ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-6343/2023 от 08.09.2023 АС Кемеровской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Дело № А27-6343/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2023 г.  Решение в полном объеме изготовлено 12 сентября 2023 г.  Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Шикина Г.М., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вьюковой Е.К.,
рассмотрев в судебном заседании с участием представителя

истца по доверенности от 09.01.2023 № 01етс23 Покидовой О.В. 

дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью  «КузнецкТеплоСбыт» (ОГРН 1124217006902, ИНН 4217146884), город Новокузнецк,  Кемеровская область – Кузбасс, 

к комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка  (ОГРН 1114217000413, ИНН 4217131091), город Новокузнецк, Кемеровская область –  Кузбасс, 

о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Кузнецктеплосбыт» обратилось в  Арбитражный суд Кемеровской области с иском к муниципальному образованию  Новокузнецкий городской округ в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства  администрации города Новокузнецка о взыскании 161 768 руб. 36 коп. задолженности за  фактически поставленную тепловую энергию и горячую воду в жилые помещения,  расположенные по адресам: г. Новокузнецк, 

ул. Климасенко, 1/1-40 на сумму 22 784 руб. 15 коп. за период 01.01.2021-31.03.2022  ул. Климасенко, 1/1-43 на сумму 10 727 руб. 95 коп. за период 01.09.2021-31.03.2022  ул. Климасенко, 1/1-59 на сумму 6 075 руб. 83 коп. за период 01.05.2021-23.08.2021  ул. Березовая роща, 24-8 на сумму 5 478 руб. 78 коп. за период 17.06.2019-14.11.2019  ул. Березовая роща, 24-29 на сумму 3 177 руб. 07 коп. за период 01.09.2019-18.12.2019  ул. Березовая роща, 24-41 на сумму 2 059 руб. 10 коп. за период 07.10.2019-25.11.2019 

ул. Березовая роща, 24-46 на сумму 19 671 руб. 28 коп. за период с 07.10.2019-18.11.2021  пр. Авиаторов, 98-85 на сумму 25 847 руб. 42 коп. за период 01.05.2021-31.03.2022 

ул. Клименко, 6В-129 на сумму 24 326 руб. 04 коп. за период 01.01.2020-28.02.2022  ул. Горьковская, 1-67 на сумму 20 785 руб. 81 коп. за период 01.11.2020-31.03.2022  ул. Горьковская, 1-79 на сумму 2 639 руб. 86 коп. за период 01.12.2020-17.02.2021  ул. Березовая роща, 26-71 на сумму 18 195 руб. 07 коп. за период 01.08.2021-28.02.2022 

Требования основаны на положениях статей 8, 210, 309, 310, 539, 544, 1151, 1152,  1158 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 153, 155, 158  Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). 

Ответчик представил отзыв на иск, в котором указал, что отраслевым органом  администрации города Новокузнецка в сфере жилищно-коммунального хозяйства  является Комитет ЖКХ. 

В соответствии с подпунктами 3.1.1., 3.1.21. пункта 3.1 Положения о Комитете  жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка, утвержденного  решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.10.2010 

 № 12/158, Комитет ЖКХ организует управление муниципальным жилищным фондом на  условиях представительства. Заключает договоры с организациями, предоставляющими 


услуги по содержанию и ремонту общего имущества, коммунальные услуги в  муниципальном жилищном и нежилом фонде, не переданном в оперативное управление,  хозяйственное ведение, во владение, пользование. В соответствии с подпунктом 3.4.1  пункта 3.4 Положения, Комитет ЖКХ выполняет бюджетные полномочия главного  распорядителя бюджетных средств, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской  Федерации. 

С заявленными истцом требованиями не согласен, поскольку жилые помещения в  спорный период находились во владении и пользовании третьих лиц – нанимателей на  основании договоров найма. Считает, что истец не представил доказательств того, что в  спорный период жилые помещения были свободными. 

Однако, между ООО «КузнецкТеплоСбыт» и Комитетом ЖКХ отсутствуют  заключенные соглашения на предоставление субсидий и контракты. Следовательно, у  Комитета ЖКХ отсутствуют правовые основания для произведения оплат, так как не  представлены расходные документы, указанные в Бюджетном кодексе Российской  Федерации, как основание для проведения расчетных операций. 

