Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru,
http://www.kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело №А27-6043/2021
18 октября 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 12 октября 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Кормилиной Ю.Ю.
при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брызгаловой Т.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сфера-Недвижимости", Кемеровская область - Кузбасс, Анжеро-Судженский г.о., город Анжеро-Судженск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании решения от 29.12.2020 по делу № 042/06/64-2086/2020,
третьи лица:
- Администрация Анжеро-Судженского городского округа, Кемеровская область - Кузбасс, город Анжеро-Судженск (ОГРН <***>, ИНН <***>);
- Общество с ограниченной ответственностью "Стройтехнология", город Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии:
от антимонопольного органа: ФИО1 – представитель (доверенность от 01.04.2021 №1, удостоверение),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "Сфера-Недвижимости" (далее - ООО «Сфера-Недвижимости», заявитель, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Кемеровское УФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 29.12.2020 по делу №042/06/64-2086/2020.
Просит обязать антимонопольный орган разрешить вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении положений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Определением суда от 21.04.2021 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 27.05.2021; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Анжеро-Судженского городского округа (далее - Администрация).
В предварительном судебном заседании судом по ходатайству антимонопольного органа на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стройтехнология" (далее – ООО «Стройтехнология»), подготовка к судебному разбирательству завершена, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 01.07.2021.
Определениями суда от 01.07.2021, 03.08.2021 судебное разбирательство откладывалось судом по ходатайству заявителя в связи с необходимостью предоставления времени для ознакомления с отзывами антимонопольного органа и Администрации.
К судебному заседанию от 07.09.2021 от заявителя поступили: ходатайства о направлении в адрес ООО «Сфера - Недвижимости» копии определения суда по ходатайству от 07.07.2021 заказным письмом с уведомлением, ходатайство о назначении лингвистической экспертизы, возражения на отзыв антимонопольного органа, письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ, ходатайство о наложении штрафа, ходатайство об истребовании доказательств.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 10.09.2021.
Определением судом от 10.09.2021 удовлетворены ходатайства об истребовании от Администрации Анжеро-Судженского городского округа постановления № 1021 от 08.12.2020 «О приобретении благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность для социально-незащищенных категорий граждан» с приложениями (ст. 66 АПК РФ), а также о направлении заявителю копии определения арбитражного суда.
В части ходатайства об обязании Кемеровского УФАС России, Администрации, ООО "Стройтехнология" отзывов в адрес заявителя, судом указано, что на дату судебного заседания - 10.09.2021 в деле имеются доказательства направления антимонопольным органом в адрес ООО «Сфера - Недвижимости» отзыва посредством электронной почты. Отзыв Администрации поступил в суд посредством сервиса "Мой арбитр", в связи с чем заявителю разъяснена возможность воспользоваться системой онлайн-ознакомления с материалами дела (в том числе отзывом) в электронном виде на базе информационных сервисов "Картотека арбитражных дел" и "Мой арбитр" (определение от 03.08.2021). Судебная корреспонденция, направленная по юридическому адресу ООО "Стройтехнология", возвращена с пометкой «истек срок хранения»; отзыв по делу ООО "Стройтехнология" не представлен.
Судом рассмотрено и отклонено ходатайство ООО «Сфера - Недвижимости» о наложении судебного штрафа на лиц, участвующих в деле, о чем в порядке главы 11 АПК РФ вынесено отдельное определение от 17.09.2021.
Определением от 10.09.2021 судебное заседание отложено на 07.10.2021, в котором в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 12.10.2021.
В судебное заседание заявитель и третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями статей 122, 123 АПК РФ, явку представителей не обеспечили.
Судом рассмотрено ходатайство заявителя о назначении лингвистической экспертизы.
Представитель Кемеровского УФАС России против удовлетворения ходатайства о назначении лингвистической экспертизы возразил.
Суд, рассмотрев заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы, не находит оснований для его удовлетворения. В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе. На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания.
