ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-6012/16 от 21.06.2016 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, Кемерово, 650000;

информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                  Дело № А27-6012/2016

23 июня 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 21 июня 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 23 июня 2016 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Семёнычевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания без применения средств аудиопротоколирования секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (Кемеровская область, с. МалаяСалаирка, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к муниципальному образованию «Горскинское сельское поселение» в лице Администрации Горскинского сельского поселения, Кемеровская область, Гурьевский район, с.  Горскино (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 463 770 рублей

в отсутствие представителей сторон

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (далее по тексту – истец, общество)  обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию «Горскинское сельское поселение» в лице Администрации Горскинского сельского поселения о взыскании задолженности в сумме 463 770 рублей по договору №20-15-5 от 01.01.2015.

Стороны, надлежащим образом уведомленные в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, что подтверждается материалами дела, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения искового заявления в отсутствие своих представителей не заявили.

Судом в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

В обоснование требований общество с ограниченной ответственностью «Теплоресурс»  в исковом заявлении указало на то, что муниципальным образованием «Горскинское сельское поселение» в лице Администрации Горскинского сельского поселения не исполнены в полном объеме обязательства по выплате субсидии на возмещение затрат на оказание услуг населению по горячему водоснабжению и теплоснабжению вследствие регулирования тарифов по жилищно-коммунальным тарифам, в рамках договора №  20-15-5 от 01.01.2015  «О предоставлении субсидии на компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги, не обеспечивающим возмещение издержек».

Муниципальным образованием «Горскинское сельское поселение» в лице Администрации Горскинского сельского поселения 26.04.2016 в материалы дела был представлен отзыв, в соответствии с которым  Ответчик ссылается на заключение 29.12.2014 соглашения о передаче администрацией Гурьевского муниципального района осуществления части своих полномочий Администрации Горскинского сельского поселения согласно которого Администрация Горскинского сельского поселения несет ответственность за осуществление переданных ей полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами. Ответчик указывает, что  результате неисполнения Администрацией Гурьевского района вытекающих из данного Соглашение обязательств по перечислению иных межбюджетных трансфертов на осуществление Администрацией Горскинского сельского поселения переданных ей полномочий и образовалась задолженность перед ООО «Теплоресурс».

Кроме того, в отзыве, представленном ответчиком, имелось ходатайство о замене, с согласия истца, ненадлежащего ответчика - Администрации Горскинского сельского поселения, надлежащим – Администрацией Гкрьевского муниципального района, а при несогласии Ответчик просил заменить ненадлежащего ответчика надлежащим, привлечь, с согласия истца, Администрацию Гурьевского муниципального района в качестве второго ответчика.

Истец в ходе судебного заседания 01.06.2016 не дал согласие на привлечение Администрации Гурьевского муниципального района к участию в деле в качестве соответчика.

Учитывая часть 5 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело по первоначально предъявленному иску.

Суд, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащим удовлетворению  по следующим основаниям.

Постановлением Администрации Ур-Бедаревского сельского поселения от №2 от 09.01.2013 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета Ур-Бедаревского сельского поселения на возмещение затрат, не покрывающих платежи населения, за предоставление жилищных и коммунальных услуг организациям, осуществляющим производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Положение принято в целях возмещения затрат, не покрываемых платежами населения, за предоставленные жилищные и коммунальные услуги организациями осуществляющими производст­венно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Постановлением Администрации Горскинского сельского поселения от №4 от 26.12.2012 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета Горскинского сельского поселения на возмещение затрат, не покрывающих платежи населения, за предоставление жилищных и коммунальных услуг организациям, осуществляющим производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Положение принято в целях возмещения затрат, не покрываемых платежами населения, за предоставленные жилищные и коммунальные услуги организациями осуществляющими производст­венно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.11.2012г. №94 «Об уста­новлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водо­снабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в среднем по муниципальным образованиям Кемеровской области на 2013 год», Уставом Горскинского сельского поселения.