Кроме того, просит отказать в удовлетворении исковых требований в части  взыскания неустойки и расходов по оплате государственной пошлины, указав на то, что в  силу статьи 125 ГКРФ от имени муниципальных образований приобретают и  осуществляют гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в  рамках их компетенции. В таких случаях Комитет ЖКХ действует в публичных  интересах, в качестве наделенного определенными полномочиями представителя  соответствующего публично-правового образования, а не в качестве учреждения,  наделенного гражданской правоспособностью (ст.49 ГК РФ), в связи с чем, Комитет ЖКХ  г. Новокузнецка должен быть освобождён от взыскания пени и возмещения судебных  издержек по оплате государственной пошлины. 

Также заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,  применении статьи 333 ГК РФ, а также срока исковой давности. 

В своих возражениях на отзыв истец указал на то, что предоставленные – типовой  договор найма помещения маневренного фонда № М-369 от 21.03 2017г., заключенный  между МБУ «Дирекция ЖКХ» города Новокузнецка и Гостюхиной Г.И.; типовые  договоры найма помещения маневренного фонда № М-552 от 30.07.2019г., № М-622 от  18.08.2020г., заключенные между МБУ «Дирекция ЖКХ» города Новокузнецка и  Кузнецовой О.Е., типовой договор найма помещения маневренного фонда № М-721 от  05.04.2022г., заключенный между МБУ «Дирекция ЖКХ» города Новокузнецка и  Прошкиной Н.О.; типовые договоры найма помещения маневренного фонда № М-538 от  28.05.2019г., № М-618 от 08.07.2020г., № М-686 от 24.08.2021г. и № М-765 от 20.12.2022г.,  заключенные между МБУ «Дирекция ЖКХ» города Новокузнецка и Романовым Д.Н.;  типовой договор найма служебного жилого помещения № С-343 от 26.07.2016г.,  заключенный между МБУ «Дирекция ЖКХ» города Новокузнецка и Мирошниченко Е.Г.;  типовой договор найма служебного жилого помещения № С-504 от 15.04.2022г.,  заключенный между МБУ «Дирекция ЖКХ» города Новокузнецка и Жихаревой Н.В.;  типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей № ДС- 649 от 24.09.2019г., заключенный между МБУ «Дирекция ЖКХ» города  Новокузнецка и Барсуковым А.Н.; типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей № ДС-799 от 14.04.2020г., заключенный между МБУ  «Дирекция ЖКХ» города Новокузнецка и Петровым А.В.; типовой договор найма жилого  помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № ДС-713 от 15.11.2019г.,  заключенный между МБУ «Дирекция ЖКХ» города Новокузнецка и Коноваловым А.О.;  типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без 


попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей № ДС-731 от 19.12.2019г., заключенный между МБУ «Дирекция ЖКХ» города  Новокузнецка и Прониным В.Е., – подтверждают факт передачи третьим лицам жилых  помещений из категории специализированного жилищного фонда. Также истец возразил  доводам ответчика относительно применения сока исковой давности. 

Перед судебным заседанием от истца поступило ходатайство об уточнении  исковых требований, в котором просит взыскать с ответчика 126 198 руб. 17 коп.: 

ул. Климасенко, 1/1-40 на сумму 22 784 руб. 15 коп. за период 01.01.2021-31.03.2022  ул. Климасенко, 1/1-43 на сумму 10 727 руб. 95 коп. за период 09.09.2021-31.03.2022  ул. Климасенко, 1/1-59 на сумму 6 075 руб. 83 коп. за период 01.05.2021-23.08.2021 

ул. Березовая роща, 24-8 на сумму 5 478 руб. 78 коп. за период 17.06.2019-14.11.2019  ул. Березовая роща, 24-29 на сумму 3 177 руб. 07 коп. за период 04.09.2019-18.12.2019 

ул. Березовая роща, 24-41 на сумму 2 059 руб. 10 коп. за период 07.10.2019-25.11.2019  ул. Березовая роща, 24-46 на сумму 2 296 руб. 16 коп. за период с 07.10.2019-25.11.2021 

пр. Авиаторов, 98-85 на сумму 25 847 руб. 42 коп. за период 20.05.2021-31.03.2022  ул. Клименко, 6В-129 на сумму 24 326 руб. 04 коп. за период 01.01.2020-28.02.2022  ул. Горьковская, 1-67 на сумму 20 785 руб. 81 коп. за период 01.11.2020-31.03.2022  ул. Горьковская, 1-79 на сумму 2 639 руб. 86 коп. за период 17.12.2020-17.02.2021 

Согласно частям 1, 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ) истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде  любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела  в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично,  увеличить или уменьшить размер исковых требований. 