Исходя из обстоятельств дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что разрешение вопросов, предложенных обществом для проведения лингвистической экспертизы, не требует специальных познаний, рассматриваемый спор может быть разрешен на основании доказательств, имеющихся в материалах дела.
В обоснование требований заявитель указывает, что положения технического задания о приобретении объекта закупки у лица, являющегося застройщиком, а также установление в качестве требования к многоквартирному дому, в котором находится приобретаемое жилое помещение, износа - 0%, не соответствуют статье 9-1 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", предусматривающей формирование жилищного фонда, используемого для предоставления жилых помещений для социального найма гражданам, формируется из жилых помещений многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию не ранее десяти лет, предшествующих году предоставления таких помещений по договорам социального найма. Данные положения технического задания не соответствуют иным положениям аукционной документации, в частности, требованиям к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренным пунктами 10, 11 информационной карты.
Кроме того, при расчете начальной (максимальной) цены контракта был применен метод сопоставления рыночных цен в качестве аналогов, при этом приняты к сравнению жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, имеющих значительный процент износа (годы ввода в эксплуатацию 1978, 2009, 2003).
Полагает, что при проведении электронного аукциона Администрацией нарушены требования части 1 статьи 1, статьи 6, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), части 2 статьи 8, статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).
Допущенные нарушения не позволили обществу принять участие в аукционе, привели к необоснованному ограничению конкуренции.
Представитель Кемеровского УФАС России, возражая на заявление, указал, что в информационной карте заказчиком установлены единые требования к участникам закупки (пункт 16), а также к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе (пункты 10, 11). Из положений информационной карты, а также пояснений представителя заказчика ФИО2 следует, что участником закупки может быть любое лицо, использование термина «застройщик» предполагало приобретение жилого помещения, готового к заселению, в котором ранее никто не проживал. Комиссия УФАС России пришла к выводу о том, что аукционной документацией не предусматривалось требование об обязательном наличии у участника закупки статуса застройщика в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих создание каких-либо преимуществ одним участником закупки перед другими, необоснованное ограничение числа участников закупок.
Целью правового регулирования Закона о контрактной системе конкурентных процедур является не обеспечение доступа к закупке как можно большего количества участников, а качественное удовлетворение потребностей государственного заказчика.
Кроме того, ООО «Сфера-Недвижимости» участником закупки не являлось, заявок на участие не подавало. Нарушение прав и законных интересов заявителя не доказано. Считает оспариваемое решение законным и обоснованным. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Администрация в письменном отзыве против удовлетворения заявления возразила, поддержав выводы антимонопольного органа об отсутствии в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии статуса застройщика в соответствии нормами градостроительного законодательства.
Третье лицо ООО «Стройтехнология», извещенное о времени и месте рассмотрения спора в соответствии с требованиями статей 122, 123 АПК РФ, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на заявление не представило.
Рассмотрев и исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Законом Кемеровской области от 17.11.2006 N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 13, частями 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены категории граждан, место жительства которых находится на территории Кемеровской области, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядок предоставления им таких помещений.
Во исполнение Закона 129-ОЗ Администрацией Анжеро-Судженского городского округа принято постановление №1021 от 08.12.2020 «О приобретении благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность для социально-незащищенных категорий граждан», которым управлению контрактной службы поручено организовать проведение процедуры определения поставщика по приобретению двух помещений на рынке жилья для обеспечения жильем граждан социально – незащищенных категорий по договору социального найма жилого помещения за счет субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на 2020 год из областного бюджета в размере 3418592,00 руб. согласно приложению №1 (общей площадью 52 кв.м, стоимостью 1891136,00 руб. и общей площадью 42 кв.м, стоимостью 1527456,00 руб.).
Приложением №2 установлены «Примерные требования к приобретаемым жилым помещениям для социально-незащищенных категорий граждан у лица, являющегося застройщиком», в том числе требования к многоквартирному дому, в котором находится приобретаемое жилое помещение: процент износа – 0%.
