АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, Кемерово, 650000; информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05;
www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-668/2015
23 апреля 2015 года
Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2015 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л., при ведении протокола предварительного судебного заседания и аудио протоколирования секретарем судебного заседания Бахаевой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Детская поликлиника № 16» (г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным решения от 02.12.2014 № 052 049 14 РК 0004962 в части
при участии:
от заявителя – ФИО1 (паспорт, доверенность от 10.10.2014),
от пенсионного фонда – не явились
у с т а н о в и л:
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская поликлиника № 16» (далее по тексту – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее по тексту – пенсионный фонд) от 02.12.2014 № 052 049 14 РК 0004962 в части привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, предусмотренного пунктом 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ и наложении штрафа в размере 180 296,86 рублей.
Пенсионный фонд, надлежащим образом уведомленный в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, о причинах неявки не известил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Судом в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя пенсионного фонда.
В ходе судебного заседания представитель учреждения заявленные требования поддержал, изложил доводы в обоснование своей позиции по спору.
Как следует из материалов дела, требования заявителя мотивированы отсутствием в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Заявитель указывает, что отчетность по форме РСВ-1 за полугодие 2014 года сдана учреждением в установленный действующим законодательством срок, при этом представление отчетности с ошибками не свидетельствуют о его непредставлении. Таким образом, по мнению заявителя, основания для привлечения Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Детская поликлиника № 16» к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 46 Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ, в рассматриваемом случае отсутствуют.
Согласно поступившего отзыва на заявление, пенсионный фонд с требованиями заявителя не согласен, считает оспариваемое решение законным и обоснованным. Пенсионный фонд указывает, что отчетность по форме РСВ-1 за полугодие 2014 года учреждением представлена с нарушением установленного срока – 15.10.2014. Ссылаясь на Административный регламент, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты от 22.10.2012 №329н, указывает, что в случае выявления неустранимых ошибок и замечаний, расчет возвращается заявителю с уведомлением о невозможности его принятия. Таким образом, пенсионный фонд считает, что обязанность по представлению обществом расчета по установленной форме не исполнена. В связи с чем, привлечение учреждения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 46 Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ правомерно, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Более подробно доводы сторон изложены в заявлении и отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обществом. По результатам камеральной проверки составлен акт проверки, в последующем принято решение № 052 049 14 РК 0004662 от 02.12.2014 года«о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», которым учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 46 Федеральный закон N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 180296,86 рублей, начислены пени по страховым взносам в размере 16 683,83 рублей.
Основанием для привлечения учреждения к ответственности послужило непредставление в установленный законом срок в пенсионный фонд расчета по страховым взносам РСВ-1 за полугодие 2014 года.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2,3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона №212-ФЗ данный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская поликлиника № 16» является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Обязанность плательщиков страховых взносов правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами предусмотрена пунктом 1 статьи 18, подпунктами 1,2 пункта 2 статьи 28 Федерального закона №212-ФЗ.
Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (пункт 1 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2014 года не позднее 15.08.2014 года.
Как установлено пенсионным фондом в ходе камеральной проверки, в нарушение установленного срока учреждение представило по электронным каналам связи расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2014 года с нарушением срока, установленного законодательством, а именно 15.10.2014 года.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
При этом частью 1 статьи 40 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Вместе с тем, данный расчет первоначально направлялся страхователем в пенсионный фонд своевременно (08.08.2014, 15.08.2014) по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде, однако файл не принят органом контроля по причине содержащихся в них ошибок. Наличие в представленной отчетности заявитель обосновывает реорганизацией учреждения, а временной промежуток предоставления исправленной формы расчета РСВ-1 техническим сбоем в программе учреждения.
Направление заявителем отчетности по форме РСВ-1 в пенсионный фонд в срок до 15.08.2014 подтвержден материалами дела, в том числе подтверждением получения сведений о застрахованных лицах, протоколом проверки, уведомлением о невозможности принятия единой формы отчетности РСВ-1 ПФР, протоколом контроля сведений о застрахованных лицах, журналом форматно-логической проверки файла. В свою очередь, данные обстоятельства пенсионным фондом не опровергнуты.
Суд считает несостоятельной ссылку органа ПФР на пункт 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота пенсионного фонда Российской Федерации, утверждённого Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р, поскольку названным пунктом установлен порядок оформления документов, подтверждающих факт доставки, приема документов. Данная технология обмена документами предназначена для организации защищенного юридически значимого электронного документооборота. Основания и порядок привлечения к ответственности, исполнения обязанности по предоставлению страхователем сведений определяются Федеральным законом №212-ФЗ. Между тем, судом установлено отсутствие вины в действиях страхователя в связи с непредставлением сведений 15.08.2014 года в пенсионный фонд.
Факт своевременного представления страхователем сведений в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), принятие всех зависящих от страхователя мер по соблюдению установленного срока представления сведений подтвержден материалами дела и не опровергнут пенсионным фондом.
У суда нет оснований для вывода о непредставлении расчета, поскольку представленные в пределах установленного срока расчеты не были пустыми, но содержали сведения, имеющие недочеты и несоответствия.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что представление в установленный срок расчета по страховым взносам, содержащего ошибки и несоответствия, не может являться основанием для привлечения учреждения к ответственности по ч.1 ст.46 Федерального закона №212-ФЗ, в связи с чем требования заявителя о признании недействительным решения органа ПФР 02.12.2014 № 052 049 14 РК 0004962 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 180 296,86 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в размере 3000 рублей подлежат взысканию с пенсионного фонда в пользу общества.
Руководствуясь статьями 101, 102, 110, 167–170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным, как несоответствующее нормам Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г., решение 05204914РК0004962 от 02.12.2014 г. «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части штрафа по п.1 ст. 46 Федерального закона №212-ФЗ в размере 180 296,86 руб.
Взыскать с УПФР в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области в пользу МБУ «Детская поликлиника №16» понесенные судебные расходы в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента его принятия.
Судья А.Л. Потапов