Уменьшение размера исковых требований судом принято к рассмотрению. 

Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, суд рассмотрел спор в отсутствие ответчика. 

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил  следующее. 

В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии  Кемеровской области от 30.11.2012 № 396 ООО «КузнецкТеплоСбыт» является  теплоснабжающей организацией, осуществляющей производство и поставку тепловой  энергии и горячей воды потребителям города Новокузнецка, для которой  постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от  20.12.2016 №№ 628, 629, от 07.12.2017 № 454, от 12.12.2017 № 485, от 19.12.2018 №№ 609,  610, от 19.12.2019 №№ 669, 670, от 15.12.2020 №№ 575, 576 были утверждены  долгосрочные тарифы на тепловую энергию и теплоноситель на 2016-2023 годы. 

Как следует из материалов дела, в период с сентября 2019 года по март 2022 года  истец (ресурсоснабжающая организация) осуществлял поставку тепловой энергии на  отопление и горячее водоснабжение в жилые помещения, находящиеся в  многоквартирных домах, по адресам: г. Новокузнецк, ул. Климасенко, 1/1-40; ул.  Климасенко, 1/1-43; ул. Климасенко, 1/1-59; ул. Березовая роща, 24-8; ул. Березовая роща,  24-29; ул. Березовая роща, 24-41; ул. Березовая роща, 24-46; пр. Авиаторов, 98-85; ул.  Клименко, 6В-129; ул. Горьковская, 1-67; ул. Горьковская, 1-79. 

Всего предъявлена ко взысканию стоимость коммунальных ресурсов в размере  126 198 руб. 17 коп. 

Договор теплоснабжения в отношении спорных объектов на день судебного  разбирательства между истцом и ответчиком не заключен. 

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами не  оспариваются. 

Ответчиком оплата потребленного ресурса произведена не была, что явилось  основанием для направления претензии от 15.04.2022 № 389, а затем - обращения истца в  арбитражный суд с исковым заявлением. 

Изучив материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и 


подлежащими удовлетворению частично, исходя из следующего. 

Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из  оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий  граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими  актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают  гражданские права и обязанности. 

В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую  компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по  предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по  общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание  жилого помещения. 

Подпунктом "б" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 

 № 354 (далее – Правила № 354), пунктом 4 Правил, обязательных при заключении  управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным  кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров  с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), установлено, что, по  общему правилу, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг  обязана заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение  коммунальных ресурсов, в том числе в целях предоставления коммунальной услуги и  (или) потребления при содержании общего имущества МКД. 

Положения статей 155, 157.2, 161 ЖК РФ, Правил № 124 предусматривают два  способа определения объема обязательств управляющей компанией по оплате  коммунальных ресурсов, поставляемых РСО: 1) по договорам, заключенным между  управляющей компанией и РСО, предметом которых является покупка ресурса на  предоставление коммунальных услуг и для целей содержания общего имущества (далее –  СОИ), применению подлежит пункт 21 Правил № 124; 2) по договорам, заключенным на  приобретение коммунальных ресурсов на цели СОИ МКД, применяются положения  пункта 21(1) Правил № 124. 

Для целей применения положений пункта 21(1) Правил № 124 предметом  правоотношений является исключительно поставка ресурса для целей СОИ в МКД. В  обратной ситуации, когда исполнителем коммунальных услуг является управляющая  компания, подлежат применению положения пункта 21 Правил № 124. 

При таких обстоятельствах в предмет доказывания по делу входит установление  наличия либо отсутствия в МКД управляющей организации и вид заключенного ею и  собственниками помещений в МКД договора ресурсоснабжения. 

К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через  присоединенную сеть согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ применяются правила о  договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547). 

Из пунктов 1, 2 статьи 539, пункта 1 статьи 544 ГК РФ, пункта 1 статьи 15  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что договор  теплоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего  установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства,  присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого  оборудования; по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется  подавать через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и (или)  теплоноситель, а абонент обязуется оплачивать фактически принятое количество энергии. 

Из содержания статей 539, 544, 548 ГК РФ следует, что абонент (потребитель)  обязан оплачивать принятую тепловую энергию в соответствии с данными ее учета, если  иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. 


Количество поданной абоненту и использованной им энергии согласно пункту 1 статьи  541 ГК РФ определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. 

Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие  установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает  потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии  (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с  договором энергоснабжения»). 