10.12.2020 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ заказчиком – Администрацией Анжеро-Судженского городского округа были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0139300000420000323 «Приобретение благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность для предоставления жилых помещений гражданам, предусмотренным Законом Кемеровской области от 17.11.2006 №129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений»» и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1891136,00 руб.
Техническим заданием определено, что поставляемым товаром является одно жилое помещение (благоустроенная квартира), расположенное в границах муниципального образования Анжеро-Судженский городской округ Кемеровской области, отвечающее установленным для жилых помещений требованиям техническим, санитарным гигиеническим, СанПиНов, СНиПов, ГОСТов и т.п. Общая площадь приобретаемого жилого помещения (благоустроенной квартиры) - 52,0 кв.м.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе установлены с момента размещения извещения о его проведении до 08:00 часов 18.12.2020.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе №ЭА-329-20-05 (0139300000420000323) от 18.12.2020 до окончания срока подачи была подана одна заявка на участие в электронном аукционе, зарегистрированная оператором электронной площадки, от ООО «Стройтехнология».
Заявка признана соответствующей требованиям частей 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, ООО «Стройтехнология» признано участником аукциона.
В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан не состоявшимся. Аукционной комиссией рекомендовано заказчику заключить контракт с единственным участником - ООО «Стройтехнология» в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 83.2.
Согласно информации, размещенной на сайте https://zakupki.gov.ru/, контракт с ООО «Стройтехнология» заключен 29.12.2020 (№3420100617620000048) и в настоящее время исполнен.
18.12.2020 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «Сфера-Недвижимости» на действия заказчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа при проведении электронного аукциона №0139300000420000323.
По результатам рассмотрения дела №042/06/66-2086/2020 Кемеровским УФАС России было вынесено решение от 29.12.2020, которым жалоба ООО «Сфера-Недвижимости» на действия заказчика при проведении электронного аукциона признана необоснованной. Производство по делу №042/06/66-2086/2020 прекращено.
Материалы жалобы переданы в управление финансового контроля администрации Анжеро-Судженского городского округа для рассмотрения на предмет соответствия обоснования начальной (максимальной) цены контракта требованиям Закона о контрактной системе.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа от 29.12.2020 по делу №042/06/64-2086/2020.
Суд, в отсутствие разногласий сторон относительно материалов дела и решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона №0139300000420000323, а также исходя из прилагаемого к заявлению текста решения, приходит к выводу о том, что указание заявителем номера дела №042/06/64-2086/2020, является технической опечаткой, предметом оспаривания является решение от 29.12.2020 по делу №042/06/66-2086/2020.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании положений пункта 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктов 1, 4, 5.3.9 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, комиссия антимонопольного органа при рассмотрении жалобы, проведении внеплановой проверки и вынесении оспариваемых решения и предписания действовала в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
ООО «Сфера-Недвижимости» заявку на участие в торгах не подавало, участником аукциона не являлось.
Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Исходя из анализа положений части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, считающий незаконными положения закупочной документации, вправе обжаловать их вне зависимости от факта подачи заявки на участие в закупке, при этом такая жалоба может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
Рассмотрение антимонопольным органом жалобы ООО «Сфера-Недвижимости» и проведения в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки правомерно.
Согласно пункту 3 Инструкции участникам закупки объектом закупки является поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг, указанных в Информационной карте, в соответствии с процедурами и условиями, приведенными в настоящей документации об электронном аукционе, в том числе в проекте контракта.
Пунктом 9 Информационной карты аукциона №ЭА-329-20-05 предусмотрено описание объекта закупки согласно техническому заданию.
Техническим заданием электронного аукциона №ЭА-329-20-05 предусмотрено приобретение благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность для предоставления жилых помещений гражданам, предусмотренным Законом Кемеровской области от 17.11.2006 №129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений»у лица, являющегося застройщиком.
