем не может являться  безусловным основанием для  возврата всей суммы субсидии.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

р е ш и л :

Требование Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Новокузнецка, г. Новокузнецк, оставить без удовлетворения.

На решение в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой  арбитражный апелляционный  суд.

Судья                                                                                                   Т.А. Мраморная