В соответствии со статьей 210 ГК РФ обязанность по содержанию имущества несет  его собственник, если иное не предусмотрено законом и договором. 

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на  содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на  содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве  общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт  жилого помещения (статьи 39 и 158 ЖК РФ). 

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям,  является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права  собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье  125 ГК РФ

Следовательно, в силу прямого указания закона обязанность несения расходов по  оплате коммунальных услуг, содержанию имущества возложена как на собственников  жилых помещений, так и на собственников нежилых помещений, в том числе органы  местного самоуправления. 

В части 1 статьи 157 ЖК РФ указано, что размер платы за коммунальные услуги  рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по  показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления  коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов  Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской  Федерации. 

Как установлено частью 11 статьи 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками,  нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за  жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение  платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов  потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного  отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством  Российской Федерации. 

В силу пункта 56(2) Правил № 354, при отсутствии постоянно и временно  проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с  учетом количества собственников такого помещения. 

Факт принадлежности спорных помещений муниципальному образованию  Новокузнецкий городской округ подтвержден выписками из Единого государственного  реестра недвижимости. 

Обязанность по оплате стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в данные  жилые помещения, лежит на ответчике как на собственнике помещений в силу положений  статьи 210 ГК РФ, статьи 155 ЖК РФ

Из содержания договоров найма жилого помещения для детей сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, заключенных между МБУ «Дирекция ЖКХ» города  Новокузнецка и физическими лицами, усматривается, что жилые помещения, относятся к  маневренному жилищному фонду и предназначено для временного проживания в нем. 

В силу подпункта 1 пункта 12, подпунктов 5 пункта 13 наймодатель имеет право  требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги и 


обязан обеспечить предоставление таких услуг. Согласно подпункту 6 пункта 7 договора,  наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные  услуги, несвоевременное внесение этих платежей влечет начисление пеней в порядке  статьи 155 ЖК РФ

Таким образом, из содержания указанного договора следует, что наниматель  вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю, то есть  собственнику помещения. 

Пунктом 1 статьи 19 ЖК РФ установлено, что под жилищным фондом понимается  совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской  Федерации. 

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:  жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд,  индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования. 

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее -  специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения; жилые  помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в  домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для  временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для  временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной  защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей. 

Часть 1 статьи 157.2 ЖК РФ допускает заключение прямых договоров на оказание  коммунальных услуг между каждым собственником помещений в МКД и РСО в случае  принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения,  предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. 

Положения пункта 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ распространяются на отношения с  участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ, в том числе  с участием нанимателя жилого помещения по договору социального найма; нанимателя  жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального  использования; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения  государственного или муниципального жилищного фонда. 

Таким образом, данная норма не распространяет свое действие на помещения  специализированного жилищного фонда. 

Поскольку прямые договорные отношения на предоставление коммунальной  услуги РСО с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством  не предусмотрены, обязанность по оплате поставленных коммунальных ресурсов в  отношении соответствующих жилых помещений возлагается на их собственника. 

Факт потребления тепловой энергии, горячей воды в жилых помещениях,  расположенных в многоквартирных жилых домах по адресам: ул. Климасенко, 1/1-40 на  сумму 22 784 руб. 15 коп. за период 01.01.2021-31.03.2022; ул. Климасенко, 1/1-43 на  сумму 10 727 руб. 95 коп. за период 09.09.2021-31.03.2022; ул. Климасенко, 1/1-59 на  сумму 6 075 руб. 83 коп. за период 01.05.2021-23.08.2021; ул. Березовая роща, 24-8 на  сумму 5 478 руб. 78 коп. за период 17.06.2019-14.11.2019; ул. Березовая роща, 24-29 на  сумму 3 177 руб. 07 коп. за период 04.09.2019-18.12.2019; ул. Березовая роща, 24-41 на  сумму 2 059 руб. 10 коп. за период 07.10.2019-25.11.2019; ул. Березовая роща, 24-46 на  сумму 2 296 руб. 16 коп. за период с 07.10.2019-25.11.2021; пр. Авиаторов, 98-85 на сумму  25 847 руб. 42 коп. за период 20.05.2021-31.03.2022; ул. Клименко, 6В-129 на сумму  24 326 руб. 04 коп. за период 01.01.2020-28.02.2022; ул. Горьковская, 1-67 на сумму 20 785  руб. 81 коп. за период 01.11.2020-31.03.2022; ул. Горьковская, 1-79 на сумму 2 639 руб. 86  коп. за период 17.12.2020-17.02.2021, подтвержден материалами дела, ответчиком не  опровергнут. 


Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований  своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы  местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами,  определяющими статус этих органов. 

В соответствии со статьями 158 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской  Федерации по искам, предъявляемым к муниципальному образованию о взыскании  денежных средств за счет средств казны муниципального образования, его интересы  представляет главный распорядитель бюджетных средств. 

Комитет ЖКХ, согласно Положению о Комитете жилищно-коммунального  хозяйства администрации города Новокузнецка, утвержденному решением  Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.10.2010 № 12/158,  организует управление муниципальным жилищным фондом на условиях  представительства по жилому фонду, в том числе по свободным нежилым помещениям,  находящимся в муниципальной собственности; заключает договоры с организациями,  предоставляющими коммунальные услуги в муниципальном жилищном и нежилом  фонде, не переданном в оперативное управление, хозяйственное ведение, во владение,  пользование; осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя  (распорядителя) бюджетных средств (пункты 3.1.1, 3.1.21, 3.4.2). 

Ответчик заявил ходатайство о снижении размера неустойки в соответствии с  положениями статьи 333 ГК РФ

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате  неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе  уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим  предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии  заявления должника о таком уменьшении. 

Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом,  осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных  случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором  размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды. 

Ответчик не представил доказательств явной несоразмерности неустойки  последствиям нарушения обязательств и получения истцом необоснованной выгоды. 

С учетом изложенного, основания для удовлетворения ходатайства ответчика об  уменьшении неустойки судом не усматриваются. 

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности взыскания  задолженности. 

В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по  иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года  со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто  является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 196 ГК  РФ). 

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для  отказа в иске (абзац 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ). 

В соответствии с пунктом 15 постановления № 43 истечение срока исковой  давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 3  статьи 199 ГК РФ). Если не будет установлено, что сторона по делу пропустила срок  исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для  истца – физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении  срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим  мотивам, без исследования иных обстоятельств дела. 

Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского  кодекса Российской Федерации об исковой давности» предусматривается, что течение 


исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо,  обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени  юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического  лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). 

Исковое заявление, поданное 03.08.2022 в рамках дела № A27-14388/2022 было  оставлено без рассмотрения. Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации  г. Новокузнецка узнал о наличии задолженности по жилым помещениям, указанным в  Расчете общей суммы задолженности, в августе 2022 года. 

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что заявленный в настоящем деле  спорный период не выходит за пределы исковой давности 

При таких обстоятельствах исковые требования признаны судом обоснованными и  подлежащими удовлетворению на основании статей 309, 310, 539-544 ГК РФ, с  отнесением на ответчика расходов по уплате государственной пошлины в соответствии со  статьей 110 АПК РФ

Освобождение ответчика от уплаты государственной пошлины на основании  подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не  влияет на порядок взыскания судебных расходов на основании части 1 статьи 110 АПК  РФ. Суд в этом случае возлагает на ответчика не обязанность по уплате государственной  пошлины в бюджет, а обязанность компенсации истцу судебных расходов, от уплаты  которых ответчик не освобожден (пункт 21 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении  законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных  судах»). С учетом изложенного, доводы ответчика о невозможности возложения на него  обязанности по возмещению истцу расходов по уплате государственной пошлины, судом  отклонены. 

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города  Новокузнецка (ОГРН 1114217000413, ИНН 4217131091), город Новокузнецк, Кемеровская  область – Кузбасс, в пользу общества с ограниченной ответственностью  «КузнецкТеплоСбыт» (ОГРН 1124217006902, ИНН 4217146884), город Новокузнецк,  Кемеровская область – Кузбасс, 126 198 руб. 17 коп, а также 4 786 руб. расходов по уплате  государственной пошлины. 

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «КузнецкТеплоСбыт»  (ОГРН 1124217006902, ИНН 4217146884), город Новокузнецк, Кемеровская область –  Кузбасс, из федерального бюджета 5 869 руб. государственной пошлины, уплаченной по  платёжному поручению от 06.04.2023 № 1153. 

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой  арбитражный апелляционный суд, г. Томск, через Арбитражный суд Кемеровской  области. 

Судья Г.М. Шикин

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 01.03.2023 0:32:00

Кому выдана Шикин Герман Михайлович