Объем поставляемого товара: одно жилое помещение (благоустроенная квартира), расположенное в границах муниципального образования Анжеро-Судженский городской округ Кемеровской области, отвечающее установленным для жилых помещений требованиям (техническим, санитарным, гигиеническим, СанПиНов, СНиПов, ГОСТов и т.п.). Место поставки товара: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск
Пунктом 3 Технического задания электронного аукциона №ЭА-329-20-05 установлены требования к многоквартирному дому, в котором находится приобретаемое жилое помещение: процент износа – 0%.
Комиссия Кемеровского УФАС России, оценивая положения аукционной документации, пришла к выводу о том, что требования к участникам закупки о том, что они должны являться исключительно застройщиками жилых помещений, в ней не содержится, в требованиях к содержанию заявок в аукционной документации требований о предоставлении соответствующих этому также не установлено.
Суд, исследовав положения электронной документации, находит выводы антимонопольного органа ошибочными.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Пунктом 9-1 статьи 2 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" предусмотрено, что жилые помещения, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом по договорам социального найма гражданам, должны отвечать установленным санитарно-техническим требованиям. Соответствующий жилищный фонд, используемый для предоставления в соответствии с настоящим Законом жилых помещений по договорам социального найма гражданам, формируется из жилых помещений многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию не ранее десяти лет, предшествующих году предоставления таких помещений по договорам социального найма.
Однако, постановлением Администрации Анжеро-Судженского городского округа постановления №1021 от 08.12.2020 «О приобретении благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность для социально-незащищенных категорий граждан», аукционной документацией установлен износ многоквартирного дома, в котором приобретается жилое помещение – 0%.
Из положений аукционной документации, а также постановления Администрации Анжеро-Судженского городского округа постановления №1021 от 08.12.2020 «О приобретении благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность для социально-незащищенных категорий граждан» явствует, что в качестве предмета закупки предполагалось приобретение жилого помещения именно у застройщика, в новом многоквартирном доме.
То обстоятельство, что в аукционной не были установлены требования о предоставлении участником закупки документов, оформляемых застройщиком в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 16 статьи 1), не свидетельствует о правомерности включения в Техническое задание условия о приобретении жилого помещения у лица, являющегося застройщиком.
Указанное условие обозначено в аукционной документации с выделением жирным шрифтом и подчеркиванием и могло ввести в заблуждение потенциальных участников закупки.
При рассмотрении дела антимонопольным органом приняты пояснения представителя заказчика ФИО2 о том, что участником закупки может быть любое юридическое лицо, в рассматриваемой ситуации, употребляя термин «Застройщик», заказчик подразумевал приобретение жилого помещения, готового к заселению, в котором раньше никто не проживал.
Однако указанные пояснения не соответствуют условиям аукционной документации, содержащим прямое указание на приобретение квартиры у лица, являющегося застройщиком.
Более того, ООО «Сфера - Недвижимости» обращалось за разъяснениями положений аукционной документации. При этом обществом указывалось, что проектом муниципального контракта в качестве его сторон предусмотрены «продавец» и «покупатель», а не «заказчик» и «застройщик», в городе Анжеро-Судженске имеется только один застройщик, у которого может быть приобретен объект закупки, указание износа - 0% не соответствует требованиям Закона Кемеровской области от 17.11.2006 №129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений».
В ответе Администрации указано, что «Согласно постановлению № 1021 от 08.12.2020 «О приобретении благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность для социально-незащищенных категорий граждан» закупка осуществляется в соответствии с техническим заданием, где процент износа указан 0. Данные о покупателе и продавце будут скорректированы при заключении контракта. На территории города Анжеро-Судженского городского округа минимум 2 застройщика». При этом в ответе заказчика отсутствует разъяснение относительно возможности участия в аукционе любого участника гражданских отношений, обладающим объектом закупки.
Таким образом, разъяснениями положений аукционной документации также подтверждается намеренье заказчика по приобретению жилых помещений у застройщика в новом многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 27 Федерального закона N 44-ФЗ участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
При этом собственниками квартир, в том числе в новом многоквартирном доме, могут выступать физические и юридические лица, заключившиеся сделки в отношении жилых помещений в многоквартирных домах до ввода объекта недвижимости в эксплуатацию, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, указанные квартиры, не являясь собственностью застройщика, на момент ввода дома в эксплуатацию, также являются новыми.