В соответствии с пунктом 2 Положения право на получение субсидий имеют следующие категории организаций, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства: ресурсоснабжающие организации, оказывающие коммунальные услуги гражданам, проживающим в индивидуальных жилых домах; ресурсоснабжающие органи­зации, поставляющие коммунальные ресурсы управляющим организациям, объединениям собст­венников жилья в многоквартирных жилых домах.

01.01.2015 Администрация Горскинского сельского поселения заключило с ООО Теплоресурс договор №6 «О предоставлении субсидии на компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги, не обеспечивающим возмещение издержек».

Предметом договора является предоставление субсидии, согласно тарифа, утвержденного Постановлением Региональной Энергетической комиссии Кемеровской области №660 от 25.11.2014 на тепловую энергию с 01.01.2015 по 30.06.2015 – 2353,18, руб./Гкал, с 01.07.2015 по 31.12.2015 – 2476,39 руб./Гкал., на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения №662 о 25.11.2014 с 01.01.2015 по 30.06.2015 – 185,57 руб./куб.м., с 01.07.2015 по 31.12.2015 – 195,58 руб./куб.м., в целях возмещения затрат на оказание услуг населению по горячему водоснабжению и теплоснабжению  вследствие регулирования тарифов по жилищно-коммунальным услугам (пункт  1.1 Договора).

Размер субсидии по договору с учетом Дополнительного соглашения от 01.07.2015 составил 719140 рублей.

Условиями вышеуказанных договоров предусмотрена обязанность Администрации осуществлять предоставление субсидии на цели, установленные п. 1.1 Договора, в соответствии с положением о порядке предоставления субсидии, утвержденного постановлением Администрации Горскинского сельского поселения №П-1 от 09.01.2013, при условии представления ООО Теплоресурс документов, необходимых для получения субсидии за счет средств бюджета Горскинского сельского поселения в соответствии с указанным постановлением.

В своем заявлении истец ссылается на оказание в рамках указанных договоров коммунальных услуг населению в полном объеме, однако обязательства по возмещению затрат на оказание услуг населению по горячему водоснабжению и тепловой энергии исполнены ответчиком лишь частично.

16.02.2016 в адрес Администрации Горскинского сельского поселения обществом была направлена претензия с требованием погасить имеющуюся задолженность в сумме 719140 рублей.

Поскольку до настоящего времени субсидия в полном объеме ответчиком не оплачена, ООО Теплоресурс обратилось в суд с соответствующими требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

Недополученные доходы, возникшие в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным им предельным индексом по коммунальным услугам, являются по своей правовой природе убытками, вредом.

Убытки понесены в связи с действием вышеуказанного решения муниципального образования, которым размер платы граждан за коммунальные услуги приведен в соответствие с установленным предельным индексом.

На основании пунктов 1-2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно правовой позиции Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

В ходе судебного заседания обществом с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» были представлены документы (заявки на получение субсидии из бюджета, расчет размера субсидии), свидетельствующие о согласовании сторонами фактического объема выполненных услуг, а также размера субсидий с учетом установленных тарифов. Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты, соответствующие доказательства суду не представлены.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, обязательства по выплате истцу субсидий на возмещение затрат на оказание услуг населению по горячему водоснабжению и теплоснабжению в рамках заключенного договора № 20-15-5 от 01.01.2015 исполнены не были, что подтверждается актом сверки расчетов по состоянию на 31.12.2015.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных нормативных актов, а при их отсутствии в соответствии с обычаями делового оборота; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению в полном объеме за счет муниципальной казны.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с предоставлением истцу отсрочки уплаты государственной пошлины при подаче иска и освобождением ответчика от ее уплаты в силу закона (пункт 1 статьи 333.37 НК Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»), государственная пошлина взысканию не подлежит на основании части 3 статьи 110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 101, 110, 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

р е ш и л :

Требования общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования «Горскинское сельское поселение» в лице Администрации Горскинского сельского поселения за счет казны муниципального образования  в пользу общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» задолженность по договору № 20-15-5 от 01.01.2015 в размере 463 770 рублей.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

  Судья                                                                                                Е.И. Семёнычева