Из материалов дела не усматривается, что потенциально доступные к закупке жилые помещения, соответствующие требованиям Закона Кемеровской области от 17.11.2006 N129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", на территории Анжеро-Судженского городского округа имелись только в распоряжении застройщиков.
Кроме того, суд указывает следующее.
Общеизвестно, что новые квартиры обладают повышенными потребительскими качествами. Однако учитывая, что объектом закупки выступает недвижимое имущество, предполагающее его длительную эксплуатацию и стабильные физические характеристики с пониженным износом, не представляется возможным сделать вывод о существенном отличии свойств квартир, расположенных в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию в текущем году и в более ранние периоды, не превышающие десяти лет, предшествующих году предоставления таких помещений по договорам социального найма.
Установленное Администрацией условие о приобретении квартиры в многоквартирном доме, имеющего износ 0% у лица, являющего застройщиком, не обосновано и не позволяет сделать вывод о его направленности на недопущение удовлетворения потребностей социально-незащищенной категории граждан, жилыми помещениями, обладающими более низкими потребительскими качествами.
Сведения о рынке жилья в Анжеро-Судженском городском округе, отсутствии введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домов в течение определенного периода, предшествующего проведению аукциона, их физическом состоянии, заказчиком не представлены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о несоответствии указанных положений аукционной документации требованиям Федерального закона №44-ФЗ.
Основания для признания необоснованной жалобы общества на действия заказчика - Администрации Анжеро-Судженского городского округа при проведении электронного аукциона №0139300000420000323 и прекращении производства по делу у Кемеровского УФАС России отсутствовали.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 29.12.2020 в соответствующей части подлежит признанию недействительным (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Основания для удовлетворения требований в полном объеме и признания недействительным оспариваемого решения в остальной части отсутствуют.
Одним из доводов жалобы ООО «Сфера-Недвижимости» указывалось на использование заказчиком некорректных аналогов при расчете средней цены 1 кв.м жилья для обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 резолютивной части решения Кемеровского УФАС России от 29.12.2020 материалы жалобы ООО «Сфера-Недвижимости» переданы в управление финансового контроля администрации Анжеро-Судженского городского округа на предмет соответствия обоснования начальной (максимальной) цены контракта требованиям Федерального закона №44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, проверка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции антимонопольного органа.
Решение Кемеровского УФАС России от 29.12.2020 о передаче жалобы для рассмотрения в органы финансового контроля (пункт 2 резолютивной части) признано судом законным и обоснованным.
Заявление ООО «Сфера - Недвижимости» в указанной части удовлетворению не подлежит.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В просительной части заявления ООО «Сфера - Недвижимости» просит обязать антимонопольный орган разрешить вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении положений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Вместе с тем применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора.
Согласно информации, размещенной на сайте https://zakupki.gov.ru/, контракт с ООО «Стройтехнология» заключен 29.12.2020 (№3420100617620000048) и в настоящее время исполнен. Основания для выдачи предписания антимонопольным органом отсутствуют,возложение судом соответствующей обязанности не приведет к восстановлениюправ и законных интересов заявителя.
Разрешение вопросов о направлении антимонопольным органом материалов в правоохранительные органы, обращении в суд, направлении положений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления, находится за пределами рассмотрения спора по настоящему делу, предметом которого является оспаривание конкретного ненормативного акта. Суд не вправе подменять собой компетентный орган.
Понесенные заявителем судебные расходы в соответствии со статьёй 110 АПК РФ относятся судом на Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 29.12.2020 в части признания необоснованной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Сфера-Недвижимости" на действия заказчика - Администрации Анжеро-Судженского городского округа при проведении электронного аукциона №0139300000420000323, прекращении производства.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сфера-Недвижимости", Кемеровская область - Кузбасс, Анжеро-Судженский г.о., город Анжеро-Судженск (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Ю.Ю. Кормилина